Разделы презентаций


Методы активизации поиска решений нестандартных задач

Содержание

Формализованные методы генерации идейМетод мозговой атаки;Синектика;Фокальные объекты;Морфологический анализ;Функционально-стоимостной анализ;MPV – анализ;Диверсионный анализ;Метод Тагути;Метод 6 сигм;Метод качественных функций;TQM

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методы активизации поиска решений нестандартных задач

Методы активизации поиска решений нестандартных задач

Слайд 2Формализованные методы генерации идей
Метод мозговой атаки;
Синектика;
Фокальные объекты;
Морфологический анализ;
Функционально-стоимостной анализ;
MPV –

анализ;
Диверсионный анализ;
Метод Тагути;
Метод 6 сигм;
Метод качественных функций;
TQM

Формализованные методы генерации идейМетод мозговой атаки;Синектика;Фокальные объекты;Морфологический анализ;Функционально-стоимостной анализ;MPV – анализ;Диверсионный анализ;Метод Тагути;Метод 6 сигм;Метод качественных функций;TQM

Слайд 3Метод прямой мозговой атаки

Метод прямой мозговой атаки

Слайд 4Формулировка задачи
В постановке задачи необходимо сформулировать:
Что в итоге желательно получить;

что мешает получению желаемого.
Желательно, чтобы постановка задачи была оформлена документально.
Постановка

задачи может быть дана в виде описания проблемной ситуации.
Формулировка задачи	В постановке задачи необходимо сформулировать:Что в итоге желательно получить; что мешает получению желаемого.	Желательно, чтобы постановка задачи

Слайд 5Формирование творческой группы
Желательно, чтобы творческая группа состояла из постоянного ядра

группы и временных членов. В ядро группы входят ее руководитель

и сотрудники, хорошо генерирующие идеи.
Временные члены приглашаются в зависимости от характера и содержания предстоящей задачи. В творческую группу не включают прирожденных скептиков и критиканов. В состав группы желательно включать женщин, которые оригинально мыслят (наличие женщин стимулирует и повышает дух соревновательности у мужчин). Рекомендуется включать «людей со стороны», не имеющих никакого отношения к задаче.
Формирование творческой группы	Желательно, чтобы творческая группа состояла из постоянного ядра группы и временных членов. В ядро группы

Слайд 6Правила для участников МА
1. Во время сеанса МА запрещена критика

идей. Запрещаются шутки, иронические реплики.
2. Стремитесь высказывать максимальное число идей.

Отдавайте предпочтение количеству, а не качеству идей. Идеи высказывайте коротко.
3. Внешне и внутренне одобряйте и принимайте все идеи (даже явно глупые и непрактичные). Оказывайте предпочтение не логическому мышлению, а фантазии в различных направлениях.
4. Способствуют продуктивному мышлению шутки, юмор.
5. Между участниками МА должны быть свободные, дружественные отношения.
Правила для участников МА	1. Во время сеанса МА запрещена критика идей. Запрещаются шутки, иронические реплики.	2. Стремитесь высказывать

Слайд 7Обязанности руководителя группы
1. В самом начале сеанса, если есть новички,

руководитель должен представить всех участников, давая им короткую лестную характеристику.
2.

Руководитель четко и эмоционально (драматично) формулирует задачу.
3. Руководитель должен обеспечить непрерывность высказывания идей. Заполнять паузы репликами типа:
В свое время предлагалось то-то;
У нас 7 вариантов, давайте дотянем до 10.
4. Руководитель должен своими репликами расширять сферу поиска.
5. Руководитель (модератор) должен следить за регламентом.
Обязанности руководителя группы	1. В самом начале сеанса, если есть новички, руководитель должен представить всех участников, давая им

Слайд 8Организация сеанса
Приглашать за 2-3 дня с изложением сути задачи, чтобы

можно было подготовится. Иногда целесообразно заранее сообщить постановку задачи только

части участников.
Продолжительность сеанса 1,5-2 часа.
Регламент:
Представление участников – 10 мин.;
Постановка задачи – 10 мин.;
Проведение сеанса 20-35 мин.;
Составление списка идей 30-50 мин.
Повышает эффективность:
включение негромкой фоновой музыки;
показ образца, макета;
угощение чаем (кофе);
объявление перед сеансом о гонораре, вручаемом после сеанса.
Организация сеанса	Приглашать за 2-3 дня с изложением сути задачи, чтобы можно было подготовится. Иногда целесообразно заранее сообщить

Слайд 9Метод обратной мозговой атаки
Данный метод направлен на:
выявление в существующих изделиях

максимального числа недостатков;
устранение этих недостатков в новом разрабатываемом изделии.
Обратная

МА может быть использована для:
Уточнения постановки изобретательских задач;
разработки технического задания или технического предложения;
оценки качества закупаемых полуфабрикатов;
экспертиза новых изделий.
Возможный перечень вопросов:
Какие ожидаются трудности изготовления изделия?
Какие могут возникнуть затруднения с материалами и комплектующими деталями и узлами в настоящее время и через 10-20 лет?
Какие неудобства в обслуживании и ремонте могут возникнуть?
Какие трудности доставки и транспортировки?
Могут ли возникнуть опасные моменты для пользователей и обслуживающего персонала?
Метод обратной мозговой атаки	Данный метод направлен на:выявление в существующих изделиях максимального числа недостатков; устранение этих недостатков в

Слайд 10Мозговая атака с оценкой идеи
1. После генерации идей каждый участник

получает задание отобрать из списка 3-5 идей с указанием их

преимуществ.
2. Каждый участник сообщает об отобранных им идеях с указанием их достоинств. По каждой идее проводится обсуждение (5 мин.), выявляются ее недостатки. Каждый участник должен выбрать один (два) наилучших варианта и представить по ним эскизы.
3. Обсуждаются представленные эскизы от лучших к худшим. Составляются предложения с описанием наилучших решений. Эскизы могут быть дополнительно проработаны и детализированы.

Мозговая атака с оценкой идеи	1. После генерации идей каждый участник получает задание отобрать из списка 3-5 идей

Слайд 11Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов

Слайд 12Цель метода
Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций

объекта с неожиданными свойствами.
Суть метода
Перенесение признаков случайно выбранных объектов на

совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

Цель методаСовершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.Суть методаПеренесение признаков случайно

Слайд 13План действий
Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО),

уточнить цель.
Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и

т. п.).
Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

План действийИз условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад

Слайд 14Результат
Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.
Достоинства
Простота освоения и

неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
Нешаблонность выдвигаемых идей.
Универсальность метода.
Недостатки
Непригодность

при решении сложных задач.
МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.
Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

РезультатСписки идей и предложений по новым модификациям объекта.ДостоинстваПростота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.Нешаблонность

Слайд 15Пример
Совершенствуемый объект
Фонарик.
Случайные объекты
Очки, валенок, парашют.
Характерные свойства или признаки случайных объектов
Очки:

солнечные, защитные, модные.
Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.
Новые сочетания
Фонарик

солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

ПримерСовершенствуемый объектФонарик.Случайные объектыОчки, валенок, парашют.Характерные свойства или признаки случайных объектовОчки: солнечные, защитные, модные.Валенки: теплые, мягкие, деревенские.Парашют: раскрывающийся,

Слайд 16Новые идеи
Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком,

фонарик в виде украшения.
Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой

игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Новые идеиФонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.Фонарик плюс обогреватель, фонарик

Слайд 17Метод морфологического анализа

Морфологический анализ предполагает построение матрицы характеристик исследуемого объекта

и их возможных значений с последовательным перебором и оценкой.
Алгоритм проведения

морфологического анализа включает следующие этапы:
1. Формулировка проблемы, подлежащей решению;
2. Выявление и анализ параметров, определяющих решение проблемы;
3. Построение «морфологического ящика», который потенциально содержит все возможные решения проблемы;
4. Изучение и оценка всех полученных вариантов решений;
5. Выбор конкретного варианта и способов его реализации.
Метод морфологического анализа		Морфологический анализ предполагает построение матрицы характеристик исследуемого объекта и их возможных значений с последовательным перебором

Слайд 18Морфологический анализ упаковки молочной продукции

Морфологический анализ упаковки молочной продукции

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика