Слайд 1МЕТОДОЛОГИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Слайд 2Метод в широком смысле есть способ познания действительности, изучения явлений
природы или общественной жизни, достижения какой-либо цели, решения задачи, т. е.
определенным образом упорядоченная познавательная деятельность.
Методология судебно-экспертной деятельности представляет собой учение о структуре, логической организации, методах и средствах этой деятельности и включает в качестве необходимых элементов методы и методики судебной экспертизы.
Слайд 3Судебно-экспертное исследование по своей гносеологической сущности является разновидностью процесса познания
объективной действительности, осуществляемого путем применения методов различных наук.
Внешне зачастую
сходное с научным исследованием, экспертное изучение вещественных доказательств отличается от него рядом особенностей, присущих практической деятельности, которая в области судебной экспертизы является научно обоснованной, использующей положения ряда наук, в том числе правовых, естественных, технических и гуманитарных.
Но эти положения, научные методы и средства используются в деятельности судебных экспертов и экспертных учреждений не для открытия новых законов и закономерностей природы и общества, не для установления научных фактов, не для создания теории и проверки научных гипотез, а для решения практических задач по установлению истины по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
Слайд 4ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДОПУСТИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ В СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОМ ИССЛЕДОВАНИИ
1.
Законность и этичность метода.
2.Научность методов, средств и специальных знаний:
точность
результатов;
надежность результатов;
воспроизводимость результатов.
3.Эффективность метода для решения данной задачи
4.Безопасность метода
Слайд 5СТРУКТУРА ЭКСПЕРТНОГО МЕТОДА
Слайд 6Классификация методов судебных экспертиз
Слайд 8Общие или общенаучные методы
Слайд 11Методы исследования веществ и материалов
исследования морфологии (признаков внешнего строения) твердых
веществ и материалов);
установления состава веществ и материалов (элементного, молекулярного, фазового);
изучения
кристаллической структуры веществ и материалов;
выявления их свойств и способности этих свойств проявляться в определенных условиях.
Слайд 12КРИТЕРИИ РАЗРУШЕНИЯ МЕТОДОВ
методы никак не влияющие на объект;
методы внешне не
изменяющие объект, но влияющие на его характеристики и свойства;
методы не
разрушающие образец, но требующие пробоподготовки;
методы разрушающие или видоизменяющие образец или объект исследования.
Слайд 14. Родовая (видовая) методика
собой совокупность средств и способов проведения
экспертиз данного рода (вида). Она близка к описанию стадий процесса
экспертного исследования в целом, но отличается от него характеристикой специфики содержания этих стадий, обусловленной особенностями предмета и объектов данной экспертизы, а также указанием применяемых при производстве экспертиз данного рода (вида) методов и средств.
Слайд 15Типовая методика
для решения типовых для данного рода (вида) экспертизы
задач.
Структура типовой методики включает следующие элементы:
1) типичные для данного вида
экспертизы объекты (обычно указываются в названии методики);
2) методы и средства исследования;
3) указание последовательности применения методов и средств;
4) предписания об условиях и процедурах применения методов и средств;
5) описание возможных результатов применения методов и средств и характеристика этих результатов в аспекте экспертной задачи.
Слайд 16Конкретная, или частная, экспертная методика
направлена на решение определенной экспертной
задачи и представляет собой либо результат приспособления, модификации типовой экспертной
методики к решению конкретной задачи, либо плод творческого подхода эксперта к решению нетривиальной экспертной задачи.
Слайд 17Реквизиты экспертной методики:
1) название методики;
2) автор (составитель) методики;
3) организация-разработчик методики;
4)
библиографические данные опубликованной методики.
Слайд 18
2. Структура методики:
1) экспертная задача;
2) объект исследования;
3) сущность методики (принцип
решения задачи):
а) перечень подзадач (для сложной методики);
б) наименование конкретной подзадачи;
в)
объект исследования для экспертной подзадачи;
г) принцип решения подзадачи;
4) совокупность признаков, характеризующих объект;
5) оборудование, материалы и реактивы;
6) последовательность действий эксперта;
7) формулирование выводов эксперта;
8) основная использованная литература.