Слайд 1Литература русского зарубежья
Первая волна эмиграции
1917-1938 гг
Слайд 2Четыре волны русской эмиграции
Первая волна. 1917-1924 гг.
Причина: Октябрьская революция и
Гражданская война.
1917-1924 – русская Белая эмиграция (солдаты и офицеры Белой
Армии, а также граждане, не довольные установившимся большевистским режимом).
принудительная депортация ведущих ученых, художников, писателей, поэтов.
За это время из страны уехало или было депортировано около 4 млн человек.
Слайд 3Четыре волны русской эмиграции
Вторая волна. 1938-1947 гг.
страну покинуло около 10
млн человек
большое количество советских военнопленных, а также бывших жителей Российской
империи, которые до войны проживали в странах Западной Европы.
Все эти люди, в основном, массово переселялись в страны Латинской Америки, Канаду, США и Австралию.
Слайд 4Четыре волны русской эмиграции
Третья волна. 1948-1990 гг.
зарождается в период холодной
войны и диссидентского движения,
является относительно добровольной и, вместе с
тем, сильно ограничивается властями.
За этот период за рубеж уехало около 1,1 млн человек.
Слайд 5Четыре волны русской эмиграции
Четвертая волна. 1990-2000 гг.
Страну в этот период
в большинстве случаев покидают по экономическим причинам и главным образом
из-за достаточно низкого уровня жизни по сравнению с западным.
Согласно статистическим данным, в период с 1990 по 2000 годы из России выехало около 1 млн человек. При этом каждый пятый эмигрант имел высшее образование или ученую степень.
Слайд 6Послереволюционные изменения
После октября 1917 года были закрыты почти все газеты
и журналы, выходящие до революции.
Были распущены почти все общества и
союзы, существовавшие в России до революции.
Началось массовое переименование улиц, площадей и переулков, а в дальнейшем и переулков, а в дальнейшем и многих городов, имевших богатейшую историю.
Слайд 7Послереволюционные изменения
Повсеместно разрушались памятники, которые (по мнению большевиков) символизировали власть
старого режима.
Началось массовое разграбление дворянских усадеб, уничтожение уникальных библиотек, шедевров
зодчества, скульптуры, живописи.
Несмотря на так называемые “охранные грамоты”, у их владельцев конфисковывали редкие коллекции, уникальные произведения искусства, предметы старины. (Например, у Шаляпина были конфискованы все его коллекции картин и драгоценностей).
Слайд 8Послереволюционные изменения
Повсеместно разрушались православные храмы, уничтожались православные монастыри, снимались колокола
и переплавлялись на металл.
Например, в Москве в 1917 году
насчитывалось 846 действующих храмов, из них 426 били разрушены, а 340 закрыты и обезображены.
Слайд 9Послереволюционные изменения
Централизованный, массовый вывоз шедевров искусства за границу – за
счет разорения государственных музеев (в частности, Эрмитажа).
Вытеснение классики из репертуара
драматических, оперных театров.
Слайд 10Русская эмиграция первой волны дала миру трех нобелевских лауреатов (литература —
И. А. Бунин, экономика — В. В. Леонтьев и химия - И. Р. Пригожин)
Слайд 11Выдающиеся деятели искусства
Федор Шаляпин,
Сергей Рахманинов,
Василий Кандинский,
Игорь Стравинский
Слайд 12Лишь некоторые имена…
Константин Бальмонт
Андрей Белый (вернулся в СССР)
Николай Бердяев
Иван Бунин
Гайто
Газданов
Зинаида Гиппиус
Борис Зайцев
Евгений Замятин
Вячеслав Иванов
Георгий Иванов
Михаил Каратеев
Александр Куприн (вернулся в
СССР)
Дмитрий Мережковский
Павел Муратов
Владимир Набоков
Арсений Несмелов
Михаил Осоргин
Борис Поплавский
Алексей Ремизов
Игорь Северянин
Владислав Ходасевич
Марина Цветаева (вернулась в СССР)
Лев Шестов
Иван Шмелёв
Владимир Винниченко (Украина)
Евген Маланюк (Украина)
Слайд 13С 1921 г. можно уже говорить о нескольких центрах русского
рассеяния в Европе со своей собственной культурной жизнью: газетами, журналами,
книгоиздательствами, школами, даже университетами и научными институтами.
Главными явились Париж, Берлин, Прага, Белград, София. Со второй половины 20-х гг. политическим центром зарубежной России, ее неофициальной столицей становится Париж.
Слайд 14М. Назаров пишет:
"Внутри столицы Франции образовался русский городок. Его
жители могли почти не соприкасаться с французами. По воскресеньям и
праздникам они ходили в русские церкви, по утрам читали русские газеты, покупали провизию в русских лавочках и там узнавали интересовавшие их новости; закусывали они в русских ресторанах и дешевых столовых, посылали детей в русские школы; по вечерам они могли ходить на русские концерты, слушать лекции и доклады и участвовать в собраниях всевозможных обществ и объединений... В эти годы в Париже было более трехсот организаций. Все эти общества устраивали заседания, обеды, "чашки чая", служили молебны и панихиды..."
Слайд 16Иван Сергеевич Шмелев
1873-1950
Вершинные книги Шмелева: «Лето Господне», «Богомолье», «Родное».
"В
ней, - говорил Шмелев о своей книге («Лето Господне»), -
я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своем сердце".
Слайд 17Иван Александрович Бунин
1870-1953
26 января 1920 г. на французском пароходе
Бунин навсегда покинул Россию.
"Конец", "погибель" - ключевые слова в
записях писателя первых лет эмиграции. ("России - конец" - эта мысль впервые пронзила его в каюте парохода, плывущего в Константинополь. "Уже почти три недели со дня нашей погибели", "Пропала Россия", "Все как будто хоронил я - всю прежнюю жизнь, Россию", "И всему конец! И все это было ведь и моя жизнь!" - эти мысли переполняют дневниковые записи писателя в начале 20-х гг.
Слайд 18Владимир Владимирович Набоков
1899-1977
"Он оказался возможен только в силу особенности, чрезвычайно
редкого вида его дарования - писателя, существующего вне среды, вне
страны, вне остального мира ... Он будет идеально и страшно один", - писал о Набокове его выдающийся современник Г. Газданов.
Слайд 19Георгий Иванович Газданов
В небольшом рассказе Газданова "Водопад" есть такой монолог:
" - Как вы хотите, чтобы я писал? - говорил
мне один из моих товарищей. - Вы останавливаетесь перед водопадом страшной силы, превосходящей человеческое воображение: льется вода, смешанная с солнечными лучами, в воздухе стоит сверкающее облако брызг. И вы держите в руках обыкновенный чайный стакан. Конечно, вода, которую вы наберете, будет той же водой из водопада, но разве человек, которому вы потом принесете и покажете этот стакан, - разве он поймет, что такое водопад? Литература - это такая же бесплодная попытка".