Слайд 2
Вопросы:
Характеристика двигательно-координационных способностей.
Средства воспитания координационных способностей.
Методические подходы и методы
воспитания координационных способностей.
Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений.
Контрольные
упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей.
Слайд 3
1. Характеристика двигательно-координационных способностей
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности,
осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления
находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость — способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами.
Наибольшее значение имеют высоко- развитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних за- висит срочность образования координационных связей и быстро- ты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.
Слайд 4
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и
находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и
возникающие неожиданно).
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени», и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия.
Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.
Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц- антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.
Слайд 5
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов а именно:
1) способности человека к точному анализу движений;
2) деятельности анализаторов
и особенно двигательного;
3) сложности двигательного задания;
4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);
5) смелости и решительности;
6) возраста;
7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.
Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной аферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.
Сенситивные периоды:
Так, дети 4—6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий — низкая.
В возрасте 7—8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.
В период от до 13—14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13—14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координации, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.
В возрасте 14—15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений.
В период 16—17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.
В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11 — 12 лет.
Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.
Задачи развития координационных способностей
При
воспитании координационных способностей решают две группы задач:
а) по разностороннему
б) специально направленному их развитию.
Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности. Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе.
Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки.
В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором — избранной профессией.
В видах спорта, где предметом состязаний является сама техника движений (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц. Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие. В указанных видах спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства.
Слайд 8 2. Средства воспитания координационных способностей
Основным
средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности
и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки;
сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения (без предметов и с предметами)
Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений; бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически.
Слайд 9
Методические подходы и методы воспитания координационных способностей
При воспитании координационных способностей
используются следующие основные методические подходы.
Обучение новым разнообразным движениям с постепенным
увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования.
Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.
Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.
Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению
Слайд 10Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются
следующие методы:
стандартно-повторного упражнения;
вариативного упражнения;
игровой;
соревновательный.
При разучивании новых
достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.
Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения.
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.
Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений.
Слайд 113. Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений
Методика совершенствования
точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способностей
к воспроизведению, оценке, а также к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений. Эти способности основаны преимущественно на проприоцептивной чувствительности, поскольку двигательные ощущения и восприятия имеют наибольшее значение для управления движениями (зрительные, слуховые, вестибулярные и др.).
В каждом виде физических упражнений и виде спорта мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. В процессе тренировки вырабатываются специализированные восприятия, получившие наименования: «чувство дистанции» — у фехтовальщиков и боксеров; «чувство времени» — у бегунов, пловцов, конькобежцев; «чувство мяча» — у волейболистов, баскетболистов и др.
Из этого следует, что пространственная, временная и силовая точность движений связана с тонкостью специализированных восприятий и их совершенствованием.
Слайд 124. Методика развития «чувство времени», «чувства пространства», «чувства мышечных усилий».
«Чувство
времени» - точное восприятие продолжительности выполнения того или иного компонента
деятельности. Наиболее интенсивно развивается в младшем школьном возрасте.
«Чувство пространства» - связанно с восприятием, оценкой и регулированием пространственных параметров движения. Возраст развития 7-8 до 11-12 лет и от 14-15 до 17 лет.
«Чувство мышечных усилий» - точность различения силовых параметров движений свидетельствует от их эффективности управления. Для этого применяют упражнения с отягощениями, при выполнении которых вес предметов дозируется определенным методом.
Слайд 13Методика развития способности сохранять равновесие.
Равновесие как компонент координационных способностей- это
сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз.
Различают
равновесие :
Статическое-проявляется при сохранении поз
Динамическое – проявляется при сохранении направления перемещения в условиях непрерывно меняющихся поз.
Равновесие развивается на основе совершенствования рефлекторных механизмов в процессе созревания вестибулярного анализатора.
Сенситивный период от 7 до 12 лет.
Слайд 14Общая установка при занятиях на координацию должна исходить из следующих
положений:
а) заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;
б) нагрузки
не должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении (как физическом, так и психическом) сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо;
в) в структуре отдельного занятия упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в начале основной части;
г) интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;
д) воспитание различных видов координационных способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.
Слайд 155. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей
Многообразие
видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития
по одному унифицированному критерию.
Различные показатели, наиболее важными из которых являются:
1) время, затрачиваемое на освоение нового движения или ка кой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;
2) время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;
3) координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;
4) точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным)
Слайд 165)сохранение устойчивости при нарушении равновесия;
6)стабильность выполнения сложного в координационном
от ношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных
характеристик движения).
Ее оценивают, например, по показателям целевой точности — количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п.
Слайд 17
Контрольные упражнения (тесты) для оценки уровня развития координационных способностей
Некоторые контрольные
упражнения для определения уровня координационных способностей приведены на данном рис.:
1)
бег «змейкой» (1, 2);
2) челночный бег 3 х 10 м (3);
3) челночный бег 4x9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта (4);
4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений (5, 6, 7).