Слайд 1
Литературная классика XX в.:
полюсы добра и зла.
«Двадцатый век...Ещё бездомной
Ещё страшнее жизни мгла
Ещё чернее и огромней
Тень Люциферова крыла...»
А.А.Блок
Слайд 2XX век совсем недавно стал историей. Условной временной чертой ,
за которой открылся «настоящий XX век», принято считать Первую мировую
войну 1914-1918г. В произведениях искусства отразились черты духовной деградации, попытки выйти за пределы заданности жесткого прогматичного времени, увидеть «свет в конце тоннеля», вернуть человеку духовную ценность, смысл жизни.
В 10-40 е годы главные бои в искусстве слова развернулись вокруг реализма и модернизма «нового поколения»
Слайд 3Франц Кафка
(1883 год - 1924 год)
- австрийский писатель. Родился
3 июля 1883 в Праге. В 1906 окончил юридический факультет
Пражского университета. Хрупкий, с пронзительными взглядом, Кафка постоянно занимался самобичеванием, страдал депрессиями и глубоким комплексом неполноценности. Гротеск и обличение мирового зла – основная концепция его произведений
Слайд 4Кафка слыл человеком необычайно болезненным и ранимым. Он мучился беспричинными
страхами и сомнениями , жил с чувством вины перед близкими.
Но творчество писателя не сводится к изживанию комплексов личности или к самоуничижению.
Кафкианство-это предсказание картин истории xx в., страшная метафора фашизма и тоталитаризма, бездушного обесчеловеченного государства
Слайд 5В сочинениях писателя мало удобных оправданий безнравственности человека, но еще
меньше их у абсурдного современного мира, который жестоко наказывает людей.
Особой
выразительности Кафка достигает в описании кошмаров и фантастических превращений, придавая им реалистическую достоверность с помощью суховатого «протокольного» стиля изложения событий.
Слайд 6Основные произведения
• «Братоубийство»
• «Тоска»
• «Замок»
• «Процесс»
• «Приговор»
• «Заботы главы семейства»
«Один из
самый действенных соблазнов зла — призыв к борьбе.»
«Ты можешь отстраняться
от страданий мира, это тебе разрешается и соответствует твоей природе, но, быть может, как раз это отстранение и есть единственное страдание, которого ты мог бы избежать. «
Слайд 7Одним из ведущих модернистских направлений в литературе xx в.- экзистенциализм.
Экзистенциализм
(фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования —
направление в философии 20 века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным атрибутом экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.
Слайд 8Альбер Камю
1913—1960
— французский писатель и философ. Лауреат Нобелевской премии
по литературе 1957 года. Камю полагал единственным средством борьбы с
абсурдом признание его данности. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны. Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества.
Слайд 9Основные произведения
• «Чума».
•«Миф о Сизифе».
• «Осадное положение».
• «Бунтующий человек».
• «Злободневные заметки»
• «…слишком крепко прикован
к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими,
даже полагая, что галера провоняла селедкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс.»
Слайд 10Жан Поль Сартр
21 июня 1905 – 15 апреля
1980
— французский атеистический философ-экзистенциалист марксистской направленности. В 1952—1954 годах Сартр
занимал наиболее близкие к марксизму позиции. Писатель, публицист .
Слайд 11Одиночество, бессмысленность жизни, поиск абсолютной личной свободы от обстоятельств и
вещей — все эти темы красной нитью проходят и через
драматургию Сарта , где выделяются пьесы-притчи «Мухи», «Дьявол и Господь Бог»
Основные произведения
«Стена».
«Слова».
«Тошнота».
«Размышления о еврейском вопросе.»
«Экзистенциализм – это гуманизм. «
Слайд 12Модернистский способ познания действительности был не единственным в литературе xx
века. Ее ветвь блестяще представлена жанром « интеллектуального романа»
Представители этого
жанра: Томас Манн, Г. Гессе, А. Дёблин, К.Чапек и т. д.
В « интеллектуальном романе» ожили мифы, в которых писатели ценили не столько ореол древности , сколько мудрость поколений, объясняющую всю обозримую человеческую историю.
Слайд 13Эрих Мария Ремарк
22 июня 1898 – 25 сентября
1970
— один из наиболее известных и читаемых немецких писателей двадцатого
века. В первые три года жизни он был заброшен матерью, отдававшей всю привязанность больному (и вскоре умершему) брату Эриха. Отсюда на всю жизнь осталась неуверенность в себе, ощущение, что его никто не любит. В 18 лет попадает на фронт, где пройдут три тяжелых года, все это отраженно в его произведениях через настроение пессимизма, утраты идеалов и иллюзий, внутреннее опустошение.
Слайд 14Основные произведения
• «На западном фронте без перемен».
• «Три товарища.»
• «Триумфальная
арка».
• «Жизнь взаймы.»
• «Возлюби ближнего своего.»
Нравственные идеалы писателя-
фронтовая дружба, товарищество, любовь. Эти качества — последнее прибежище человека перед лицом судьбы, противостоять которой в этом мире никто не может
Слайд 15Вторая половина xx века
Вторая половина xx в. изменила облик планеты,
иной стала и художественная культура. Многие представители довоенной плеяды писателей
еще верили в «общечеловеческое богатство», провозглашали необходимость творения «нового искусства для нового общества», перспективы которого связывали с социалистической идеей.
Этот период принято называть постмодернистским. Классика модернизма ушла в прошлое, но «распад ценностей мира» все еще остается в поле зрения писателей.
Слайд 16Во второй половине xx в. во многих странах возрождается вкус
к историческому мышлению и вновь приобретает ценность национальное прошлое (
сочинения А. Моруа, Ч.П. Сноу, Г.Грина и т.д.)
Расцветает литература с самодовольствующей развлекательностью- детективы, боевики, фантастика. К концу xx в. художественная литература оказалась в тисках коммерциализации, «новая религия» которой рождена идеалами накопительства и наживы.