Разделы презентаций


Методы и техники психологического консультирования

Содержание

Психологическое консультирование – это особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста – психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций; совокупность процедур, направленных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методы и техники психологического консультирования

Методы и техники  психологического консультирования

Слайд 2


Психологическое консультирование – это особая область практической психологии, связанная с оказанием

со стороны специалиста – психолога непосредственной психологической помощи людям, которые

нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций; совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений, относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.
 

Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
Психологическое консультирование – это особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста – психолога непосредственной психологической

Слайд 3Методы психологического консультирования – это совокупность конкретных приемов и способов

оказания психологической помощи клиенту в процессе психологического консультирования с целью

повы­шения эффективности терапевтического воздействия и дости­жения целей консультирования.
 
Основные методы психологического консультирования:
беседа
интервью
наблюдение
активное слушание
эмпатическое слушание
Методы психологического консультирования – это совокупность конкретных приемов и способов оказания психологической помощи клиенту в процессе психологического

Слайд 4



БЕСЕДА

Беседа в психологическом консультировании рассматривается как основной механизм взаимодействия консультанта и

клиента, так как весь процесс консультирования построен на речевом диа­логе

между ними. Для того чтобы процесс консультирования двигался в нужном направлении, консультант должен обладать определенными речевыми способностями, а также специальными техниками и приемами ведения беседы, которые способствовали бы ее развитию.

Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и техник, используемых с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога, одобрения мнений клиента, стимулирования высказываний, краткость и ясность речи психолога и др.
БЕСЕДАБеседа в психологическом консультировании рассматривается как основной механизм взаимодействия консультанта и клиента, так как весь процесс консультирования построен

Слайд 5Особенности речи консультанта
при про­ведении психологической беседы:

ограниченность по времени

соответствие речи

консультанта языку клиента

краткость и точность высказываний консультанта


Особенности речи консультанта при про­ведении психологической беседы:ограниченность по временисоответствие речи консультанта языку клиентакраткость и точность высказываний консультанта

Слайд 6


Этапы консультативной беседы по Алешиной Ю.Е.

Начало беседы. Знакомство клиента и

консультанта. Создание атмосферы комфорта.

2. Распрос клиента. Формулирование и проверка консультативных гипотез.

Гипотеза в консультировании – это предположение консультанта о причине проблем, способов ее разрешения и изменение клиентом своей жизненной позиции. Важно иметь много гипотез.

3. Коррекционное воздействие. Оказание психокоррекционного воздействия, интерпретация, ролевые игры.

4. Завершение беседы. Подводятся итоги сотрудничества. Предоставить клиенту возможность осмыслить, что с ним происходило за время терапии. Эмоциональное ободрение, прощание.
Этапы консультативной беседы по Алешиной Ю.Е.Начало беседы. Знакомство клиента и консультанта. Создание атмосферы комфорта.2. Распрос клиента. Формулирование и

Слайд 7
Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану,

программе. Такая структурированная беседа называется методом интервью.
 
Разновидности интервью:

стандартизированнное -

имеет стойкую стратегию и четкую тактику;

частично стандартизированнное - опирается на стойкую стратегию и более пластичную тактику;

свободно управляемое диагностическое интервью - основывается на стойкой стратегии, но имеет совершенно свободную тактику, которая зависит от особенностей клиента, отношений и т.д.
Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану, программе. Такая структурированная беседа называется методом интервью. Разновидности

Слайд 8


Активное слушание - восприятие речи клиента, при которой идет прямое

и непрямое взаимодействие между участниками процесса, когда психолог-консультант включается в

процесс разговора, слышит и осознает значение слов говорящего, воспринимает его речь.
Активное слушание имеет целью точное отражение информации говорящего.
 

Эмпатическое слушание — это слушание, ориентированное на чувства, отношение, глубокое понимание человека, его состояния.

Эмпатия - это сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого человека, так что эмпатическое слушание - это "сочувственное" слушание.
Активное слушание - восприятие речи клиента, при которой идет прямое и непрямое взаимодействие между участниками процесса, когда

Слайд 9


Техника психологического консультирования представляет собой специально организованную психологом системную процедуру,

включающую комплекс приемов, предписаний, действий, осуществляемых им в отношении клиента

в рамках консультативного процесса. Техника преследует определенную цель и направлена на решение одной или нескольких консультативных задач.

Основные техники:
Постановка вопросов
Ободрение и успокаивание
Отражение содержания: перефразирование и обобщение
Отражение чувств
Паузы молчания
Предоставление информации
Интерпретация
Конфронтация
Чувства консультанта и самораскрытие
Структурирование консультирования
Техника психологического консультирования представляет собой специально организованную психологом системную процедуру, включающую комплекс приемов, предписаний, действий, осуществляемых им

Слайд 10 






Специальные вопросы в психологическом консультировании используются достаточно часто, и их целью

служит получение информации о клиенте, углубление понимания высказываний клиента, раскрытие

их точного смыс­ла, а также направление речи клиента в нужное для терапевти­ческого эффекта русло и стимулирование его к более глубокому осмыслению своего рассказа и, следовательно, к более глубоко­му осознанию своей проблемы.
 
Виды во­просов:
 
Закрытые вопросы - используются для получения конкретной информации о клиенте и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»).
Открытые вопросы - служат не столько для получения сведений о клиенте, сколько позволяют обсуждать чувства.
Парадоксальные вопросы – служат для того, чтобы поставить позицию клиента под сомнение
 
 
 Специальные вопросы в психологическом консультировании используются достаточно часто, и их целью служит получение информации о клиенте, углубление понимания

Слайд 11







Ободрение и успокаивание

Очень важные техники для создания и укрепления консультативного

контакта.

Ободрение выражается фразами, означающими согласие или (и) понимание. Такая

фраза побуждает клиента продолжить повествование.
Ободрением выражается поддержка – основная составляющая консультативного контакта.

Другой важной составляющей поддержки клиента является успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, испытывая новые способы поведения.
Ободрение и успокаиваниеОчень важные техники для создания и укрепления консультативного контакта. Ободрение выражается фразами, означающими согласие или

Слайд 12
Отражение содержания: перефразирование и обобщение
 
Перефразирование высказывания клиента или обобщение нескольких

высказываний необходимо для того, чтобы отражать содержание речи клиента. Клиент

таким образом убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают.
 

Цели перефразирования:

- показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается понять то, что он говорит;
- выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова, однако в сжатом виде;
- самому консультанту проверить, правильно ли он понял слова клиента.
Отражение содержания: перефразирование и обобщение Перефразирование высказывания клиента или обобщение нескольких высказываний необходимо для того, чтобы отражать содержание

Слайд 13





В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой

утверждений или долгого и запутанного высказывания. Обобщение помогает клиенту систематизировать

свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем и помогает выдержать последовательность консультирования.
 
Ситуации, в которых чаще всего используется обобщение:

- когда консультант хочет структурировать начало беседы, чтобы объединить ее с прежними беседами;
- когда клиент говорит очень долго и запутанно;
- когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается переход к следующей теме или к следующему этапу беседы;
- при стремлении придать некое направление беседе;
- в конце встречи при стремлении подчеркнуть существенные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей встречи.
 
В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания. Обобщение

Слайд 14










Отражение чувств
 
Познание и отражение чувств клиента представляется одной из главнейших

техник консультирования. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом

мыслей - разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств - на том, что скрыто за содержанием.

 
Основные принципы отражения чувств клиента:
Консультант обязан как можно полнее и точнее идентифицировать чувств как свои, так и клиентов;
Не обязательно отражать или комментировать каждое чувство клиента – любое действие консультанта должно быть целесообразным в контексте процесса консультирования;
Обязательно обращать внимание на чувства, когда они:
- вызывают проблемы в консультировании;
- могут поддержать клиента, помочь ему.
 
 
Отражение чувств Познание и отражение чувств клиента представляется одной из главнейших техник консультирования. Отражение чувств тесно связано с

Слайд 15



Паузы молчания

Умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях

- один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании

иногда означает нарушение консультативного контакта, тем не менее она бывает и глубоко осмысленной. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины, вообще к тишине, и научившегося сознательно создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно терапевтически ценным, т.к. оно:

увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента;
предоставляет возможность клиенту "погрузиться" в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение;
позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах.
Паузы молчанияУмение молчать и использовать тишину в терапевтических целях - один из важнейших навыков консультирования. Хотя

Слайд 16  Предоставление информации
 
это предоставление выверенных опытом знаний в форме объяснений, изложения

фактов или мнений либо по собственной воле, либо в ответ

на вопросы клиента. Может быть в виде ссылки на авторитеты, произведения литературы и т.п.

Функции: выяснение скрытых за вопросом тревог, ожиданий и желаний; расширение взгляда, кругозора; увеличение психологического поля поиска ответов.

Применяется, когда клиент ищет ответы на волнующие его вопросы, просит дать ту или иную информацию, также при отсутствии достаточного знания или ложном понимании чего-либо.
 
  Предоставление информации это предоставление выверенных опытом знаний в форме объяснений, изложения фактов или мнений либо по собственной воле,

Слайд 17



Интерпретация
 
В консультировании интерпретация повествования используется с целью выявить большее, нежели

содержится в поверхностном повествовании клиента.

Интерпретационные утверждения консультанта придают определенный

смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями. Это помогает клиенту увидеть себя и свои жизненные трудности в новой перспективе и новым способом.

Правильное понимание происходящего лежит в основе адекватного поведения. (А. Адлер)
Интерпретация В консультировании интерпретация повествования используется с целью выявить большее, нежели содержится в поверхностном повествовании клиента. Интерпретационные утверждения

Слайд 18 




Конфронтация

- это всякая реакция консультанта, противоречащая поведению клиента.
Противостояние направлено

на противоречивое поведение клиента. Конфронтации подвергается привычный стиль межличностного поведения

клиента. Этот стиль поведения воспроизводится и в консультативном контексте.

Основные случаи использования
конфронтации в консультировании:

1. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т. п.
2. Конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей.
3. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем.
 Конфронтация - это всякая реакция консультанта, противоречащая поведению клиента.Противостояние направлено на противоречивое поведение клиента. Конфронтации подвергается привычный

Слайд 19



















Чувства консультанта и самораскрытие

Самораскрытие – это сознательное, преднамеренное раскрытие консультантом

информации о своей жизни, мыслях, чувствах, совершаемое в процессе консультирования

и в целях повышения его эффективности.

Особенности:
• выражение консультантом собственных чувств, возникающих в ситуации консультирования, которые являются реакцией на рассказ клиента, его поведение и т. п.;
• через выражение своих чувств консультант раскрывается перед клиентом, то есть показывает свое эмоциональное отношение к событиям и людям;
• чувства консультанта могут интерпретироваться и вноситься в консультативное пространство для совместного анализа, а также служить обратной связью по поводу своего поведения для клиента, то есть консультант может быть "зеркалом" для клиента;
• эмоциональное участие консультанта должно служить интересам клиента, а не самого консультанта;
• своевременность и адекватность самораскрытия консультанта.
Чувства консультанта и самораскрытиеСамораскрытие – это сознательное, преднамеренное раскрытие консультантом информации о своей жизни, мыслях, чувствах, совершаемое

Слайд 20 










Структурирование консультирования

- представляет собой некоторые дей­ствия консультанта в пространстве психологического

консуль­тирования, направленные на определение сущности, пределов и целей консультационного процесса,

структурирование гра­ниц консультационного пространства и границ взаимоотноше­ний с данным конкретным клиентом.

Структурирование означает организацию отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, а также предоставление клиенту информации о процессе консультирования. Каждый новый этап начинается с оценки того, что достигнуто. Это способствует желанию клиента активно сотрудничать с консультантом, а также создает возможность в случае неудачи на отдельном этапе вновь вернуться к нему.

Способы ограничения и структурирова­ния
консультационного процесса:
• ограничения по времени
• ограничения действий
• ограничения процедуры или процесса
• структурирование ценностей процесса
 

 Структурирование консультирования- представляет собой некоторые дей­ствия консультанта в пространстве психологического консуль­тирования, направленные на определение сущности, пределов и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика