Слайд 1МБДОУ « Детский сад № 1 « Солнышко»
Направление «Воспитание через
учебную деятельность»
тема «Игровые методы и приёмы в практике работы с
детьми
с нарушениями речевого развития»
(сообщение из опыта работы)
воспитатель: Чихунова
Ирина Юрьевна
первая квалификационная
категория
2017 г
Слайд 2Актуальность
С каждым годом приходится сталкиваться с тем, что уровень
речевого развития детей снижается. Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в
процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра - один из тех видов детской деятельности, которые исследуются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Слайд 3Задача воспитателя совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь
можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно
заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе исправления речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.
Слайд 4Цели использования игровых приёмов в работе с детьми с нарушениями речевого
развития:
Повышение мотивации детей к занятиям.
Увеличение результативности работы с детьми
с нарушениями речи.
Развитие речи детей, мыслительных функций.
Слайд 5 Условия, учитываемые на занятии:
создание игровой ситуации, в результате
которой у ребёнка повышается мотивация;
установление доброжелательного контакта с ребёнком;
учёт
общего фона настроения и состояния ребёнка; индивидуальных возможностей;
- создание ситуации успеха;
Слайд 6Развитие длительного направленного выдоха.
( резкого или плавного); например такие
игры, как
« Сдуй божью коровку с листочка»,
«Зановесочка»,
«
Ладошки замёрзли »,
« Дымок паровоза»,
« Погаси свечу»,
« Мыльные пузыри»,
« Забей гол в ворота»,
« Лодочка »,
« Песенка » .
Слайд 11Развитие мелкой моторики
Пальчиковые игры;
Разнообразные конструкторы, мозаики;
Пористые губки, резиновые мячи с
шершавой поверхностью, резиновые эспандеры, мячи-ёжики;
Цветные клубочки ниток для перематывания;
Набор
веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов;
Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»);
Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу;
Семена, мелкие орешки, крупа;
Бусы, пуговицы;
Пластилин;
Бумага для плетения, складывания;
Разнообразный природный материал;
Ручки, фломастеры, карандаши.
Слайд 13Развитие слухового внимания
Развивать умение определять направление звука,
устойчивость слухового внимания - определить предмет по звучанию, выполнять
действия согласно различному звучанию), такие игры, как
« Где звенит колокольчик?»,
«Что звучит в коробочке?»,
«Хлопни так же как я »,
« Найди такую же коробочку» .
Слайд 14Развитие артикуляционной моторики
Развивать подвижность языка; переключать движения языка;
развивать точные движения языка; развивать умение напрягать и расслаблять мышцы
языка и т.д. )
артикуляционная гимнастика;
разнообразные сказки о весёлом язычке.
Слайд 16Игра «Логокуб
Цель игры – развитие артикуляционной моторики. Материал: кубик, на
грани которого приклеены картинки-символы артикуляционных упражнений. Ход игры: ребенок бросает
кубик и выполняет то упражнение, символ которого выпал.
Слайд 17Автоматизацию звуков в словах и предложениях.
Цель - автоматизация
звуков в словах ( в разных позициях), в предложениях, активизация
психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
«Логопедическая ромашка»
«Логопедическое лото»
«Назови картинку»
«Чудесный мешочек»
«Мнемотаблицы»
«Улитки»
Слайд 19 Развитие звукового анализа и синтеза, через такие игры, как
«Конструктор слов »,
«Магазин»,
«Назови первый (последний) звук»,
« Звук
заблудился»,
«Место звука в слове»,
« Какой звук во всех словах » и т.д.
Слайд 20Развитие фонематического восприятия
(развивать умение дифференцировать сходные звуки ), такие
игры, как
« Твёрдый – мягкий »,
«Рифмушки»,
« Волшебный
домик »,
« Сравни слова» и т.д.
Слайд 21Взаимодействие с родителями
Для родителей были:
изготовлены памятки «Рекомендации
по выполнению логопедических упражнений»,
буклет для родителей «Нескучная артикуляционная гимнастика».
«Домашняя
игротека логопеда», которая представляет собой стендовую информацию с подборкой словесных дидактических и пальчиковых игр.
ведется постоянная консультативная работа на темы, которые требуют разъяснения для родителей, например, «Игры, развивающие и обогащающие словарь ребенка», «Особенности речевого развития детей».
Слайд 22 Работая в этом направлении, я сделала следующие выводы о
значении игр в развитии детей с нарушениями речи.
Игры отвлекают
внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
Материал на занятиях стал интереснее и доступнее для усвоения.
Наблюдаются положительные результаты в работе (об этом свидетельствуют результаты мониторинга речевого развития детей; мониторинг проводится в начале и в конце учебного года).