Слайд 1Методики, применяемые специалистами в работе с детьми с РАС
Слайд 3Термин «обучаемые» употребляется не только из соображений политкорректности.
1. Существуют эффективные
методы работы с детьми с РАС.
2. Многие родители с
ними знакомы (реабилитация в других городах, самообучение на дистанционных и очных курсах).
3. Острая нехватка специалистов во Владимире и области – один из самых больных вопросов реабилитации детей с РАС.
Слайд 41. Проблемы мотивации.
хуже восприимчивы к социальной похвале;
узкая сфера интересов;
имеющиеся интересы
бывают специфическими.
(Невозможно убедить, уговорить работать, надавить, заставить, не работают угрозы,
плохо работают наказания).
Почему методы обучения детей с РАС значительно отличаются от методов обучения всех остальных детей:
Слайд 5Решение проблемы мотивации в прикладном анализе поведения
Для формирования навыков в
АВА используются те поощрения, которые значимы для этого конкретного ребенка.
Слайд 6Поведение
Подкрепление
Приятное для человека последствие поведения увеличивает вероятность появления этого поведения
в будущем.
Слайд 72. Особенности восприятия: Дети с РАС видят не целостную картину
изучаемого, а ее отдельные детали. Им трудно выделить существенное и
второстепенное.
Слайд 8Цепочки поведения
Поведение делится на этапы.
Ребенок обучается постепенно, от начала цепочки
к концу или наборот.
Слайд 93. Дети с РАС не применяют по умолчанию метод проб
и ошибок (в просторечии «метод научного тыка»). У нейротипичных людей
это врождённый эмпирический (основанный на практике) метод мышления. Также его называют методом перебора вариантов.
Классическая педагогика почти полностью опирается на эту способность обучающихся перебирать варианты при поиске решения задачи.
Слайд 10Безошибочное обучение (метод использования подсказок)
Слайд 11Метод безошибочного обучения позволяет ребенку выполнять любое задание правильно.
Взрослый
дает инструкцию и сразу же предоставляет ребенку подсказки.
После правильно
выполненного задания обязательно следует поощрение с похвалой.
Слайд 13Методы ухода от подсказок
Переход от сильной подсказки к более слабой
(физическая – моделинг – вербальная – визуальная подсказка).
Ослабление подсказки (полная
физическая – направление – частичное направление – едва заметное направление).
Временной интервал (увеличение паузы между инструкцией и подсказкой).
Слайд 143. Трудности в планировании деятельности.
4.Проблемы удержания внимания.
Почему методы обучения детей
с РАС значительно отличаются от методов обучения других детей:
Слайд 15Пути решения проблем
Визуальные расписания. Визуальная поддержка.
Слайд 196. Особенность детей с РАС: из-за узкого репертуара поведения они
для достижения своих целей используют поведение, которое в социуме расценивается
как нежелательное.
Слайд 20Прикладной анализ поведения (АВА-терапия, ПАП) основывается на законах поведения, единых
для всех.
Любое поведение формируется под воздействием факторов окружающей среды.
Меняя эти факторы, можно изменить поведение.
Слайд 21Стимул
(S)
Реакция
(R)
Послед-
ствие
Усиление поведения
Ослабление
поведения
Оперантное поведение
Слайд 22Стимул
(S)
Реакция
(R)
Приятное
послед-
ствие
Гашение
Слайд 23Любое поведение имеет функцию:
- Получение желаемого.
Избегание нежелаемого.
Привлечение внимания.
Аутостимуляция.
Важно помнить, что если ребенок получает то, чего он добивается
социально неприемлемым способом, подкрепляет его нежелательное поведение!
Слайд 24Доступ к желаемому
Не предоставлять желаемое.
Обучать социально приемлемым формам получения желаемого.
Учить ждать и
принимать отказ (дать поощрение до появления нежелательного поведения).
Игнорировать, если нежелательное поведение продолжается.
Предоставлять альтернативный выбор.
Слайд 25Избегание
Не прекращать,
продолжать занятие.
Облегчить задачу.
Помочь выполнить задание (дать подсказку).
Использовать планшет «Сначала –
потом».
Дифференцировать поощрение (за сложное задание – более приятное поощрение).
Слайд 26Привлечение внимания
Не
предоставлять внимание по требованию.
Предоставлять внимание просто так. Более часто, чем
происходит нежелательное поведение.
Представлять качественное внимание (особенно важно при поведении, опасном для ребенка и окружающих).
Мужественно пройти через взрыв.
Учить социально приемлемым способам привлечения внимания.
Слайд 27Самостимуляция
Определить, препятствует
ли это поведение развитию, социализации, здоровью и т.п.
Наблюдать. В поведении,
кроме самостимуляции, могут быть другие функции.
Подобрать похожий социально приемлемый сенсорный раздражитель. Предоставлять его регулярно, чаще нежелательного поведения.
Слайд 287. Повышенная или пониженная чувствительность к отдельным раздражителям.
Слайд 29Систематическая пошаговая десенсибилизация
Слайд 30 Систематическая десенсибилизация в АБА – это постепенное гашение реакции
страха или замещение ее другими реакциями.
Слайд 318. Дети с РАС могут иметь большой объем знаний, но
не применять их в жизни.
Слайд 32Случайное обучение (обучение в натуральной среде)
Проявление инициативы ребенка.
Усложнение реакции ребенка.
Получение
специфического стимула (именно того, который ребенок хотел получить), являющегося подкреплением.
Слайд 33 8. У многих детей с РАС нарушен двигательный праксис (способность
выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному
плану).
Слайд 34Формирование реакции (шейпинг)
Сначала подкрепляются отдаленные реакции.
Затем осуществляется гашение отдаленных реакций
и подкрепление приближенных.
Гасятся приближенные реакции и подкрепляется целевая.
Слайд 35Методы АВА-терапии эффективны не только в работе с детьми с
РАС.
Понимание и применение законов поведения позволяет значительно повысить результативность
занятия с любым ребенком.