Слайд 1Методология научного исследования в области физической культуры и спорта
Общая
характеристика теории физической культуры
Лекция 3. Методология научного исследования в области
физической культуры и спорта
План:
Виды научных исследований
Этапы научного исследования и их краткое содержание
Проблематика научных исследований в области физической культуры и спорта
Слайд 2Методология научного исследования в области физической культуры и спорта
Общая
характеристика теории физической культуры
Виды научных исследований
методическая работа;
научно-методическая;
научно-исследовательская.
Слайд 3Методология научного исследования в области физической культуры и спорта
Общая
характеристика теории физической культуры
Любое конкретное исследование может быть представлено в
виде ряда этапов.
1. Выбор темы исследования.
2. Определение объекта и предмета исследования.
3. Определение цели и задач.
4. Формулировка названия работы.
5. Разработка гипотезы.
6. Составление плана исследования.
7. Работа с литературой.
Слайд 4Методология научного исследования в области физической культуры и спорта
Общая
характеристика теории физической культуры
8. Подбор исследуемых.
9. Выбор методов исследования.
10. Организация
условий проведения исследования.
11. Проведение исследования (сбор материала).
12. Обработка результатов исследования.
13. Формулирование выводов.
14. Оформление работы.
Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.
Слайд 5Методология научного исследования в области физической культуры и спорта
Общая
характеристика теории физической культуры
Выбор темы исследования
Научное исследование всегда предполагает
решение какой-либо научной проблемы. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создают основания для проведения научного исследования.
Слайд 6Методология научного исследования в области физической культуры и спорта
Общая
характеристика теории физической культуры
Постановка научной проблемы предполагает:
обнаружение существования такого
дефицита;
осознание потребности в устранении дефицита;
формулирование проблемы.
Слайд 7Методология научного исследования в области физической культуры и спорта
Общая
характеристика теории физической культуры
Объект исследования – это процесс или
явление, которые избранны для изучения, содержат проблемную ситуацию и служат источником необходимой для исследователя информации.
Объектом научно-педагогического исследования могут быть процессы (учебно-воспитательный, учебно-организационный, тренировочный, управленческий), развивающиеся в детском саду, школе, ДЮСШ, вузе, физкультурно-оздоровительном комплексе и т.д.
Слайд 8Методология научного исследования в области физической культуры и спорта
Общая
характеристика теории физической культуры
Предмет исследования более конкретен и включает
только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.
Именно предмет исследования определяет тему исследования.
Слайд 9Методология научного исследования в области физической культуры и спорта
Общая
характеристика теории физической культуры
Предметом педагогического исследования могут выступать:
совершенствование и развитие
учебно-воспитательного процесса;
формы и методы педагогической деятельности;
диагностика учебно-воспитательного процесса;
Слайд 10Методология научного исследования в области физической культуры и спорта
Общая
характеристика теории физической культуры
Предметом педагогического исследования могут выступать:
пути, условия, факторы
совершенствования обучения, воспитания, тренировки;
характер психолого-педагогических требований и взаимодействий между педагогами и учащимися, тренерами и спортсменами, педагогических взаимоотношений.
Слайд 11Методология научного исследования в области физической культуры и спорта
Общая
характеристика теории физической культуры
Задачи исследования:
Первая - выявление, уточнение, углубление, методологическое
обоснование сущности, структуры изучаемого объекта.
Вторая - анализ реального состояния предмета исследования.
Слайд 12Методология научного исследования в области физической культуры и спорта
Общая
характеристика теории физической культуры
Задачи исследования:
Третья - преобразования предмета исследования, т.е.
выявление путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса (например, разработкой экспериментальной методики обучения или тренировки).
Четвертая - опытно-экспериментальная проверка эффективности предлагаемых преобразований.
Слайд 13Методология научного исследования в области физической культуры и спорта
Общая
характеристика теории физической культуры
Гипотеза – научное предположение, требующее проверки
на опыте и теоретического обоснования, подтверждения.
Слайд 14Методология научного исследования в области физической культуры и спорта
Общая
характеристика теории физической культуры
Метод исследования – это способ получения
сбора, обработки или анализа данных.
Слайд 15Методология научного исследования в области физической культуры и спорта
Общая
характеристика теории физической культуры
Наиболее распространенные методы исследования:
анализ научно-методической литературы, документальных
и архивных материалов;
опрос (беседа, интервью и анкетирование);
контрольные испытания (тестирование);
хронометрирование;
Слайд 16Методология научного исследования в области физической культуры и спорта
Общая
характеристика теории физической культуры
Наиболее распространенные методы исследования:
экспертное оценивание;
педагогическое наблюдение;
педагогический эксперимент;
методы
математической обработки.