Разделы презентаций


Методология исследования: ориентиры построения

Содержание

План лекции1. Методология исследования2. Методологические подходы педагогического исследования3. Научный аппарат исследования

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 2
Методология исследования: ориентиры построения

Лекция 2 Методология исследования: ориентиры построения

Слайд 2План лекции
1. Методология исследования
2. Методологические подходы педагогического исследования
3. Научный аппарат

исследования

План лекции1. Методология исследования2. Методологические подходы педагогического исследования3. Научный аппарат исследования

Слайд 3Методология исследования
Путь познания, исследования истины.

Совокупность общих мировоззренческих положений, обуславливающих

личностную позицию исследователя и выбор научных методов исследования

Методология исследования Путь познания, исследования истины.Совокупность общих мировоззренческих положений, обуславливающих личностную позицию исследователя и выбор научных методов

Слайд 4Методология
Методология – учение о методе, теории метода.

Методология (в широком смысле)

– философская исходная позиция научного познания.

Методология ( в узком смысле)

– теория научного познания в конкретных научных познаниях.

Методология – учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, которое дает характеристику компонентов исследования: объекта, предмета, задач, исследовательских средств, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач.
МетодологияМетодология – учение о методе, теории метода.Методология (в широком смысле) – философская исходная позиция научного познания.Методология (

Слайд 5Уровни методологии
Философский;
Общенаучный;
Теоретический;
Конкретно-научный.

Уровни методологииФилософский;Общенаучный;Теоретический;Конкретно-научный.

Слайд 6Методология педагогики:
система знаний об исходных положениях, обоснований и структуре

педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих

педагогическую действительность (М.А. Данилов)

« а так же система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества научных исследований» (В.В. Краевский)
Методология педагогики: система знаний об исходных положениях, обоснований и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах

Слайд 7
Методологическая база исследования:
исходные позиции в исследовании (отображается в

содержании, методах, организации исследования).
Методологические принципы:
руководство в разработки замысла, логики, структуры,

инструментария исследования;
методологическое обеспечение научного поиска.

Методологическая база исследования:  исходные позиции в исследовании (отображается в содержании, методах, организации исследования).Методологические принципы:руководство в разработки

Слайд 8Современные методологические подходы:
1.Системный подход как общенаучная основа педагогических исследований.
Система –

это целое, состоящее из частей, взаимосвязь которых дает качественно новый

интегративного свойства результат, не присущий отдельно ее составляющим.

Л.Берталанфи сформулировал свою концепцию общей теории систем. Под системой автор понимал совокупность (комплекс) элементов, вступающих во взаимодействие.
Сущность системного подхода заключается в поиске научных средств, позволяющих выразить целостность исследуемого объекта.
Центральной задачей исследования с позиций системного подхода является выявление и исследование многообразных связей, присущих объекту.

Современные методологические подходы:1.Системный подход как общенаучная основа  педагогических исследований. Система – это целое, состоящее из частей,

Слайд 9 Системный подход в педагогических исследованиях
1.Педагогическая система как объект исследования
2.Общая характеристика

системного подхода
3.Особенности использования системного подхода
4.Основные понятия используемые в системном подходе
5.Основные

правила использования системного подхода

Системный подход в педагогических исследованиях 1.Педагогическая система как объект исследования2.Общая характеристика системного подхода3.Особенности использования системного подхода4.Основные

Слайд 10Личностно-деятельностный подход
как единство его личностного и деятельностного компонентов

предписывает организацию предметно-практической деятельности в определенном социальном контексте, создающем положительный

эмоционально-мотивационный фон.

Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии исследованиями Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
Личностно-деятельностный подход  как единство его личностного и деятельностного компонентов предписывает организацию предметно-практической деятельности в определенном социальном

Слайд 11Компетентностный подход
Компетентностью понимается способность решать проблемы и типичные задачи реальных

жизненных ситуаций на основе знаний, ценностей, учебного и жизненного опыта.

Профессиональная компетентность – это интегральная характеристика, способность, позволяющая решать задачи и проблемы профессиональной деятельности с использованием обобщенных знаний, умений , профессионального и личностного жизненного опыта, имеющихся ценностей и знаний себя.
Компетентностный подходКомпетентностью понимается способность решать проблемы и типичные задачи реальных жизненных ситуаций на основе знаний, ценностей, учебного

Слайд 12Аксиологический подход
Аксиология – учение о ценностях
Аксиология, выстраивается на основе следующих

принципов:
- равноправия философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей

при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;
- равнозначности традиций и творчества, признания необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;
- экзистенциального равенства людей, социокультурного прагматизма вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалога и подвижничества вместо мессианства и индифферентности.
Ценность - это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением.

Аксиологический подходАксиология – учение о ценностяхАксиология, выстраивается на основе следующих принципов:- равноправия философских взглядов в рамках единой

Слайд 13Всегда стоит вопрос о позиции исследователя
Позиция исследователя – как отношение

часть жизнедеятельности, способ получения знаний и опыта (это позиция почти

всех наших современников).
Позиция исследователя – как выбор пути познания мира (наука, искусство, религия) (это позиция разных групп наших современников)
Позиция исследователя – как определение совокупности методов исследования в зависимости от избранного методологического подхода (это позиция современных исследователей в социо-гуманитарном знании)
Всегда стоит вопрос о позиции исследователяПозиция исследователя – как отношение часть жизнедеятельности, способ получения знаний и опыта

Слайд 14Что влияет на методологию исследования?
Выбор методов исследования
Возможности исследователя,

ресурсы
Предмет, цель и задачи исследования

Что влияет на методологию исследования? Выбор методов исследования Возможности исследователя, ресурсы Предмет, цель и задачи исследования

Слайд 15Методологический подход
Как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или

убеждение, например:
личностный подход, т.е. базовая ориентация педагога, определяющего свою позицию

во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом, и признание приоритета личности перед коллективом;
аксиологический подход, который рассматривает человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития;
И др.
Методологический подходКак некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение, например:личностный подход, т.е. базовая ориентация педагога,

Слайд 16Методологический подход
Как направление изучения предмета исследования и выбора методов исследования,

например:
деятельностный подход, в основу которого положена закономерность проявления и развития

человека в деятельности, соответственно подбираются методы изучения процесса и продуктов деятельности;
культурологический подход, который реализуется как принцип культуросообразности, когда предмет исследования рассматривается через призму развития культуры;
и др.
Методологический подходКак направление изучения предмета исследования и выбора методов исследования, например:деятельностный подход, в основу которого положена закономерность

Слайд 17Примеры подходов в исследовании
Тема – «Педагогические условия культуросообразного построения содержания

образования в современной школе»
Подходы:
культурологический, позволяющий рассматривать содержание образования как феномен

культуры;
системный, позволяющий рассматривать содержание образования как систему взаимосвязанных компонентов и выявлять взаимовлияние этих компонентов.
Примеры подходов в исследованииТема – «Педагогические условия культуросообразного построения содержания образования в современной школе»Подходы:культурологический, позволяющий рассматривать содержание

Слайд 18Примеры подходов в исследовании
Тема – Развитие оценочной самостоятельности учащихся в

современной школе
Подходы:
системный, позволяющий рассматривать школьную оценку как составляющую целостного образовательного

процесса и самостоятельную систему, свойства которой определяют входящие в ее состав взаимосвязанные компоненты
деятельностный, к построению и изучению образовательного процесса развития оценочной самостоятельности школьников
Примеры подходов в исследованииТема – Развитие оценочной самостоятельности учащихся в современной школеПодходы:системный, позволяющий рассматривать школьную оценку как

Слайд 19Противоречия исследования
Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом,

взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта

и его состояния.
противоречие между:
общественной потребностью в осуществлении профессиональной консультации учащихся и недостаточной ее научной разработкой.
педагогическими требованиями к профессиональной деятельности преподавателей и отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки этой категории педагогов.

Противоречия исследованияПротиворечие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом, взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями

Слайд 20Объект, Предмет, цель и задачи исследования

Объект, Предмет,  цель и задачи исследования

Слайд 21Объект педагогического исследования - это педагогическое пространство, область, в рамках

которой находится (содержится) то, что будет изучаться.

Предмет педагогического исследования -

это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется.
Объект педагогического исследования - это педагогическое пространство, область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться.Предмет

Слайд 22Например
Объект исследования


образовательный процесс в лицее
Предмет исследования (варианты)
готовность учащихся к

обучению в лицее
содержание образования в современном профильном лицее
организационно-педагогические условия

построения развивающей среды лицея
и т.д.
НапримерОбъект исследования образовательный процесс в лицееПредмет исследования (варианты)готовность учащихся к обучению в лицее содержание образования в современном

Слайд 23Проблема исследования
Проблема: вопрос, на который надо найти ответ.
«Знание о

незнании».
Научная проблема – это нечто, требующее создания нового знания, выхода

за пределы известного.
Источник проблемы: противоречия.
В основе проблемной ситуации всегда лежит противоречие, несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями внутри единого объекта.
Проблема исследованияПроблема: вопрос, на который надо найти ответ. «Знание о незнании».Научная проблема – это нечто, требующее создания

Слайд 24Примеры

тема: "Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера";

объект -учебно-воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие творчества

учащихся; предмет - способы развития творчества младших школьников в обучении с применением компьютера.
2) тема: "Развитие познавательного интереса слабоуспевающих учащихся на занятиях по физике"; объект - процесс формирования познавательного интереса учащихся при обучении физике; предмет - нетрадиционные формы и методы обучения физике, направленные на формирование познавательного интереса слабоуспевающих учащихся.
Примерытема:

Слайд 25Ошибки
объект исследования относится к области другой науки. Например, объект исследования

- процесс восприятия художественного образа детьми. Это скорее область психологии,

чем педагогики;
- в качестве объекта исследования выбираются учащиеся или студенты, что также неверно, т.к. не соответствует определению объекта педагогического исследования.
Ошибкиобъект исследования относится к области другой науки. Например, объект исследования - процесс восприятия художественного образа детьми. Это

Слайд 26 Сформулированная проблема должна отвечать следующим критериям:
Отражать то, что нужно исследовать

исходя из потребностей практики или самой науки.

Содержать истинное предположение о

том, что в известной сфере действует закон (или существует способ решения задачи), неизвестный науке.

Отражать истинное предположение о том, что выделенное неизвестное действительно является неизвестным.
Сформулированная проблема должна отвечать следующим критериям: Отражать то, что нужно исследовать исходя из потребностей практики или

Слайд 27Изучение состояния проблемы:
На первый план выступают исторический и логический методы

исследования, позволяющий определить место и роль предстоящего исследования в общем

ходе изучения предмета, воспользоваться опытом предшественников, рассмотреть предмет исследования в динамике и построить научный прогноз;

Анализ практики и изучение результатов исследований, выполненных ранее по данной или смежным проблемам;
Изучение состояния проблемы:На первый план выступают исторический и логический методы исследования, позволяющий определить место и роль предстоящего

Слайд 28Анализ литературы
направлен на то, чтобы оценить актуальность предстоящего исследования, степень

изученности проблемы другими исследователями.
Анализ выполняет следующие функции:
-определение актуальности предполагаемого

исследования, степени разработанности проблемы в науке и отражение её в научных публикациях;
-соотнесение теоретических разработок учёных с направлениями своей научно-исследовательской работы:
-критическую оценку ранее выполненных исследований; уточнение понятийного аппарата исследования.

Анализ литературынаправлен на то, чтобы оценить актуальность предстоящего исследования, степень изученности проблемы другими исследователями. Анализ выполняет следующие

Слайд 29Контент - анализ

Контент - анализ

Слайд 30Цель исследования:
Для чего?
Зачем проводится данное исследование.

Цель любого исследования:
решение

поставленной в нем проблемы.

Цель исследования:Для чего? Зачем проводится данное исследование.Цель любого исследования: решение поставленной в нем проблемы.

Слайд 31Цель исследования:
формулировки цели:
разработка педагогических (научно-методических, организационно-педагогических и т.д.) основ формирования

(воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;
выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических

(дидактических, методических, организационно-педагогических) условий формирования (воспитания, развития);
обоснование содержания, форм, методов и средств;
разработка методики (методической системы) формирования чего-либо;
определение и разработка педагогических средств;
разработка теоретической модели;
педагогическое обоснование чего-либо...
Цель исследования:формулировки цели:разработка педагогических (научно-методических, организационно-педагогических и т.д.) основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;выявление, обоснование и

Слайд 32Цель
Цели исследования по истории педагогики : охарактеризовать педагогическую концепцию (ФИО),

показать ее историческую значимость и роль в развитии современной системы

образования, или проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт педагогов такого-то периода по тому-то направлению, определить его значение для развития образования на современном этапе.
По сравнительной педагогике: анализ теорий, содержания, организационных форм и методов того-то в таких-то учебных заведениях такой-то страны, или выявление возможностей использования опыта в отечественном образовании.
ЦельЦели исследования по истории педагогики : охарактеризовать педагогическую концепцию (ФИО), показать ее историческую значимость и роль в

Слайд 33Ошибки
Нежелательно использовать в формулировке термины "меры", "пути" (пути совершенствования,

обосновать пути эффективности и т.д.),
Подмена цели научного исследования целями

практическими (например, совершенствование процесса обучения алгебре...", "сформировать у детей представления о ..." и т.д.).
Ошибки Нежелательно использовать в формулировке термины

Слайд 34Гипотеза – это леса, которые возводят перед зданием и сносят,

когда здание готово; они необходимы для работника; он не должен

только принимать леса за здание. Дени Дидро

Гипотезы облегчают и делают правильной научную работу — отыскивание истины, как плуг земледельца, облегчает выращивание полезных растений.
Д.И. Менделеев

Как приступить
к изучению предмета исследования?

Гипотеза – это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово; они необходимы для работника;

Слайд 35Виды гипотез в исследовании (по этапам исследовательской работы)
Предварительная, промежуточная,

окончательная;
Основная, вспомогательная;
Базисная, подчиненная;
Нулевая, прогностическая, рабочая;
И т.д.

Виды гипотез в исследовании (по этапам исследовательской работы) Предварительная, промежуточная, окончательная;Основная, вспомогательная;Базисная, подчиненная;Нулевая, прогностическая, рабочая;И т.д.

Слайд 36Виды гипотез в исследовании (по виду познавательного действия)
Интерпретационная – отвечает

на вопрос «что это?»; дает исходную интерпретацию изучаемому объекту;
Описательная –

отвечает на вопрос «каков этот объект?»; дает характеристику изучаемому объекту, чаще всего относится к эмпирическим исследованиям; строится на предположении: если _______, то _______.
Систематизирующая – вносит определенную упорядоченность в структур изучаемых данных: предлагает классификацию, типологию, эмпирические обобщения;

Виды гипотез в исследовании  (по виду познавательного действия)Интерпретационная – отвечает на вопрос «что это?»; дает исходную

Слайд 37Виды гипотез в исследовании (по виду познавательного действия)
Объяснительная – отвечает

на вопрос «почему этот так?»; представляет собой попытку дать объяснение

тем или иным фактам, т.в. выдвинуть предположение о причинах, законах, генезисе и истории объекта и т.п.; строится на предположении: так как _____ , то______.
Экстраполяционная – отвечает на вопрос «в какой степени это может иметь значение для другого объекта?»; осуществляет перенос информации из одной предметной области в другую; центральную роль эти гипотезы играют в моделировании;
Методологическая – отвечает на вопрос «как это лучше изучать?»; направлена не на сам изучаемый объект, а на познавательные действия; она рефлектирует по поводу познавательных процедур.

Виды гипотез в исследовании  (по виду познавательного действия)Объяснительная – отвечает на вопрос «почему этот так?»; представляет

Слайд 38Свойства научной гипотезы
Гипотеза должна соответствовать осмысленным фактам.
Гипотеза должна быть эмпирически

проверяемой.
Гипотеза должна соответствовать существующему достоверному знанию.
Гипотеза должна быть принципиально опровергаемой.
Проверка

гипотезы:
с помощью теоретического обоснования;
на основе передового педагогического опыта;
экспериментально.

Свойства научной гипотезыГипотеза должна соответствовать осмысленным фактам.Гипотеза должна быть эмпирически проверяемой.Гипотеза должна соответствовать существующему достоверному знанию.Гипотеза должна

Слайд 39Примеры
Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии будет результативной, если:

- организовать целенаправленное профессиональное просвещение учащихся с использованием методики модульного отражения

профессиоведческой информации;
- включать школьников в творческую деятельность по решению реальных социально значимых задач в предпочитаемых ими сферах производства и обслуживания.
ПримерыПодготовка школьников к обоснованному выбору профессии будет результативной, если:  -	организовать целенаправленное профессиональное просвещение учащихся с использованием

Слайд 40Главная Ошибка - их очевидный характер
соединение обучения с производительным трудом

выступает важным средством воспитания социальной активности старшеклассников, если:
осуществляется связь

теоретических знаний с производительным трудом;
в процессе производительного труда обогащается социальный опыт учащихся;
педагогически целенаправленно строятся отношения старшеклассников к результатам труда;
в процессе трудовой деятельности раскрываются научные основы техники и технологии современного производства .
Главная Ошибка - их очевидный характер 	соединение обучения с производительным трудом выступает важным средством воспитания социальной активности

Слайд 41Объект
Предмет
Цель
Задачи
Гипотеза

Методы

Объект ПредметЦельЗадачи Гипотеза Методы

Слайд 42Задачи исследования
Под задачей в гносеологии (науке о познании)

понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности.
Задачи исследования

выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.
Задачи исследования  Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель

Слайд 43 Логика задач исследования:
Первая задача, как правило, связана с выявлением,

уточнением, углублением, методологическим обоснованием и т. п. сущности, природы, структуры

изучаемого объекта;
вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики и внутренних противоречий его развития;
третья - со способами его преобразования, опытно-экспериментальной проверки;
четвертая - с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с прикладными аспектами работы;
пятая - с прогнозом развития исследуемого объекта или с разработкой практических рекомендаций для различных категорий работников образования .
Логика задач исследования:Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием и т. п.

Слайд 44Формулировка задач
Задачи формулируются как относительно самостоятельные, законченные этапы исследования.
"Персональный компьютер

как средство коррекции знаний по математике ".
Задачи:
выявить особенности коррекции

математических знаний, как части учебного процесса;
выявить возможности персонального компьютера в управлении деятельностью ученика в процессе коррекции знаний по математике;
разработать педагогическое программное средство по одной из тем школьной программы и методику его использования;
Апробировать методику в учебном эксперименте.
Формулировка задачЗадачи формулируются как относительно самостоятельные, законченные этапы исследования.

Слайд 45Формулировка задач
Задачи выступают как отдельные подпроблемы общей проблемы исследования и

как частные цели по отношению к общей цели.‘
'Формирование готовности школьников

к выбору профессии".
Задачи:
охарактеризовать сущность понятия готовности к выбору профессии, выявить его критерии и уровни сформированности у учащихся 8-9 классов;
определить и экспериментально проверить возможности курса "Трудовое обучение " в формировании, у школьников готовности к выбору профессии;
обосновать содержание профориентационной работы;
определить формы и методы профориентации.
Формулировка задачЗадачи выступают как отдельные подпроблемы общей проблемы исследования и как частные цели по отношению к общей

Слайд 46Теоретические основы
Теоретическая основа -это совокупность научных понятий, выявленных закономерностей, вытекающих

из них принципов, достаточную для решения исследовательской задачи (Лебедев О.Е.).


Теоретические источники - это совокупность документов, сведений, материалов (например, для наблюдений, обобщений, анализа), письменных свидетельств и т.д., служащих ориентировочной основой для проведения научного исследования.
Причем, некоторые теоретические источники могут быть проанализированы исследователем, но не послужить теоретической основой исследования.
Теоретические основыТеоретическая основа -это совокупность научных понятий, выявленных закономерностей, вытекающих из них принципов, достаточную для решения исследовательской

Слайд 47Методы исследования
Метод: путь, способ решения какой-либо задачи.

Метод научного познания: совокупность

мыслительных и физических операций, используемых в научном исследовании.

Методика исследования: комплекс

методов, используемых в конкретном исследовании, в т.ч. методы обработки и интерпритации фактического материала.
Методы исследованияМетод: путь, способ решения какой-либо задачи.Метод научного познания: совокупность мыслительных и физических операций, используемых в научном

Слайд 48Теоретические методы исследования
необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и

для оценки собранных фактов
теоретический анализ и синтез, абстрагирование и

конкретизация, индукция и дедукция, моделирование
связаны с изучением литературы: теоретических работ по педагогике; документов; периодической педагогической печати; художественной литературы; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий

Теоретические методы исследования необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов теоретический анализ и

Слайд 49Эмпирические методы исследования
Служат средством сбора научно-педагогических фактов.
наблюдение, методы опроса (беседа,

интервьюирование, анкетирование), фокус-группы
изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, творческих и

контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т. д.);
изучение документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний);
экспертная оценка
исследовательский кейс

Эмпирические методы исследованияСлужат средством сбора научно-педагогических фактов.наблюдение, методы опроса (беседа, интервьюирование, анкетирование), фокус-группыизучение продуктов деятельности учащихся (письменных,

Слайд 50Исследовательский кейс
Направлен на изучение конкретного опыта.
Изучение практического опыта проводится

следующим образом:
определение рамок (масштаба) изучения опыта;
выявление и систематизация опыта в

соответствии с поставленной целью;
анализ опыта в соответствии с поставленной целью (выявление тенденций, перспектив, затруднений, используемых технологий и т. п.);
обобщение полученной информации.
Исследовательский кейс Направлен на изучение конкретного опыта.Изучение практического опыта проводится следующим образом:определение рамок (масштаба) изучения опыта;выявление и

Слайд 51Математические методы исследования
применяются для обработки полученных методами опроса и

эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми

явлениями
ранжирование, шкалирование, методы математической статистики
помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений

Математические методы исследования применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных

Слайд 52Педагогический эксперимент
Эксперимент в науке – это искусственное изменение или

воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях.


Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.
Предполагает изучение причинно-следственных связей в педагогических явлениях и предполагает опытное моделирование педагогических явлений и условий его протекания.
Педагогический эксперимент Эксперимент в науке – это искусственное изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в

Слайд 53Особенности педагогического научного эксперимента (по М.Н. Скаткину)
эксперимент дает возможность

получать такие комбинации обстоятельств, явлений, которые не встречаются в обычных

условиях;
в эксперименте четко оговариваются условия его проведения;
эксперимент дает возможность наблюдать явление при условиях, обеспечивающих ход процесса в чистом виде, благодаря наличию возможности изменять сами условия;
искусственное изменение условий в эксперименте позволяет в любое время и многократно получать исследуемое явление в одном и том же виде и благодаря этому изучить его точнее.

Особенности педагогического научного эксперимента (по М.Н. Скаткину) эксперимент дает возможность получать такие комбинации обстоятельств, явлений, которые не

Слайд 54сценарии разворачивания эксперимента.
Классический способ проверки гипотез предполагает работу с двумя

объектами: экспериментальным и контрольным.
Другой сценарий - выбирается экспериментальная группа, и

на ней по ходу эксперимента делаются контрольные срезы, позволяющие судить о динамике исследуемого явления и, соответственно, получить результаты, подтверждающие или опровергающие исходную гипотезу.
«Выращивания» нового теоретического знания, когда трудно зафиксировать четкие границы начала и завершения эксперимента.
Модель педагогического эксперимента, реализуемая единолично автором заменяется на модель коллективной опытной проверки концептуальных идей и теоретических конструкций.




сценарии разворачивания эксперимента.Классический способ проверки гипотез предполагает работу с двумя объектами: экспериментальным и контрольным.Другой сценарий - выбирается

Слайд 55Апробация
В широком смысле предполагает испытание (одобрение, утверждение) материалов в условиях,

наиболее приближенных к реальности, и принятие решения о внедрении (или

невнедрении) разработанных учебных материалов в массовую практику.
Проведение апробации необходимо для понимания того, как разработанные материалы, работают в жизни, насколько близко они разработаны к замыслу авторов и заказчиков.
АпробацияВ широком смысле предполагает испытание (одобрение, утверждение) материалов в условиях, наиболее приближенных к реальности, и принятие решения

Слайд 56Логика апробации учебных и учебно-методических материалов
Первый план - содержательный:
Определение

«единицы» апробации, т.е. того вида (перечня) материалов, качество которых следует

оценить в ходе этой процедуры.
Установление критериев апробации и согласование их с преподавателями, ведущими апробацию.
Разработка форм отчетности (промежуточных и итоговых) по процедуре апробации.
Сбор, анализ, интерпретация результатов апробации.
Доработка материалов по результатам апробации, подготовка их к внедрению.

Логика апробации учебных и учебно-методических материалов Первый план - содержательный:Определение «единицы» апробации, т.е. того вида (перечня) материалов,

Слайд 57Логика апробации учебных и учебно-методических материалов
Второй план — организационный:
В установлении

перечня пилотных площадок, принимающих участие в апробации на правах субъектов

реализации апробации.
Внутри пилотных площадок - определение конкретных субъектов образовательного процесса, реализующих разработанные учебные материалы.
В согласовании процедуры апробации с пилотными площадками, определении форм отчетности.
В организации информационной, консультативной, методической поддержки пилотных площадок на всех этапах апробации.

Логика апробации учебных и учебно-методических материалов Второй план — организационный:В установлении перечня пилотных площадок, принимающих участие в

Слайд 58Литература
Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. –

М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических

исследований. – М.: Педагогика, 1986
Эко Умберто. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. Учебно-методическое пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2003
Литература Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.Скаткин М.Н. Методология

Слайд 59Удачи в выполнении исследования
Благодарю за внимание

Удачи в выполнении исследования Благодарю за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика