Слайд 1
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХРИСТИАН ВЕРЫ
ЕВАНГЕЛЬСКОЙ (ПЯТИДЕСЯТНИКОВ) «ЯРОСЛАВСКАЯ ЦЕРКОВЬ «ПОБЕДА ХРИСТА»
г. ЯРОСЛАВЛЯ
ИЗУЧЕНИЕ БИБЛИИ
4. КТО
И НА КАКОМ ОСНОВАНИИ
ОПРЕДЕЛИЛ, ЧТО БИБЛИЯ ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ
ИМЕННО ИЗ ЭТИХ 66
КНИГ?
Пастор Вячеслав Плескач
Слайд 2Почему Библия стала Библией? Кто и на каком основании определил,
что Библия должна состоять именно из этих 66 книг? Кто
управлял этим процессом? Откуда мы знаем, какие из
Слайд 3предлагаемых священных книг должны были быть включены в канон Писания,
а какие – нет?
Слайд 4«В Учебной Библии мы читаем следующее: «Мы должны понимать, что
фактически Библия – это одна книга, и она имеет одного
Божественного Автора, хотя писали её на протяжении 1500 лет почти 40 человек-писателей.<…>
Слайд 5Откуда мы знаем, какие из предлагаемых священных книг должны были
быть включены в канон Писания, а какие – нет? В
течение веков использовались три широко признанных принципа для
Слайд 6определения книг, которые явились результатом Божественного откровения и вдохновения. Во-первых,
автором книги должен был быть признанный пророк или Апостол
Слайд 7(или же кто-то близкий к ним…). Во-вторых, эти книги не
должны были противоречить предыдущему Писанию и расходиться с ним. В-третьих,
Церковь должна была признать книгу как вдохновлённую Богом.
Слайд 8Таким образом, когда в истории Церкви собирались различные советы по
рассмотрению канона, они не голосовали за каноничность книги, но констатировали
факт того, что Бог уже сделал.
Слайд 9 В 350-400 гг. по Р.Х. все 27 книг Нового
Завета были признаны как богодухновенными.
Что касается Ветхого Завета, то ко
времени Христа весь Ветхий Завет был написан и принят Евреями. Последняя
Слайд 10книга, книга пророка Малахии была закончена приблизительно в 430 г.
до Р.Х. Канон Ветхого Завета времён Христа не только тому
Ветхому Завету, который использовался Веками, но и не содержит
Слайд 11невдохновенных апокрифических книг, т.е. собрание 14 инородных книг, написанных после
книги Малахии и включённых в Ветхий Завет около 200-150 гг.
до Р.Х. в греческом переводе
Слайд 12еврейского Ветхого Завета, названном Септуагинтой (LXX). Они и по сей
день встречаются в некоторых переводах Библии. Однако ни один автор
Нового Завета не цитирует
Слайд 13апокрифические книги, и Иисус не утвердил ни одной из них,
когда подтверждал канон Ветхого Завета (Лк. 24:27, 44)»
(Учебная Библия
с комментариями Джона Мак-Артура. Как появилась Библия. – Славянское Евангельское общество, 2004. – С. xvi- xvii.).
Слайд 14Санников С.В. Двенадцать веков христианства. Первое тысячелетие. Учебное пособие по
истории христианства.
«Некоторые полагают, что христианский канон вырабатывали церковные соборы, однако,
это совершенно не соответствует истине. Ни один из Вселенских
Слайд 15Соборов не рассматривал вопроса канонизации
новозаветных книг. На них происходила отработка
и закрепление веры официальной, или традиционно кафолической ортодоксии…
Слайд 16Параллельно с этим протекал процесс кристализации истинного и непререкаемого критерия
веры и богопознания, завершалось формирование христианского канона,
Слайд 17т.е. эталона, на который церковь должна была ориентироваться.
В видимой части
исторического процесса скрещивались шпаги взаимных обид, подозрений, обвинений – происходила
Слайд 18церковно-политическая борьба. В этой борьбе отрабатывалось Священное Предание, т.е.
вероучение исторических церквей. Оно служило только внешним одеянием церкви, но
при этом тихо
Слайд 19и незаметно для политической истории, под контролем главы Церкви –
Христа и водительством Святого Духа, заканчивалось формирование канона» (Санников С.В.
Двенадцать веков христианства. Первое тысячелетие. Учебное пособие по истории христианства: В 2 т. – Т. 1. – Одесса: Изд-во ОБС «Богомыслие», 2002. – С. 319.).
Слайд 20«Христиане верят, что не только отдельные книги этого канона написаны
под водительством и вдохновением Духа Святого, но и процесс отбора
этих книг в канон также проходил под неусыпным
Слайд 21наблюдением и контролем Божьим. Но этот процесс происходил не через
церковную иерархию, и не через прямое откровение Божье, данное какому-нибудь
выдающемуся пророку, а через
Слайд 22исторические обстоятельства, в которых принимало участие большое количество людей. Таким
образом, как весь канон, так и каждая его книга –
это совместное творение Бога и человека, ибо над
Слайд 23ними трудились «…святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым» (2
Пет. 1:21)»
С. 320.
Слайд 241. Евреи составили канон Ветхого Завета.
2. Христиане читали Ветхий Завет, записанные слова
Христа и учения Апостолов.
Слайд 253. Исторически по факту оставались в хождении только те книги, которые
были Богодухновенными.
Слайд 26Если бы министерство культуры приняло решение, что
какая-то
песня будет
самой
популярной
песней в
стране, было бы это так?
Слайд 27Самые популярные песни поются десятилетиями и столетиями, они выживают сами
без решений свыше. Так происходит во всех областях жизнедеятельности человека:
выдерживает проверку временем только то, что действительно истинно. С каноном произошло именно так.
Слайд 284. Причины и факторы формирования канона.
Слайд 291) Формированию канона способствовали ереси Маркиона и Монтана.
Слайд 30
2) Гонения властей, требовавших уничтожить все писания (эдикт Диоклетиана в
303 г.).
Слайд 31
3) С конца первого века свитки стали заменяться кодексами, т.е. книгами.
Слайд 32Были свитки из пергамента или тонкой кожи, намотанные на палку.
Самый длинный не более 10 м.
(Луки, Деяния
составляли
примерно
по 9 м.)
Слайд 33Книги стало возможным объединять, формировать последовательность, что привело к формализации
канона.
Слайд 344) Повсеместное канонизация во всех сферах жизнедеятельности человека.
Слайд 355. Упоминания списков канона.
Список Муратори (1740 г.) – 2 в.
Евсевий Кесарийский
«Церковная история»
Иустин Философ
Климент Римский
Ириней Лионский
Слайд 36«Афанасий Александрийский, рассылая письма церквам по случаю празднования Пасхи, в
одном из них (39-е письмо, написанное в 367 г.) привёл
перечень из новозаветных книг, в
Слайд 37точности повторяющий современный. При этом он отделил канонические книги от
неканонических и еретических и говорил о каноне: «Это источник спасения,
и те, кто жаждет, насытятся словами жизни. Только в
Слайд 38них возвещено Божественное учение. Никто не прибавляет к ним ничего
и ничего не убавляет». Некоторые поместные соборы также зафиксировали то,
что уже было выработано в церкви под действием
Слайд 39Духа Святого. Например, Лаодикийский собор 363 года привёл список канонических
книг (60-й канон), Гиппонский собор 393 года и Карфагенский собор
397 года также подтвердили канон как то, что
Слайд 40является бесспорным авторитетом в тех церквах, которые были представлены на
соборах»
(Санников С.В. Двенадцать веков христианства. Первое тысячелетие. Учебное пособие
по истории христианства: В 2 т. – Т. 1. – Одесса: Изд-во ОБС «Богомыслие», 2002. – С. 325).
Слайд 42Рассматривая процесс формирования канона в исторической ретроспективе, можно выделить три
критерия отбора книг:
Апостольское авторство (или авторство близкого сотрудника Апостола).
Слайд 43Единодушное принятие всеми поместными церквами.
Гармоническое единство, духовная чистота текста и
соответствие его учению Христа и общецерковной вере.
Ясно, что в соответствии
Слайд 44с этими критериями некоторые книги прошли более долгий путь, чем
другие, прежде чем попали в канон, но, обобщая этот процесс,
можно сказать словами Викентия Лиринсокого, богослова V века, что
Слайд 45канон – это то, во что верят повсюду, всегда и
все христиане.
Может показаться удивительным, что христианство, которое вело такие ожесточённые
внутренние споры по
Слайд 46другим вопросам, так легко и просто пришли к единому заключению
о каноне, хотя на это понадобилось около пяти столетий. Ещё
более удивительным может показаться то, что несмотря на
Слайд 47догматическое несогласие между собой, все ветви христианства, как бы они
не назывались – исторические церкви, протестантские, свободные и другие, -
всегда признавали и до
Слайд 48сих пор признают канонические книги высшим авторитетом, хотя могут и
по-разному истолковывать их. Всё это объяснятся тем, что составлением канона
руководил Тот, кто знает абсолютную истину и
Слайд 49есть сама Истина. Таким образом, в эпоху богословских споров, но
совершенно независимо от них, Господь, как всегда тихо и незаметно,
вручил людям своё письменное Слово»
С. 325-326.
Слайд 50Литература:
1. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура. – Славянское Евангельское общество,
2004. – 2201 с.
5. Санников С.В. Двенадцать веков христианства. Первое тысячелетие.
Учебное пособие по истории христианства: В 2 т. – Т. 1. – Одесса: Изд-во ОБС «Богомыслие», 2002. – 668 с.