Слайд 1Методика преподавания математики
(МПМ)
Слайд 2ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания
математики в начальных классах. — М.: Просвещение, 1984.
2. Белошистая А.В.
Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. Пособие для студентов высш. пед.учеб. заведений.- М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.-455с.ил. – (Вузовское образование).
Слайд 3ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3. Истомина Н.Б. «Методика обучения математике в начальных классах:
Учебн. Пособие для студ. Сред. И высш.пед. учеб. Заведений. –
3-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия»,2000. – 288с. -
4. Методика начального обучения математике: Учеб. пособие для пед. ин-тов/ В. Л. Дрозд, А.Т. Катасонова, Л.А. Латотин и др.; Под общ. ред. А. А. Столяра, В. Л. Дрозда - .: Выш. Шк., 1988., - 254 с: ил.
Слайд 4ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
5. Методика преподавания математики в начальных классах. Вопросы
частной методики/Под ред. Н. Б. Истоминой. — .М.:Просвещение, 1986.
Дидактические
материалы к лабораторным работам по методике обучения математике/сост. Л.Н. Смолина; Красноярск 2011.
Слайд 6Рассматривая методику обучения математике младших школьников как науку, необходимо, прежде
всего определить :
ее место в системе наук,
очертить круг проблем,
которые она призвана решать,
определить ее объект, предмет
и определить особенности.
Слайд 7В системе наук методические науки рассматриваются в блоке дидактики.
В свою
очередь, в теории обучения выделяют общую дидактику (общие вопросы: методы,
формы, средства) и частные дидактики (предметные). Частные дидактики и называются по-другому — методики обучения или, как принято в последние годы — образовательные технологии.
Слайд 8Таким образом, методические дисциплины относятся к циклу педагогических, но в
то же время, представляют собой сугубо предметные области, поскольку методика
обучения грамоте, безусловно, отличаться от методики обучения математике, хотя обе они являются частными дидактиками.
Слайд 9Методика обучения математике младших школьников — очень древняя и очень
молодая наука.
Об обучении счету рассказывают наскальные росписи эпохи палеолита.
К
первым учебным пособиям для обучения детей математике можно отнести «Арифметику» Магницкого (1703)
и книгу В.А. Лая «Руководство к первоначальному обучению арифметике, основанное на результатах дидактических опытов» (1910)...
Слайд 10В 1935 г. С.И. Шохор-Троцким был написан первый учебник «Методика
обучения математике». Но лишь в 1955 г. появилась первая книга
«Психология обучения арифметике», автор которой Н.А. Менчинская обратилась не столько к характеристике математической специфики предмета, сколько к закономерностям усвоения арифметического содержания ребенком младшего школьного возраста.
Слайд 11Таким образом, появлению этой науки в ее современном виде предшествовало
не только развитие математики как науки, но и развитие двух
больших областей знания: общей дидактики обучения и психологии обучения и развития.
МПМ = педагогика + психология + математика
В последнее время немаловажную роль в становлении методики обучения начинает играть психофизиология развития мозга ребенка.
Слайд 12 Объект исследования –
процесс обучения
Предмет исследования –
процесс обучения
математике
Слайд 13
Проблемы частных методик
три «вечных» вопроса методики обучения предметному содержанию:
1.«Зачем
обучать?»
(Какова цель обучения маленького ребенка математике? Нужно ли это?
И если нужно, то зачем?)
2. «Чему обучать?»
(Какому содержанию следует обучать? Каков должен быть список математических понятий, предназначенных для изучения с ребенком?)
3. « Как обучать?»
( Какие способы организации деятельности ребенка (методы, приемы, средства, формы обучения) следует отбирать и применять для того, чтобы ребенок мог с пользой усваивать отобранное содержание?)
Слайд 14
цель обучения,
содержание,
способы организации деятельности
образуют методическую систему,
в которой изменение одного из компонентов вызовет изменение другого.
Слайд 15Задачи начального образования
заложить основу формирования учебной деятельности ребенка;
Обеспечить:
-познавательную
мотивацию
-интересы учащихся,
-готовность и способность к сотрудничеству
;
сформировать основы нравственного поведения
Слайд 16Особенности содержания современного начального образования
баланс теоретической и практической составляющих
содержания обучения (деятельностный компонент);
социально - личностное развитие ребенка;
выделено и
содержание знаний, и содержание видов деятельности;
включены конкретные УУД. ( универсальные учебные действия)
Слайд 17разделы примерной программы :
- пояснительная записка;
- основное
содержание обучения ;
- три варианта тематического
планирования ;
- планируемые результаты обучения.
- рекомендации по внеурочной деятельности учащихся, связанной с изучением предмета.
Слайд 18ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
Разрабтана на основе Концепции стандарта с учетом:
межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса,
задачи формирования у
младшего школьника умения учиться.
Слайд 19Системы начального образования
(Различные концепции построения начального курса математики)
« ШКОЛА РОССИИ»
Математика
– М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова,
С.В. Степанова
« ГАРМОНИЯ» (под редакцией Н.Б. Истоминой)
Математика – Н.Б. Истомина, И.Б. Нефедова.
«Начальная школа ХХI века»
( под редакцией Н.Ф. Виноградовой)
Математика – В.Н. Рудницкая.
Слайд 20ТРАДИЦИОННАЯ
«Школа России»
«Начальная школа XXI века»
«Школа 2100»
«Гармония»
«Классическая начальная школа»
«Перспективная начальная школа»
«Планета
знаний»
«Перспектива»
РАЗВИВАЮЩАЯ
Дидактическая система Л.В. Занкова
Система
Д.Б. Эльконина-
В.В. Давыдова
Системы
обучения
в начальной школе
Слайд 22МПМ
как учебный предмет
Вы приступаете к изучению курса, основная цель
которого - подготовить вас к обучению младших школьников математике.
Слайд 23Как известно, для выполнения любой деятельности необходимо овладеть определенными знаниями
и умениями. Особенность методических знаний и умений заключается в том,
что они тесно связаны с психологическими и специальными (в частности, математическими) знаниями.
Чем лучше учитель осознает эту взаимосвязь, тем выше уровень его методической подготовки, тем шире его возможности в осуществлении творческой методической деятельности
Следовательно осознание этой взаимосвязи - одно из важных условий полноценного овладения методическими знаниями и умениями.
Слайд 24Для того, чтобы вы могли представить сложный механизм обучения математике,
рассмотрим типичную ситуацию, с которой учитель довольно часто имеет дело
на практике.
Представьте, что вы предложили детям задание: «Сравни числа 6 и 8»
или «Поставь между числами 6 и 8 знак <, >, = так, чтобы получилась верная запись».
Каковы ваши методические действия в этой конкретной ситуации? Чем они определяются?
Предположим, что ученик дал неверный ответ, т. е. выполнил запись 6>8. Как вы поступите?
Слайд 26На первом этапе студентам важно:
овладеть умением ориентироваться в
предметном содержании методической деятельности, т. е. научиться отвечать на следующие
вопросы:
Какие математические понятия, законы, свойства и способы действий нашли отражение в начальном курсе математики?
В каком виде они предлагаются младшим школьникам?
В какой последовательности они изучаются?
В какой последовательности могут изучаться?
Слайд 27В результате этой деятельности
студенты получают представление об особенностях формирования
математических понятий у младших школьников.
Слайд 28На втором этапе :
студенты овладевают умением организовать деятельность учащихся,
направленную на изучение математических понятий, свойств и способов действий, таким
образом, чтобы ее результатом явилось не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие детей.
Слайд 29Третий этап
рассматривают различные подходы к обучению младших школьников решению
текстовых задач и овладевают методическими приемами организации их деятельности, направленной
на формирование умений решать текстовые задачи.
Слайд 30Четвертый этап
овладения приемами методической деятельности связан с формированием дидактических и
методических умений планировать, проводить и анализировать урок математики.