Слайд 1Сущность и функции денег. Закон денежного обращения.
Слайд 2
Тема урока: “Сущность и функции денег. Закон денежного
обращения.”
16 ноября 2010 года
Цель
урока:
Познание истории и реалий денег в экономике.
Развивать компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности с большими объемами информации
Слайд 3Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования
о сущности денег.
У.Ю. Гладстон,
премьер-министр
Великобритании.
Слайд 4
Деньги - дурной хозяин,
но весьма хороший слуга.
Френсис Бэкон.
Слайд 5Проблемные вопросы:
1) Зачем люди придумали деньги?
2) Что может быть
деньгами?
3) Каковы форма и функции денег?
4) Сколько стране нужно денег?
Слайд 6Товары, которые выполняли в старину роль денег
Ракушки Каури
Скот
Соль
Слайд 7Товары, которые выполняли в старину роль денег
Птичьи перья
Акульи зубы
Слайд 8Справочник цен в Исландии
За 1 подкову - 1 рыбина
За 1
пару башмаков – 5 рыбин
За 1 бочонок вина – 100
рыбин
За 1 бочонок сливочного масла – 120 рыбин.
Слайд 9Меха животных
Шкуры животных
Товары, которые выполняли в старину роль денег
Слайд 10Товары которые выполняли в старину роль денег.
Зерно
Табак
Слайд 11Причина возникновения денег.
Деньги- одно из наиболее великих изобретений
человека. Впервые деньги стали использоваться несколько тысячелетий назад для обмена
товаров. Сначала роль денег выполняли сами товары:соль, сушеная рыба, медные браслеты, раковины, золотой песок, лошади и многое другое. В древней Руси использовали долгое время меха куницы и белки.
Слайд 12Свойство денег
Однородность
Высокая ценность даже малого объема
Относительная стабильность предложения
Устойчивость к воздействиям
окружающей среды
Легкая делимость на произвольные по размеру части
Умеренная ограниченность
Слайд 13Проблемы , возникшие при использовании товарных денег:
1.Делимость
2. Сохранность
3.Портативность
Слайд 14«Хорошие» деньги должны обладать следующими свойствами:
Из них легко составить нужную
сумму – свойство делимости
2. Их можно долго хранить и поэтому
накапливать – свойство сохранности
3. Быть удобными для перемещения - свойство портативности
Слайд 15На смену товарным деньгам пришли:
Монеты
Банкноты
Слайд 16Формы денег
Самым древним видом денег были монеты,
которые впервые были напечатаны в Древней Греции еще вYIII-YIIвв. до
н.э. В IX в. в Древнем Китае впервые появились бумажные деньги. Монеты и бумажные деньги в последствии стали составлять денежную массу. Денежная масса в свою очередь стала состоять из наличных и безналичных денег.
Слайд 17Наличные денежные средства-
Бумажные
деньги и разменная монета, которые физически переходят от покупателя к
продавцу при расчете за товар или при осуществлении платежей.
Безналичные денежные средства- форма осуществления платежей и расчетов,при которой физической передачи денежных знаков не происходит, а просто осуществляется соответствующие записи в специальных книгах.
Слайд 18Деньги-это особый товар, который принимается всеми в обмен на любые
другие товары или услуги.
Слайд 19Оцените, насколько каждый из перечисленных предметов пригоден для выполнения функции
денег по предложенным свойствам
Слайд 21Функции денег
мера стоимости
средство обращения
средство накопления
средство платежа
мировые деньги
Слайд 22Средство обращения
– деньги выступают в качестве посредника при обмене.
Д – Т
Д – Т – Д
Т – Д Т – Д – Т
Слайд 23Мера стоимости
(единица счёта)
– деньги выступают в качестве счётной единицы,
при помощи которой измеряют и соизмеряют стоимость всех благ.
Эту функцию
деньги выполняют при помощи масштаба цен.
Слайд 24Средство платежа
- движение только одних денег (уплата налогов, выплата
заработной платы, стипендии) или движение денег не совпадающее с движением
товара (покупка товара в кредит)
Слайд 25Мировые деньги
– всеобщее платежное и покупательное средство, используемое в расчетах
между странами.
Какие валюты мира выполняют функцию «мировые деньги»
в настоящее время?
Слайд 26Средство сбережения
(накопления)
– деньги являются способом перенесения нынешних покупок на
будущее.
Деньги не единственное, а иногда и не самое лучшее средство
сбережения.
Слайд 27 Деньги? - Деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша
в них ищет слуг проворных
И не жалея шлет туда, сюда.
Старик
же видит в них друзей надежных
И бережет их как зеницу ока.
А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»
Слайд 28Герои книги И.Ильфа и Е.Петрова
«Двенадцать стульев»
Слайд 29
Задание
Внимательно посмотрите отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев» и перечислите
все увиденные в нем функции денег.
Слайд 30
Задание
Внимательно посмотрите отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев» и перечислите
все увиденные в нем функции денег.
Слайд 31
Задание
Внимательно посмотрите отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев» и перечислите
все увиденные в нем функции денег.
Слайд 32
Задание
Внимательно посмотрите отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев» и перечислите
все увиденные в нем функции денег.
Слайд 33
Задание
Внимательно посмотрите отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев» и перечислите
все увиденные в нем функции денег.
Слайд 34
Задание
Внимательно посмотрите отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев» и перечислите
все увиденные в нем функции денег.
Слайд 35Задание
Внимательно посмотрите отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев» и перечислите
все увиденные в нем функции денег.
Слайд 36Проверочная работа
Прочитав отрывки из литературного произведения, охарактеризуйте функции, которые выполняют
в них деньги. Вы должны не только назвать функцию денег,
но и пояснить, почему вы так думаете. Время выполнения 10 минут.
Задания разделены на три уровня сложности, вы можете выбрать любой. От уровня сложности зависит максимальная оценка за работу: уровень А – «3», В – «4», А+В – «5».
Слайд 37Сколько стране нужно денег?
Длительный опыт использования денег
научил экономистов жесткой истине- денег в стране должно быть ровно
столько, сколько нужно для нормального хода торговли и производства.
М=РQ\V
где М- масса денег
Р- средний уровень цен
Q- общий объем товаров и услуг продаваемых в стране за год
V- скорость обращения денег
Изменения количества денег в обращении определяет уровень цен в экономике.
Слайд 38Эпилог
Можно ли сказать, что деньги выполняют одинаковые функции для всех
людей, несмотря на их возраст, пол, положение в обществе?
Изменяются ли
функции денег со временем?