Слайд 1Методы обследования органов дыхания у детей
Касатикова Н.В.
ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»
Пропедевтика
детских болезней
Слайд 2План лекции
1. Субъективное обследование органов дыхания у детей
2. Объективное обследование
органов дыхания у детей
3. Лабораторно-инструментальное обследование
Слайд 3Методы обследования органов дыхания у детей
Исследование органов дыхания включает
выяснение
жалоб
сбор анамнеза
осмотр
пальпацию
перкуссию
аускультацию
лабораторные и инструментальные методы исследования
Слайд 4Сбор жалоб
Все жалобы при заболеваниях разного генеза условно разделены на:
-
конкретные: четко указывают на патологию определенной системы
- общие: признаки реакции
на заболевание всего организма
Слайд 5Конкретные жалобы
кашель
насморк
выделение мокроты
кровохарканье
нарушения голоса
одышка
боль в области грудной клетки
Слайд 6Признаки кашля
вид кашля:
сухой (непродуктивный): при кашле мокрота из дыхательных путей
не выделяется
влажный (продуктивный): мокроту ребенок выделяет наружу или глотает
малопродуктивный: при
кашле ребенка объективно ощущается наличие мокроты вдыхательных путях, однако выделяется она непостоянно, после продолжительного, мучительного, болезненного кашля
Слайд 7глубина: в зависимости от того, какой отдел дыхательных путей поражен,
кашель бывает поверхностным (например, при фарингите) и глубоким (при бронхите,
пневмонии)
продолжительность: кашель может быть кратковременным, иногда это просто поверхностное покашливание (фарингит, туберкулез легких, бронхит), и продолжительным (обструктивный бронхит, бронхиальная астма)
частота кашля
Признаки кашля
Слайд 8в какое время суток и когда чаще ребенок кашляет: днем,
ночью (например, если в начале заболевания кашель был днем и
ночью, а на фоне проведенной терапии перестает беспокоить ночью - лечение эффективное)
наличие и локализация боли при кашле (одним из достоверных признаков плеврита является боль в области соответствующего участка грудной клетки)
бывает ли рвота при кашле
Признаки кашля
Слайд 9Насморк
Это выделения из носовых ходов, при наличии которых выясняются следующие
признаки:
в зависимости от консистенции определяют характер выделений: водянистые, слизистые, слизисто-гнойные
и гнойные
цвет: бесцветные, желтые, зеленые
количество: выделения незначительные, умеренные, обильные
патологические примеси (например, кровь)
запах (например, гнойный)
выделения из одного или обоих ходов
Слайд 10Признаки мокроты
количество
консистенция: жидкая, густая
характер и цвет: мокрота слизистая - бесцветная,
слизисто-гнойная - желтая, гнойная - зеленоватая; может быть кровянистой
запах (гнойный,
зловонный)
наличие крови: кровь в мокроту может попасть не только из нижних дыхательных путей, но и из носа, ротовой полости, желудка; при кровохарканьи выделения похожи на розовую пену
Слайд 11Нарушения голоса
осиплый
хриплый
гнусавый
афония - отсутствие голоса
Слайд 12Одышка
Представляет собой затруднение дыхания с нарушением его частоты, глубины и
ритма
Существует 3 вида одышки:
инспираторная
экспираторная
смешанная (инспираторно-экспираторная)
Слайд 13Боль
В области грудной клетки является характерным признаком плеврита (воспаление
плевры), при этом характерна боль при глубокой пальпации.
Причиной боли
может быть межреберный неврит, миозит, перелом ребер. В последних случаях боль возникает уже при поверхностной пальпации.
Боль в горле при глотании - одна из жалоб при фарингите, ангине.
Слайд 14Общие жалобы
Признаки интоксикации: повышение температуры, вялость, слабость, плохой аппетит, головная
боль и др.
Слайд 15Анамнез заболевания
дата начала заболевания
где находился ребенок в это время
и с кем был в контакте
динамика заболевания от начала до
первого дня, курации
проведенное лечение
какое обследование, возможно, было проведено и его результаты до госпитализации
Слайд 16Анамнез жизни
У детей первых 3 лет жизни детально собирается акушерский
анамнез
У детей 1 года жизни выясняются данные физического и нервно-психического
развития, вскармливания
Проводится подробный опрос течения сопутствующих заболеваний
Наследственный и аллергологический анамнезы
Семейный анамнез и материально-бытовые условия
Слайд 17Осмотр
Начинают с общего осмотра, оценки состояния сознания, положения больного в
постели, поведения ребенка.
Важно оценить цвет кожных покровов, окраску носогубного
треугольника.
Слайд 18Осмотр носа
Если вход в нос закрыт выделениями или корками, необходимо
удалить их ватным тампоном.
Проводят в положении сидя или лежа
на спине (у детей раннего возраста). Левой рукой голову ребенка несколько запрокидывают назад, а пальцем правой руки приподнимают кончик носа, осматривают слизистую наружных носовых ходов.
При наличии насморка – описывают его признаки.
Слайд 19Осмотр зева
Зев осматривают в конце обследования, так как вызываемое при
этом беспокойство и крик ребенка могут мешать исследованию.
У детей
первого года жизни миндалины обычно не выходят за передние дужки.
В дошкольном возрасте наблюдается гиперплазия лимфоидной ткани, миндалины при осмотре выходят за передние дужки, плотные и по цвету не отличаются от слизистой оболочки зева.
Слайд 20Оценка тембра голоса (крика)
Высокий, низкий, афония, осиплость.
Громкий крик при
рождении свойствен здоровому новорожденному и обычно сопровождается первым глубоким вдохом,
хорошо расправляющим легкие.
Слабый, писклявый крик новорожденного или полное отсутствие возможны при общей слабости ребенка, дыхательной недостаточности.
Охрипший голос, переходящий в афонию, свойствен острому ларингиту, в том числе синдрому крупа II-III степени.
Слайд 21Оценка кашля
Характер, частота, время возникновения.
На кашель следует обращать внимание как
при расспросе матери, так и при объективном исследовании.
Кашель легко
можно вызвать раздражением зева шпателем.
Слайд 22Осмотр грудной клетки
Определение формы грудной клетки
Определение симметричности участия обеих
половин в акте дыхания
Определение типа (характера) дыхания
Определение ритма дыхания
Определение глубины
дыхания
Определение частоты дыхания
Определяется отношение пульса к дыханию
Слайд 23Пальпация
Обследование больного начинается с поверхностной пальпации, когда исследователь кладет ладонь
на грудную клетку и аккуратно, незначительно нажимая кончиками пальцев на
кожу, передвигает руку по всей поверхности.
Затем 2-3 пальцами проводится глубокая пальпация: более сильное надавливание поочередно по ребрам и межреберным промежуткам, у позвоночника и грудины с обеих сторон.
Слайд 24боль (миозит, плеврит)
отек и выпячивание межреберных промежутков (экссудативный плеврит)
при подкожной
эмфиземе можно ощутить крепитацию
при плеврите - шум трения плевры
Пальпация
Слайд 25Определение резистентности грудной клетки
Для этого грудную клетку сдавливают обеими руками
спереди назад и с боков. При этом создается ощущение эластичности,
податливости.
Чем младше ребенок, тем больше выражена резистентность (податливость).
При повышенном сопротивлении говорят о ригидности.
Слайд 26Определение резистентности грудной клетки
Слайд 27Определение голосового дрожания
Приложить свои ладони на симметричные участки грудной клетки:
над и под ключицами, с боков по подмышечным линиям, над
лопатками, в межлопаточной области, под лопатками. Одновременно с перемещением ладоней пациент произносит слова с буквой «Р» («тридцать три», «сорок четыре» и др.). Колебания, улавливаемые при этом, передаются от голосовых связок по стенкам бронхов и бронхиолам на поверхность грудной клетки.
На симметричных участках голосовое дрожание одинаковое, в верхних участках громче, в нижних – слабее.
У детей раннего возраста голосовое дрожание исследуют во время крика или плача.
Слайд 29Перкуссия
У детей первых месяцев жизни перкуссию передней поверхности грудной клетки
проводят в положении лежа на спине, задней поверхности грудной клетки
– в положении лежа на животе или на ладони левой руки исследователя.
При этом большой палец проводится в левую подмышечную впадину ребенка, указательный располагается на правой ключице, остальные пальцы – на боковой поверхности грудной клетки справа.
Применяется метод непосредственной перкуссии.
Слайд 30Перкуссия
У детей первых трех лет жизни перкуссию проводят в положении
сидя на столе, руки поддерживают на уровне плечевого пояса ребенка.
Старших
детей перкутируют в положении стоя.
При перкуссии задней поверхности следует предложить ребенку скрестить руки на груди и одновременно слегка нагнуться кпереди; при перкуссии передней поверхности ребенок должен опустить руки вдоль тела.
Слайд 31Сравнительная перкуссия
Оценивают характер перкуторного звука над симметрично расположенными участками правого
и левого легкого:
спереди: над и под ключицами
с боков: по подмышечным
линиям
сзади: по околопозвоночными и лопаточным линиям
Слайд 32Палец-плессиметр на всех проекциях легких, кроме межлопаточной области располагается параллельно
ребрам, в межлопаточной области – параллельно позвоночнику.
При этом при перкуссии
передней поверхности грудной клетки ребенок опускает руки вдоль туловища; при перкуссии задней поверхности - скрещивает руки на груди и слегка наклоняется вперед; при перкуссии боковых поверхностей – поднимает руки за голову.
У здоровых детей перкуторный звук над проекцией легких не везде одинаков. Справа в нижележащих отделах он короче из-за близости печени, слева из-за близости желудка принимает тимпанический оттенок.
Сравнительная перкуссия
Слайд 33Топографическая перкуссия
Определение нижних границ легких
Перкуссию проводят со II межреберья сверху
вниз по межреберьям до появления тупого звука:
справа – по среднеключичной,
подмышечным, лопаточной и околопозвоночной линиям
слева – по подмышечным, лопаточной и околопозвоночным линиям
Слайд 34Определение верхних границ легких
Верхняя граница легких у детей дошкольного возраста
не определяется, т.к. верхушки легких у них не выходят за
ключицы.
У детей школьного возраста определение высоты стояния верхушек легких начинают спереди. Палец-плессиметр ставят над ключицей, концевой фалангой касаясь наружного края грудино-ключично-сосцевидной мышцы.
Слайд 35Перкутируют по пальцу-плессиметру, передвигая его вверх до появления укорочения перкуторного
звука. У здоровых детей этот участок находится на расстоянии 2-4
см от середины ключицы. Границу проводят по стороне плессиметра, обращенной к ясному звуку.
Сзади перкуссию ведут от ости лопатки по направлению к остистому отростку 7 шейного позвонка до появления укорочения перкуторного звука. У здоровых детей высота стояния верхушек легких сзади определяется на уровне 7 шейного позвонка.
Определение верхних границ легких
Слайд 36Определение ширины полей Кренига
Палец-плессиметр ставят на середину трапециевидной мышцы перпендикулярно
к ее переднему краю.
Перкутируют сначала медиально к шее до
притупления звука, отмечают точкой.
Затем от первоначального положения перкутируют латерально к плечу, отмечают притупление звука точкой.
Полученное расстояние между точками измеряют.
У здоровых детей ширина полей Кренига равна 4-5 см.
Слайд 37Определение подвижности легочного края
С помощью перкуссии находят нижнюю границу легких
по средней под-мышечной или задней подмышечной линии (точка 1). Затем
больной максимально вдыхает и сдерживает дыхание. Перкутируют от т. 1 вниз до появления тупого звука, ставят т. 2. Просят больного максимально выдохнуть и задержать дыхание. Перкутируют от т. 1 вверх до появления тупого звука и ставят т. 3. Измеряют расстояние между точками 2 и 3. В норме расстояние равно 2-4 см.
У детей раннего возраста подвижность легочного края определяют при крике.
Слайд 38Определение симптома Кораньи
Лимфатические узлы в области бифуркации трахеи определяют непосредственной
перкуссией по остистым отросткам снизу вверх, начиная с 7-8 грудных
позвонков.
У здоровых детей раннего возраста притупление перкуторного звука отмечается на уровне 2-3 грудных позвонков, у детей дошкольного возраста и старше – на уровне 3-4 грудных позвонков.
Слайд 39Аускультация
Положение ребенка при аускультации такое же, как и при перкуссии.
Выслушивают симметричные участки с обеих сторон в определенной последовательности: верхушки,
передняя, боковые, задняя поверхности. Оценивается характер дыхательных шумов, производится их графическая запись.
У детей первых 3-6 месяцев дыхание ослабленное везикулярное.
С 6 месяцев до 5-7 лет дыхание пуэрильное, т.е. соотношение продолжительности вдоха и выдоха 2:1. В последнем случае дыхательный шум более громкий и продолжительный в обе фазы дыхания.
Слайд 40Возникновение пуэрильного дыхания у детей объясняется особенностями строения органов дыхания:
более
короткое расстояние от голосовой щели до места выслушивания из-за малых
размеров грудной клетки, что способствует примеси ларингеального дыхания;
узкий просвет бронхов;
большая эластичность и гонкая стенка грудной стенки, увеличивающие ее вибрацию;
значительное развитие интерстициальной ткани, уменьшающей воздушность легочной ткани.
У детей старше 7 лет дыхание везикулярное, т.е соотношение продолжительности вдоха и выдоха 3:1.
Аускультация
Слайд 41Виды дыхания (графическая запись)
1 – везикулярное; 2 – бронхиальное; 3,4
- пуэрильное
Слайд 42Определение бронхофонии
Бронхофония – это проведение голоса по воздушному столбу бронхов
на поверхность грудной клетки.
Пациент произносит слова, содержащие шипящие звуки
("чашка чая", "кис-кис"). При этом фонендоскопом выслушиваются симметричные участки грудной клетки.
У маленьких детей бронхофонию проводят при крике.
У здорового ребенка голос выслушивается слабо и одинаково с обеих сторон.
Слайд 43Лабораторно-инструментальное обследование
Рентгено- и радиологические методы: рентгенография легких, томография, рентгенография придаточных
пазух носа, бронхография, легочная артериография и аортография, радиологическое сканирование легких
Эндоскопические
методы: лариго- и бронхоскопия
Микробиологические методы
Аллергологическая диагностика
Исследование функции внешнего дыхания: спирография
Газы крови