Разделы презентаций


Метод – нормативная модель и способ организации деятельности Л.3. Методы

Содержание

по цели исследованияпо источникам накопления информации по способам обработки и анализа данныхМетоды исследований можно классифицировать:1. Принцип множества методов исследования 2. Принцип адекватности метода существу изучаемого предмета, который должен быть полученПринципы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Метод – нормативная модель и способ организации деятельности
Л.3. Методы

исследования
Методами исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение

явлений и решение разнообразных научных проблем
Метод – нормативная модель и способ организации деятельностиЛ.3. Методы исследования Методами исследования называют совокупность приемов и

Слайд 2по цели исследования
по источникам накопления информации
по способам обработки и

анализа данных
Методы исследований можно классифицировать:
1. Принцип множества методов исследования 2. Принцип

адекватности метода существу изучаемого предмета, который должен быть получен

Принципы
для выбора методов исследования для решения конкретных исследовательских задач:

по цели исследованияпо источникам накопления информации по способам обработки и анализа данныхМетоды исследований можно классифицировать:1. Принцип множества

Слайд 3МЕТОДЫ
НАУЧНОГО
ПОЗНАНИЯ
Методы
эмпирического исследования
Методы как эмпирического, так и теоретического

исследования
Методы
теоретического исследования
Соотношение эмпирического и теоретического

Всеобщие методы


Общенаучные
методы

Конкретно-научные (частные)
методы
Соотношение


общего и частного
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯМетоды эмпирического исследованияМетоды как эмпирического, так и теоретического исследованияМетоды теоретического исследованияСоотношение эмпирического и теоретическогоВсеобщие методыОбщенаучные

Слайд 4Общенаучные методы

Общенаучные методы

Слайд 5Отношения общенаучных методов

Отношения общенаучных методов

Слайд 6Анализ
 метод исследования, который включает в себя изучение предмета путем мысленного

или практического (реального) расчленения его на составные элементы (части объекта,

его признаки, свойства, отношения, характеристики, параметры и т.д.)

Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого

анализ травматизма рабочих производится по каждому цеху предприятия

анализ результатов опроса учащегося, класса

Например

Анализ метод исследования, который включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического (реального) расчленения его на составные

Слайд 7Синтез
метод изучения объекта в его целостности, в единстве и взаимной

связи его частей
позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа,

установить их связь и познать предмет как единое целое

Уровень дорожного травматизма в Сахалинской области

Успеваемость учащихся в 8 классе

Например

Синтезметод изучения объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частейпозволяет соединить части предмета, расчлененного

Слайд 8Обобщение
процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего,

к более общему
это приём исследования, в результате которого устанавливаются общие свойства

и признаки объектов
(переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению)

переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество»
в ходе наблюдения за выполнением задания обобщаются условия его выполнения во всей группе (пользовались ли обучаемые дополнительной литературой, задавали ли вопросы и т.д.)
при обобщении результатов эксперимента исследователь оценивает влияние различных факторов на полученные данные

Например

Обобщениепроцесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего, к более общемуэто приём исследования, в результате которого

Слайд 9Абстрагирование  (идеализация)
отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления (их исключение)

с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений
(мысленное выделение

существенных свойств и связей и исключение некоторых свойств, признаков объектов, которые не являются существенными для данного исследования)

(от лат. – отвлекать)

при изучении мотивации учащихся интересуют определенные мотивы, интересы, потребности, а другие качества (физиологические параметры, уровень дохода родителей….) – не учитываются
абсолютно черный цвет, абсолютно твердое тело

Например

Абстрагирование  (идеализация)отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления (их исключение) с одновременным выделением интересующих исследователя свойств

Слайд 10Индукция 
процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов,

т.е. познание от частного к общему
На практике чаще всего применяется

неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов
Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер

изучаются факторы, отрицательно влияющие на производительность труда, по каждому отдельному предприятию, а затем данные обобщаются в целом по производственному объединению, в состав которого входят все эти предприятия как производственные единицы

Изучаются результаты обучения по каждому разделу, а потом делается вывод об уровне знаний за весь курс обучения

Например

Индукция процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общемуНа практике

Слайд 11Дедукция 
процесс аналитического рассуждения (логического умозаключения) от общего к частному, когда

сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем его отдельных

элементов

Сначала анализируется производительность труда в целом по предприятию и далее делается вывод, что в отдельных подразделениях такой же уровень (производительности, безопасности и т.д.)

Сначала идет поиск путей повышения общей успеваемости в классе, затем, этот способ применяется для решения частной задачи обучения

Например

Дедукция тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то методом дедукции всегда будет получен истинный вывод.

Дедукция процесс аналитического рассуждения (логического умозаключения) от общего к частному, когда сначала исследуется состояние объекта в целом, а

Слайд 12Аналогия 
метод научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних предметов и

явлений на основании их сходства с другими по ряду признаков
основывается

на сходстве некоторых сторон различных предметов и явлений

Достоинства: меньше затраты.
Недостатки: ниже достоверность

Производительность труда в объединении может исследоваться не по каждому предприятию, а лишь по выбранным в качестве аналога, выпускающим однородную с другими предприятиями товарную продукцию и имеющим одинаковые условия для производственной деятельности
Анализ успеваемости учащихся исследуется не во всех классах, а только в одном

Например

Аналогия метод научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с другими

Слайд 13Моделирование 
изучение объекта (оригинала) путём создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал

с определённых сторон, интересующих исследователя
модель оптимизации структуры учебного процесса
модель накопления знаний
Например
Модели

могут быть:
реальными (материальными), например, модели самолетов, макеты зданий, фотографии, протезы, куклы и т.п.
идеальными (абстрактными), создаваемые средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики
Моделирование изучение объекта (оригинала) путём создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих исследователямодель оптимизации структуры учебного

Слайд 14Конкретизация 
метод исследования предметов во всей их разносторонности, в качественном многообразии

реального существования во времени и пространстве в отличие от абстрактного,

отвлеченного изучения предметов

исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития

перспективы развития отрасли определяются на основании конкретных расчетов эффективности применения новой техники и технологии

исследование влияния успеваемости в 8 классе на уроках ОБЖ по результатом годовой аттестации

Например

Конкретизация метод исследования предметов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования во времени и пространстве в

Слайд 15Исторический метод
подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности,

с учетом всех деталей и случайностей
Исследование ущерба от разрушительных

факторов землетрясения, цунами

Исследование влияния средств мультимедиа на процесс усвоения знаний учащихся 8, 9, 10, 11 классов в 2008-2011 годах

Например

Исторический методподразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей Исследование

Слайд 16Логический метод
метод научного умозаключения, посредством которого достигается воспроизведение в мышлении

сложного динамического явления в форме исторической теории с отвлечением от

случайностей и отдельных несущественных фактов

Генетическая связи опасных природных явлений

Взаимосвязь влияния выбора средств обучения на уровень усвоения материала

Например

Логический методметод научного умозаключения, посредством которого достигается воспроизведение в мышлении сложного динамического явления в форме исторической теории

Слайд 17Классификация
распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в

зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами

объектов в единой системе конкретной отрасли знания

Классификация опасных ситуаций по происхождению

Классификация средств, форм, методов обучения

Например

процесс упорядочивания информации
в процессе изучения новых объектов в отношении каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже установленным классификационным группам

Теория классификации - таксономия

Классификацияраспределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные

Слайд 18Общенаучные методы
методы эмпирического уровня научного познания
методы теоретического уровня научного познания
Эмпирический

уровень познания - это процесс мыслительной - языковой - переработки

чувственных данных, вообще информации, полученной с помощью органов чувств

Такая переработка может состоять в анализе, классификации, обобщении материала, получаемого посредством наблюдения

образуются понятия, обобщающие наблюдаемые предметы и явления

формируется эмпирический базис тех или иных теорий

Теоретический уровень познания – это процесс, который характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций»

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания

осуществляется обработка эмпирических понятий
появляются теоретические понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.

Общенаучные методыметоды эмпирического уровня научного познанияметоды теоретического уровня научного познанияЭмпирический уровень познания - это процесс мыслительной -

Слайд 20Эмпирические методы

Эмпирические методы

Слайд 21Наблюдение
целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений
Научные наблюдения проводятся для сбора

фактов, укрепляющих или опровергающих ту или иную гипотезу и являющихся

основой для определенных теоретических обобщений

Результатом наблюдения является описание объекта, зафиксированное с помощью языка, схем, графиков, диаграмм, рисунков, цифровых данных и т.д.

количественное

качественное

Различают два основных вида наблюдения:

направлено на качественное описание явлений

направлено на установление и описание количественных параметров объектов

Наблюдениецеленаправленное, организованное восприятие предметов и явленийНаучные наблюдения проводятся для сбора фактов, укрепляющих или опровергающих ту или иную

Слайд 22Описание
фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах
система процедур

сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик
Позволяет в

структуре объекта выделить однородные категории, дать им характеристику и т. д.

Описание условий эксперимента

Описание научного явления или факта

Например

Описаниефиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектахсистема процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и

Слайд 23Измерение 
метод научного исследования процесса определения численного значения некоторой величины посредством

определенной заранее единицы измерения
Измерение уровня шума в рабочей зоне

Измерение

уровня усвоения знаний (по различным шкалам)

Например

Это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения.
Число, выражающее отношение измеряемой величины к эталону, называется числовым значением этой величины

Измерение метод научного исследования процесса определения численного значения некоторой величины посредством определенной заранее единицы измеренияИзмерение уровня шума в

Слайд 24Сравнение 
метод научного изучения, посредством которого устанавливаются сходство и различие предметов

и явлений действительности
Эффективность применения СИЗ и СКЗ

Эффективность проведения лекции

и семинара для получения знаний

Например

Сравнение метод научного изучения, посредством которого устанавливаются сходство и различие предметов и явлений действительностиЭффективность применения СИЗ и СКЗ

Слайд 25Эксперимент 
наблюдение в специальных контролируемых условиях
Эксперименты проводятся с целью апробирования

каких-либо проектов, программ, новых форм организации и т.д. Результаты любого

эксперимента подлежат интерпретации с точки зрения теории, задающей его рамочные условия.

Эксперимент позволяет:
во-первых, изолировать исследуемый объект от влияния побочных несущественных для него явлений
во-вторых, в ходе эксперимента многократно воспроизводится ход процесса.
в-третьих, эксперимент позволяет планомерно изменять само протекание изучаемого процесса и состояния объекта изучения.

Эксперимент наблюдение в специальных контролируемых условиях Эксперименты проводятся с целью апробирования каких-либо проектов, программ, новых форм организации и

Слайд 26Теоретические методы

Теоретические методы

Слайд 27Формализация 
построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых явлений
представление какой-либо содержательной области

(рассуждений, доказательств, процедур классификации, поиска информации, научных теорий) в виде

формальной системы или исчисления (символов, знаков и т.д.)

Вода = Н2О

Формальное представление в виде оценок

Например

Формализация построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых явленийпредставление какой-либо содержательной области (рассуждений, доказательств, процедур классификации, поиска информации, научных

Слайд 28Аксиоматизация 
способ построения научной теории, при котором в основу его кладутся

некоторые исходные положения - аксиомы или постулаты, из которых все

остальные утверждения теории выводятся дедуктивно чисто логическим путем, посредством доказательства

Классическим образцом построения теории аксиоматическим методом может служить геометрия Евклида
Аксиома безопасности: Любая деятельность потенциально опасна
Аксиома педагогики: Важнейшей движущей силой обучения является интерес

Например

Этот метод построения теории предполагает широкое использование дедукции

Аксиоматизация способ построения научной теории, при котором в основу его кладутся некоторые исходные положения - аксиомы или постулаты,

Слайд 29Гепотеко-дедуктивный метод 
Основан на создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез,

из которых выводят утверждение об эмпирических фактах
Эффективность применения СИЗ и

СКЗ

Эффективность проведения лекции и семинара для получения знаний

Например

(включает соотношение между гипотезами и фактами)

Знание носит вероятностный характер

Гепотеко-дедуктивный метод Основан на создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводят утверждение об эмпирических фактахЭффективность

Слайд 305. Экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.
Шаги реализации гипотетико-дедуктивного метода
1.

Ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения и попытка такового

(которая не достигает успеха в силу недостаточности имеющихся знаний) с помощью уже существующих теорий и законов

2. Выдвижение гипотезы о причинах и закономерностях данных явлений

3. Оценка основательности и серьезности гипотез и отбор из их множества наиболее вероятной гипотезы

4. Выведение из гипотезы следствий с уточнением ее содержания

5. Экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.Шаги реализации гипотетико-дедуктивного метода1. Ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения

Слайд 31Частные методы

Частные методы

Слайд 32Графические представления позволяют наглядно отображать структуры сложных систем и процессов,

происходящих в них. С этой точки зрения они могут рассматриваться

как промежуточные между методами формализованного представления систем и методами активизации исследователей

Графические методы

Понятие графа первоначально было введено Леонардом Эйлером

Позволяют ставить и решать вопросы оптимизации процессов организации, управления, проектирования, и являются математическими методами в традиционном смысле

теория графов, теории сетевого планирования и управления, методы статистического сетевого моделирования с использованием вероятностных оценок графов

Графические представления позволяют наглядно отображать структуры сложных систем и процессов, происходящих в них. С этой точки зрения

Слайд 33в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное

на профессиональном, научном и практическом опыте

Методы экспертных оценок
Существует две группы

экспертных оценок: Индивидуальные оценки основаны на использовании мнения отдельных экспертов, независимых друг от друга.
Коллективные оценки основаны на использовании коллективного мнения экспертов.
в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опытеМетоды экспертных

Слайд 34Метод Дельфи или метод дельфийского оракула первоначально был предложен О.Хелмером

и его коллегами как итеративная процедура при проведении мозговой атаки,

которая способствовала бы снижению влияния психологических факторов при проведении заседаний и повышению объективности результатов

Метод типа «Делфи»

Метод Дельфи или метод дельфийского оракула первоначально был предложен О.Хелмером и его коллегами как итеративная процедура при

Слайд 351. а) Прямое (исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта);

б) Косвенное (восприятие не самого объекта, а тех следствий, которые он вызывает);

в) Непосредственное (действует сам исследователь, без специальных средств);
г) Опосредованное (факты фиксируются средствами измерения).

2. а) Сплошное (охватываются процессы в целом виде);
б) Дискретное (выборочное фиксирование тех или иных наблюдений).
3. а) Открытое (испытуемым известно, что за ними наблюдают);
б) Скрытое (наблюдатель остается незамеченным).
4.Логитюдное (продолжительное)
5.Ретроспктивное (обращенное в прошлое)

Виды наблюдений

Метод педагогического наблюдения

непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений

1. а) Прямое (исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта);  б) Косвенное (восприятие не самого объекта, а тех

Слайд 36Опросные методы
1. Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее

разработанной программе
Общие правила использования беседы:
выбор компетентных респондентов
обоснование и сообщение мотивов

исследования
формулировка вариаций вопросов, включающие вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом и др.

2. Анкетирование: заочное (посредством корреспондентских связей) и прессовое (через анкету, напечатанную в газете)
Типы анкет:
открытая (без сопровождающих вопросов для выбора правильного ответа);
закрытого типа (на каждый вопрос даются готовые для выбора ответы);
смешанного типа



просты по организации, универсальны для получения данных широкого спектра

Опросные методы1. Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программеОбщие правила использования беседы:выбор компетентных респондентовобоснование

Слайд 371. Проверка должна:
давать информацию обо всех проверяемых элементах подготовленности;


предоставлять полный объем информации для того , чтобы сделать выводы

о подготовленности учащегося.
2. Используемые методы должны давать информацию как можно более оперативно, когда еще можно регулировать процесс обучения.
3. Задания контрольной работы должны:
содержать вопросы сложные, актуальные;
в совокупности давать представления об умственной деятельности учящихся;
отражать сформированность наиболее универсальных и интегрированных приемов обучения.


Требования:

носят письменный или лабораторно-практический характер

Метод диагностирующих контрольных работ

1. Проверка должна: давать информацию обо всех проверяемых элементах подготовленности; предоставлять полный объем информации для того ,

Слайд 38Метод рейтинга и самооценки
Требования к экспертам
компетентность
креативность
положительное отношение к экспертизе
отсутствие склонности

к конформизму
аналитичность и широта мышления
конструктивность мышления
самокритичность
Рейтинг – оценка тех или

иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами)
Метод рейтинга и самооценкиТребования к экспертамкомпетентностькреативностьположительное отношение к экспертизеотсутствие склонности к конформизмуаналитичность и широта мышленияконструктивность мышлениясамокритичностьРейтинг –

Слайд 39Предполагает создание нового педагогического опыта, который будет использован как учителями,

так и учеными
Констатирующий. Констатация (фиксация) какого-то факта: установление высокого уровня

обученности учащихся по ОБЖ в 7 классе
Диагностический. Диагностика (выявление) причин существующего педагогического явления: почему в данном классе такой высокий уровень обученности.
Поисковый. Выявление и сбор информации для уточнения исследуемых предложений: проверяется соответствие основным требованиям к тесту.
Формирующий (обучающий). Опытное воссоздание на практике теоретически полученного педагогического явления: технология

Метод педагогического эксперимента

Предполагает создание нового педагогического опыта, который будет использован как учителями, так и ученымиКонстатирующий. Констатация (фиксация) какого-то факта:

Слайд 40Педагогический эксперимент используется для определения: эффективности форм, методов, приемов обучения,

предлагаемых исследователем
Этапы исследования:
- диагностический (выявляются причины затруднения учителей, противоречия,

формулируется проблема и обосновывается актуальность исследования)
- прогностический (разрабатывается программа эксперимента, определяется цель, задачи, гипотеза, объект, предмет исследования)
- организационный (создаются условия для эксперимента, разрабатываются необходимые материалы, приобретаются учебники и т.д.)
- практический (проведение самого эксперимента)
Педагогический эксперимент используется для определения: эффективности форм, методов, приемов обучения, предлагаемых исследователемЭтапы исследования: - диагностический (выявляются причины

Слайд 41Вопросы для подготовки и дискуссии
Как выбрать правильные методы исследования?
Какие методы

исследования более эффективные?
Какие методы следует отнести к общенаучным, а какие

к практическим?
Какой практический метод исследования наиболее эффективен в образовательном процессе?
Вопросы для подготовки и дискуссииКак выбрать правильные методы исследования?Какие методы исследования более эффективные?Какие методы следует отнести к

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика