Слайд 1Выполнили: ученики 11 класса И
Плехов Михаил Олегович
Жевлков Глеб
Витальевич
Чубчикова Анастасия Александровна
Волкова Екатерина Владимировна
Красноперова Екатерина Владимировна
Князева Анна Константиновна
Ломоносов
и его мировоззрение
«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова»
Б. Шергин
Слайд 21. Первые учебники
2. Путь Ломоносова в Москву
3. Славяно –
греко – латинская академия
4. Германия
5. Любимая наука –химия
5.1
Открытия в области химии
6. Открытия в области физики
7. Открытия в области астрономии
8. Металлург, геолог
8.1 Открытия в области геологии
9. Орден Ломоносова
Содержание
Слайд 3Первые учебники
В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте.
Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все,
что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.
Слайд 4Путь Ломоносова В Москву
Холмогоры
Москва
Сын крестьянина-помора из деревни
Денисовка около Холмогор в устье северной Двины, он в 19
лет отправился в Москву.
Слайд 5Славяно–греко–латинская академия
В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в
Москве, где приобрёл вкус к научным занятиям, изучил латинский язык,
ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.
Слайд 61736 год, Марбург, Германия
Осенью 1736 г. трое лучших
студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в
Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии.
Дом, в котором Ломоносов жил в Марбурге
Слайд 71. Густав Ульрих Райзер, советника Берг-коллегии сын, имеет от роду
семнадцать лет.
2. Дмитрий Виноградов, попович из Суздаля, шестнадцати лет.
3. Михайло
Ломоносов, крестьянский сын из Архангелогородской губернии Двинского уезда Куростровской волости, двадцати пяти лет.
Слайд 8Он занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, географии, геологии, биологии,
языкознанию, философии, истории.
Слайд 9
Ломоносов по-новому осознал роль и значение химии, её место среди
наук, изучающих природу. Он называл химию наукой.
«Слово о пользе Химии»
Ломоносова.
Любимая наука -химия
Слайд 10 Вернувшись в 1741 г. на родину Ломоносов приступил
к экспериментальным исследованиям в области химии. В одной из своих
ранних работ, «Элементы математической химии», Ломоносов предложил краткое определение химии. Таким образом, в этой формулировке предмета химии Ломоносов впервые представляет её в виде науки, а не искусства.
«Химия - наука об изменениях, происходящих в смешанном теле. »
Слайд 11 В 1748 он создал
химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе
разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.
Ломоносов в своей
химической лаборатории.
Слайд 12Открытия в области химии
Открыл первую химическую лабораторию в России
Составил
рецепт для приготовления фарфоровых масс
Разработал принципы новой науки «Физической химии»
Диплом
профессора химии
Слайд 13Прикладная оптика
Важным предметом научных занятий Ломоносова была оптика . Исследования в этой области он
тесно связывал с работами по химии. К середине 50-х гг.
Ломоносов разработал теоретическую и экспериментальную часть исследований о свете и цветах. В июле 1756 г. в торжественном публичном собрании Академии наук Ломоносов прочитал «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее», которое в том же году было напечатано.
Слайд 14 В середине 50-х гг. он приступил к конструированию оптических приборов
и до конца своих дней не прекращал этих занятий. В
1756 г. он создал одно из выдающихся творений в области инструментальной оптики — ночезрительную трубу. Однако конструкция оптического инструмента, разработанного Ломоносовым, вызвала возражения со стороны некоторых ученых академии, не понявших сущности нового изобретения.
Слайд 15 В 1760—1762 гг. Ломоносов много работает над проблемами теоретической и практической оптики , химии
и технологии производства оптического стекла и сплавов для металлических зеркал,
мореходной астрономии. В домашней лаборатории и собственной мастерской Ломоносов разрабатывает различные оптические инструменты. Он создает новые конструкции однозеркального телескопа, усовершенствованных двухзеркальных зрительных труб, микроскопов, звездного фотометра, рефрактора, камеры-обскуры, зажигательного стекла и т. д. Он изучает проблемы точного определения долгот в море и проектирует для этого специальный инструмент — морской жезл, который служит для точного определения времени в море.
Слайд 16 М. В. Ломоносову принадлежит изобретение новой системы отражательного телескопа. Изучая
зеркальные телескопы системы И. Ньютона и Д. Грегори, употреблявшиеся в
то время, он пришел к заключению, что они обладают рядом существенных недостатков, главный из которых — наличие в их конструкции малого отражательного зеркала, значительно уменьшающего размеры действующего отверстия инструмента.
М. В. Ломоносов разработал собственную конструкцию зеркального телескопа, оптическая система которого состояла лишь из одного вогнутого зеркала и окуляра. Путем наклона главного зеркала по отношению к оптической оси всего лишь на 4° Ломоносов устранил необходимость крепления дополнительных зеркал. Он назвал свой новый телескоп «катадиоптрической зрительной трубой».
Слайд 17Открыл закон сохранения материи
Сконструировал термометр
Открытия в области физики
Слайд 18Открытия в области астрономии
Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор
«для сгущения света»
Открыл атмосферу на Венере
Слайд 19Труды Ломоносова в области языка и литературы
Скоро сам узнаешь в
школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал
разумен и велик.
Слайд 20Грамматика и теория стиля
«Российская грамматика» — основы и нормы русского языка,
в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и
произношение того или иного слова. Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается». Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов. Разработал стилистическую систему русского языка — теорию трех штилей(книга«Рассуждение о пользе книг церковных»).
Слайд 21Реформа стихосложения
В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал
«Письо о правилах Российского стихотворства», в котором доказав (и теоретически,
и отрывками из своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их. Ломоносов считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины - восьмисложные, шестисложные, четырёхсложные, а не только на одиннадцати и тринадцати сложные, как это делал Тредиаковский.
Слайд 22Поэтическая деятельность Ломоносова
Ломоносов был не только великий учёный, но и
лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот Ломоносов ценил то искусство, которое
служит пользе общества, народа. Он боролся за содержательность и идейность литературы. Сам Ломоносов в своей поэтической деятельности блестяще осуществил требования, которые он предъявлял к литературе и к поэту.
Ломоносов не задавался целью изобразить то, что он видел вокруг себя, и в этом смысле не был и не хотел быть художником-реалистом. Но он хотел провозгласить великие истины, открывшиеся ему и народу.
Слайд 23 В 1755 по инициативе Ломоносова
и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для
всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
Слайд 24НАГРАДЫ – Орден Ломоносова
Орденом Ломоносова награждаются граждане за
высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной
и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.