Слайд 1Материалы для дистанционной поддержки учащихся по дополнительной программе «Юный экскурсовод»
Педагог
дополнительного образования
Степанов Игорь Николаевич
Год обучения:2
Группа: 2
Тема занятия:
«Различные средства
пропаганды музейных коллекций: мастерские для детей и взрослых,
передвижные выставки»
Слайд 2Материалы по теме занятия 13.03.2020 15:00 — 17:00 «Различные средства
пропаганды музейных коллекций: мастерские для детей и взрослых, передвижные выставки».
Слайд 3В кон. XX – нач. XXI вв. с развитием и
распространением технологий, все большим отходом общественного сознания от классической культуры
возникла острая необходимость поиска новых подходов к привлечению публики к музейным собраниям. Одним из таких подходов стала организация всевозможных мастер-классов и мастерских для детей и взрослых.
В рамках данного занятия мы посмотрим на некоторые примеры таких мастерских.
Слайд 4Российский этнографический музей
Очевидно, что подобные мастерские должны соответствовать профилю музея.
Иногда этот профиль может сам по себе предполагать такие мастерские.
К примеру, этнографический. Ведь он подразумевает внимание к традиционной народной культуре, включающей ремесла, быт, всевозможные сказки, предания и т.д. Изготовление простейших предметов традиционного народного быта не требует больших затрат, но может представлять большой интерес для публики.
Так, в этнографическом музее уже 27 лет существует Школа ремесел.
Слайд 5Вот, что пишут представители этой школы о себе в социальной
сети:
"Школа Ремесел" Российского Этнографического Музея организована в 1993 году
и явилась новой формой приобщения петербуржцев и гостей города к традициям русской народной культуры.
Уже 25 лет музейная "Школа ремёсел" является любимым местом воскресного отдыха петербуржцев и гостей города.
Длч взрослых и детей с 5 лет предлагаются разнообразные варианты мастер-классов различного уровня сложности.
В программе: лепка из глины, изготовление фольклорных кукол, плетение из бересты, работа с кожей; роспись по дереву, войлоковаляние, бисероплетение.
В результате занятий каждый участник получает готовое изделие и полезные знания и навыки!
Слайд 7Музей Анны Ахматовой
Обращаясь к ребенку музей желает „окультурить“ человека, заполучить
еще одного потенциального посетителя, который поможет распространять достижения культуры в
обществе. Вот, что пишут сами сотрудники музея:
Музей Анны Ахматовой, казалось бы, адресован к старшеклассникам и взрослым, но мы обращаемся и к людям более младшего возраста. Мы хотим, чтобы дети «выучили дорогу» в наш музей и получили навыки чтения поэтического текста. Чтобы они узнали, что встреча с поэзией всегда связана с удивлением и радостью. Мы хотим разбудить их воображение, фантазию, ассоциативное мышление, дать каждому почувствовать себя самого немножко поэтом.
Самый верный путь ко всему этому – игра. Игра - самый свободный вид деятельности, дающий человеку право выбора. Здесь не может быть верного или неверного решения, здесь важен не результат, а процесс, в котором чтение становится удовольствием. В основе каждого занятия – игровая ситуация, игровые роли, игровые правила.
Профиль данного музея – литературно-мемориальный. Для такой направленности придумать мастер-класс, в результате которого ученик получит некий продукт уже гораздо сложнее.
Ниже представлены несколько примеров того, как сотрудники музея попытались решить данную проблему:
Слайд 8Литературный багаж
С октября по май школьники 2 – 11 классов
под руководством педагогов совершают образовательные путешествия по музеям и городскому
пространству, исследуя выбранное литературное произведение. Они собирают коллекцию (вещей, слов, образов, запахов, звуков и т.д.), которая к концу проекта приобретает вид небольшой передвижной выставки. Коллекция может состоять как из бытовых предметов различных эпох, так из творческих работ самих школьников. Коллекция может быть посвящена литературному персонажу, фрагменту произведения, пространству книги.
Слайд 10Семьей – к поэту в гости.
Литературные занятия
Я пришла к поэту
в гости.
Ровно в полдень. Воскресенье...
«Семьей – к поэту в
гости» – программа выходного дня в Музее Анны Ахматовой.
Мы приглашаем на литературные занятия детей 6-10 лет и их родителей. Будем вместе читать стихи, играть со стихами и радоваться стихам.
Слайд 12Я был в лесу дождем!
По стихотворениям Николая Рубцова
Мастерская письма –
интерактивное занятие по стихам Николая Рубцова.
Стихи Николая Рубцова – это
приглашение к путешествию «по дороге лесной», чтобы увидеть, как «на ветках мерцает роса», услышать ветер, «тихий, как мечтание», чтобы ощутить свою связь с миром. Его стихи – это и возвращение домой, к своей душе, к ощущению связи с былым, общим, деревенским, в тихий дом, в мир детства.
Приходите читать стихи, которые можно петь, раскрашивать и рисовать, разгадывать и даже в них играть! Приходите читать стихи, которые помогают почувствовать себя поэтами, открывать мир и тут же творить новый, помогают увидеть, чем поэты похожи на детей, а дети – на поэтов.
Слайд 14Русский музей
Для юных посетителей предлагается большой выбор мастер-классов – занятий,
состоящих из беседы о творчестве художника или каком-либо направлении в
искусстве и практической части, в ходе которой дети смогут выполнить портрет в технике коллаж или живописный этюд, распишут магическое зеркало или создадут украшение для интерьера (музыка ветра). Также на мастер-классах дети смогут изготовить краски (яичную темперу), создать образ волшебного коня из Палеха или фрагмент лаковой миниатюры.
Мастер-классы адресованы детям от 4 лет до 14 лет.
Слайд 15Алхимия искусства
Мастер-класс начнется со знакомства с историей создания натуральных красок
от глубокой древности до наших дней. Ребята, как настоящие алхимики,
сами приготовят темперную краску, перетирая минералы и смешивая пигменты с яичной эмульсией. Получив собственную палитру, дети и взрослые создадут живописный этюд.
Слайд 17Цветы и птицы. Красочный витраж
На мастер-классе ребята познакомятся с искусством
витража и создадут работу с использованием контура и специальных витражных
красок. Превратят обычные прозрачные стекла в цветные - с узорами птиц и цветов. Участники могут принести с собой заранее заготовленный эскиз
Слайд 19Печатаем гравюру
На занятии мы устроим день печатных экспериментов! Узнаем, как
при помощи картона, пластика
и ваты создавать выразительную печатную графику. Разберемся,
что значит «гравюра», «эстамп», «монотипия», «тираж» и создадим творческую работу в одной из техник печатной графики.
Нанося краску на специальную поверхность, мы получим неповторимый и поэтому уникальный отпечаток. Свобода творчества и фантазия приветствуется!
Слайд 21Музей Москвы.
Археологический практикум
Занятия по практической археологии для детской и
семейной аудитории, которые проводятся в специально оборудованной зоне.
Участники смогут почувствовать
себя настоящими археологами, принять участие в импровизированных раскопках, подержать в руках предметы разных эпох и рассортировать подлинные археологические находки по векам.
Познавательные программы рассчитаны как на детей, так и на взрослых, интересующихся историей и археологией Москвы и Московского края.
Слайд 23МГОМЗ. «Богородская забава»
Игрушки для царских детей покупали в селе Богородском,
расположенном по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Это были деревянные кони,
птички, медведи. Интересно, что такими деревянными игрушками играли и крестьянские дети. Участники занятия познакомятся с «игрушечным промыслом» и научатся собирать своими руками игрушку на балансе «Медведь с бочкой меда».
Слайд 25«Чудо-войлок»
Одним из самых популярных ремесел на Руси было валяние из
шерсти. На музейном занятии расскажут об истории создания валенок и
других изделий из шерсти, о сухое и мокрое валяние, а главное – покажут, как сделать памятный сувенир.
Слайд 27«Душу вложишь – все сможешь!»
Мастер-класс по созданию народной куклы и
игрушки без единого стежка! Вы услышите интересные истории создания народных
кукол, узнаете о их практическом и символическом смысле в повседневной жизни наших предков и многое другое. И главное – Вы смастерите свою собственную, уникальную куклу!
Слайд 29Задание
До 21:00 13.04.2020 выполните тест:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdA5P3lm-Yn4HW5LrlTmPuZtEFdw1OWAbcqGAI55N-KpRUe7A/viewform