Разделы презентаций


ЛФК в стоматологии

Содержание

ЧТО ТАКОЕ ЛФК?“Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение.”- Клемент Тиссо

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛФК в стоматологии

ЛФК в стоматологии

Слайд 2ЧТО ТАКОЕ ЛФК?
“Движение может заменить разные лекарства, но ни одно

лекарство не в состоянии заменить движение.”- Клемент Тиссо



ЧТО ТАКОЕ ЛФК?“Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение.”- Клемент

Слайд 3ЧТО ТАКОЕ ЛФК?
Лечебная физическая культура (ЛФК) — это самостоятельная медицинская

дисциплина, использующая средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений,

профилактики их обострений и осложнений, восстановления трудоспособности. Основным средством ЛФК являются физические упражнения.
ЧТО ТАКОЕ ЛФК?Лечебная физическая культура (ЛФК) — это самостоятельная медицинская дисциплина, использующая средства физической культуры для лечения

Слайд 4СРЕДСТВА ЛФК

СРЕДСТВА ЛФК

Слайд 5СРЕДСТВА ЛФК


Гимнастические упражнения являются наиболее благоприятными для воздействия на

организм больных, проходящих лечение на этапах стационар - поликлиника -

санаторно-курортное долечивание. При помощи этих упражнений можно дозировать физическую нагрузку и избирательно воздействовать на отдельные мышечные группы и функции внутренних органов.

Общеразвивающие упражнения подразделяются по принципу активности - активные, пассивные, активные с помощью, активные с усилием и по анатомическому признаку - для верхних и нижних конечностей; верхних конечностей и пояса верхних конечностей; пояса верхних конечностей и спины; пояса верхних конечностей и шеи; туловища; брюшного пресса и тазового дна . Можно выделить упражнения: корригирующие, на равновесие, с сопротивлением и отягощением, висы и упоры, ритмопластические движения.

Активно-пассивные упражнения выполняются больными с собственной или посторонней помощью. Больной сам себе или методист, захватывая нижнюю челюсть рукой за подбородок или зубной ряд, помогает выполнять движения нижней челюстью. В некоторых случаях пользуются механической тягой с помощью роторасширителя, амортизатора или специальных аппаратов.
СРЕДСТВА ЛФК  Гимнастические упражнения являются наиболее благоприятными для воздействия на организм больных, проходящих лечение на этапах

Слайд 6Жевательные мышцы
К жевательным относятся височная, жевательная, медиальная и латеральная крыловидные

мышцы. Сочетанные и разнообразные движения этих мышц вызывают сложные жевательные

движения.
Жевательные мышцыК жевательным относятся височная, жевательная, медиальная и латеральная крыловидные мышцы. Сочетанные и разнообразные движения этих мышц

Слайд 7Мимические мышцы
К мимическим мышцам относятся надчерепная (с лобными и затылочными

брюшками); мышца гордецов; круговая мышца глаза, сморщивающая бровь; круговая рта;

мышца, поднимающая угол рта; мышца, опускающая угол рта; щечная; мышца, поднимающая верхнюю губу; скуловая; мышца, опускающая нижнюю губу; подбородочная; мышца носа и мышцы уха.
Мимические мышцыК мимическим мышцам относятся надчерепная (с лобными и затылочными брюшками); мышца гордецов; круговая мышца глаза, сморщивающая

Слайд 8Общие нарушения
Местные нарушения
Расстройства функции дыхания в результате патологических изменений

в тканях приротовой области и носоглотки. Воспалительные процессы, болевые ощущения,

сопровождающие повреждения, вызывают недостаточную вентиляцию легких.

Нарушение акта глотания вследствие расстройств координационных действий различных групп мышц: щек, языка, мягкого неба и глотки.

Нарушение герметичности закрывания ротовой щели. При поражении костей челюстно-лицевого скелета нарушается функция прикрепленных к ним мышц.

Поражения приротовой области и органов полости рта лишают больных возможности производить различные звуки, речь их становится малопонятной.

расстройства правильного питания: жевания, переворачивания пищи языком, увлажнения языка слюной и др.

Лечебная физическая культура применяется при воспалительных явлениях и травматических повреждениях челюстно-лицевой области, нарушениях общего и местного характера.

Общие нарушенияМестные нарушения Расстройства функции дыхания в результате патологических изменений в тканях приротовой области и носоглотки. Воспалительные

Слайд 9Основные задачи ЛФК при лечении заболеваний и травм челюстно-лицевой области:

профилактика нарушений деятельности органов дыхания, кровообращения, обмена веществ;

улучшение крово-

и лимфообращения в зоне поражения с целью стимуляции процессов регенерации;

сохранение функции мимических и жевательных мышц непораженной половины лица;

улучшение психоэмоциональной сферы;

восстановление трудоспособности больного.
Основные задачи ЛФК при лечении заболеваний и травм челюстно-лицевой области:  профилактика нарушений деятельности органов дыхания, кровообращения,

Слайд 10Показания к назначению ЛФК:

Контрактуры челюстей:

- миогенные (воспалительные рубцовые, рубцовые неврогенные,

невромиогенные);

- артрогенные (воспалительные, рубцовые, неврогенные);

- неврогенные (паралитического характера);

Воспалительные процессы

в начальной стадии и в стадии ремиссии в мягких тканях (шейная, приротовая, подглазничная области, область жевательных мышц и височно-нижнечелюстного сустава;

Открытые и закрытые переломы нижней и верхней челюсти;

Послеоперационный период при вмешательствах на мягких и костных тканях
Показания к назначению ЛФК: Контрактуры челюстей:- миогенные (воспалительные рубцовые, рубцовые неврогенные, невромиогенные);- артрогенные (воспалительные, рубцовые, неврогенные);- неврогенные

Слайд 11Противопоказания к назначению ЛФК:

Общее тяжелое состояние больного, повышение температурной реакции

(температура тела выше 37,5 °С);

Наличие острого воспалительного процесса в области

поврежденных тканей;

Усиление болевых ощущений при физической нагрузке;

Опасность вторичного кровотечения в связи с наличием инородного тела вблизи сосудисто-нервного пучка или после операции на сосудах;

Недостаточная иммобилизация отломков поврежденной кости;

Наличие гнойных процессов;

Период после наложения отсроченных швов или после осложнений со стороны внутренних органов.
Противопоказания к назначению ЛФК: Общее тяжелое состояние больного, повышение температурной реакции (температура тела выше 37,5 °С);Наличие острого

Слайд 12Дыхательные упражнения

В терапии стоматологических больных применяют следующие разновидности дыхательных упражнений.

1.

Статические. При статических дыхательных упражнениях дыхание осуществляется без движения конечностями

и туловищем. Эти упражнения используются в основном для обучения больных правильному дыханию в процессе занятий, а также при самостоятельном выполнении ими таких упражнений под руководством методиста.

2. Динамические. При динамических дыхательных упражнениях дыхание осуществляется с участием вспомогательных дыхательных мышц, при движении конечностей, туловища. Необходима полная согласованность амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания.

3. Специальные. Специальные дыхательные упражнения проводятся для получения необходимого терапевтического эффекта. Данные упражнения в стоматологических клиниках применяются у больных с нарушениями внешнего дыхания: у детей с врожденными расщелинами неба и губ, после ринопластики, при лечении воспалительных процессов челюстно-лицевой области и др. Эти упражнения применяются для восстановления носового дыхания. В этих случаях проводятся дифференцированное носовое дыхание поочередно через одну ноздрю с зажиманием другой, через обе ноздри - при вдохе и выдохе через нос, а также при вдохе через нос и выдохе через рот.
Дыхательные упражнения В терапии стоматологических больных применяют следующие разновидности дыхательных упражнений.1. Статические. При статических дыхательных упражнениях дыхание

Слайд 13Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения

Слайд 14Для овладения навыком правильного дыхания проводят дыхательные упражнения с дозированным

сопротивлением из исходного положения лежа и сидя:

• диафрагмальное дыхание с

сопротивлением (с помощью рук методиста) в области края реберной дуги, ближе к середине грудной клетки; с помощью наложения мешочков с песком (от 0,5 до 1,5 кг массы) в области верхнего квадранта живота;

• дыхание в наполненный водой сосуд разной емкости (через резиновые трубочки различной длины и диаметра), надувание резиновых игрушек и мячей;

• локализованное произвольное дыхание;

• упражнения с произнесением согласных звуков.

Дыхательные упражнения для стоматологических больных рекомендуется проводить при произношении различных звуков (ж, з, и, к и др.) с движениями нижней челюсти (открывание рта, боковые движения челюстью).

Все специальные статические дыхательные упражнения проводят в комплексе с общеразвивающими упражнениями, динамическим дыханием, а также с лечебным массажем (пассивные упражнения).
Для овладения навыком правильного дыхания проводят дыхательные упражнения с дозированным сопротивлением из исходного положения лежа и сидя:•

Слайд 15Специальные гимнастические упражнения




Специальные упражнения для жевательных мышц:

открывание и закрывание рта из исходного положения сомкнутых челюстей;

открывание и закрывание рта из положения резцового смыкания зубов;

• выдвигание нижней челюсти вперед;

• боковые движения челюстей;

• открывание рта с одновременным выдвиганием нижней челюсти вперед;

• выдвигание нижней челюсти вперед с одновременным и движениям в стороны;

• круговые движения нижней челюсти с включением мимических мышц.

Специальные гимнастические упражнения   Специальные упражнения для жевательных мышц:• открывание и закрывание рта из исходного положения

Слайд 16 Специальные упражнения для мимических мышц:

• собирание губ в трубочку;

оттягивание верхней губы вниз;

• поднимание нижней губы вверх (достать верхнюю

губу);

• максимальное смещение ротовой щели попеременно то вправо, то влево;
• круговое движение губ;

• прищуривание глаз с поднятием мышц скуловой области вверх;

• попеременное прищуривание левого (правого) глаза с поднятием мышц скуловой области;

• сморщивание лба и поднятие бровей с последующим опусканием.

Специальные упражнения для мимических мышц: • собирание губ в трубочку;• оттягивание верхней губы вниз;• поднимание нижней

Слайд 17Специальные упражнения на координацию движений:

• открывание рта с одновременным запрокидыванием

головы, движением рук в различных направлениях, упражнениями для нижних конечностей

и позвоночника, дыхательными упражнениями и др.;

• движение нижней челюстью вперед и назад с одновременным движением головы вперед и назад;

• движение нижней челюстью попеременно вправо и влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону;

• доставание подбородком поочередно правого и левого плеча, груди;

• разведение рук в стороны, отклонив голову назад, открыв рот, затем скрестив руки перед грудью, опустив голову, закрыв рот.
Специальные упражнения на координацию движений: • открывание рта с одновременным запрокидыванием головы, движением рук в различных направлениях,

Слайд 18
В комплексе лечебных мероприятий при контрактурах височнонижнечелюстного сустава применяется механотерапия

с использованием специальных аппаратов, разработанных для стоматологической клиники.
Они передают

давление на весь зубной ряд и, что особенно важно, дают возможность пользоваться активно-пассивной гимнастикой (размыкание и смыкание челюстей).

Механотерапия

В комплексе лечебных мероприятий при контрактурах височнонижнечелюстного сустава применяется механотерапия с использованием специальных аппаратов, разработанных для стоматологической

Слайд 19Аппарат Оксмана, аппарат Лимберга, аппарат Метисиса

Аппарат Оксмана, аппарат Лимберга, аппарат Метисиса

Слайд 20Особенности применения физических упражнений в стоматологии

• В занятия ЛФК целесообразно

включать упражнения для различных мышечных групп с некоторым акцентом нагрузки

на плечевой пояс и шею.

• Мимические и жевательные мышцы расположены в одном регионе и поражаются в ряде случаев одновременно, поэтому в занятиях рекомендуется использовать упражнения для обеих групп мышц;

• Для более рационального распределения нагрузки необходимо чередовать упражнения для жевательных мышц с упражнениями для мимических мышц, охватывая при этом и другие группы мышц (общеразвивающие упражнения).

• Мимические мышцы приротовой области участвуют в выполнении не только основной функции, но и в актах глотания, дыхания, речи, приема пищи. Поэтому упражнения для их тренировки необходимо включать в занятия, даже если эта группа мышц не поражена;

При иммобилизации костных отломков челюстей рекомендуются упражнения в посылке импульсов к вертикальному движению челюстью (идеомоторные упражнения) и изометрическому напряжению мышц, а также упражнения для мимических и жевательных мышц;


Особенности применения физических упражнений в стоматологии • В занятия ЛФК целесообразно включать упражнения для различных мышечных групп

Слайд 21
Для восстановления силы мышц в процессе занятий ЛФК применяют упражнения

с сопротивлением (дозированным сопротивлением) в виде нагрузки на подбородок, выполняемой

рукой методиста, а затем самим больным;

Височно-нижнечелюстной сустав - парный, поэтому изолированно не могут осуществляться движения как в левом, так и в правом суставе. Это имеет значение в восстановлении функции, так как чаще всего патологический процесс располагается на одной половине лица. При выполнении упражнений необходимо следить за тем, чтобы непораженная половина лица помогала пораженной;


• занятия ЛФК повторяются больным (в начале лечения) не менее 2-3 раз в день под наблюдением методиста ЛФК или в виде самостоятельных занятий. В дальнейшем количество самостоятельных занятий должно постепенно увеличиваться до 5-8 раз в день;


Особенности применения физических упражнений в стоматологии

Для восстановления силы мышц в процессе занятий ЛФК применяют упражнения с сопротивлением (дозированным сопротивлением) в виде нагрузки

Слайд 22ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Различают три периода течения заболевания или травматического поражения челюстно-лицевой

области.

Первый период - период острого проявления патологического процесса. Он характеризуется

развитием воспалительных или реактивных воспалительных процессов в поврежденных тканях или значительной интоксикации.

Задачи ЛФК: профилактика возможных осложнений со стороны внутренних органов, улучшение крово и лимфообращения в зоне поражения с целью стимуляции репаративно-регенеративных процессов, профилактика развития грубых стягивающих рубцов в области слизистой оболочки рта и кожных покровов лица, контрактур жевательной мускулатуры и височно-нижнечелюстного сустава, выработка элементарных бытовых навыков (например, оттягивание угла рта для лучшего приема пищи, собирание губ в трубочку и др.), поддержание общей тренированности организма.

В этот период рекомедуется проводить упражнения для мышц, не связанных с поврежденными тканями, и дыхательные упражнения. Применяют дозированные движения общего характера и локальные (местные) для непораженных мышц, косвенно воздействующие на пораженные ткани.

Физические упражнения в этом периоде способствуют улучшению местного обмена, рассасыванию кровоизлияний и профилактике развития стягивающих рубцов.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ Различают три периода течения заболевания или травматического поражения челюстно-лицевой области.Первый период - период острого проявления

Слайд 23Второй период - подострый, характеризуется уменьшением или исчезновением воспалительных явлений

и улучшением общего состояния больного.
Задачи ЛФК: борьба с развитием контрактур,

восстановление подвижности височно-нижнечелюстных суставов, а также функций различных групп мышц.

Второй период

Второй период - подострый, характеризуется уменьшением или исчезновением воспалительных явлений и улучшением общего состояния больного.Задачи ЛФК: борьба

Слайд 24Рекомендуется проводить следующие специальные упражнения (на фоне общеразвивающих и дыхательных):

активные свободные, активные с помощью для нижней челюсти с максимально

возможной амплитудой движения;
• массаж языком поврежденной слизистой оболочки и собственно полости рта в целях уменьшения образования грубых рубцов;
• активные движения мимических мышц и массаж кожных покровов с целью профилактики рубцовых образований;
• активные движения с помощью и использованием резиновых пробок, клиньев, активные движения для височно-нижнечелюстного сустава;
• упражнения для языка в случае его повреждения для восстановления нормальной функции речи. В занятиях применяются упражнения вне полости рта и произношение гласных звуков, слогов, слов (например, высунуть язык в виде «лопатки» и расслабить его, загнуть язык крючком вверх, затем вниз, кончиком языка провести по зубному ряду с внешней стороны и др.).
После того как язык достиг хорошей подвижности, следует переходить к произношению букв и слов. В дальнейшем рекомендуется чтение вслух и нараспев.
Рекомендуется проводить следующие специальные упражнения (на фоне общеразвивающих и дыхательных):• активные свободные, активные с помощью для нижней

Слайд 25Третий период характеризуется восстановлением функции челюстно-лицевого аппарата. Он соответствует образованию

костной мозоли при повреждении костной ткани и окончанию рубцевания или

эпителизации при повреждениях мягких тканей.
Задача ЛФК - восстановление нарушенных функций пораженного органа и трудоспособности больного.

Средства ЛФК применяются при контрактурах челюстей, рубцовых изменениях в приротовой области, поражениях лицевого нерва, повреждении языка, мышц шеи.

Третий период

Третий период характеризуется восстановлением функции челюстно-лицевого аппарата. Он соответствует образованию костной мозоли при повреждении костной ткани и

Слайд 26Контрактура височно-нижнечелюстного сустава после хи­рургического вмешательства требует раннего применения ЛФК,

так как она имеет решающее значение для получения стойкого функционального

результата.

В первом периоде специальные упражнения для жеватель­ной мускулатуры назначают на 3—4-е сутки после операции, повторяя каждое из них 5—10 раз в медленном темпе с интер­валами 1—2 мин, избегая усилений боли и утомления жева­тельных мышц. Комплекс этих упражнений больной выпол­няет не менее 8—10 раз в день. Применение механотерапии с помощью различных аппаратов и приспособлений можно на­чинать на 6—8-е сутки после операции в сочетании с тепловы­ми процедурами и массажем.

Реабилитация больных с контрактурой височно- нижнечелюстного сустава

Контрактура височно-нижнечелюстного сустава после хи­рургического вмешательства требует раннего применения ЛФК, так как она имеет решающее значение для

Слайд 27Во второй период после снятия послеоперационных швов увеличивают продолжительность и

интенсивность функцио­нальной нагрузки на височно-нижнечелюстной сустав. Откры­вание рта, боковые, переднезадние

и круговые движения ниж­ней челюсти выполняют с максимальной амплитудой до появ­ления боли в области сустава.

Реабилитация больных с контрактурой височно- нижнечелюстного сустава

Во второй период после снятия послеоперационных швов увеличивают продолжительность и интенсивность функцио­нальной нагрузки на височно-нижнечелюстной сустав. Откры­вание

Слайд 28Реабилитация больных с контрактурой височно- нижнечелюстного сустава
Основной задачей третьего

периода лечебной гимнастики является восстановление полного объема движений в височно-нижнечелюстном

суставе и подготовка больного к трудовой деятельности. Методика занятий в этот период дополняется специальными упражнениями с сопротивлением движениям нижней челюсти в разных направлениях, пассивными упраж­нениями, выполняемыми пальцами больного или механотерапевтическими аппаратами и приспособлениями. При этом не­обходимо достигать полной амплитуды движений в суставе. Очень важно ежедневно контролировать, как больной откры­вает рот.

Реабилитация больных с контрактурой височно- нижнечелюстного сустава  Основной задачей третьего периода лечебной гимнастики является восстановление полного

Слайд 29Реабилитация пациентов с переломами скуловой кости и скуловой дуги
При таких

пере­ломах ЛФК назначается на 2—3-й день после оперативного вмешательства. В

ранний послеоперационный период (5—6-й день) процедура лечебной гимнастики, кроме дыхательных и общеукрепляющих упражнений, состоит из упражнений для мимических мышц, преимущественно щечной и щечно-скуловой области и упражнений, направленных на улучшение функ­ции височно-нижнечелюстного сустава. Весь комплекс боль­ной выполняет сидя перед зеркалом. Упражнения для мими­ческих и особенно жевательных мышц проводятся в медлен­ном темпе, больной без мышечного напряжения произносит звук «а».

Через 2—3 процедуры занятия дополняются упражне­ниями для мышц шеи: наклоны, повороты головы. Длитель­ность процедуры лечебной гимнастики — 12—15 мин. В само­стоятельных занятиях больным рекомендуется 3 раза в день выполнять упражнения, улучшающие функцию открывания рта. Перед занятием ЛГ и самостоятельными занятиями больные обязательно осуществляют туалет полости рта, набирая в полость рта дезинфицирующий раствор и энергично перегоняя его от одной щеки к другой.

Реабилитация пациентов с переломами скуловой кости и скуловой дугиПри таких пере­ломах ЛФК назначается на 2—3-й день после

Слайд 30Реабилитация пациентов с переломами скуловой кости и скуловой дуги
В позднем

послеоперационном периоде (7—10-й день) про­цедура ЛГ состоит также из общеукрепляющих

упражнений, преимущественно дыхательных, затрагивающих мышцы пле­чевого пояса, жевательные и мимические мышцы, чтобы вос­становить их симметричность и координацию движений ниж­ней челюсти. Упражнения для жевательных мышц выполня­ются больными не только для того, чтобы открывать рот, но и восстановить боковые движения челюсти, движения впе­ред. Процедура Л Г по времени увеличивается до 20 мин. В эти занятия обязательно включаются упражнения с целью усилить подвижность височно-нижнечелюстного сустава во всех направлениях, постепенно увеличивая амплитуду дви­жения.
Через 3—4 недели после операции для ликвидации оста­точных явлений травмы больной продолжает занятия ЛГ.

Реабилитация пациентов с переломами скуловой кости и скуловой дугиВ позднем послеоперационном периоде (7—10-й день) про­цедура ЛГ состоит

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика