Слайд 1Маркетинговые коммуникации
Интегрированные маркетинговые коммуникации.
Понятие и сущность.
Слайд 2IMC
С начала 90-х годов в США, а затем и в
Европе, начал активно внедряться подход, получивший название "Интегрированные маркетинговые коммуникации"
(IMC).
Сегодня интегрированные маркетинговые коммуникации становятся, по значимости, самым важным фактором, влияющим на маркетинговые стратегии предприятий.
Среди агентств, активно использующих интегральный подход, такие «киты», как
Leo Burnett,
Omnicom,
Young & Rubicam,
а также целый ряд других, более мелких агентств.
К ИМК обращались и такие крупнейшие компании
Daymler Chrysler,
Sega,
IBM,
Nike,
Procter & Gamble,
Hollywood.
Слайд 3IMC
Для принятия идеи интегрированных маркетинговых коммуникаций необходимо осознать, что
все элементы комплекса маркетинга есть коммуникационные средства
и
что все они должны согласованно звучать в коммуникационном процессе
Спенсер Плавукас: «Маркетолог, успешно работающий в современных условиях, это тот, кто координирует коммуникационный комплекс настолько жестко, что из рекламы в рекламу, из статьи в статью, из одной программы в другую вы немедленно узнаёте, что марка говорит одним и тем же голосом».
Слайд 4IMC
Идея объединения маркетинговых инструментов не является абсолютно новой, ИМК пробовали
применять еще в начале 50-х годов, но в то время
не нужен был новый подход, т.к. хорошо работал старый – на основе телевизионной рекламы.
Актуальность же ее проявляется именно сейчас, когда многие специалисты стали замечать, что традиционные маркетинговые схемы утрачивают свою эффективность.
« Старые традиционные решения - тратить мегабюджеты на массовую рекламу, проводить нескончаемый промоушн и направлять армии продавцов - больше не работают, - считает Филипп Котлер. - Стремительно растет число компаний использующих ИМК.»
Слайд 5Общее определение
ИМК – система интенсивных методик развития бизнеса, т.е. специалист
по ИМК – это, скорее всего, «директор по развитию», обладающий
всеми полномочиями руководителя высокого уровня и возможностями влиять на все подразделения структуры.
Слайд 6Основатели теории
Наиболее значительный теоретический вклад в создание и развитие концепции
интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК) внесли американские и английские исследователи, впервые
применившие системный подход к осмыслению всего разнообразия форм и методов продвижения товара в современном маркетинге.
Дон Щульц
Поль Смит
Стэнли Танненбаум
Роберт Лаутеборн
Слайд 7Определения ИМК
ИМК – это «новый способ понимания целого, которое нам
видится составленным из таких отдельных частей, как реклама, связи с
общественностью, стимулирование сбыта, материально-техническое снабжение, организация взаимоотношений с сотрудниками и др., IMC перестраивает маркетинговые коммуникации для того, чтобы увидеть их такими, какими они видятся потребителю - как поток информации из единого источника» /Don E. Schultz, Stan-ley I. Tannenbaum, Robert F. Lauterborn. Integrated Marketing Communications/.
Слайд 8Определения ИМК
П. Вален (Pat Whalen) рассматривает ИМК как «стратегический подход,
управляющий всеми аспектами коммуникации важными для организации группами для улучшения
брэнда, репутации и прибыльности компании. Он использует современные тенденции и делает особое ударение на стратегическом менеджменте для приобретения конкурентного преимущества».
Слайд 9Определения ИМК
К. Блут (Chris M.Bluth) определяет ИМК как «подход в
области стратегического менеджмента, который координирует все аспекты коммуникации с группами,
важными для компании, для того, чтобы эффективно улучшить их общий бренд, репутацию и прибыльность».
В Северо-Западном университете (Northwestern University's Medill School of Journalism) определяет IMC как «концепцию планирования маркетинговых коммуникаций, которая связана с добавленной стоимостью, обеспечиваемой общим планом, оценивающим стратегическую роль таких коммуникационных дисциплин, как реклама, продвижение, PR, и соединяющим эти дисциплины для обеспечения ясности, согласованности и максимального коммуникационного воздействия» и др.
Слайд 10Определение ИМК
По мнению Натальи Мандровой, президента центра коммуникативных технологий «Prопаганда»:
«ИМК - это подход, который позволяет объединять все методы воздействия
на потребителя - от рекламы до прямого общения с потребителем. Это не только умение управлять одновременно несколькими инструментами. Это разнонаправленное воздействие на потребительские группы в русле единой концепции»
Слайд 11Определение ИМК
По определению Американской ассоциации рекламных агентств, ИМК – концепция
планирования маркетинговых коммуникаций, исходящая из необходимости оценки стратегической роли их
отдельных направлений (рекламы, стимулирования сбыта, PR и т.д.) и оптимального сочетания для обеспечения четкости, последовательности и поиска максимизации воздействия коммуникационных программ посредством непротиворечивой интеграции всех обращений
Слайд 12Другое мнение
Крис Ниланд (Chris Kneeland) определяет IMC как «намеренно неясную
и неопределенную концепцию, созданную для инкорпорации различных инновационных идей».
По мнению
Олега Чернозуба, управляющего партнера V-RATIO Business Consulting Company, IMC это искусственная концепция, созданная крупными сетевыми агентствами.
Слайд 13Другое мнение
Михаил Дымшиц, генеральный директор консалтинговой фирмы "Дымшиц и партнеры"
Рекламные
агентства стали использовать термин IMC уже в оборонительных целях, и
это выразилось в создании соответствующих PR- и интернет-служб, а в целом все до недавних пор более-менее специализированные фирмы стали преобразовываться в монстроподобные (но большинство”еще маленькие”) организации типа “коммуникационных холдингов”.
Результатом подобных процессов стало банальное падение качеств оказываемых услуг, так как:
ни одна из сторон борьбы за бюджеты клиентов не обладает необходимым уровнем квалификации для оказания всего спектра услуг,
до сих пор неясно, где же именно происходит “интеграция”.
Слайд 14Конкретизация задач ИМК
ИМК = технологии BTL + ATL+ прямой маркетинг+технологии
выстраивания межличностных отношений
ATL – прямая реклама, распространяемая через СМИ и
средства наружной рекламы и информации
Задача – информирование, узнавание, напоминание, формирование имиджа
BTL– стимулирование продаж (sales promotion), стимулирование потребителей (consumer promotion), стимулирование торговли (trade promotion).
задача – интерактивное взаимодействие с покупателем и возможность проведения вторичных исследований
Слайд 15Основные черты ИМК
имеет стратегический характер;
осуществляет управление всеми аспектами коммуникации, синтез
и интеграцию коммуникативных сред;
сфокусирован на потребителе;
осуществляет взаимодействие со всеми
группами, важными для организации;
направлен на улучшение и поддержание бренда, репутации;
направлен на увеличение прибыли;
направлен на улучшение лояльности потребителей;
направлен на достижение конкурентного преимущества, позиционирования компании, оформление миссии компании;
ведет к интеграции и согласованию миссии и стратегии компании;
направлен на удовлетворение потребителей, создание и поддержание отношений, обеспечивает отсутствие изолированности отделов коммуникации;
Слайд 16Причины появления нового подхода
Появление новой стратегии было вызвано снижением
эффективности применения старых подходов. Специалисты отмечают сразу несколько причин, почему
именно во второй половине 90-х годов перестали эффективно работать традиционные маркетинговые системы
Причина первая - изменение потребителя;
Причина вторая - телереклама стала дорогой и неэффективной;
Причина третья - традиционный подход не учитывает новых каналов информации;
Причина четвертая – традиционный подход не адекватен произошедшей индивидуализации потребления;
Причина пятая - дороговизна традиционного подхода.
Слайд 17Почему выгодно использовать ИМК
Дж. Бернет и С. Мориарти выделяют четыре
основные причин применения ИМК:
высокая эффективность,
положительное влияние на укрепление
приверженности потребителей,
важная роль в развитии международного маркетинга
и способность оказывать дополнительные воздействия на коммуникационные процессы.
Слайд 18Преимущества интегрированных маркетинговых коммуникаций:
вводится единое финансирование и устраняется вечный спор
за бюджеты по разным направлениям;
появляется единый "центр управления" кампанией по
продвижению продукта, который призван объединить усилия всех специалистов;
вводится системное планирование кампании.
Слайд 19Синергия
Целью ИМК является создание синергии, т. е. достижение такого согласованного
использования нескольких инструментов маркетинговых коммуникаций, которое способно принести больший эффект,
чем при их раздельном применении.
Слайд 20Основные принципы ИМК
это комплекс коммуникаций, основанный на разнообразных специально
организованных каналах обратной связи, без которых его существование невозможно. По
существу, обратная связь - это основа ИМК, обеспечивающая ее жизнедеятельность и эффективность;
это коммуникация, в основе которой лежит не столько сильная креативная рекламная идея, сколько мощный информационный повод, дающий компании возможность организации социально-значимого диалога с потенциальными потребителями;
использование комплекса ИМК имеет четкие пространственные, временные границы и проходит в целях единообразного звучания всех коммуникаций;
это коммуникации, призванные сократить количество "посредников", передающих информацию потребителю. Это максимально прямое и минимально опосредованное воздействие.
Слайд 21Универсальные инструменты ИМК
PR- технологии;
Технологии прямого маркетинга;
Sales promotion (стимулирование сбыта);
Реклама.
Слайд 22
Комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций
Слайд 23Комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций
Реклама - это вид деятельности либо произведенная
в ее результате продукция, целью которых является реализация сбытовых или
других задач коммерческих предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории.
Слайд 24Комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций
Стимулирование сбыта - это деятельность по
реализации коммерческих и творческих идей, стимулирующих продажи изделий или услуг
рекламодателя в короткие сроки. В частности, она используется с помощью упаковки товаров, на которой расположены различные инструменты сейлз промоушн (например, портреты известных людей, героев мультфильмов, дорогих марок автомобилей), а также путем специализированных мероприятий на местах продажи. Долгосрочная цель - формирование в восприятии потребителя большей ценности фирменных товаров, замаркированных определенным товарным знаком; краткосрочная - создание дополнительной ценности товара для потребителя (added value).
Слайд 25Комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций
PR предполагает использование редакционной части средств распространения
массовой информации с целью осуществления престижной рекламы, направленной на завоевание
благожелательного отношения к товарным семействам или выпускающим их фирмам. В последнее время PR стал неотъемлемой частью маркетинга. Кроме традиционных статей крайне эффективными средствами PR являются презентации, специальные акции, организация работы на выставках, распространение информационных материалов о фирме и ее продукции, разработка нестандартного фирменного стиля.
Слайд 26Комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций
Директ-маркетинг - постоянно поддерживаемые направленные коммуникации с
отдельными потребителями или фирмами, имеющими очевидные намерения покупать определенные товары.
В его основе — прямая личная коммуникация с получателем сообщения (потребителем (Business-to-consumer (B2C)) или клиентом среды (Business-to-business, B2B) с целью построения взаимоотношений и получения прибыли. Прямой маркетинг основан на отношении к клиенту как к индивиду, предполагает обратную связь и не использует для коммуникаций информационных посредников.
Слайд 27Комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций
Отличия элементов комплекса ИМК:
реклама - создание
образа фирмы, товара, достижение осведомленности о них потенциальных покупателей;
сейлз
промоушн - побуждение к совершению покупок, стимулирование работы товаропроизводящей сети;
паблик рилейшнз - достижение высокой общественной репутации фирмы и установление долгосрочных двухсторонних коммуникаций между производителем и потребителем.
Слайд 28Интегрированные маркетинговые коммуникации на практике
Tylenol
Johnson & Johnson, 1982
Объем продаж
– 500 млн долл.
Слайд 29Интегрированные маркетинговые коммуникации на практике
Слайд 30Программа ИМК
Стадия 1. Привычка
Tylenol – крупнейшая торговая марка в категории
лекарственных и косметических товаров.
Имидж марки – доверие и эффективность.
Стадия 2.
Возмущение спокойствия
Открыта круглосуточная бесплатная консультационная телефонная линия, анализ товара из разных партий в разных регионах, уведомление Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США, прекращение всей телевизионной и печатной рекламы, отзыв всей продукции по страгне
Слайд 31Программа ИМК
Стадия 3. Новое объяснение
Коммуникационные задачи этой стадии:
Разубедить потребителей в
их намерении опробовать конкурирующие лекарства; подтолкнуть к покупке Tylenol в
форме таблеток; укрепить капитал торговой марки, для чего убедить потребителей в том, что они и дальше могут доверять этому проверенному лекарству.
Слайд 32Программа ИМК
Стадия 4. Предварительное уведомление
Сообщение об изменении упаковки. Тщательное отслеживание
реакции общественности на сообщения
Стадия 5. Период раздачи пробных образцов
Купонная кампания
Стадия
6. Восстановление прежнего отношения
Возобновление показа телевизионной рекламы
Стадия 7. Привычка
Доля Tylenol на рынке болеутоляющих средств достигла 35%.
Продажи Tylenol в капсулах составляли 85%. А в таблетках 105% по сравнению с прежними показателями.
Слайд 33Интегрированные маркетинговые коммуникации на практике
Слайд 34Интегрированные маркетинговые коммуникации на практике
Слайд 35Практическое задание 1. «Коммуникационная политика
предприятия»
Восстановите в логической последовательности все элементы
композиции
целей и задач коммуникационной политики.
Воспользуйтесь перечисленными ниже элементами:
Анализ и
планирование цели продвижения.
Анализ, планирование, реализация и контроль мероприятий по стимулированию сбыта.
Анализ и планирование структуры продвижения.
Создание и поддержание имиджа предприятия.
Анализ, планирование, реализация и контроль персональных продаж.
Анализ и планирование бюджета продвижения.
Анализ, планирование, реализация и контроль мероприятий PR.
Постановка задач коммуникационной политики.
Анализ, планирование, реализация и контроль рекламных кампаний.
Слайд 36Практическое задание 1. ««Определение элементов
маркетинговых коммуникаций предприятия»
Компания «Муж на час»
помогает своим клиентам решать хозяйственно-бытовые проблемы и предоставляет услуги мелкого
ремонта, сантехника, электрика, уборки помещений. Компания существует с 2007 г. и уже зарекомендовала себя среди клиентов. В настоящее время товар компании находится на стадии зрелости. Назовите, какие маркетинговые коммуникации следует использовать компании, и предложите их варианты.