Слайд 2Ты улыбкой как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь у каждого
в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то
сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Слайд 4А какие рассказы пишет Виктор Драгунский: смешные или грустные?
- Чему
учат рассказы Виктора Драгунского?
Какие рассказы Виктора
Драгунского вы уже
читали?
Слайд 5«Где это видано, где это слыхано…»
«Заколдованная буква»
«Друг детства»
Слайд 6«Ровно 25 кило»
«Что любит Мишка»
Слайд 7Виктор
Юзефович
Драгунский
(1913-1972)
Слайд 8Когда читаешь рассказы В. Драгунского, то кажется, что писатель прожил
несколько жизней. Он был и токарем, и режиссером, и лодочником,
и актером, и даже работал в цирке… клоуном. А когда в 40 лет у В. Драгунского родился сын Денис – он стал писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые, и дети. Читая рассказы В. Драгунского влюблен в своих героев, он понимает их мысли, чувства, переживания.
Бывает, он подшучивает над
своими героями, но это шутка
добрая, с любовью к ним.
Слайд 9Виктору Драгунскому было около пятидесяти лет, когда стали выходить его
книжки для детей.
Все рассказы разные: над одними смеёмся до
слёз, над другими задумываемся, грустим…(«Девочка на шаре», «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Заколдованная буква»).
Слайд 11Грановитая палата – памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из
древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий
отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы.
Слайд 12Тайна – 1. то, что скрывают от других, что не
всем известно
2. нечто неразгаданное, неясное.
3. скрытая причина чего-нибудь
Не клевещите -
ложное обвинение, наговоры.
Хрен - растение, корень которого содержит едкое эфирное масло, корень хрена употребляют в пищу как острую приправу к пище.
Язвительный – что это значит
злобно-насмешливый, стремящийся досадить.
Слайд 13Интеллигентный- образованный, культурный
человек.
Клевета́ — заведомо ложная порочащая информация или распространение заведомоложных сведений,
порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Язвительный – это злобно-насмешливый,
стремящийся досадить.
Слайд 14Ста–но–вит–ся - становится
гра–но–ви–той -
грановитой
о–ру –жей–ной - оружейной
ин –те –рес-но–го -
интересного
о –ста –но –ви –лось - остановилось
вы–плес–нул - выплеснул
ми-ли-ци–о–нер - милиционер
ин –тел–ли–ге –тный - интеллигентный
го–су–дар–ство - государство
му–со–ро–про–вод - мусоропровод
по–стра–дав–ший - пострадавший
яз–ви–тель–но - язвительно
фо–то–гра–фи–ро–вать–ся -
фотографироваться
Слайд 16«Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».
Как
можно объяснить слова Севантеса.
Прочитайте глазами;
- Прочитайте медленно вслух;
- Прочитайте с
утвердительной интонацией;
- Прочитайте выразительно.
Слайд 17Рассказ с которым мы будем знакомиться называется «Тайное становиться явным».
-
О чем может идти речь в этом произведении, судя по
названию?
- Сегодня на уроке мы будем думать, размышлять, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.
Чему будем учиться на уроке литературного чтения?
Слайд 18Прочитайте начало рассказа и ответьте на вопрос:
- Что однажды услышал
Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова?
Слайд 19Чтение в парах с заданием
- Дочитайте часть до конца в
парах.
- Сначала читает один, потом другой, по 1 предложению.
- После
окончания чтения ответьте на вопрос:
- Как мама уговаривала Дениску есть кашу?
- Что она ему предложила?
- Почему Дениска не хотел есть кашу?
- Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?
- Подумайте, что может произойти дальше?
Слайд 20Чтение – разведка
А сейчас вы сходите в разведку. Разведчики работают
в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения.
- Вы
прочитаете вторую часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее.
- Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте.
- Кто первым возвращается из разведки, молча встает.
- Что Дениска сделал с кашей?
- Чем, по-вашему, закончится рассказ?
Слайд 21«Читай, как я»
- Начинаем читать вместе со мной вслух. Когда
я остановлюсь, вы продолжите чтение.
- По окончании чтения вы должны
будете ответить на вопрос:
- Почему Дениска понял, что в Кремль он не пойдет?
Выборочное чтение
- Прочитайте, как выглядел дяденька. (стр. 163)
- Найдите отрывки в этой части, которые мог бы прочитать вот этот человечек?
- Найдите отрывок, который нужно прочитать строго. (стр. 163)
- По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?
Слайд 22Чтение по ролям
Прочитайте по ролям диалог мамы и Дениса в
конце рассказа (мама, Денис, автор).
Подумайте и обсудите, каким голосом вы
будете читать слова героев и слова автора, с какой интонацией.
- Почему мама так долго смотрела на Дениса?
- Понял ли он мамины слова?
- Почему вы так считаете?
Слайд 24Обобщение
- Как мама пояснила Дениске смысл выражения «Тайное становится явным»?
Зачитайте. (начало рассказа)
- Сразу ли главный герой понял смысл этого
выражения?
- Что помогло Дениске понять смысл выражения « Тайное становится явным»?
- Почему этот рассказ назван именно так? Можно ли было его назвать «История с кашей», «Почему я не пошёл в Кремль?». Почему?
- А каких же серьёзных вещах с юмором рассказывает В.Драгунский?
- Как бы вы посоветовали поступить Дениске?
Слайд 25- Какой заголовок к иллюстрации можно дать?
- Почему именно эти
моменты изобразил художник?
Слайд 26Ребята, вспомните, не было ли в вашей жизни, когда тайное
становилось явным? Расскажите об этом.
Слайд 271. Денис раздумывает над словами мамы.
2. Завтрак.
3. Предложение мамы.
4. Мучение
с кашей и избавление от нее.
5. Возмущенный милиционер.
6. Пострадавший дяденька.
7.
Рассерженная мама.
8. Урок на всю жизнь.
Слайд 28Составь в тетради картинный план.
Слайд 29Определите последовательность действий, расставив их по порядку
«Видеть не могу манную
кашу!»
«Вы выливаете разную гадость за окно!»
«Ты это запомнил на всю
жизнь?»
«Ты должен съесть всё до дна!»
«А я остался с кашей наедине».
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1
4
5
3
2
Слайд 31К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу?
Кроткое
слово и гнев побеждает.
Сначала думай, а потом делай.
Ветра не удержишь,
правды не скроешь.
После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.
Слайд 32Можно ли назвать рассказ по-другому? Поработайте в парах и подумайте,
какая пословица ещё могла бы быть заголовком к рассказу?
Никто так
детям не верит как мать родная.
Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.
Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой.
Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.
Правду не скроешь.
Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.
Слайд 33Подбери строчки из рассказа к иллюстрациям.
Слайд 38Кто?
Какой?
Что делает?
Предложение (вывод)
Слайд 391. Как зовут главного героя?
- Мишка
- Дениска
Вовка
2. Куда хотела
мама отвести Дениску?
- в Мавзолей
- в Грановитую палату
-
в цирк
Слайд 403. Какая каша была предложена на
завтрак?
- манная
- гречневая
овсяная
4. Что сделал Дениска с кашей?
- съел
- выбросил в окно
- отдал собаке
Слайд 415. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?
-
в магазин за покупками
- в театр на спектакль
фотографироваться
6.
Как мама отнеслась к поступку Дениски?
- обрадовалась
- заплакала
ужасно рассердилась
Слайд 427. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?
-
Я все равно пойду в Кремль!
- Тайное всегда
становится явным.
- Я весь вечер проведу в углу.
Слайд 43По горизонтали:
1. Имя главного героя рассказа.
2. Какая каша была
приготовлена для героя рассказа?
3. Куда предложила пойти мама сыну, если
он съест всю кашу?
4.Куда выбросил мальчик кашу?
5.Что добавлял мальчик в кашу?
6. Кто привёл пострадавшего гражданина?
По вертикали:
7. Какой продукт добавлял в кашу мальчик?
8. Куда шёл пострадавший гражданин?
Слайд 45Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:
« Юному человеку
нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты,
благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Даргинский.»
- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.
Слайд 46-Вам понравился урок?
-Чему вас научил этот рассказ?
-Чему учились
на уроке?
-Что нового узнали?
-Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?)
-Что
бы хотели выполнить ещё раз?
Слайд 47Оцените, на какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь?
1. Пока испытываю
трудности.
2. Хорошо, но могу лучше.
З. Хочу знать больше.