Слайд 1Методология научных исследований в образовании
Лекция 1
Введение в методологию научного исследования
Д.В.
Лубовский, канд. психол. наук, профессор кафедры «Педагогическая психология»
Слайд 2Учебные пособия по разделу
Борытко Н. М., Моложавенко А.В.,
Соловцова И.
А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие. М. :
Издательский центр «Академия», 2008. 320 с.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб, Питер, 2008.
Слайд 3Лекция 1
Введение в методологию научного исследования
Понятие методологии.
Базовые понятия методологии научного
исследования.
Научное исследование в образовании – общая характеристика
Структура методологических знаний
Постановка
проблемы и методологический аппарат исследования в образовании
Основные виды исследований в образовании.
Этапы исследования
Слайд 4Методология науки в традиционном понимании, — это учение о путях и
методах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии),
в особенности теории научного познания (эпистемологии);
Методология в прикладном смысле, — это система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и знаний в рамках конкретной дисциплины — психологии образования, педагогики и других научных дисциплин.
Слайд 5Базовые понятия методологии науки
• Объект науки;
• Объект исследования;
• Предмет науки
• Предмет исследования
Слайд 6- та реальность, которую изучает данная наука;
- педагогические науки (педагогика,
педагогическая психология и др.) изучают реальность образования и образовательных систем
и процессов в образовании.
Слайд 7 часть внешней реальности, в которой при помощи научных абстракций
выделены и зафиксированы существенные связи и отношения;
В исследованиях образования объектами
выступают образовательные технологии, образовательные результаты обучающихся, взаимоотношения между ними, но не сами люди;
Человек – субъект исследования!
Объект исследования
Слайд 8 Объект науки – общее
Объект исследования –
частное
Соотношение объекта науки
и объекта исследования
Слайд 9Зарождение и развитие науки связано с формированием предмета науки;
Радикальное изменение
научного предмета ведет к революции в науке (В.П. Зинченко и
С.Д. Смирнов, 1983);
Например, логика развития психологии как науки = логика развития представлений о предмете психологии
Предмет науки
Слайд 10Более широко - объект изучения + исследовательская задача + система
методологических средств + последовательность их применения (В.П. Зинченко и С.Д.
Смирнов, 1983);
Более узко предмет исследования – то, на что направлено исследование в изучаемом объекте для восполнения знаний о нем;
Сходство структуры предмета науки и предмета научного исследования
Предмет исследования
Слайд 11Соотношение понятий предмета науки и предмета научного исследования то же,
что и соотношение понятий объекта науки и научного исследования (общее
– частное).
Предмет науки - общее
Предмет исследования - частное
Соотношение понятий
предмета науки и научного исследования
Слайд 12Структура научного предмета
(Г.П. Щедровицкий, 1975/1995)
Слайд 13Научное исследование в образовании - характеристики
Научным исследованием называют один из
видов познавательной деятельности, отличительная особенность которого — выработка новых знаний;
При этом получаемое знание должно быть объективно новым, т.е. неизвестным ранее не только самому исследователю, но и профессиональному и научному сообществу;
Слайд 14Знание должно быть получено с применением специальных средств исследования, обеспечивающих
его объективность. Оно должно раскрывать определенные закономерности специально выделенного объекта
действительности. Наконец оно должно быть выражено в терминах и категориях соответствующей отрасли знания и деятельности.
Научное исследование характеризуется воспроизводимостью, доказательностью, точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки)
Слайд 15два уровня — эмпирический и теоретический;
На первом устанавливаются новые
факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности;
На
втором — выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты;
Слайд 16характеризуется преобладанием методов описания опыта, обнаружения в нем систематически повторяющихся
закономерностей;
Результаты, полученные на этом уровне познания, непосредственно применимы в
практике образования;
Однако они не позволяют объяснить характер наблюдаемых зависимостей, а следовательно, — разработать на их основе новые образовательные технологии.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Слайд 17Эти результаты в значительной степени зависят от характера условий, в
которых протекает образовательный процесс, и от педагога, который его организует;
Субъективность
в оценках выявленных закономерностей и, как правило, невоспроизводимость предлагаемых на их основе методик;
Эмпирический уровень научного исследования оптимален для сбора первичной информации, которая требует дальнейшего анализа, интерпретации, оценки.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Слайд 18Теоретический
уровень исследования
отличается тем, что включает в себя моделирование, разработку
гипотез, эксперимент.
В исследованиях образования представляется сомнительным распространенное в других
науках деление исследований на фундаментальные и прикладные;
На теоретическом уровне исследователь работает не столько с самим образовательным процессом или другими процессами, сколько с их моделями, которые системно воспроизводят существенные свойства оригинала;
Метод моделирования позволяет получать новые знания о каком-либо объекте путем вывода по аналогии
Слайд 19Тема: Формы проявления эмоционального выгорания педагогов в процессе общения с
учениками 5-х классов;
Объект: проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Предмет: связь степени
синдрома эмоционального выгорания педагога и форм проявления синдрома в работе с пятиклассниками.
Предмет в узком смысле – то, что интересует исследователя в изучаемом объекте, то, что составляет для исследователя проблему.
Пример формулировок
объекта и предмета
исследований в образовании
Слайд 20Выполняет рефлексивную функцию.
Два вида методологических знаний (Э.Г. Юдин,
1978):
Дескриптивная методология;
Нормативная методология.
Основное назначение методологического знания
Слайд 21Стимулирование процесса научного познания;
Организация и структурирование научного знания (за счет
его интеграции и синтезирования, за счет разработки общенаучных средств познания);
Выработка
стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления.
Функции дескриптивной
методологии
Слайд 22обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме и по содержанию),
дает
средства для решения уже поставленных задач;
улучшает организационную сторону исследований.
Функции нормативной
методологии
Слайд 23Структура методологических знаний
(В.А. Лекторский и др., 1972; Э.Г. Юдин,
1978)
Слайд 24Философские концепции в основе научных теорий,
Универсальные мировоззренческие принципы науки
и научности (например, идеалы научной рациональности по М.К. Мамардашвили)
Примеры:
Неклассическая научность
в основе культурно-исторической теории Л.С. Выготского;
Философия прагматизма (Дж. Дьюи) в основе современной системы образования в США
Философская методология
(философско-мировоззренческий уровень)
Слайд 25Общенаучные теории и концепции
(середина ХХ века – кибернетика, общая
теория систем, в современной науке – синергетика);
Пример: диалогизм М.М. Бахтина
как общенаучная методология гуманитарных наук;
В образовании – стал методологической основой Школы диалога культур (В.С. Библер)
В современном российском образовании – системно-деятельностный подход (А.Г. Асмолов)
Уровень
общенаучной методологии
Слайд 26Конкретно-научные теории, играющие в данной науке роль методологии;
Пример современного российского
образования:
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского;
Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова
Уровень конкретно-научной
методологии
Слайд 27Принципы разработки и применения исследовательских приемов и методов и методик
практической деятельности:
В исследованиях образования – принципы планировния исследований, разработки анкет,
тестов достижений и др. методик исследования
Уровень методик
и техник исследования
Слайд 28Классический идеал научности сложился во многом благодаря Р. Декарту (1596
– 1650).
Особенности:
Принцип cogito (сознание обладает свойством непосредственной достоверности, самореферентно, может
быть понято само через себя)
"Объективное" и "пространственное" совпадают;
«Отождествление (восходящее к Декарту) "материальности" с пространственностью» (М.К. Мамардашвили, 1984);
Допущение Абсолютного наблюдателя.
Классическая
и неклассическая научность
(М.К. Мамардашвили, 1984)
Слайд 29Ассоцианизм и принцип самореферентности (самодостаточности в процессе познания);
Однородность изучаемого пространства
на всем протяжении (из физики принцип пересажен в психологию);
Проявления
в психологических исследованиях «логики твердых тел», сформировавшейся в классической физике
КЛАССИЧЕСКАЯ
НАУЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ
Слайд 30Начала складываться в 20-х – 30-х годах ХХ века благодаря
феноменологической школе в философии (Э. Гуссерль).
Впервые: принцип дополнительности (Н.
Бор, В. Гейзенберг, 1927).
Предпосылки – революция в физике кон. XIX- нач. ХХ века.
Неклассическая научность
(М.К. Мамардашвили, 1984)
Слайд 31«Неклассическая проблема онтологии ума (или рациональности), которая уходит своими корнями
в те изменения в ней, которые возникают в XX веке
- в связи с задачей введения сознательных и жизненных явлений в научную картину мира»
Применительно к исследованиям образования – необходимость внести сознательные и жизненные явления в научную картину, получаемую в исследованиях образования
Неклассическая научность
(М.К. Мамардашвили, 1984)
Слайд 32«"Феномен" это нечто, что имеет онтологическое существование или значимость» (М.К.
М.)
«Феномены локальны по отношению к тотальной перспективе … и независимы»
Не
отделимы от сознательного измерения,
Экранируют себя и от своего носителя, и от наблюдателя,
Выделены как индивиды.
Понятие феномена
в основе неклассической научности
Слайд 33Психоанализ З.Фрейда (пример, приводимый М.К. Мамардашвили);
Признаки неклассической научности в гештальтпсихологии
и теории Курта Левина;
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского,
Неклассическая научность в педагогике
– деятельностная и гуманистическая педагогика (в советской педагогике – работы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского)
Примеры неклассической
научности в психологии и педагогике
Слайд 34Формулирование проблемы в виде исследовательского вопроса
Предполагает постановку вопросов, на которые
может быть найден ответ в эмпирическом исследовании;
Требования к исследовательскому вопросу:
-
должен быть сформулирован так, чтобы исследование для ответа на него с помощью существующих методов было бы возможно в принципе (или, что то же самое, должен быть операционализируемым)
Формулирование проблемы
Слайд 35Поисковый запрос: «самая злободневная проблема современной школы»:
https://materinstvo.ru/art/12577
1. Низкая мотивация
2. Неумение
применять знания на практике
3. Разрыв между знаниями, которые даёт школа,
и вузовскими требованиями
4. Высшее образование как самоцель
Выбираем №2.
2. Неумение применять знания на практике
Пример постановки исследовательской проблемы
Слайд 36В зависимости от того, с кем будем проводить исследование, вопрос
формулируется по-разному.
Вопрос для исследования с учителями:
Каковы представления учителей о причинах
неумения школьников применять знания на практике?
Вопрос для исследования с обучающимися:
В каких случаях вы обнаруживали неумение применять полученные в школе знания на практике?
Формулирование исследовательского вопроса
Слайд 37Формулируем цель и задачи исследования:
Цель – выявление наиболее типичных вариантов
неумения школьниками (возраст, классы) применять на практике знания, полученные в
школе
Задачи:
Проанализировать подходы к исследованию неумения школьников применять знания на практике и причин данного явления;
Исследовать наиболее типичные случаи неумения школьников применять знания на практике;
Исследовать представления школьников о причинах неумения применять знания на практике.
Задача 1 – задача теоретического исследования, 2 и 3 – эмпирического.
Цель и задачи
исследования
Слайд 38Тема исследования: «Диагностика внутренней и внешней мотивации в связи с
успешностью учения подростков»
Объект исследования: мотивация учения подростков
Предмет исследования: соотношение внешней
и внутренней мотивации учения, каузальных ориентаций и успешности в учении подростков 12 – 13 лет.
Объект и предмет исследования
Слайд 39Гипотеза исследования – методологические требования:
- операционализируемая,
- достаточно простая, не переусложненная,
- не банальная,
- не категоричная;
Гипотеза исследования
Слайд 40Тема исследования: «Диагностика внутренней и внешней мотивации в связи с
успешностью учения подростков»
Гипотезы исследования:
Имеется связь между соотношением внешней и внутренней
мотивации учения и успешностью в учении подростков.
Имеется связь между каузальными ориентациями и успешностью в учении подростков 12 – 13 лет.
Имеются различия между мотивацией учения подростков 12 – 13 лет в условиях частной и государственной школы.
Слайд 41Соотношение задач
и гипотез исследования
Слайд 42Соотношение задач
и гипотез исследования
Слайд 43Четкого взаимно однозначного соответствия нет (и в нем нет необходимости);
По
корректно сформулированным гипотезам видно, как исследователь планирует решение поставленных задач
Соотношение
задач
и гипотез исследования
Слайд 44Виды научных исследований
в образовании (1)
Слайд 45Виды научных исследований
в образовании (2)
Слайд 46Проблема – уточнение данных об изменившейся в меняющихся условиях психической
реальности детей и подростков, прогнозирование тенденций развития
Исследования констатирующие,
Исследования предполагают
данные об изучаемых объектах в прошлом,
Возможно применение репликаций
Историко-футурологические
исследования
Слайд 47Прослеживание исторической динамики образования;
Создание многопараметрических моделей развития образования и прослеживание
наиболее влиятельных тенденций
Первый метод – разновидность гуманитарного; второй ближе к
естественнонаучному
Два основных метода историко-футурологических исследований
Слайд 48Цель исследования – разработка развивающих (коррекционно-развивающих, обучающих, формирующих и т.д.)
программ,
Исследование включает в себя формирующий эксперимент
Метод представляет собой сочетание
элементов гуманитарного и естественнонаучного метода
Проектно-аналитические
исследования
Слайд 49Исследования, направленные на уточнение имеющихся данных, доработку теорий и т.д.;
Проблема: «Посмотрим там, наверное, что-то найдем»;
Исследования в большинстве констатирующие
Поисково-аналитические исследования
Слайд 50Исследования, касающиеся социальных проблем в образовании,
Проблематика психологической помощи детям,
Исследования констатирующие,
могут включать формирующие эксперименты
Социально-педагогические
исследования
Слайд 51Контроль и оценка качества образования;
Исследования в контексте внедрения образовательных стандартов;
Исследования
констатирующие;
Методики: тесты достижений, методики оценки сформированности универсальных учебных действий, межпредметных
компетенций и т.д.
Мониторинговые исследования
Слайд 52Предпосылки для разделения естественнонаучного и гуманитарного (герменевтического) метода
В. Дильтей (1894)
– «психология объясняющая и понимающая»
В. Виндельбанд (1894) – «номотетический и
идиографический методы»
Естественнонаучный
и гуманитарный метод
Слайд 53Психология и педагогика имеют объект исследования и научный предмет, аналогичные
объектам и предметам естественной науки;
предмет исследования (так же, как и
в любой естественной науке) подлежит объяснению;
должно использоваться причинно-следственное объяснение;
применимы общие схемы исследования, разработанные в естественных науках (структурная, функциональная, процессуальная, сравнительная, генетическая, уровневая или их определенные сочетания)
Методологические допущения естественнонаучного метода
Слайд 54Психология и педагогика имеют иной объект, качественно отличный от объектов
естественных наук;
Вместо объяснения должны использоваться описания;
важное место в герменевтической
парадигме принадлежит типологиям
Герменевтическая парадигма в психологии и педагогике
Слайд 55постановка проблемы;
выдвижение гипотез;
планирование исследования;
проведение исследования;
интерпретация данных;
опровержение или подтверждение гипотезы
(гипотез);
в случае опровержения старой – формулирование новой гипотезы с последующей
ее проверкой.
Этапы психолого-педагогического исследования
Слайд 56Гипотезы исследования
в педагогическом исследовании
Персональная электронная образовательная среда, являющаяся фактором
обеспечения эффективности профессиональной деятельности педагога-
предметника будет продуктивной, если:
- теоретически обосновано
содержание понятия «персональная электронная образовательная среда педагога-предметника»;
разработана модель структуры персональной электронной образовательной среды;
Слайд 57Гипотезы исследования
в психолого-педагогическом исследовании
Общая гипотеза: уровень самостоятельности старшеклассников в
планировании личных профессиональных перспектив можно повысить с помощью применения активизирующих
профессиональное самоопределение методов психолого-педагогического сопровождения.
Слайд 58Гипотезы исследования
в психолого-педагогическом исследовании
Частные гипотезы:
• К психолого-педагогическим условиям, позволяющим повысить
уровень самостоятельности старшеклассников в планировании личных профессиональных перспектив, относятся следующие:
а) наличие программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, основанной на активизирующих профессиональное самоопределение методах; б) наличие методов диагностики уровня самостоятельности; в) учет дифференциальных различий уровня самостоятельности старшеклассников.
Слайд 59Гипотезы исследования
в психолого-педагогическом исследовании
Частные гипотезы:
• Существуют различия в проявлении
самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив (ЛПП) между юношами и
девушками при реализации экспериментальной программы, основанной на активизирующих профессиональное самоопределение методах.
Слайд 60«Дипломная работа начинается с первых трех страниц» (т.е. введения –
Д.Л.)
Введение:
Проблема исследования
Актуальность
Цель
Задачи
Объект
Предмет
Гипотеза
Умберто Эко
«Как написать дипломную работу (tesi di laurea)»
Слайд 61Научная новизна
Практическая значимость
Средства, обеспечивающие достоверность полученных выводов
База исследования
Участники исследования
Методики исследования
Умберто
Эко
«Как написать дипломную работу (tesi di laurea)»