Слайд 1Методика ознакомления дошкольников с частями суток
Материал подготовила Ляпунова Татьяна Юнусовна
Слайд 2Сутки принято делить на четыре части:
утро, день, вечер, ночь
Часто
это делают по объективным показателям:
Положение солнца,
Сила освещённости земли, неба,
Различная окраска
окружающего мира
Слайд 3В младшей группе надо научить детей различать и обозначать словами
все четыре части суток.
Конкретным определением времени для детей этого
возрастая является их собственная деятельность.
Постоянная – приход в детский сад, зарядка, обед, сон и т.д.
Вариативные – игра, умывание, одевание, раздевание, прогулка и т.д.
Слайд 4Приёмы, используемые в младшей группе
Уточнять знания детей в беседах, разговорах,
фиксировать внимание на наиболее яркие события в каждую часть суток
Рассматривать
иллюстрации с изображением деятельности детей: «Что дальше?», «Что сначала, что потом?»
Игры с предметами, картинками «Когда это нужно?»
Словесные игры «Узнай по описанию», «Когда это бывает?»
Чтение художественной литературы
Слайд 5Дидактическая игра
«Когда это бывает?»
Слайд 6Дидактическая игра
«Когда это бывает?»
Слайд 7Чтение художественной литературы
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный
мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать…
(А.Барто)
Стала – прямо
не узнать!
До пояса умылась,
Убрала свою кровать
И даже косы расчесать
Сама не поленилась.
(С.Баруздин)
Слайд 8Средняя группа
Основная задача:
Уточнить знания о частях суток, учить их различать
на основе знания о деятельности взрослых, по объективным показателям;
Сформировать представление
о последовательности частей суток, дать представление о сутках.
Слайд 9Приёмы, используемые в средней группе
Беседы, разговоры о деятельности людей в
разное время суток
Наблюдение за объективными показателями
Рассматривание иллюстраций с деятельностью людей
и природными показателями
Игры с картинками «Когда это бывает?», «Разложи по порядку»
Моделирование (цветные квадратики), выстраивание моделей по порядку от любой части суток, обобщение понятия «сутки»
Слайд 10Приёмы, используемые в средней группе
6. Игры с моделями «Продолжи ряд»,
«Путаница», «Что пропало?», «Угадай по описанию»
7. Формирование понятий «Вчера, сегодня,
завтра» на основе фиксации яркого события, оживление его в памяти, рассматривание моделей
8. Словесные игры «Подскажи словечко»
9. Упражнения на уточнение представлений «быстро – медленно», «раньше – позже», «давно – скоро», «до – после»
10. Игры – путешествия «В утро …»
Слайд 11Беседы о деятельности людей в разное время суток
Слайд 12Наблюдение за объективными показателями
Слайд 15В гонце года целесообразно раскрыть значение слова «сутки»
Необходимо помочь детям
осознать, что день, вечер, ночь, утро – это части целого
– суток, что отчёт последовательности можно проводить, начиная с любой из них.
Слайд 16Приёмы для усвоения понятия «сутки»
Игры:
«Назови соседей» («Назови соседей
утра …» и т.п.)
«Назови все части суток» («Я назову одну
часть суток, а вы – все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День. Что дальше?» и т.д.
Слайд 17Для усвоения материала можно пояснить и значения слов сегодня, вчера,
завтра, как сменяемость трёх суток.
Для этого надо об одном
ярком и значимом для детей событии проговорить трижды:
Сначала сказать, что кукольный театр будет завтра
Потом, что кукольный театр покажут сегодня
И, наконец, что его показывали вчера.
Слайд 18Старшая группа
Основные задачи:
Уточнить представление о сутках;
Сформировать представление о неделе, последовательности
дней недели;
Начать работу по формированию представлений о календарном годе.
Слайд 19Приёмы, используемые в старшей группе
Чтобы запомнить названия дней недели и
их порядок, используют специальный календарь (познакомить детей с круговой моделью
недели). Поместить модель в уголок. Могут быть цифры или цвет.
Слайд 20Приёмы, используемые в старшей группе
Каждый день вспоминают, какой день был
вчера (цвет), какой сегодня;
Через неделю обобщить знания, уточнить порядок, ввести
понятие «неделя» – 7 дней.
Слайд 21Приёмы, используемые в старшей группе
Игры:
«Лови, бросай, дни недели называй»,
«Неделя, стройся»,
«Какой день пропал?»,
«Что дальше?»,
«Найди соседей»,
«Узнай
по описанию»
(фиксировать внимание на постоянных видах деятельности)
Слайд 22Приёмы, используемые в старшей группе
Расписание занятий по дням недели
Слайд 23Чтение художественной литературы
Слайд 24Приёмы, используемые в старшей группе
Беседа о порядковом номере дня недели,
о названии дней
Слайд 25Модель «Спираль времени неделя»
Дети могут наглядно увидеть, что время движется
по спирали – утро сменяет день, день сменяет вечер, вечер
сменяет ночь, сутки закончились и всё повторяется. Сутки за сутками – вот и неделя. Дети могут посчитать, сколько дней в неделе.
Слайд 26Модель «Спираль времени месяц»
На примере данной модели дошкольники знакомятся с
днями недели, увидят, что неделю сменяет другую неделя, а пять
недель – это уже месяц, дети могут подсчитать, сколько недель в месяце.
Слайд 27Работа с календарём
Работа с календарём начинают с Нового года в
старшей группе.
Очень интересно описана методика в книге
Т.Д.Рихтерман «Формирование
представлений о времени у детей дошкольного возраста»