Слайд 1Маркетинговая деятельность медицинской организации.
Доцент кафедры социологии медицины, экономики
здравоохранения и
медицинского страхования
Жилина Т.Н.
Слайд 21. «Маркетинг — это искусство и наука правильно выбирать
целевой
рынок, привлекать, сохранять и наращивать
количество потребителей посредством создания у покупателя
уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность
для компании». Ф. КОТЛЕР (2006 г)
2. Маркетинг – это инструменты и действия, используемые для реализации
данной концепции на практике.
3. Маркетинг – это практические действия, влияющие на потребителя, реклама,
личное воздействие продавцов на потребителей и т.д.
4. Маркетология – научная дисциплина, занимающаяся изучением
эффективных методов сбора информации, планирования ассортимента и
развития маркетинговой идеологии.
5. Маркетинг – это комплексный процесс планирования,
экономического обоснования и управления производством
услуг здравоохранения, ценовой политики в области
лечебно-профилактического процесса, продвижения услуг
( товаров медицинского назначения) к потребителям,
а также процессом их реализации.
(Американская медицинская ассоциация).
Слайд 3
Маркетинг медицинской организации –
это рыночная концепция управления организацией, направленная на изучение рынка и
его конъюнктуры, запросов потребителей и ориентацию производства на их удовлетворение.
Основные принципы практического маркетинга :
- изучение конъюнктуры рынка;
- сегментация рынка;
- гибкое реагирование производства и сбыта на требования
активного и потенциального спроса т. е. на запросы клиентов;
- инновации;
- планирование.
Слайд 4Функции маркетинга:
аналитическая
производственная
сбытовая
функция управления
и контроля
Основные цели маркетинговой деятельности:
Увеличение объема продаж
2. Получение максимальной
прибыли.
Слайд 5КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА:
1. Концепция совершенствования производства;
2. Концепция совершенствования товара;
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая)
4. Концепция маркетинга (потребительская)
5. Концепция социально-этичного маркетинга
Слайд 6Основные направления маркетинговой деятельности
Изучение и прогнозирование рынка медицинских услуг
Изучение поведения
клиентов
Изучение спроса на услуги и факторов, влияющих на него
Изучение конкурентов
, оказывающих такие же услуги
Изучение наиболее эффективных способов продвижения на рынок своих услуг.
Слайд 7Этапы процесса управления маркетингом
Анализ рынка
Отбор целевых рынков
Разработка комплекса маркетинга
Реализация маркетинговых
мероприятий
1. АНАЛИЗ РЫНКА
Анализ маркетинговой среды ЛПУ состоит из изучения
макросреды ( внешняя среда ЛПУ)
и микросреды ( внутренняя среда ЛПУ и её непосредственное окружение).
Макросреда ( внешняя среда) – главные внешние факторы,
оказывающие влияние на микросреду ЛПУ в целом.
Анализ макросреды включает в себя изучение влияния следующих факторов
демографический (социальный);
научно-технический и технологический фактор развития общества;
экономический;
политический фактор;
природная среда и ресурсы;
инфраструктура и т.п.
Слайд 9Внутренняя среда ЛПУ – это та часть общей среды, которая
находится в
рамках лечебно-профилактического учреждения.
Для анализа внутренней среды ЛПУ
или отделения используют
метод SWOT-анализа
Этот метод предусматривает выявление сильных и слабых сторон ЛПУ,
возможностей и угроз как со стороны внешней, так и внутренней её сред.
При анализе результатов деятельности ЛПУ проводят
клинико-экономический анализ (метод АВС-анализ, VEN-анализ,
метод затраты - результативность, затраты –выгоды, затраты-полезность).
Слайд 10Выбор целевого рынка – сегментация рынка
Сегмент – это выделенная по
определённым критериям часть рынка, характеризующаяся относительной однородностью, сходными общими чертами.
Целевой
сегмент рынка – один или несколько сегментов, отобранных для маркетинговой деятельности ЛПУ.
Основными объектами сегментации являются медицинские услуги, пациенты и медицинские учреждения.
Основные критерии сегментирования рынка медицинских услуг:
По видам медицинской помощи (стационарная, амбулаторно-поликлиническая, санаторно-курортная, диспансерная, родовспоможение, стоматологическая, лекарственная, и.т.д.);
по видам медицинских услуг ( диагностика, лечение, профилактика и т.п., )
способы оказания одних и тех же услуг ( применяемое оборудование, методики).
Слайд 11степень срочности ( экстренные или плановые);
уровень сервисности и комфортности (
обычные условия, повышенная комфортность, палаты-люкс и т.д.);
объективная стоимость ( затратность)
услуг;
- устанавливаемая цена услуги ( завышенная цена, средняя цена, заниженная цена);
качество;
объёмы оказываемых услуг;
- каналы сбыта услуг ( прямая продажа, договора с предприятиями, добровольное страхование).
Слайд 12Анализ потребителей медицинских услуг.
Необходимо выявить потенциальных потребителей.
Потенциальных потребителей следует разделить
на однородные группы (рыночные сегменты)
Основной целью сегментации потребителей является выяснение
их потребностей и более точный их учёт при реализации медицинских услуг.
Слайд 13Сегментация потребителей.
1.Географическая сегментация – разбивка на территориальные единицы ( страна,
регион, город, район, улица и т.д.).
2.Демографическая сегментация разделение рынка
на потребительские группы на основе демографических переменных.
половой признак
возрастной
уровень доходов
род занятий
национальные и религиозные особенности
семейное положение
3. Психографическая сегментация производится по признакам принадлежности к общественному классу, образу и стилю жизни, тип личности (личностные характеристики – увлеченные натуры, авантюристы и т.д) и.т.п.
Слайд 144. По поведенческому признаку:
Искомые выгоды
Повод для совершения покупки
Статус пользователя (пользователь,
новичок…)
Интенсивность потребления
Уровень лояльности
Степень готовности к покупке
Отношение к товару (восторженное,…., негативное)
Степень
приверженности и.т.п.
При сегментировании по поведенческому принципу покупателей делят
на группы в зависимости от того, насколько они знают объект маркетингового
исследования, как к нему относятся, как используют или как реагируют
на него. Многие специалисты считают поведенческие переменные наиболее
Подходящей основой для формирования сегментов рынка.
Слайд 15Возможные стратегии охвата рынка медицинских услуг
Стратегия дифференцированного маркетинга- маркетинг, при
котором организация стремится осваивать сразу несколько сегментов рынка со специально
разработанным для них продуктами и специфической маркетинговой политикой
Стратегия недифференцированного маркетинга - маркетинг, при котором организация сознательно игнорирует специфику отдельных сегментов рынка и выходит на весь рынок или на его крупные сегменты с одним продуктом. При выборе данной стратегии используются массовые системы товародвижения и массовые рекламные кампании, целью которых является создание в умах людей благоприятного имиджа продукта.
Стратегия концентрированного (целевого) маркетинга – маркетинг, при котором организация концентрирует свои усилия на одном относительно узком сегменте рынка и стремится занять лидирующие положение. (Точная сегментация по целевым группам, в здравоохранении врачи: кардиолог, невролог работают с четкими целевыми группами)
Слайд 16Оценка конкурентов.
Сравнительная характеристика позиций фирмы и конкурентов
Исключительность предлагаемых услуг
Качество
Ассортимент предлагаемых
услуг
Местоположение
Доступность
Гарантии
Режим работы
Цены
Наличие системы скидок
Вежливость и тактичность персонала
Слайд 17
Выбор ценовой стратегии.
Основными факторами, влияющими на уровень цен (тарифов),
по которым реализуются услуги, являются следующие:
- затраты, которые являются
основой цены;
- спрос на услуги и его эластичность ( степень изменчивости спроса по мере изменения цены);
- предложение услуг и его эластичность ( степень изменчивости предложения по мере изменения спроса, что зависит от наличия конкурентов, возможности расширения объёмов оказываемых услуг и т.д.);
- качество услуг.
Слайд 18Применяемые методы установления цен на медицинские услуги:
1. Метод затратный.
2. Метод
«следование за лидером».
3. Затратно- маркетинговый метод
Слайд 19Важный элемент комплекса маркетинга – продвижение товара на рынок с
целью повышения продажного потенциала.
Способы продвижения медицинских услуг на рынок.
Выделяют
следующие основные направления:
реклама (коммерческая информация об услуге или учреждении, привлекающая к ним внимание и убеждающая в их достоинствах и преимуществах);
стимулирование сбыта (активизация и поощрение покупателей с помощью ценовых скидок);
пропаганда (проведение кампаний с целью изменения восприятия населением медицинских услуг).Реклама является ядром коммуникативной политики медицинского учреждения. ЛПУ должно внимательно, используя соответствующие справочные материалы или проведя специальные исследования, решить, какая реклама, где, когда, в каком объеме даст наилучший результат.
Слайд 20
Основными этапами проведения рекламы являются :
- установление целей и задач
рекламы;
- установление ответственности (следует решить, кто будет отвечать за рекламу:
собственное рекламное подразделение или внешнее рекламное агентство);
- выбор каналов распространения рекламных посланий;
разработка рекламного обращения;
- определение объема денежных средств, необходимых для рекламы;
- оценка эффективности программы рекламной деятельности.
Слайд 21Комплекс маркетинга
Комплекс маркетинга (marketing-mix) – это набор поддающихся контролю переменных факторов
маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную
реакцию со стороны целевого рынка. Функция маркетинг-микс состоит в том, чтобы сформировать набор (mix), который не только бы удовлетворял потребности потенциальных клиентов в рамках целевых рынков, но и максимизировать эффективность организации.
Слайд 22Комплекс маркетинга - модель 4P
Комплекс маркетинга в его каноническом виде ("4P")
включает 4 составляющих:
Продукт (Product) — это набор «изделий и услуг», которые
фирма предлагает целевому рынку.
Цена (Price) — денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара.
Дистрибуция (Place) — всевозможная деятельность, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей.
Продвижение (Promotion) — всевозможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его.
Таким образом, концепция маркетинга-микс по Маккарти определялась набором основных маркетинговых инструментов, включаемых в программу маркетинга: товарная политика (product), сбытовая политика (place), ценовая политика (price), коммуникационная политика или политика продвижения (promotion).
Слайд 245. Стратегия и план маркетинга:
а) схема реализации услуг, ценообразования, реклама,
методы стимулирования продаж и послепродажного
(сервисного) обслуживания; способы формирования
общественного мнения,
оценка степени и перспектив
изучения рынка;
б) суть проблемной ситуации, способы сбора информации,
обоснование выборочной совокупности для проведения
маркетинговых исследований, анализ и интерпретация данных, выработка вариантов решения проблемы,
оценка рыночной ситуации и выбор оптимального варианта;
в) цели и задачи маркетингового проекта, масштаб и
структура, источники информации,
сроки реализации проекта, необходимые расходы;
г) определение перспективного и доходного рынка,
обобщение результатов всех исследований и
сравнительного анализа цен и возможностей конкурентов.