Принципы
для выбора методов исследования для решения конкретных исследовательских задач:
Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого
анализ травматизма рабочих производится по каждому цеху предприятия
анализ результатов опроса учащегося, класса
Например
Уровень дорожного травматизма в Сахалинской области
Успеваемость учащихся в 8 классе
Например
переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество»
в ходе наблюдения за выполнением задания обобщаются условия его выполнения во всей группе (пользовались ли обучаемые дополнительной литературой, задавали ли вопросы и т.д.)
при обобщении результатов эксперимента исследователь оценивает влияние различных факторов на полученные данные
Например
(от лат. – отвлекать)
при изучении мотивации учащихся интересуют определенные мотивы, интересы, потребности, а другие качества (физиологические параметры, уровень дохода родителей….) – не учитываются
абсолютно черный цвет, абсолютно твердое тело
Например
изучаются факторы, отрицательно влияющие на производительность труда, по каждому отдельному предприятию, а затем данные обобщаются в целом по производственному объединению, в состав которого входят все эти предприятия как производственные единицы
Изучаются результаты обучения по каждому разделу, а потом делается вывод об уровне знаний за весь курс обучения
Например
Сначала анализируется производительность труда в целом по предприятию и далее делается вывод, что в отдельных подразделениях такой же уровень (производительности, безопасности и т.д.)
Сначала идет поиск путей повышения общей успеваемости в классе, затем, этот способ применяется для решения частной задачи обучения
Например
Дедукция тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то методом дедукции всегда будет получен истинный вывод.
Производительность труда в объединении может исследоваться не по каждому предприятию, а лишь по выбранным в качестве аналога, выпускающим однородную с другими предприятиями товарную продукцию и имеющим одинаковые условия для производственной деятельности
Анализ успеваемости учащихся исследуется не во всех классах, а только в одном
Например
исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития
перспективы развития отрасли определяются на основании конкретных расчетов эффективности применения новой техники и технологии
исследование влияния успеваемости в 8 классе на уроках ОБЖ по результатом годовой аттестации
Например
Например
Генетическая связи опасных природных явлений
Взаимосвязь влияния выбора средств обучения на уровень усвоения материала
Например
Классификация опасных ситуаций по происхождению
Классификация средств, форм, методов обучения
Например
процесс упорядочивания информации
в процессе изучения новых объектов в отношении каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже установленным классификационным группам
Теория классификации - таксономия
Такая переработка может состоять в анализе, классификации, обобщении материала, получаемого посредством наблюдения
образуются понятия, обобщающие наблюдаемые предметы и явления
формируется эмпирический базис тех или иных теорий
Теоретический уровень познания – это процесс, который характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций»
Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания
осуществляется обработка эмпирических понятий
появляются теоретические понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.
Результатом наблюдения является описание объекта, зафиксированное с помощью языка, схем, графиков, диаграмм, рисунков, цифровых данных и т.д.
количественное
качественное
Различают два основных вида наблюдения:
направлено на качественное описание явлений
направлено на установление и описание количественных параметров объектов
Описание условий эксперимента
Описание научного явления или факта
Например
Например
Это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения.
Число, выражающее отношение измеряемой величины к эталону, называется числовым значением этой величины
Например
Эксперимент позволяет:
во-первых, изолировать исследуемый объект от влияния побочных несущественных для него явлений
во-вторых, в ходе эксперимента многократно воспроизводится ход процесса.
в-третьих, эксперимент позволяет планомерно изменять само протекание изучаемого процесса и состояния объекта изучения.
Вода = Н2О
Формальное представление в виде оценок
Например
Классическим образцом построения теории аксиоматическим методом может служить геометрия Евклида
Аксиома безопасности: Любая деятельность потенциально опасна
Аксиома педагогики: Важнейшей движущей силой обучения является интерес
Например
Этот метод построения теории предполагает широкое использование дедукции
Например
(включает соотношение между гипотезами и фактами)
Знание носит вероятностный характер
2. Выдвижение гипотезы о причинах и закономерностях данных явлений
3. Оценка основательности и серьезности гипотез и отбор из их множества наиболее вероятной гипотезы
4. Выведение из гипотезы следствий с уточнением ее содержания
Графические методы
Понятие графа первоначально было введено Леонардом Эйлером
Позволяют ставить и решать вопросы оптимизации процессов организации, управления, проектирования, и являются математическими методами в традиционном смысле
теория графов, теории сетевого планирования и управления, методы статистического сетевого моделирования с использованием вероятностных оценок графов
Метод типа «Делфи»
Виды наблюдений
Метод педагогического наблюдения
непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений
просты по организации, универсальны для получения данных широкого спектра
Требования:
носят письменный или лабораторно-практический характер
Метод диагностирующих контрольных работ
Метод педагогического эксперимента
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть