Слайд 1ЛЕКЦИЯ
Кубанский государственный медицинский университет
Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины
ТИПЫ
СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В МИРЕ. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ.
ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.
Слайд 2ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Система мер государственного характера, охватывающая все сферы деятельности общества, направленная
укрепление здоровья, предотвращение и лечение болезней, обеспечение санитарных условий труда,
быта, долголетия и продолжительной трудоспособной жизни.
II. Совокупность учреждений и организаций, специально созданных обществом для осуществления специфических санитарно-гигинических и лечебно-профилактических мероприятий
Слайд 3ЗДРАВООХРАНЕНИЕ –
КОМПРОМИСС
МЕЖДУ
МЕДИЦИНСКИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
и
ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Слайд 4Ограниченные
возможности
Растущие
потребности
Слайд 6ФУНКЦИИ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Сбор средств
Объединение средств
Покупка услуг
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ
Медицинская
помощь
отдельным
лицам
Медицинская
помощь
группам
лиц
ПРОИЗВОДСТВО
лекарственных средств
и медицинской
техники
Слайд 7Типы систем здравоохранения
Государственно-бюджетный тип системы здравоохранения
Частно-предпринимательский тип системы здравоохранения
Тип системы
здравоохранения, основанный на медицинском страховании
Слайд 8Государственно-бюджетный тип системы здравоохранения
Источник финансирования – бюджет
(по остаточному принципу)
Контроль качества медицинской помощи осуществляется вертикалью органов управления
здравоохранением
Полный контроль за деятельностью системы здравоохранения со стороны государства
Слайд 9Достоинства государственно-бюджетного типа системы здравоохранения
Бесплатность для населения медицинской помощи.
Равная доступность
для населения основных видов квалифицированной медицинской помощи.
Центральное и региональное планирование
здравоохранения.
Экономичное использование ресурсов.
Приоритет профилактическим программам.
Слайд 10Недостатки государственно-бюджетного типа системы здравоохранения
Низкий уровень материально-технического оснащения медицинских учреждений.
Ограниченный
выбор и низкий уровень качества медицинских услуг.
Низкий уровень оплаты труда
медицинского персонала.
Отсутствие заинтересованности медицинского персонала в результатах своего труда и повышении квалификации.
Неравенство доступности медицинской помощи для отдельных социальных групп и административных территорий.
Очереди в ЛПУ являются регулятором обеспечения населения медицинской помощью.
Высокие административные расходы, связанные с содержанием органов и учреждений управления здравоохранением.
Слайд 11Частно-предпринимательский тип системы здравоохранения
Источник финансирования – личные средства граждан
Контроль качества
медицинской помощи регулируется пациентом через судебные инстанции
Участие государства в деятельности
системы здравоохранения сведено к минимуму
Слайд 12Достоинства частно-предпринимательского типа системы здравоохранения
Высокий уровень материально-технического оснащения медицинских учреждений.
Широкий
выбор и высокий уровень качества медицинских услуг.
Высокий уровень оплаты труда
медицинского персонала.
Материальная заинтересованность медицинского персонала в результатах своего труда и повышении квалификации.
Отсутствие очередей в ЛПУ, оказывающих специализированную высокотехнологичную помощь.
Слайд 13Недостатки частно-предпринимательского типа системы здравоохранения
Высокая стоимость медицинской помощи.
Низкая доступность для
малоимущих слоев населения.
Недостаточное внимание к оказанию помощи на дому и
профилактическим мероприятиям.
Трудность регулирования и контроля качества медицинской помощи (основной инструмент контроля качества – судебные процессы).
Слайд 14
Тип системы здравоохранения, основанный на медицинском страховании
Источники финансирования – бюджет,
страховые взносы юридических и физических лиц, личные средства граждан
Контроль качества
медицинской помощи регулируется страховыми медицинскими организациями
Государство осуществляет координацию, регулирование, экспертно-аналитические и арбитражные функции в сфере системы здравоохранения
Слайд 15
Достоинства типа системы здравоохранения, основанного на медицинском страховании
Относительно высокий уровень
материально-технического оснащения медицинских учреждений.
Широкий выбор и высокий уровень качества медицинских
услуг.
Достаточно высокий уровень оплаты труда медицинского персонала.
Материальная заинтересованность медицинского персонала в результатах своего труда и повышении квалификации.
Отсутствие очередей в ЛПУ, оказывающих медицинскую помощь.
Возможность выбора страховой компании и ЛПУ.
Внешняя бесплатность для населения базового объема медицинской помощи.
Большое внимание контролю за качеством медицинской помощи и расходами со стороны страховых компаний.
Центральное и региональное планирование здравоохранения.
Слайд 16Недостатки типа системы здравоохранения, основанного на медицинском страховании
Неравенство доступности медицинской
помощи для отдельных социальных групп и административных территорий.
Низкий приоритет общественного
здравоохранения и профилактической медицины.
Высокие административные расходы, связанные с содержанием страховых медицинских организаций.
Тенденция к неоправданному росту стоимости медицинской помощи.
Слайд 17Социально-экономические модели систем здравоохранения в мире
Монопольная государственная модель здравоохранения.
Модель здравоохранения
без государственного регулирования.
Модель здравоохранения с государственным регулированием программ ОМС для
отдельных категорий граждан.
Модель здравоохранения с государственным регулированием программ ОМС для большинства граждан.
Модель здравоохранения на основе всеобщего государственного медицинского страхования.
Слайд 18
Монопольная государственная модель здравоохранения
(была характерна для СССР и стран-членов
СЭВ)
Основные признаки:
• высокая степень социальной защищенности граждан путем установления всеобщих
гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи;
• строгий государственный контроль за медицинской помощью;
• высокая степень мобилизационной готовности при чрезвычайных ситуациях;
• низкоэффективная бюрократическая система управления;
• низкая зарплата медицинских работников и отсутствие экономических стимулов в их работе;
• недостаток сервисных услуг и отсутствие конкурентной среды;
• отсутствие системы независимого контроля над качеством медицинской помощи;
• низкая эффективность использования ресурсов.
Слайд 19Модель здравоохранения без государственного регулирования
(характерна для ряда стран Азии
и Африки)
Основные признаки:
• основной источник финансирования медицинской помощи – личные
средства граждан;
• свободные (нерегулируемые) цены на медицинские услуги;
• свободный выбор врача;
• высокие доходы врачей;
• ограниченная доступность медицинской помощи для большинства граждан;
• прямооплатная схема финансирования медицинских услуг;
• отсутствие структур, обеспечивающих права медицинских работников и пациентов;
• роль государства сводится к обеспечению противоэпидемических и минимальных санитарных мероприятий в общественных местах.
Слайд 20Модель здравоохранения с государственным регулированием программ ОМС для отдельных категорий
граждан (характерна для США, ряда арабских, африканских и латиноамериканских стран)
Основные признаки:
• основной источник финансирования медицинской помощи – личные средства граждан и прибыль юридических лиц;
• большой выбор медицинских учреждений, врачей, создающих конкурентную среду на рынке медицинских услуг;
• свободное ценообразование на медицинские услуги;
• высокие доходы медицинских работников;
• высокая стоимость медицинских услуг;
• ограниченная доступность медицинской помощи для широких слоев населения;
• недостаточное внимание к помощи на дому м профилактике;
• гипердиагностика, выполнение дорогостоящих процедур без достаточных медицинских показаний;
• государственная поддержка отдельных категорий граждан.
Слайд 21Модель здравоохранения с государственным регулированием программ ОМС для большинства граждан
(О. Фон Бисмарк)
(характерна для Германии, Франции)
Основные признаки:
• наличие нескольких
основных источников финансирования (средства бюджета, страховые платежи);
• прямое налогообложение юридических лиц, высокая доля национального дохода, выделяемого на здравоохранение;
• наличие централизованной системы финансирования, основанной на независимых специализированных организациях (фондах, страховых компаниях);
• большое внимание со стороны финансирующих организаций к контролю качества медицинской помощи;
• регулируемое ценообразование на медицинские услуги, многообразие форм оплаты медицинской помощи;
• обеспечение высокого, гарантированного государством уровня качества оказания медицинской помощи.
Слайд 22Модель здравоохранения на основе всеобщего государственного медицинского страхования (У. Беверидж)
(характерна для Англии и ряда других стран Западной Европы, Канады,
Японии)
Основные признаки:
• наличие нескольких основных источников финансирования (средства бюджета, страховые платежи, личные средства граждан);
• наличие децентрализованной системы финансирования;
• гарантия государством базового объема бесплатной медицинской помощи для основной части населения;
• законодательное регулирование и контроль со стороны государства за деятельностью медицинских учреждений;
• ответственность государства за сбор средств, управление финансами, формирование госзаказа и установление цен на медицинские услуги;
• использование личных средств пациентов для частичной оплаты медицинских услуг.
Слайд 23Общие расходы на здравоохранение в Европе, в % от ВВП
Слайд 24Расходы на здравоохранение в пересчете на душу населения
Слайд 25Современная система здравоохранения в Российской Федерации
Стратегической целью реформирования системы здравоохранения
в РФ является создание модели здравоохранения на
основе всеобщего государственного медицинского страхования.
В настоящее время в России
сложился переходный тип системы
здравоохранения –
бюджетно-страховая медицина.
Слайд 26Основные признаки бюджетно-страховой медицины в РФ
• наличие нескольких источников финансирования,
среди которых бюджет – основной источник;
• гарантия государством базового объема
бесплатной медицинской помощи для основной части населения в рамках программы ОМС;
• центральное и региональное планирование здравоохранения;
• контроль за медицинской помощью со стороны государства (органов управления здравоохранением) и страховых компаний;
• регулируемое ценообразование на медицинские услуги, многообразие форм оплаты медицинской помощи;
• свобода выбора медицинских учреждений, врачей;
• широкий выбор и высокий уровень качества медицинских услуг;
• приоритет профилактическим программам;
• высокие административные расходы.
• относительно низкая заработная плата медицинских работников.
Слайд 27КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Внутренние источники:
Государственные источники финансирования
- федеральный,
региональные и местные бюджеты;
бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов (ОМС, социального
страхования, пенсионный);
Слайд 28КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Внутренние источники:
Негосударственные источники финансирования
Средства юридических
лиц
средства, направленные на ДМС (коллективное);
средства, направленные в ЛПУ на оплату
медицинской помощи (платные услуги);
благотворительные взносы или пожертвования;
средства от предпринимательской деятельности ЛПУ, направленные ими на собственное развитие.
Слайд 29КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Внутренние источники:
Негосударственные источники финансирования
Средства физических
лиц
средства, направленные на ДМС (индивидуальное);
средства, направленные в ЛПУ на оплату
медицинской помощи (платные услуги);
благотворительные взносы или пожертвования;
средства от предпринимательской деятельности медицинских работников, занимающихся частной практикой.
Слайд 30КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Внешние источники:
Безвозмездная и безвозвратная
международная финансовая помощь, несвязанная с государственными внешними заимствованиями, осуществленная, в
том числе, в натуральной форме (медицинское оборудование, медикаменты и др.);
Слайд 31
Всемирная организация здравоохранения
Слайд 32Всемирная организация здравоохранения
специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, крупнейшая международная медицинская
организация
Слайд 33Цель деятельности ВОЗ
достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья
Слайд 34История создания ВОЗ
В 1851 г. в Париже прошла I Международная
санитарная конференция, в которой участвовали 12 государств, в том числе
и Россия. Итогом работы этого форума предполагалось принятие Международной санитарной конвенции, которая определила порядок морского карантина в Средиземном море.
Слайд 35По окончании II Мировой войны в июле 1946 г. в
Нью-Йорке в соответствии с решением Международной конференции по здравоохранению было
решено создать ВОЗ. Устав ВОЗ был ратифицирован 7 апреля 1948 г., с тех пор этот день 7 апреля отмечается как
Всемирный день здоровья
Слайд 36ВОЗ несет ответственность за обеспечение ведущей роли:
при решении проблем
глобального здравоохранения;
установление норм и
стандартов;
Слайд 37 составление повестки дня для научных исследований в области здравоохранения;
разработку политики здравоохранения на основе фактических данных;
Слайд 38 обеспечение технической поддержки странам;
контроль за ситуацией в
области здравоохранения;
оценку динамики ее изменения.
Слайд 39Направление деятельности ВОЗ:
Совершенствование и укрепление национальных служб охраны здоровья;
Предупреждение инфекционных и неинфекционных заболеваний, борьба с их распространением;
3. Проблемы оздоровления и охраны окружающей среды;
4. Защита и охрана материнства и детства;
5. Подготовка специалистов в области медицины;
Слайд 416. Проведение медицинских и биологических исследований;
7. Сбор и изучение санитарной
статистики.
Слайд 42Состав ВОЗ:
Всемирная ассамблея по здравоохранению;
Всемирная ассамблея здравоохранения является высшим
органом ВОЗ, принимающим решения. Ее ежегодные сессии, в работе которых
принимают участие делегации из всех 194 государств-членов ВОЗ, проводятся в мае в Женеве.
Ассамблея здравоохранения назначает Генерального директора, контролирует финансовую политику Организации, а также рассматривает и утверждает проект программного бюджета.
Слайд 43 Исполнительный комитет
состоит из 34 членов, технически квалифицированных в
области здравоохранения. Члены Комитета избираются сроком на три года. Основными
функциями Комитета является проведение в жизнь решений и политики Ассамблеи здравоохранения, оказание ей консультативной помощи и общее содействие ее работе.
Слайд 44 Секретариат ВОЗ
В состав Секретариата ВОЗ входит около 8000
специалистов в области здравоохранения и других областях, а также других
сотрудников, работающих по срочным контрактам в штаб-квартире, шести региональных бюро и в странах.
Слайд 45Организацию возглавляет Генеральный директор, назначаемый Ассамблеей здравоохранения по представлению Исполнительного
комитета. Генеральный директор ВОЗ с 1 июля 2012 года по
30 июня 2017 года, избранный 65-й Всемирной ассамблеей здравоохранения - доктор Маргарет Чен.