Слайд 1Механизмы формирования речи
Презентацию подготовила студентка 1 курса, 4 группы
ИДОиР Кутявина Софья Викторовна
Слайд 2Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая
обеспечивается деятельностью головного мозга.
Слайд 3Строение речевого аппарата
1 – головной мозг; 2- носовая полость; 3
– твердое небо; 4 – ротовая полость; 5 – губы;
6 – резцы; 7 – кончик языка; 8 – спинка языка; 9 – корень языка; 10 – надгортанник; 11 – глотка; 12 – гортань; 13 – трахея; 14 – правый бронх; 15 – правое легкое; 16 – диафрагма; 17 – пищевод; 18 – позвоночник; 19 – спинной мозг; 20 – мягкое небо.
Слайд 4Центральный отдел речевого аппарата
К центральному отделу речевого аппарата относится головной
мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра
соответствующих нервов.
Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока).
Височные извилины, будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи.
Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи.
Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи.
Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра к периферии идут центробежные пути, а от периферии к центру – центростремительные нервные пути.
Слайд 5В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы:
Тройничный
нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть.
Лицевой нерв –
мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, которые осуществляют движение губ, щёк.
Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Языкоглоточный нерв также является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.
Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи.
Подъязычный нерв дает возможность совершать языку разнообразные движения.
Слайд 6Периферический отдел речевого аппарата
Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового
и артикуляционного отделов.
Дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи
воздуха,
голосовой – для образования голоса,
артикуляционный – образует характерные звуки нашей речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата.
Слайд 7Дыхательный отдел
Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с легкими,
бронхами и трахеей.
Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во
время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.
У ребенка речевое дыхание вырабатывается постепенно, в процессе речевого развития. Вначале ребенок пользуется в речи навыками жизненного дыхания. Такое дыхание остается в случаях рано возникающей речевой патологии.
Слайд 8Голосовой отдел
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней
голосовыми складками.
Голосовые складки своей массой почти полностью закрывают просвет
гортани, оставляя узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель расширяется (вдох), принимая вид равнобедренного треугольника, и сужается (выдох).
В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких. Колебания передаются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса.
Слайд 9Артикуляционный отдел
Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и
нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо,зубы, альвеолы.
Язык, губы, мягкое
нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции;
зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.
Слайд 10Органы артикуляционного отдела
Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции,
система мышц языка даёт возможность менять его форму, положение и
степень напряжения. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть языка подвижна и в ней различают кончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называется корнем языка.
Слайд 11Органы артикуляционного отдела
Важная роль в образовании звуков речи помимо языка
принадлежит также и другим органам артикуляции: твердому и мягкому нёбу.
Совершая
различные движения и принимая самые разнообразные положения, они видоизменяют форму ротовой полости, образуют в ней смычки, щели и т.п. Мягкое нёбо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает проход в нос, опускаясь, открывает его.
Слайд 12Формирование речи у ребенка
Формирование речи происходит в процессе общего психофизического
развития ребенка
Развитие речи связано с деятельностью слуховой, двигательной и зрительной
сенсорных систем, но зрительная система имеет меньшее значение, нежели слуховая.
Условия формирования нормальной речи:
сохранная центральная нервная система;
наличие нормального слуха и зрения;
активное речевое общение (прежде всего на уровне: "взрослый! ребенок", "ребенок — взрослый").
Слайд 13Этапы речевого развития
Период подготовления словесной речи (длится до конца 1-го
года жизни).
Период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи.
Период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (3-7 лет).
Период овладениям ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе