Слайд 1Людвиг Фейербах
Выполнили студенты группы ТД-0-18/2 и 18/1:
Шахваледов Эдуард
Андреев Вадим
Казаринова
Наталья
Слайд 2Людвиг Андреас фон
Фейербах (1804 - 1872).
Выдающийся немецкий
философ-материалист,
атеист, коммунист, сын
криминолога, специалиста
по
уголовному праву Пауля
Йоханна Анзельма фон
Фейербаха. Историками
философии иногда
называется
«оптимистичным
аналогом» Фридриха
Ницше.
Людвиг Андреас фон
Фейербах
Биография философа
Слайд 3Философия Фейербаха
Фейербах строит свою философию на базе противопоставления
философии и
религии как форм мировоззрения, которые
несовместимы и противостоят друг другу. В
связи с этим он
пытается в материалистическом духе переосмыслить сущность
христианства как одной из форм религии. В результате
христианский Бог трактуется им не как особого рода существо
или божественная сущность, а как образ, отражающий в
сознании людей их собственную, человеческую сущность. Он
пишет, что “божественная сущность — не что иное, как
человеческая сущность, очищенная, освобожденная от
индивидуальных границ, т. е. от действительного, телесного
человека, объективированная, т. е. рассматриваемая и
почитаемая, в качестве посторонней, отдельной сущности”
Слайд 4Фейербах относится к линии демокрита
МАТЕРИАЛИЗМ (от латинского materialis - вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), метафизический (механистический) материализм 17 - 18 вв. (П. Гассенди и другие), французский материализм 18 в. (Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).
Слайд 5Основные работы
Мысли о смерти и бессмертии (1830)
История новой философии от
Бэкона до Спинозы (1833)
Исследование философии Лейбница (1837)
Характеристика философии Пьера Бейля
(1838)
Философия и христианство
Сущность христианства
Предварительные положения к философской реформе
Основы философии будущего»
Сущность религии
Чтения о сущности религии
Слайд 6Антропологический принцип
Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в
том, что:
единственно существующими реальностями являются природа и человек;
человек является частью
природы;
человек есть единство материального и духовного;
человек должен стать главным интересом философии;
идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;
природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;
все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.
Слайд 7Учение о человеке
Основной чертой материализма Фейербаха был антропологизм –
понимание человека
как высшего продукта природы, рассмотрение
его в неразрывном единстве с ней.
По Фейербаху, именно природа
должна была стать основой новой философии, раскрывающей
земную сущность человека. Природа наделила его разумом и
чувствами, зависящими от биологической составляющей; но все же
несводимыми чисто к физиологии. Фейербах говорит о сущности
человека, подразумевая мышление. Человек отчуждает свою
сущность. Это отчуждение создает у него идею Бога. Человек
становится рабом Божьим. Задача философии: возвращение
человека к его собственной сущности. Необходимо реализовать эту
сущность по отношению к другому.
.
Слайд 8Учение о человеке
Среди чувств человека Фейербах особенно выделял любовь, имея
в
виду ее нравственную, нематериальную составляющую. Бог – это
отношение любви, связывающее
одного человека с другим. Эта
связь рождает религию. Тайна теологии заключается в
антропологии. Главный принцип религии – вера в человека. Человек
рассматривается как мера всех вещей, как мера понимания самого
Бога. Любовь – критерий бытия и истинности
Слайд 9Учение об обществе и государстве
Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его
антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:
человек – уникальное биологическое
существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;
полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может жить только в обществе;
основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;
данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо – в Бога, а на иных принципах;
необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т.д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;
смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
Слайд 10Вывод
полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного
влияния;
попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя
из человеческой природы;
материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
большой интерес к социально-политическим вопросам;
убеждение в познаваемости окружающего мира.
Слайд 11Список литературы
• Чесноков Г. Д. Людвиг Фейербах и его место
в истории мировой философской
мысли // Социально-гуманитарные знания. — М., 2005.
— № 1. — С.90-107.
• Любутин К. Н. Фейербах: философская антропология. — Свердловск, 1988. —
127 с.
• Иодль Ф. Л. Фейербах, его жизнь и учение. — СПб., 1905.
• Деборин А. М. Людвиг Фейербах. — М.-Л., 1929.
• Есин И. М. Материалистическая философия Л. Фейербаха. — М., 1954