Слайд 1Методы и приёмы ознакомления дошкольников с художественной литературой
Слайд 2Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная
литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные
образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Слайд 3С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной
литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению
наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словестного творчества – поставлены
следующие задачи:
Слайд 41. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах
(проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших
элементах образности в языке;
Слайд 52. развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных
жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок,
стихов.
Слайд 63. воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений
и эмоциональную отзывчивость на неё;
4. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать
и чувствовать настроение произведения.
5. Приобщать родителей к ознакомлению детей
с художественной литературой.
Слайд 7Основные методы ознакомления с художественной литературой
1. Чтение воспитателя по
книге или наизусть. Это дословная передача текста.
2. Рассказывание воспитателя.
Это относительно свободная передача текста - возможна перестановка слов, их замена, толкование)
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание)
зависит от жанра и возраста слушателя.
Слайд 8Методика проведения занятий
В структуре типичного занятия можно выделить три
части.
В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель
- обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова.
Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности.
В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
Слайд 9Приемы, используемые на занятиях.
Объяснение незнакомых слов – обязательный прием,
обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без
понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко
по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос
к детям о значении слова и др.
Слайд 10Выразительное чтение заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми
повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует
отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.
Слайд 11Методика использования иллюстраций .
Основной принцип - показ иллюстрации не
должен нарушать целостного восприятия.
Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской
книге, помогает воспитателю, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
Слайд 12При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст,
а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина
следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, отвлекая от содержания услышанного. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес детей к данной книге.
Слайд 13Обобщение:
Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются
разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми:
выразительное чтение воспитателя,
беседа о прочитанном,
повторное чтение,
рассматривание иллюстраций,
объяснение незнакомых слов.
Слайд 14Значение художественной литературы в формировании личности ребенка
Таким образом, все
формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес
и любовь к книге, формируют будущих читателей.
Литература оказывает большое влияние на нравственное развитие дошкольника. Поэтому очень велика роль педагога в процессе организации детского чтения.