Слайд 1Экологическая психология
Елена Алексеевна Стерлигова
Слайд 2
Методы экологической психологии
Слайд 3Содержание
Методы исследования
Метод опроса
Метод семантического дифференциала
Ассоциативный метод
Рисуночный метод
Методы обработки результатов
Факторный анализ
Кластерный
анализ
Корреляционный анализ
Контент-анализ
Частотный и логико-индуктивный анализ
Слайд 4Методы исследования
Метод опроса
Опрос – предусматривает,
во-первых, устное или письменное обращение
исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросами, содержание
которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов.
во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.
Слайд 5Метод опроса
Опрос проводиться с соблюдением следующих, правил:
1. Респондент знает, кто
и зачем его опрашивает
2. Опрос проводится с согласия респондента
3. Респондент
однозначно понимает содержание каждого вопроса
4. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов
5. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ
6. Вопросы формулируются без нарушения лексических и грамматических норм
7. Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента
Слайд 6Метод опроса
8. Вопросы формулируются с соблюдением этических норм
9. Интервьюер ведет
себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу,
ни к ответу на него
10. Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени
11. Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его
12. Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач
Слайд 7Метод опроса
Метод опроса используется в случаях:
Когда изучаемая проблема недостаточно
обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют
Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения
Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.
Слайд 8Классификация методов опроса
Опрос по формам и условиям общения интервьюера с
респондентом различаются:
1. По характеру опрашиваемой совокупности:
массовые
экспертные
2. По связи исследователя и респондента:
очные
заочные
3. По степени охвата, изучаемой совокупности:
сплошной
выборочный
Слайд 9Классификация методов опроса
4. По частоте проведения:
разовые
панельные
5. По месту проведения:
по
месту жительства
по месту работы или учебы
6. По степени формализации:
стандартизированные
нестандартизированные
Слайд 10Классификация методов опроса
7. В зависимости от характера получения
информации:
письменные
устные
8. Специфическим видом опроса является,
опрос экспертов – специалистов по исследуемой области.
Анкетный опрос целесообразен в двух случаях:
а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время
б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник
Слайд 11Метод семантического дифференциала
Метод семантического дифференциала (от греч. semanticos - обозначающий
и лат. differentia - разность)
- ассоциативная процедура, предложенная американским
психологом Ч. Осгудом в 1952 г. для изучения
восприятия
социальных установок и личностных смыслов
массовых коммуникаций и рекламы
представляющая собой шкалирование (по трем - , пяти - , семи уровням интенсивности) тех или иных предметов, в то время как полюса шкал образованы антонимическими позициями, в качестве которых выступают прилагательные, графические изображения и прочее.
Слайд 12Метод семантического дифференциала
Метод семантического дифференциала позволяет ставить и решать следующие
типовые вопросы:
различие в оценке одного понятия разными испытуемыми (или разными
группами испытуемых в среднем по группе);
различие в оценке двух (или более) понятий одним и тем же испытуемым (или группой);
различие в оценке одного и того же понятия одним и тем же испытуемым (или группой) в разное время (то есть измерять изменения значений, которые возникают под воздействием средств массовой коммуникации, из-за изменения социальных или культурных контекстов, в результате обучения и т. д.).
Слайд 13Метод семантического дифференциала
Построение семантических пространств и анализ положения объектов в
семантических пространствах — важный инструмент во многих практических приложениях:
для анализа
восприятия рекламы и для её проектирования
для сравнительного анализа различных групп — от групп потребителей в маркетинге до гендерных стереотипов
для исследования особенностей поведения, общения, деятельности в разных средах
Слайд 14Ассоциативный метод
Объектом исследования в ассоциативном эксперименте являются системы слов,
а
предметом – психологические закономерности их проявления.
Слайд 15Ассоциативный метод
Полученные данные обрабатываются с помощью - ранжирования названных испытуемыми
слов
в порядке частоты их употребления
Дальнейший частотный и логико-индуктивный
анализ полученных данных позволяет выделить смысловые группы.
Следующим методом обработки полученных результатов явился кластерный анализ. Кластерный анализ (англ. Data clustering) — задача разбиения заданной выборки объектов (ситуаций) на непересекающиеся подмножества, называемые кластерами, так, чтобы каждый кластер состоял из схожих объектов, а объекты разных кластеров существенно отличались.
Слайд 16Рисуночный метод
Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано
на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений,
стремлений и т.п.
Слайд 17Рисуночный метод
Достоинства:
информативен, т. е. позволяет выявить множество психологических особенностей человека.
прост в проведении, занимает немного времени и не требует никаких
специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.
естественен, близок к обычным видам человеческой деятельности.
Главный недостаток:
относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации.
Слайд 18Рисуночный метод
К рисуночным методам в экологической психологии относят:
ментальное или психологическое
картографирование
пиктограммы
рисуночные методы
Слайд 19Рисуночный метод
Картографирование является:
одним из результативных методов познания
методом исследования
средством коммуникации, т.к.
происходит передача части научной информации потребителю
П.Н. Чепкасов, 1984
Слайд 20
В современном городе чувство полной потери ориентации, пожалуй, редкость.
Нас
поддерживает присутствие других людей, нам помогают специальные устройства для отыскания
дороги: схемы, названия улиц, дорожные знаки, надписи автобусных маршрутов.
Но стоит хоть раз потерять ориентацию, и ощущение беспокойства и даже страха немедленно показывает нам, как тесно связано чувство ориентации с чувством душевного равновесия и благополучия.
Само слово «потерялся» в нашем языке значит гораздо больше, чем географическая неопределенность, оно несет в себе оттенки полной катастрофы.
К.Линч
Слайд 21Рисуночный метод
Психологическая (ментальная) карта – это образ какого-либо пространственно-временного объекта
среды, представленный в рисунке, схеме, карте - продукте умственной деятельности
человека.
Ментальное картографирование позволяет придавать географической информации психологические черты.
Ментальные карты «отражают не только то, какова географическая среда сама по себе, но и то, что люди думают о том, какова она»
С.Милграм, 2000
Слайд 22Рисуночный метод
Возможности использования ментальных карт в психологических исследованиях:
субъективного восприятия экологической
ситуации
«персонализированных» пространств
восприятия городской, сельской, домашней, образовательной и других сред
Слайд 23Рисуночный метод
микропространств:
-промышленных (производственных),
-трудовых (места и зоны работы),
-рекреационных (места
и зоны отдыха),
-общественных (социальных),
-оздоровительных (больничных),
-образовательных,
-жилых,
-транспортных,
-спортивных,
-досуговых (для взрослых и детей);
Слайд 24Рисуночный метод
«объектных» (предпочитаемые, выбираемые, любимые места, объекты среды):
- точечные,
- линейные,
- площадные объекты;
«закрытых» пространств (с физическими барьерами, препятствиями, недоступные, отдаленные);
безопасных и опасных территорий (по объективной информации и восприятию горожанами);
«сфер влияния» отдельных социальных групп;
восприятия мест и территорий знакомых - незнакомых, близких - далеких, известных – неизвестных.
Слайд 25Методы обработки результатов
Факторный анализ
Кластерный анализ
Корреляционный анализ
Контент-анализ
Частотный и логико-индуктивный анализ
Контент-ана́лиз (от
англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная
методика исследования в области общественных наук, имеющая своим предметом анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции
Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный
Слайд 26Метод контент – анализа
Количественный контент-анализ (также именуется содержательным) основывается на
исследовании
слов
тем
сообщений
сосредоточивая внимание исследователя на содержании сообщения.
Таким образом, собираясь подвергнуть анализу выбранные элементы, нужно уметь предвидеть их смысл и определять каждый возможный результат наблюдения в соответствии с ожиданиями исследователя.
Слайд 27Метод контент – анализа
Качественный контент-анализ
Помимо слов, тем и других элементов,
обозначающих содержательную сторону сообщений, существуют и иные единицы, позволяющие проводить
качественный или, как он еще называется, структурный контент-анализ.
В этом случае исследователя интересует не столько что говорится, сколько как говорится, произносится информация.