Слайд 1Литература
русского зарубежья
Слайд 2 В Серебряном веке русская культура заявила
о себе как один из лидеров мирового духовного движения.
Серебряный век был оборван политическими, военными и социальными потрясениями 1917 – 1920 гг.
Слайд 3Литература Русского Зарубежья – ветвь русской литературы, возникшей после 1917
года и издававшейся вне СССР и России.
Различают три периода или
три волны русской эмигрантской литературы.
Слайд 4 Первая волна –
с 1918 до начала Второй мировой войны – носила массовый
характер.
Слайд 5Вторая волна возникла в конце Второй мировой войны.
Третья волна началась
после хрущевской «оттепели» и вынесла за пределы России крупнейших писателей
(А. Солженицын, И.Бродский, С.Довлатов).
Наиболее культурное и литературное значение имеет творчество писателей первой волны русской эмиграции.
Слайд 6 Понятие «русское зарубежье» возникло и
оформилось после Октябрьской революции 1917 г., когда Россию массово начали
покидать беженцы.
После 1917 г. из России выехало около 2 млн. человек.
В центрах рассеяния – Берлине, Харбине, Париже - была сформирована «Россия в миниатюре», сохранившая все черты русского общества.
К середине 1920-х годов стало очевидным, что России не вернуть и в Россию не вернуться.
.
Слайд 7Россию покинул цвет русской интеллигенции.
Сергей Булгаков
К.Коровин
Аркадий Аверченко
Алексей Толстой
Саша Черный
Слайд 8Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения А.С.Пушкина
С 1927 года
начинается расцвет русской зарубежной литературы, на русском языке создаются великие
книги.
Слайд 9Стремление «удержать то действительно ценное, что одухотворяло прошлое» – в
основе творчества писателей старшего поколения, успевших войти в литературу и
составить себе имя ещё в дореволюционной России.
В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие книги:
Нобелевская премия 1933г.
Слайд 10Среди поэтов, чье творчество сложилось в России, за границу выехали
Вячеслав
Иванов
Давид Бурлюк
К. Бальмонт
Слайд 11Главным мотивом литературы старшего поколения стала тема ностальгической памяти об
утраченной родине.
Наиболее часто используемые темы - это
тоска по «вечной России»;
события революции и гражданской войны;
русская история;
воспоминания о детстве и юности.
Слайд 12Противопоставляя «вчерашнее» и «нынешнее», старшее поколение делало выбор в пользу
утраченного культурного мира старой России, не признавая необходимости вживаться в
новую действительность эмиграции.
Это обусловило и эстетический консерватизм «старших»: «Пора бросить идти по следам Толстого?- недоумевал Бунин. – А по чьим следам надо идти?»
Слайд 13Иной позиции придерживалось младшее «незамеченное поколение» писателей в эмиграции.
К «незамеченному
поколению» принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную
репутацию в России.
Владимир Набоков
Марк Алданов
Слайд 14Набоков и Газданов завоевали общеевропейскую, а в случае с Набоковым,
даже мировую славу
Слайд 15 Практически никто из младшего поколения писателей
не мог заработать на жизнь литературным трудом:
Газданов стал таксистом,
Кнут развозил товары,
Терапино служил в фармацевтической фирме,
многие
перебивались грошовым приработком.
Слайд 16Если старшее поколение вдохновлялось ностальгическими мотивами, то младшее оставило документы
русской души в изгнании, изобразив действительность эмиграции.
Слайд 17Жизнь «русского монпарно» запечатлена в романах
Аполлон
Бе
зобразов
Ирина Одоевцева.
«Ангел смерти»
Ирина Одоевцева.
«Изольда».
«Зеркало».
Роман
из эмигрантской жизни.
Слайд 18«Едва ли не самым ценным вкладом писателей в общую сокровищницу
русской литературы должны будут признаны разные формы нехудожественной литературы» –
Г.Струве (исследователь эмигрантской литературы)
Критика
Эссеистика
Философская проза
Высокая публицистика
Мемуарная
проза
Слайд 19Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристку:
Слайд 20В промежуточном положении между «старшими» и «младшими» оказались поэты, издавшие
свои первые сборники до революции и довольно уверенно заявившие о
себе ещё в России.
В эмигрантской поэзии они стоят особняком.
Поэма Горы
Лестница
Слайд 21Ходасевич издает в эмиграции свои вершинные сборники
Европейская ночь
Слайд 22Иванов получает статус первого поэта эмиграции, выпускает поэтические книги, зачисленные
в золотой фонд русской поэзии.
Портрет без сходства
Посмертный дневник
Слайд 23Постепенно выделилась специализация культурных центров русской эмиграции:
Берлин был издательским центром
Прага
- научным
Париж - литературным
Слайд 24 Эмигранты всегда были против властей на их родине,
но всегда горячо любили свою родину и отечество и мечтали
туда вернуться.
Они сохранили русский флаг и правду о России.
Истинно русская литература, поэзия, философия и вера продолжала жить в Зарубежной Руси.
Основная цель была у всех «донести свечу до родины», сохранить русскую культуру и неиспоганенную русскую православную веру для будущей свободной России.
Слайд 25Эмигрантский быт это в основном дореволюционный русский православный быт (эмиграция
не празднует 7-е ноября, 1-е мая и 8-е марта). Праздник
праздников у них Пасха, Светлое Христово Воскресение, Рождество, Вознесение, Троица и соблюдаются посты
Слайд 26Для детей устраивается Рождественская елка с Дедом Морозом и подарками
( и ни в коем случае не Новогодняя Елка. Новый
Год считается не русским праздником)
Слайд 27День Ангела празднуется, а день рождения почти нет
Слайд 28В домах у них всюду иконы, дома они освящают и
на Крещение священник ездит со святой водой и освящает дома.
Они хорошие семьянины, разводов имеют мало, хорошие работники, их дети учатся хорошо, и нравственность на высоком уровне.
Слайд 29Прочитай отрывки из книги Ирины Одоевцевой «На берегах Невы» и
ответь на вопрос: «Каким предстает Блок перед читателями в её
мемуарах:
«Конечно, Блок, как мы все, и, пожалуй, даже больше всех нас, завален работой. Он чуть ли не директор Александринского театра и так честно относится к своим обязанностям, что вникает во все решительно, читает актерам лекции о Шекспире, разбирает с ними роли и так далее. Правда, актёры боготворят его. Монахов на днях говорил: «Мы играем только для Александра Александровича. Для нас его похвала – высшая награда».
«Конечно, Блок завален работой. Он к тому же сам таскает дрова на третий этаж и сам колет их, он, такой белоручка, барин. И дома у него сплошной ад, не «тихий ад», а с хлопаньем дверей, с криком на весь дом и женскими истериками. Любовь Дмитриевна, жена Блока, и его мать не выносят друг друга и с утра до ночи ссорятся. Они теперь все вместе поселились. А Блок их обеих любит больше всего на свете».
«Блок-загадка. Его никто не понимает. О нем судят превратно…Мне кажется, что я разгадала его. Блок совсем не декадент, не символист, каким его считают. Блок-романтик. Романтик чистейшей воды, и к тому же - немецкий романтик…Немецкая кровь в нем сильно чувствуется и отражается на его внешности. Да, Блок романтик со всеми достоинствами и недостатками романтизма. Этого почему-то никто не понимает, а ведь в этом ключ, разгадка его творчества и его личности.
Слайд 30Эмигранты составили за границей уникальное сообщество. Исключительность его состояла в
той сверхзадаче, что поставила перед беженцами из России история: «
Ни одна эмиграция… не получала столь повелительного наказа продолжать и развивать дело родной культуры , как зарубежная Русь»
Сохранение и развитие русской культуры в традициях Серебряного века и ставит эмиграцию 20-х – 30-х годов в положение культурного феномена.
Ни вторая, ни третья волны эмиграции из России общих культурно-национальных задач не ставили.
Слайд 31По составу группа высылаемых «неблагонадежных» (первая волна эмиграции) сплошь состояла
из интеллигенции, в основном интеллектуальной элиты России: профессора, философы, литераторы,
журналисты.
Эту акцию эмигрантские газеты назвали «щедрым даром» для русской культуры за рубежом.
За рубежом они стали основателями исторических и философских школ, современной социологии, важных направлений в биологии, зоологии, технике.
«Щедрый дар» Российскому зарубежью обернулся потерей для Советской России целых школ и направлений, прежде всего, в исторической науке, философии, культурологии, других гуманитарных наук.
Слайд 32 Высылка 1922 года была
самой крупной государственной акцией большевистской власти против интеллигенции после революции.
Но не самой последней.
Ручеек высылок, отъездов и просто бегства интеллигенции из Советского Союза иссяк только к концу 20-х годов, когда между новым миром большевиков и всей культурой старого мира опустился «железный занавес» идеологии.
К 1925 – 1927 гг. окончательно сформировался состав «России №2». В эмиграции доля профессионалов и людей с высшим образованием превышала довоенный уровень.
Слайд 33 Активному продолжению духовных традиций Серебряного века
способствовала и высокая доля культурных людей в составе эмиграции.
Создалась уникальная ситуация: нет государства, нет своего правительства, нет экономики, нет политики, - а культура есть.
Распад государства не влечет за собой гибели нации!
Только гибель культуры означает исчезновение нации!
Слайд 34Эта эфемерная «Россия №2», не имея ни столицы, ни правительства,
ни законов, держалась только одним – сохранением прежней культуры России
в инокультурном, инонациональном окружении.
В этом эмиграция видела единственный исторический смысл случившегося, смысл своего существования.
«Мы не в изгнании. Мы – в послании», - говорил Д.С.Мережковский.
Задача сохранения культуры исчезнувшей старой России переросла в миссию русской эмиграции.
Слайд 35«Наша цель – твердо сказать: подымите голову! Миссия, именно миссия,
тяжкая, но и высокая, возложена судьбой на нас».
И.А.Бунин
«Мы не
покинули Россию, мы унесли её с собой».
Роман Гуль.
Слайд 36 В ситуации национального «рассеяния» русский язык
оказался главным признаком принадлежности к ушедшей России.
Газеты, журналы, книги
– все это было единственным действенным способом сохранения и передачи культурных традиций.
Газеты, журналы, книги - стали самым действенным средством объединения эмиграции.
Слайд 37 Для налаживания некоего подобия национальной духовной жизни требовалось
творческое
объединение.
Духовная жизнь эмиграции стала собираться вокруг небольших
интеллектуальных точек тяготения: издательств, образовательных и просветительских учреждений.
Достаточно быстро сформировались эмигрантские библиотеки и архивы.
Слайд 38 Среди библиотек особо выделялась библиотека
им. И.С.Тургенева в Париже. Она была основана ещё в 1875
г. самим И.С.Тургеневым при поддержке певицы Полины Виардо.
В 20-е – 30-е годы Тургеневская библиотека пережила свой второй расцвет. В её фонды поступали не только издаваемые в эмиграции книги и журналы, но и вывезенная из России литература, документы, письма, дневники.
Слайд 39 В Тургеневской библиотеке начал
комплектоваться собственный музей с картинами, подаренными художниками, с личными вещами
Шаляпина, Бунина, Лифаря, Нижинского, Бенуа.
Катастрофа наступила в 1940 году, когда немецкая армия заняла Париж.
В Германию была вывезена большая часть фонда библиотеки.
Вывезенные фонды пропали, их судьба до сих пор неизвестна.
После Второй мировой войны Тургеневская библиотека в Париже была восстановлена, хотя и в более скромных размерах.
Она действует и в настоящее время.
Слайд 40 Русские культурные центры в эмиграции
обеспечивали своего рода «защиту» от иной культурной среды, способствовали сохранению
собственных культурных традиций.
Было создано столько чисто русских учреждений, что можно было родиться, учиться, жениться, работать и умереть, не сказав ни слова по-французски.
Среди эмигрантов даже бытовала такая шутка: «Хороший город Париж, только французов здесь многовато».
Слайд 41Для налаживания интеллектуального общения интеллигенция во многом словно вернулась к
формам культурной жизни начала 19 века: литературным салонам, кружкам, клубам.
Слайд 42В Париже литературная богема собиралась на Монпарнасе в кафе «Ротонда»
и «Купол»
Слайд 43 Но настоящим, полноценным литературным салоном в Париже
можно считать воскресные собрания в квартире Гиппиус и Мережковского на
улице Колонель Боннэ.
Бывали здесь политики, философы, иногда заходил Бунин.
Царицей салона была сама хозяйка – «великолепная Зинаида».
Слайд 44Внешность и манеры этой женщины запоминались сразу. Она была великой
спорщицей, почти никогда ни с кем не соглашалась. Высокая, статная
Зинаида Николаевна, ронявшая басом «чушь, я не согласна», славилась не женским холодно-скептическим умом.
Слайд 45 Литературное общество с пушкинским названием «Зелёная лампа» оказалось популярным
и существовало более 10 лет.
На его заседаниях слушали
доклады о культуре и литературе, читали новые произведения..
Здесь бывали П.Милюков, А.Керенский, И.А.Бунин, А.Н.Бенуа, Г.Иванов, И Одоевцева и другие.
Слайд 46Основным механизмом существования русской культуры за рубежом явился принцип «культурного
гнезда», который предполагал тесное взаимодействие всех сфер творчества: литературы, музыки,
живописи, сценографии.
Относительно более консервативными стали и художественные вкусы: реализм, символизм, модерн.
Авангардные поиски 10-х гг. в эмиграции не прижились.
Взаимодействие художников в эмиграции подчас оборачивалось прямой жизненной необходимостью выживания.
Слайд 47 Сегодня сбывается мечта первых эмигрантов: их произведения,
как и сочинения писателей двух последующих волн эмиграции, возвращаются на
родину, их имена звучат среди тех, кто обогатил русскую культуру и науку.
Сделаны и первые попытки научного осмысления вклада русского зарубежья в национальную и мировую культуру.