Слайд 1Литературное произведение
как художественное целое
Занятие 1
Слайд 2Объективная реальность и ее субъективное отражение
Мышление человека субъективно, но представляет
собой отражение действительности, объективного мира.
Поэтому литературное произведение, как любое
произведение искусства, можно считать отражением объективной действительности, но не механическим, зеркальным, автоматическим, а активным, личностным, выражающим индивидуальное видение реальной действительности.
В субъективном воспроизведении художника объективная реальность творчески преображается.
Слайд 3Связь содержания и формы литературного произведения
По содержанию художественное произведение представляет
собой единство отраженной жизни и авторского отношения к ней, форма
произведения носит образный, эстетический характер.
В отличие от других видов общественного сознания (наука, право, мораль, религия, идеология), искусство и литература отражают жизнь в форме образов, то есть используют такие конкретные, единичные предметы, явления, события, которые в своей единичности и конкретности несут в себе обобщение.
Слайд 4К характеристике художественного образа
1. Образ воспринимается и оценивается как цельность.
2.
Образ всегда несет в себе обобщение ̶ воплощает общее, существенное
через индивидуальное.
3. Образы создаются при участии воображения: они не только воспроизводят единичные факты, но и концентрируют существенные для автора стороны жизни для ее оценки и осмысления.
4. Литературные образы невещественны, но апеллируют к опыту и зрению читателя (словесная пластика).
5. Художественный образ экспрессивен – выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету.
Слайд 56. Образность искусства создает предпосылки для споров о смысле произведения,
его различных интерпретаций.
7. Текст как материальный носитель образности не
всегда однороден.
8. Специфическим предметом изображения в художественной литературе является человек (антропоцентризм искусства).
9. Типология образов: образ-персонаж (субъект действия, переживания, высказывания), образ-представление (описание) и голос (первичный субъект речи, повествователь).
Слайд 6Основные приемы создания образа-персонажа:
1. Имя героя (может быть «говорящее»).
2. Характеристика
через действие, поступки, манеру держаться.
3. Речь (монологи, диалоги, мысли, письма,
дневники и т. д.).
4. Портретная характеристика (цельность, противоречивость, несколько портретов одного героя, психологический и социальный портрет).
5. Самохарактеристика героя.
6. Авторская характеристика героя.
7. Характеристика героя другими персонажами.
8. Интерьер.
9. Пейзаж (психологический, контрастный).
10. Место персонажа в системе образов.
Слайд 7Функции художественного произведения
1. Познавательная, или гносеологическая
2. Оценочная, или аксиологическая
3. Воспитательная
4.
Эстетическая
5. Функция самовыражения
Слайд 8Жизненная реальность и художественная условность
В отличие от реальности жизненной, которая
не нуждается ни в оправдании, ни в обосновании, реальность художественная
создается для достижения определенной цели.
Мир художественного произведения – это мир вымышленный, даже если он строится на документальной основе, и вымысел нужно понимать широко – как творческую обработку действительности.
Слайд 9Категория автора
1. Автор реально-биографический.
2. Автор как носитель идейной концепции произведения.
3.
Образ автора (особая эстетическая категория, возникающая во время создания внутри
произведения образа творца произведения).
Слайд 10Содержание и форма произведения
Содержание – это высказывание автора об окружающем
мире, определенная мыслительная и эмоциональная реакция на явления действительности.
Форма
– система средств и приемов, в которой эта реакция находит выражение, воплощение.
Для уяснения содержания произведения необходимо пристальное внимание к форме.
Слайд 11Художественное целое
Цель творческого процесса – создание завершенного произведения.
Текст – материальный
носитель образов и становится произведением при чтении. Читатель как адресат
текста невидимый, но непременный участник творческого процесса.
Произведение – художественное целое (даже если написано в жанре фрагмента), а значит имеет границы.
1) Границы образного мира, особенного для каждого произведения.
2) Рамочный текст, который по-разному оформляется в зависимости от литературного рода, жанра, национальной традиции.
Рамочный текст: а) заголовочный комплекс имя (псевдоним) автора, заглавие, подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие (вступление, введение); авторские примечания, послесловие, внутренние заглавия, обозначение времени и места создания произведения, авторские ремарки, сценические указания, список действующих лиц и др.