Слайд 1Лекция №7
Тема:
Средства делового общения
Слайд 2Вопросы:
Речевая культура и ее место в деловом общении
Невербальные средства
делового общения и их специфика.
Слайд 3Ключевые понятия и термины
коммуникация,
вербалика и невербалика,
кинестика, такесика,
проксемика,
просодика
и экстралингвистика
культура речи
Слайд 4Интеллигентность
степень образованности и воспитанности человека, проявляющиеся как готовность к постоянной
умственной деятельности, к освоению своей и иной культуры, как способность
постоянно приобретать знания, понимать других людей.
Слайд 5Заповеди нравственного общения интеллигента
1. Доверие (убежденность в чьей-нибудь честности, порядочности;
вера в искренность и добросовестность кого-нибудь) к тому с кем
общаешься. Вера в то, что Человек расположен к общению.
В деловой сфере: «Доверяй, но проверяй»
2. Уважение к тому с кем общаешься.
Признание того, что Человек – высшая ценность в общении.
Слайд 6Заповеди нравственного общения интеллигента
3. Уступчивость (склонность соглашаться с другими в
спорных ситуациях, в большей или меньшей степени отказываясь от своей
позиции) в общении.
В деловой сфере – принципиальность и сговорчивость
4. Внимание (психический процесс) и внимательность – секрет интеллегентности в общении. Внимательность/сосредоточенность - качество личности удерживать внимание
Слайд 7Наставления для интеллигента
Не наступать, а уступать.
Не захватить, а
отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не орать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Помогут ли эти наставления избежать ненужных конфликтов?
Слайд 8Ф. Честерфилд
«Письма к сыну»
Умение читать приобретается чтением книг, но гораздо
более необходимое умение — познание мира — можно приобрести, только
читая человека и изучая самые разные его издания.
Слайд 9Средства общения
1. Вербальные средства общения - передается чистая
словесные информация. Язык – это знаковая система сознательной речи.
2. Невербальные средства общения – это знаковая система невербальных коммуникаций (НВК) – семиотика бессознательного.
Слайд 10Альберт Мейерабиан
Передача информации происходит за счет:
вербальных средств (только слов) на
7% (ЧТО мы говорим),
звуковых средств (включая тон голоса, интонации
звука) — на 38%, (КАК мы говорим),
а за счет невербальных средств на 55%.
- что мы ПОКАЗЫВАЕМ, когда говорим.
Слайд 11Даниэл Уэбстер
Заберите у меня все, чем я обладаю.
Но
оставьте мне мою речь.
И скоро я обрету все, что имел.
Слайд 12
Четыре вида речевой деятельности (зависит от профессии)
говорение (35% рабочего
времени)
написание (9% рабочего времени);
восприятие информации – слушание (40% рабочего
времени)
чтение (16% рабочего времени).
ДО - умение говорить и умение слушать.
Слайд 13Официально-деловой стиль общения
обслуживает сферу правовых, управленческих, социальных отношений
Реализуется:
в письменной форме
(деловая переписка, нормативные акты, делопроизводство),
в устной форме (отчетный
доклад на собрании, выступление на деловом совещании, служебный диалог, беседа, переговоры).
Слайд 14Устная форма ДО
широко используются речевые клише и речевые шаблоны:
-
для выражения признания — приносим наши извинения за...;
- выражения
просьбы — мы очень рассчитываем на вашу помощь в...;
- выражения одобрения и согласия — я полностью согласен с вашим мнением...;
- завершения разговора — я полагаю, что сегодня мы обсудили все наши вопросы...
Слайд 15Культура речевого общения
- это искусство практического словесного воздействия, предоставляющее возможность
мастерски использовать слово как инструмент мысли и убеждения.
В. Зигерт
и Л. Ланг "Руководить без конфликтов"
Слайд 16Культура речевого общения предполагает
Способность оценить уровень мышления собеседника, его жизненный
опыт
обращаться к собеседнику на понятном для него языке, употреблять
простые, ясные и точные слова,
грамотно формулировать свою мысль.
Слайд 17Слагаемые культуры речи
1. Правильность речи - соответствие принятым литературным нормам:
договор, средства, мышление (ошибки раздражают)
2. Точность речи - соответствие мысляи
говорящего, осмысленность
3. Ясность речи – говори так, чтобы тебя нельзя было не понять.
4. Логичность речи – соответствие законам логики
Слайд 18Слагаемые культуры речи
Простота речи – отсутствие вычурности, доступность и доходчивость,
конкретность и конструктивность
Краткость речи – точнее и короче изложить суть
дела
Чистота речи – устранить жаргонные и вульгарные слова. Просторечия и диалекты. Брань и ругательство.
Слайд 19Слагаемые культуры речи
9. Живость речи - образность и эмоциональность -
пословицы и погворки
10. Содержательность речи
11. Убедительность - убедить собеседника в
своей точке зрения и склонить к сотрудничеству.
Слайд 20Этапы общения на вербальном уровне:
1 фаза общения - установление
контакта- приобщение к диалогу.
2 фаза общения - ситуационная ориентация
на стратегию и тактику будущего диалога - интерес.
3 фаза общения - активное обсуждение вопроса.
Слайд 21Этапы общения на вербальном уровне:
4 фаза общения - принятие
решения. Акцентация общих позиций. Диалогичность всех сторон решаемых проблем. Рациональный
уровень как условие эффективности финала общения.
5 фаза общения - выход из контакта. Гуманизм, нормативность, этикетность в продолжение возможных видов делового общения
Слайд 22Вывод
Язык – это показатель интеллектуальной и нравственной культуры личности руководителя,
отражающий уровень его образования, мышления в целом, и профессиональные знания,
в частности.
Слайд 23
Константин Станиславский
«Язык тела это ключ, который может открыть душу».
Слайд 24Невербальная коммуникация (невербалика или «язык тела»)
это сторона общения, состоящая
в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых
средств, представленных в какой-либо знаковой форме.
Слайд 26Кинестика (др.-греч. κίνησις — движение) —– общая моторика различных частей тела.
мимика
изучает движение мышц лица,
жестика – жестовые движения отдельных частей
тела,
пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, походку.
Слайд 27Мимика
Шесть основных эмоциональных состояний:
гнев, радость, страх, страдание,
удивление и отвращение
Основная информативная нагрузка - несут брови и область вокруг рта
(губы).
Слайд 29Взгляд или визуальный контакт
Через зрительный анализатор проходит 87% всей
информации (9% проходит через слуховой анализатор, 4% - информация, поступаемая
в мозг через остальные органы чувств).
Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону ("в пространство"),
когда мысль полностью готова, — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, — больше.
Слайд 30Три вида взгляда:
Деловой взгляд направлен на треугольник на
лбу партнера по переговорам.
Социальный взгляд направлен на треугольник, образованный
глазами и ртом речевого коммуниканта.
Интимный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и солнечным сплетением собеседника.
Слайд 31Взгляд выражает меру отношения личности к диалогу, общению в целом
Минимизация зрительного контакта с субъектами по общению проявляется в случае
негативного отношения к ним.
Максимализация зрительного общения с партнером по деловому общению выступает как условие позитивного отношения к личности, в равной мере как и опасность психологического вызова.
Слайд 32Жестика
«Жест – есть не движение тела, а движение души»
Ф. И.
Шаляпин
«Рука двигается тогда только, когда ударит в нее сердце».
М. М.
Сперанский
Слайд 33Жест (от лат. gestus — движение тела) –
— то внешнее
проявление внутреннего эмоционально-психологического состояния человека.
Жесты свидетельствуют об общей культуре
человека и его индивидуально-психологических особенностях.
Слайд 34Значение жестов
Они дают дополнительную к вербальной информацию о:
психическом состоянии партнера и о его отношение к участникам контакта,
к обсуждаемому вопросу;
выражают отношение не к любой, а к эмоционально значимой информации;
Слайд 35Жестикуляция в деловом общении
Жесты агрессивности – тесно сплетенные пальцы рук
на коленях, сжатый кулак, сжатые в кулак пальцы в кармане,
"указующий перст"
Жесты уверенности – подбородок высоко поднят, кисти рук – кончики пальцев соединены
Жесты неуверенности - раздражения-подкашливание, ёрзание в кресле; свист (но не художественный); поправляется что-либо, рука у рта в момент произнесения речи
Жесты несогласия - боковой взгляд, прикосновение к носу или легкое потирание века
Слайд 36Жестикуляция в ДО
5. Жесты разочарования – почесывание в затылке; ослабление
воротничка ("воротничок мешает"); удары ногой (по земле, воздуху и т.д.).
6.
Лживые жесты – притворное подкашливание,
Мужчины – потирание века и взгляд в сторону или в пол
Женщины - потирание под глазами и взгляд вверх
7. Жесты, относящиеся к оценке получаемой информации – кулак под подбородком – критич. оценка, наклоненная голова (интерес к собесед-нику, почесывание подбородка (в конфликтных дискуссиях .
Слайд 37Жестикуляция в ДО
8. Жесты и позы, выражающие готовность к каким-либо
действиям:
корпус вперед, руки на бедрах (обычно уверенность в своих
силах и готовносгь к активным действиям;
партнер сидит на кончике стула (тогда, когда он готов либо вскочить с места в любой момент, либо уйти при первом удобном случае).
Слайд 38Жестикуляция в ДО
9. Жесты, препятствующие общению:
скрещенные на груди руки
(воспринимаются как усталость или замкнутость).
Степень напряжения скрещенных рук говорит
о внутреннем напряжении);
скрещенные ноги и руки (порождают ощущение некоммуникабельности и демонстративности его поводения);
нога, закинутая на подлокотник кресла - явное пренебрежение к окружающему партнеру.
Слайд 39Жестикуляция в ДО
10. Особенности поведения и жестов, характерные для женщин:
препятствующие общению:
если женщине скучно, или общение вызывает у нее
безразличие, то она, сидя скрестив ноги, нячинает покачивать ногой;
если женщина во время разговора берет сумочку, любой предмет, то ей неприятно либо ее смущает тема разговора или вопросы партнера - она как бы хочет отгородиться от него.
Слайд 40Пантомимика - моторика всего тела: позы, осанка, походка
Поза — это
положение (размещение) индивидом своего тела по отношению к собеседнику, типичное
для данной культуры.
Тело человека способно принять около 1000 поз.
Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц.
Слайд 41Такесика
Динамические прикосновения определяется факторами:
статусом партнеров,
возрастом,
полом,
степенью
их знакомства.
Слайд 42Проксемика ("близость")
интимное общение (от 0 до 45 см) —
общение самых близких людей;
персональное (от 45 до 120 см) —
общение со знакомыми людьми;
социальное (от 120 до 400 см) — предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
публичное (от 400 до 750 см) — при выступлении перед различными аудиториями.
Слайд 43Ориентация и угол общения
Позиции за столом определяются характером общения:
напротив
– общение носит соперничающий или оборонительный характер;
угловая позиция – при
дружеской беседе;
с одной стороны стола – при кооперативном (деловом) общении;
по диагонали (с разных сторон стола) – независимая позиция
Слайд 44Просодика и экстралингвистика
Просодика – общее название ритмико-интонационных сторон речи: высоты,
громкости голоса, тембра, силы ударения.
Экстралингвистическая система – включение в речь
пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздохов.
Слайд 45Вывод
Знание широкого диапазона невербальных средств и способов
передачи информации в процессе делового общения позволяет руководителю определить образ
подчиненного, собеседника (партнера): его психо-рациональное состояние и оптимальный уровень эмоционально-чувственного контакта.