Слайд 1Машиностроительный комплекс. Роль, значение, проблемы развития. Факторы размещения.
Слайд 3Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.
Слайд 4— это механизм, совершающий какую-либо работу (это не только автомобиль,
но и станок, трактор, телевизор, судно, компьютер, оборудование заводов и
т.д.).
Слайд 5Докажите устно, что предприятия МСК связаны с другими межотраслевыми комплексами.
Укажите, какой продукцией они обмениваются.
Слайд 6Значение машиностроительного комплекса в экономике.
Слайд 71:2:4
1 — это темпы развития экономики страны,
2 — темпы
развития машиностроения,
4 — темпы развития новых и новейших отраслей
машиностроения (электроники, приборостроения).
Слайд 8Роль и значение машиностроения.
На его долю приходится 40% предприятий, 30%
работающих, 15% продукции промышленности России.
Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности,
сельском хозяйстве, быту, на транспорте, в вооруженных силах.
Определяет темпы научно-технической революции.
Слайд 9Главная задача машиностроения – обеспечить общество новыми, все более современными
машинами.
Слайд 10Продукция автомобилестроения — различные легковые и грузовые автомобили.
— это
машиностроение, которое производит различную технику для с/х: тракторы, зерноуборочные комбайны,
картофелеуборочные машины, различные установки для полива и др.
— это машиностроение, которое производит различное оборудование для электростанций, а также двигатели для морских и речных судов и др.
Слайд 11На размещение предприятий машиностроения оказывает влияние большое количество факторов
Слайд 15— сосредоточение производства отдельных видов продукции или её частей на
самостоятельных предприятиях.
— организация производственных связей между специализированными предприятиями, совместно изготовляющими
определённую продукцию, но сохраняющими самостоятельность.
Слайд 18Вблизи металлургических баз располагаются предприятия металлоемких отраслей тяжелого машиностроения.
На
Урале в Екатеринбурге производят оборудование для металлургии и др. отраслей
промышленности (завод «Уралмаш»), в Нижнем Тагиле — грузовые вагоны («Уралвагонзавод»), в Челябинске — тяжелое тракторостроение.
Предприятия по производству горно-шахтного оборудования размещены в Прокопьевске, Киселевске, Анжеро-Судженске, Кемерово, Красноярске — около Сибирской металлургической базы.
Слайд 19Для станкостроения характерно более или менее равномерное размещение производства, но большая часть
продукции проходится на Центральный, Северо-Западный и Уральский районы.
Слайд 20Транспортное машиностроение включает в себя автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение, авиастроение.
Слайд 21Легковые автомобили выпускают заводы в Нижнем Новгороде — (ГАЗ), Ижевске — (ИЖ),
Ульяновске — (УАЗ) , Москве — (АЗЛК), Тольятти — (ВАЗ).
Грузовые автомобили выпускают в
Москве — (ЗИЛ), Нижнем Новгороде — (ГАЗ),
Набережных Челнах — (КАМАЗ), Миассе (Челябинская обл.) — «Урал».
Слайд 22Автобусы выпускают в Павлово — (ПАЗ)(Нижегородская обл.),
Ликино — (ЛиАЗ) (Московская обл.),
в
Кургане — Курганский автобусный завод,
при участии фирм Чехии и ФРГ работает
завод в Голицино (Московская обл.)
Единственный в стране троллейбусный завод действует в г. Энгельс Саратовская обл.).
Слайд 23Железнодорожное машиностроение включает выпуск тепло- и электровозов, вагонов, электропоездов, трамваев.
Тепловозы
и электровозы выпускают в Коломне, Калуге, Людиново, Муроме, Ноочеркасске.
Вагоны
выпускаются в Брянске (изотермические), Мытищах (вагоны для метрополитена), Нижнем Тагиле (с повышенной грузоподъемностью) , Твери (двухъярусные — для перевозки автомобилей), Абакане, Алтайске, Санкт-Петербурге, Усть-Катаве (Челябинская обл.) трамваи.
Слайд 24 Морское и речное судостроение и судоремонт развиты морских и речных
портах: Санкт-Петербург, Астрахань, Нижний Новгород, Тюмень, Красноярск, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Архангельск,
Мурманск, Ярославль и др.
Слайд 25Авиастроение представлено крупных промышленных центрах: Москва, Казань, Самара, Воронеж, Саратов,
Смоленск, Ростов-на-Дону.
Слайд 26Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение ориентировано на основные сельскохозяйственные районы и металлургические
базы.
Однако многие предприятия в настоящее время вынуждены перепрофилироваться и
выпуск сельскохозяйственной техники прекратили (например заводы в Таганроге, Ростове-на-Дону, Биробиджане).
Производство тракторов организовано:
в Челябинске — Челябинский тракторный завод,
во Владимире — Владимирский тракторный завод,
в Липецке — Липецкий тракторный завод,
в Волгограде — Волгоградский тракторный завод,
Чебоксарах, Рубцовске, Новотроицке, Петрозаводске (трактора для трелевки леса).
Слайд 27В машиностроении России существуют следующие проблемы и возможные пути их
решения.
Низкие темпы развития машиностроения, не соблюдается формула 1:2:4.
Низкое качество
исходных материалов (металлов, пластиков и др.).
Устаревшее оборудование на машиностроительных заводах, устаревшие технологии выпуска машин.
Низкие темпы обновления продукции в условиях постоянно меняющегося спроса (в том числе из-за преобладания крупных заводов, на которых переход на выпуск новой модели связан с огромными трудностями).
Монополизм крупных предприятий.
Итог:
1. Низкое качество выпускаемых машин.
2. Импорт машин в Россию растёт быстрее, чем экспорт.