Слайд 1Методы активизации поиска решений нестандартных задач
Слайд 2Формализованные методы генерации идей
Метод мозговой атаки;
Синектика;
Фокальные объекты;
Морфологический анализ;
Функционально-стоимостной анализ;
MPV –
анализ;
Диверсионный анализ;
Метод Тагути;
Метод 6 сигм;
Метод качественных функций;
TQM
Слайд 4Формулировка задачи
В постановке задачи необходимо сформулировать:
Что в итоге желательно получить;
что мешает получению желаемого.
Желательно, чтобы постановка задачи была оформлена документально.
Постановка
задачи может быть дана в виде описания проблемной ситуации.
Слайд 5Формирование творческой группы
Желательно, чтобы творческая группа состояла из постоянного ядра
группы и временных членов. В ядро группы входят ее руководитель
и сотрудники, хорошо генерирующие идеи.
Временные члены приглашаются в зависимости от характера и содержания предстоящей задачи. В творческую группу не включают прирожденных скептиков и критиканов. В состав группы желательно включать женщин, которые оригинально мыслят (наличие женщин стимулирует и повышает дух соревновательности у мужчин). Рекомендуется включать «людей со стороны», не имеющих никакого отношения к задаче.
Слайд 6Правила для участников МА
1. Во время сеанса МА запрещена критика
идей. Запрещаются шутки, иронические реплики.
2. Стремитесь высказывать максимальное число идей.
Отдавайте предпочтение количеству, а не качеству идей. Идеи высказывайте коротко.
3. Внешне и внутренне одобряйте и принимайте все идеи (даже явно глупые и непрактичные). Оказывайте предпочтение не логическому мышлению, а фантазии в различных направлениях.
4. Способствуют продуктивному мышлению шутки, юмор.
5. Между участниками МА должны быть свободные, дружественные отношения.
Слайд 7Обязанности руководителя группы
1. В самом начале сеанса, если есть новички,
руководитель должен представить всех участников, давая им короткую лестную характеристику.
2.
Руководитель четко и эмоционально (драматично) формулирует задачу.
3. Руководитель должен обеспечить непрерывность высказывания идей. Заполнять паузы репликами типа:
В свое время предлагалось то-то;
У нас 7 вариантов, давайте дотянем до 10.
4. Руководитель должен своими репликами расширять сферу поиска.
5. Руководитель (модератор) должен следить за регламентом.
Слайд 8Организация сеанса
Приглашать за 2-3 дня с изложением сути задачи, чтобы
можно было подготовится. Иногда целесообразно заранее сообщить постановку задачи только
части участников.
Продолжительность сеанса 1,5-2 часа.
Регламент:
Представление участников – 10 мин.;
Постановка задачи – 10 мин.;
Проведение сеанса 20-35 мин.;
Составление списка идей 30-50 мин.
Повышает эффективность:
включение негромкой фоновой музыки;
показ образца, макета;
угощение чаем (кофе);
объявление перед сеансом о гонораре, вручаемом после сеанса.
Слайд 9Метод обратной мозговой атаки
Данный метод направлен на:
выявление в существующих изделиях
максимального числа недостатков;
устранение этих недостатков в новом разрабатываемом изделии.
Обратная
МА может быть использована для:
Уточнения постановки изобретательских задач;
разработки технического задания или технического предложения;
оценки качества закупаемых полуфабрикатов;
экспертиза новых изделий.
Возможный перечень вопросов:
Какие ожидаются трудности изготовления изделия?
Какие могут возникнуть затруднения с материалами и комплектующими деталями и узлами в настоящее время и через 10-20 лет?
Какие неудобства в обслуживании и ремонте могут возникнуть?
Какие трудности доставки и транспортировки?
Могут ли возникнуть опасные моменты для пользователей и обслуживающего персонала?
Слайд 10Мозговая атака с оценкой идеи
1. После генерации идей каждый участник
получает задание отобрать из списка 3-5 идей с указанием их
преимуществ.
2. Каждый участник сообщает об отобранных им идеях с указанием их достоинств. По каждой идее проводится обсуждение (5 мин.), выявляются ее недостатки. Каждый участник должен выбрать один (два) наилучших варианта и представить по ним эскизы.
3. Обсуждаются представленные эскизы от лучших к худшим. Составляются предложения с описанием наилучших решений. Эскизы могут быть дополнительно проработаны и детализированы.
Слайд 12Цель метода
Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций
объекта с неожиданными свойствами.
Суть метода
Перенесение признаков случайно выбранных объектов на
совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.
Слайд 13План действий
Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО),
уточнить цель.
Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и
т. п.).
Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.
Слайд 14Результат
Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.
Достоинства
Простота освоения и
неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
Нешаблонность выдвигаемых идей.
Универсальность метода.
Недостатки
Непригодность
при решении сложных задач.
МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.
Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.
Слайд 15Пример
Совершенствуемый объект
Фонарик.
Случайные объекты
Очки, валенок, парашют.
Характерные свойства или признаки случайных объектов
Очки:
солнечные, защитные, модные.
Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.
Новые сочетания
Фонарик
солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.
Слайд 16Новые идеи
Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком,
фонарик в виде украшения.
Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой
игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
Слайд 17Метод морфологического анализа
Морфологический анализ предполагает построение матрицы характеристик исследуемого объекта
и их возможных значений с последовательным перебором и оценкой.
Алгоритм проведения
морфологического анализа включает следующие этапы:
1. Формулировка проблемы, подлежащей решению;
2. Выявление и анализ параметров, определяющих решение проблемы;
3. Построение «морфологического ящика», который потенциально содержит все возможные решения проблемы;
4. Изучение и оценка всех полученных вариантов решений;
5. Выбор конкретного варианта и способов его реализации.
Слайд 18Морфологический анализ упаковки молочной продукции