Разделы презентаций


Лекция: Самооценка детей с нарушением интеллекта

Содержание

Вопросы:Общее понятие самооценкиПонятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии.Развитие самооценки в онтогенезе.Особенности самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция: «Самооценка детей с нарушением интеллекта»

Лекция: «Самооценка детей с нарушением интеллекта»

Слайд 2Вопросы:
Общее понятие самооценки
Понятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии.
Развитие самооценки

в онтогенезе.
Особенности самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

Вопросы:Общее понятие самооценкиПонятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии.Развитие самооценки в онтогенезе.Особенности самооценки у подростков с нарушением

Слайд 3Вопрос 1
Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей,

собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также

это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения.
Вопрос 1Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди

Слайд 4Исследуя проблему самооценки и причины, влияющие на ее формирование психологи

(Адлер А., Архипова Е.А., Андрущенко Т.Ю., Кон И.С, К. Роджерс,

Хорни К., Эриксон Э., и др.) выявили факторы, оказывающие значительное влияние на самооценку. Сложившаяся самооценка есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях.
Исследуя проблему самооценки и причины, влияющие на ее формирование психологи (Адлер А., Архипова Е.А., Андрущенко Т.Ю., Кон

Слайд 5Отечественные психологи ( Божович Л.И, Кон И.С., Липкина А.И., Лисина

М.И) рассматривая проблему самооценки человека, подчеркивают важность его деятельности. Самооценка

формируется в результате деятельности, и через осознание результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств.
Главную роль в формировании личности играет социальная среда, издержки семейного и школьного воспитания и т. д. Факторы наследственного характера: тип нервной системы, физическое состояние организма и т. д. играют второстепенную роль.

Отечественные психологи ( Божович Л.И, Кон И.С., Липкина А.И., Лисина М.И) рассматривая проблему самооценки человека, подчеркивают важность

Слайд 6Самооценка у ребенка начинает складываться с раннего детства в семье,

которая в последующем существенно сказывается на установке, с которой он

приходит в школу.
Ведущей формой деятельности ребенка в школе становится учебная деятельность. Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребенка к самому себе, т.е. его самооценку.
Самооценка у ребенка начинает складываться с раннего детства в семье, которая в последующем существенно сказывается на установке,

Слайд 7Необходимым условием формирования личности ребенка является усвоение им моральных знаний

в процессе анализа и оценки поступков, отношений и качеств окружающих

его людей и самого себя. Знания о самом себе являются важным фактором становления личности.

Необходимым условием формирования личности ребенка является усвоение им моральных знаний в процессе анализа и оценки поступков, отношений

Слайд 8Самооценка играет важную роль в становлении личности и у детей

с нарушением интеллекта. Этой проблемой занимались такие ученые, как Дульнев

Г.М., Кожалиева Ч.Б., Кузьмицкая М.И., Намазбаева Ж.И., Ушакова И.П. и др..

Самооценка играет важную роль в становлении личности и у детей с нарушением интеллекта. Этой проблемой занимались такие

Слайд 9Вопрос 2
С. И. Ожегов определяет понятие самооценки, как оценка самого

себя, своих достоинств и недостатков. С психологической точки зрения- самооценка-

оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств, способностей, места в системе отношений с другими людьми.
Вопрос 2С. И. Ожегов определяет понятие самооценки, как оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. С психологической

Слайд 10Самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности -

ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости, а также ей отводится

ведущая роль в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития интегрирующий начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания.

Самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности - ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости, а

Слайд 11Главная функция самосознания - сделать доступным для человека мотивы и

результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть

на самом деле, познавать свой внутренний мир, переживать его, оценивать и определенным образом относиться к себе.
Я – концепция - это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая, как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие другими людьми, и относиться к себе.

Главная функция самосознания - сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять,

Слайд 12Я – концепция включает в себя 3 компонента:
- познавательный или

когнитивный (знание себя: образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости;
-

эмоциональный (самоуважение, себялюбие, самоунижение);
-поведенческий или оценочно - волевой (отношение к себе: стремление повысить свою самооценку, завоевать уважение, т.е. имеющий регулятивную функцию).

Я – концепция включает в себя 3 компонента:- познавательный или когнитивный (знание себя: образ своих качеств, способностей,

Слайд 13Самооценка, являясь составляющей Я- концепции относится к рефлексивным, феноменальным или

категориальным «Я». Роберт Бернс отмечал, что в узком смысле «Я

- концепция» и есть самооценка.

Роберт Бернс

И.С.Кон рассматривает «Я» в общем значении как самость(т.е. единство реальной идентичности индивида и его самосознания), и в структуре самости, выделяет три вида «Я», которым соответствуют определенные психологические процессы: экзистенциональное «Я», (самоконтроль), переживаемое «Я», (самоощущение) и категориальное «Я», которому соответствуют самопознание и самооценка, рассматриваемая как, когнитивное.

Самооценка, являясь составляющей Я- концепции относится к рефлексивным, феноменальным или категориальным «Я». Роберт Бернс отмечал, что в

Слайд 14Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем

ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в

степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог У. Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.

Самооценка = Успех/Притязания

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа

Слайд 15Л.И. Божович утверждала, что в своих притязаниях личность выдвигает требования

не только к ожидаемому успеху, но и к самому себе

- уровню, качеству, способу, своей активности при осуществлении деятельности.
Характеризуя самооценку личности, принято выделять адекватную, а так же завышенную или заниженную, т.е. неоптимальную, неадекватную. При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.
Л.И. Божович утверждала, что в своих притязаниях личность выдвигает требования не только к ожидаемому успеху, но и

Слайд 16Но самооценка может быть неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком

заниженной.
По мнению И.С.Кона, человек с завышенной неадекватной самооценкой не

желает осознавать, что все это- следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способности или неправильного поведения. Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствия дерзаний, невозможности реализовать свои возможности, способности.
Но самооценка может быть неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной. По мнению И.С.Кона, человек с завышенной

Слайд 17М.И. Лисина считает, что завышенная и заниженная самооценки являются в

равной мере нежелательными потому, что в первом случае имеется опасность

формирования и сохранения многих отрицательных качеств, таких как нетерпимость к мнениям других, высокомерие, во втором - безынициативность, трудность общения с другими.
М.И. Лисина считает, что завышенная и заниженная самооценки являются в равной мере нежелательными потому, что в первом

Слайд 18В процессе обучения учащиеся усваивают знания, развивается их мышление и

воспитываются определенные личностные качества. Усваивая нормы и ценности, школьник начинает

под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки.
В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего – путь еще не совершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности.

В процессе обучения учащиеся усваивают знания, развивается их мышление и воспитываются определенные личностные качества. Усваивая нормы и

Слайд 19Вопрос 3
Личность человека представляет собой сложную структуру, являющуюся продуктом его

развития. Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка,

т.е. оценка самого себя.
По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки - один из важнейших факторов развития личности ребенка.
Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих(взрослых и детей), а также собственной деятельности ребенка и собственной оценки ее результатов.

Вопрос 3Личность человека представляет собой сложную структуру, являющуюся продуктом его развития. Среди многих компонентов личности одним из

Слайд 20Формирование самооценки в течение первых семи лет жизни. У ребенка,

стремление к самопознанию и самооценке возникает впервые в общении с

близкими взрослыми.
Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения.
О моральных качествах ребенок судит по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому совпадает с внешней оценкой, прежде всего с оценкой близких взрослых.
Оценивая практические умения, 5 - летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. К 7 годам у большинства самооценка становится более адекватной.
Формирование самооценки в течение первых семи лет жизни. У ребенка, стремление к самопознанию и самооценке возникает впервые

Слайд 21По мнению М.И.Лисиной, дети с точными представлениями о себе воспитываются

в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени, положительно

оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников.
Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
Детей с завышенными представлениями о себе в семьях считают более развитыми, чем их ровесников, часто поощряют, в том числе подарками, хвалят при других детях и взрослых и редко наказывают.
По мнению М.И.Лисиной, дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно

Слайд 22Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих.

Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и

индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными. Самооценка, которая складывается у ребенка в семье, существенно сказывается на установке, с которой он приходит в школу. С поступлением в школу в жизни ребенка ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность, результаты этой деятельности оцениваются - оценкой.
От оценки зависит развитие учебной мотивации. Школьная оценка влияет на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не

Слайд 23По данным М.Э. Боцмановой и А.В. Захаровой, описывая качества наиболее

популярных сверстников, младшие школьники указывают в первую очередь на ум

и знания. Для развития у детей адекватной самооценки необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеют стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
По данным М.Э. Боцмановой и А.В. Захаровой, описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают в первую

Слайд 24В ходе учебно - воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает

критичность , требовательность к себе.
Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Если

самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя.
В ходе учебно - воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает критичность , требовательность к себе.Постепенно возрастает и

Слайд 25Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню

и неустойчивой.
Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже

постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в западной психологии называют «воображаемой аудиторией». Имея воображаемую аудиторию, подросток чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совершенно незнакомых прохожих на улице. Он все время открыт чужим взглядам, что усиливает его ранимость.
Подросток — еще не цельная зрелая личность. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании.
Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.Подростки, изучая себя, представляют, что и

Слайд 26При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное

«Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком

разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию».
Таким образом, самооценка подростка складывается под влиянием сравнения себя со сверстниками, собственно суждений сверстников и оценок взрослых.
При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального.

Слайд 27Вопрос 4
Проблемам обучения и воспитания детей с дефектами в развитии

большое внимание уделял Л.С.Выготский. Он считал, что нельзя ограничиваться констатацией

того, что у умственно отсталых более низкий интеллект, слабая воля, более примитивные эмоции и т.п., а необходимо опираться на здоровые стороны аномального ребенка в целях осуществления коррекционно-педагогической работы.
Вопрос 4Проблемам обучения и воспитания детей с дефектами в развитии большое внимание уделял Л.С.Выготский. Он считал, что

Слайд 28У младших умственно отсталых школьников самооценка неадекватна, правильные понятия о

своих возможностях не сформированы. Они не способны критично оценивать свои

действия и поступки. Эти дети или завышают чрезмерно, или, наоборот, занижают свои способности и нравственные качества. Если оценка взрослым способностей, черт личности, поступков ребенка без достаточных на то оснований бывает положительной, то у последнего формируется завышенная самооценка. В том случае, когда действия ребенка вызывают раздражение, недовольство окружающих и он слышит только порицания, формируется неправомерно заниженная самооценка.
У младших умственно отсталых школьников самооценка неадекватна, правильные понятия о своих возможностях не сформированы. Они не способны

Слайд 29М.И. Кузьмицкая в своих исследованиях говорит, что для младших умственно

отсталых учащихся характерен высокий уровень притязаний, поскольку они не могут

правильно оценить свои возможности. Учащиеся, не осознавая имеющихся у них отклонений в развитии, считают, что им доступна любая специальность, что они могут стать врачами, учителями, космонавтами, т.е. из всех немногих известных им специальностей называют самые для них доступные.
М.И. Кузьмицкая в своих исследованиях говорит, что для младших умственно отсталых учащихся характерен высокий уровень притязаний, поскольку

Слайд 30Ж.И. Намазбаева утверждает, что межличностные отношения в коллективе и самооценка

в большой мере определяются успехами в учебной деятельности школьников. Хорошо

успевающие ученики с адекватной или несколько заниженной самооценкой своих возможностей и успехов, как правило, занимают благоприятное место в коллективе. Умственно отсталые школьники со слабой успеваемостью, переоценивающие свои возможности, проявляющие завышенную самооценку и неадекватный уровень притязаний в сфере межличностных отношений чаще всего занимают неблагоприятное положение в коллективе сверстников.

Ж.И. Намазбаева утверждает, что межличностные отношения в коллективе и самооценка в большой мере определяются успехами в учебной

Слайд 31Учащимся старших классов вспомогательной школы присущ более высокий уровень самосознания.

Умственно отсталые подростки адекватно оценивают свои успехи в учебной деятельности.

С возрастом оценка своих интеллектуальных возможностей становится более реалистичной. По мере взросления и расширения социального опыта у многих умственно отсталых школьников старших классов возрастает осознание собственного дефекта.
Самооценка умственно отсталых учеников старших классов в значительной мере определяется видом выполняемой ими деятельности, учебным предметом и успехами в обучении
Учащимся старших классов вспомогательной школы присущ более высокий уровень самосознания. Умственно отсталые подростки адекватно оценивают свои успехи

Слайд 32В старших классах у учеников с недостатками умственного развития отчетливо

обнаруживается тенденция к адекватной самооценке. Показательно, что недооценка своих возможностей

обычно отмечается у учащихся с лучшей успеваемостью и соответственно с более высоким уровнем интеллекта. Для школьников, успевающих слабо, т.е. с более выраженной умственной отсталостью, характерна переоценка своих возможностей, т.е. завышенная самооценка и высокий уровень притязаний. Ж.И. Кожалиева отмечает, что в самооценке учащихся старших классов появляется новый компонент, они оценивают не только внутренние(личностные) качества, появляется оценка качеств внешних (физических). В их суждениях нередко звучит желание критически оценить свою внешность и внешность других людей.

В старших классах у учеников с недостатками умственного развития отчетливо обнаруживается тенденция к адекватной самооценке. Показательно, что

Слайд 33В исследовании А.В.Захаровой и Т.Ю.Андрущенко была выявлена взаимосвязь уровней сформированности

учебной деятельности с особенностями самооценки школьников. Относительно устойчивая, адекватная и

рефлексивная самооценка наблюдалась у детей с высоким уровнем сформированности учебной деятельности. Такие учащиеся обычно использовали в качестве средств самооценки анализ объекта деятельности и способов его преобразования. Низкому уровню сформированности учебной деятельности соответствовала недостаточная рефлексивность самооценки, ее большая категоричность и неадекватность.
В процессе коррекционного обучения происходит формирование адекватной самооценки у большинства умственно отсталых учащихся и ведущая роль в этом принадлежит учителю.



В исследовании А.В.Захаровой и Т.Ю.Андрущенко была выявлена взаимосвязь уровней сформированности учебной деятельности с особенностями самооценки школьников. Относительно

Слайд 34Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика