Разделы презентаций


Методы обследования органов дыхания у детей

Содержание

План лекции1. Субъективное обследование органов дыхания у детей2. Объективное обследование органов дыхания у детей3. Лабораторно-инструментальное обследование

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методы обследования органов дыхания у детей
Касатикова Н.В.
ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»
Пропедевтика

детских болезней

Методы обследования органов дыхания у детейКасатикова Н.В.ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»Пропедевтика детских болезней

Слайд 2План лекции
1. Субъективное обследование органов дыхания у детей
2. Объективное обследование

органов дыхания у детей
3. Лабораторно-инструментальное обследование

План лекции1. Субъективное обследование органов дыхания у детей2. Объективное обследование органов дыхания у детей3. Лабораторно-инструментальное обследование

Слайд 3Методы обследования органов дыхания у детей
Исследование органов дыхания включает
выяснение

жалоб
сбор анамнеза
осмотр
пальпацию
перкуссию
аускультацию
лабораторные и инструментальные методы исследования

Методы обследования органов дыхания у детейИсследование органов дыхания включает выяснение жалобсбор анамнезаосмотрпальпациюперкуссиюаускультациюлабораторные и инструментальные методы исследования

Слайд 4Сбор жалоб
Все жалобы при заболеваниях разного генеза условно разделены на:
-

конкретные: четко указывают на патологию определенной системы
- общие: признаки реакции

на заболевание всего организма

Сбор жалобВсе жалобы при заболеваниях разного генеза условно разделены на:- конкретные: четко указывают на патологию определенной системы-

Слайд 5Конкретные жалобы
кашель
насморк
выделение мокроты
кровохарканье
нарушения голоса
одышка
боль в области грудной клетки

Конкретные жалобы кашельнасморквыделение мокротыкровохарканьенарушения голосаодышка боль в области грудной клетки

Слайд 6Признаки кашля
вид кашля:
сухой (непродуктивный): при кашле мокрота из дыхательных путей

не выделяется
влажный (продуктивный): мокроту ребенок выделяет наружу или глотает
малопродуктивный: при

кашле ребенка объективно ощущается наличие мокроты вдыхательных путях, однако выделяется она непостоянно, после продолжительного, мучительного, болезненного кашля

Признаки кашлявид кашля:сухой (непродуктивный): при кашле мокрота из дыхательных путей не выделяетсявлажный (продуктивный): мокроту ребенок выделяет наружу

Слайд 7глубина: в зависимости от того, какой отдел дыхательных путей поражен,

кашель бывает поверхностным (например, при фарингите) и глубоким (при бронхите,

пневмонии)
продолжительность: кашель может быть кратковременным, иногда это просто поверхностное покашливание (фарингит, туберкулез легких, бронхит), и продолжительным (обструктивный бронхит, бронхиальная астма)
частота кашля

Признаки кашля

глубина: в зависимости от того, какой отдел дыхательных путей поражен, кашель бывает поверхностным (например, при фарингите) и

Слайд 8в какое время суток и когда чаще ребенок кашляет: днем,

ночью (например, если в начале заболевания кашель был днем и

ночью, а на фоне проведенной терапии перестает беспокоить ночью - лечение эффективное)
наличие и локализация боли при кашле (одним из достоверных признаков плеврита является боль в области соответствующего участка грудной клетки)
бывает ли рвота при кашле

Признаки кашля

в какое время суток и когда чаще ребенок кашляет: днем, ночью (например, если в начале заболевания кашель

Слайд 9Насморк
Это выделения из носовых ходов, при наличии которых выясняются следующие

признаки:
в зависимости от консистенции определяют характер выделений: водянистые, слизистые, слизисто-гнойные

и гнойные
цвет: бесцветные, желтые, зеленые
количество: выделения незначительные, умеренные, обильные
патологические примеси (например, кровь)
запах (например, гнойный)
выделения из одного или обоих ходов

НасморкЭто выделения из носовых ходов, при наличии которых выясняются следующие признаки:в зависимости от консистенции определяют характер выделений:

Слайд 10Признаки мокроты
количество
консистенция: жидкая, густая
характер и цвет: мокрота слизистая - бесцветная,

слизисто-гнойная - желтая, гнойная - зеленоватая; может быть кровянистой
запах (гнойный,

зловонный)
наличие крови: кровь в мокроту может попасть не только из нижних дыхательных путей, но и из носа, ротовой полости, желудка; при кровохарканьи выделения похожи на розовую пену

Признаки мокротыколичествоконсистенция: жидкая, густаяхарактер и цвет: мокрота слизистая - бесцветная, слизисто-гнойная - желтая, гнойная - зеленоватая; может

Слайд 11Нарушения голоса
осиплый
хриплый
гнусавый
афония - отсутствие голоса

Нарушения голосаосиплыйхриплыйгнусавыйафония - отсутствие голоса

Слайд 12Одышка
Представляет собой затруднение дыхания с нарушением его частоты, глубины и

ритма
Существует 3 вида одышки:
инспираторная
экспираторная
смешанная (инспираторно-экспираторная)

ОдышкаПредставляет собой затруднение дыхания с нарушением его частоты, глубины и ритма Существует 3 вида одышки: инспираторнаяэкспираторная смешанная

Слайд 13Боль
В области грудной клетки является характерным признаком плеврита (воспаление

плевры), при этом характерна боль при глубокой пальпации.
Причиной боли

может быть межреберный неврит, миозит, перелом ребер. В последних случаях боль возникает уже при поверхностной пальпации.
Боль в горле при глотании - одна из жалоб при фарингите, ангине.
Боль В области грудной клетки является характерным признаком плеврита (воспаление плевры), при этом характерна боль при глубокой

Слайд 14Общие жалобы
Признаки интоксикации: повышение температуры, вялость, слабость, плохой аппетит, головная

боль и др.

Общие жалобыПризнаки интоксикации: повышение температуры, вялость, слабость, плохой аппетит, головная боль и др.

Слайд 15Анамнез заболевания
дата начала заболевания
где находился ребенок в это время

и с кем был в контакте
динамика заболевания от начала до

первого дня, курации
проведенное лечение
какое обследование, возможно, было проведено и его результаты до госпитализации
Анамнез заболеваниядата начала заболевания где находился ребенок в это время и с кем был в контактединамика заболевания

Слайд 16Анамнез жизни
У детей первых 3 лет жизни детально собирается акушерский

анамнез
У детей 1 года жизни выясняются данные физического и нервно-психического

развития, вскармливания
Проводится подробный опрос течения сопутствующих заболеваний
Наследственный и аллергологический анамнезы
Семейный анамнез и материально-бытовые условия
Анамнез жизниУ детей первых 3 лет жизни детально собирается акушерский анамнезУ детей 1 года жизни выясняются данные

Слайд 17Осмотр
Начинают с общего осмотра, оценки состояния сознания, положения больного в

постели, поведения ребенка.
Важно оценить цвет кожных покровов, окраску носогубного

треугольника.
ОсмотрНачинают с общего осмотра, оценки состояния сознания, положения больного в постели, поведения ребенка. Важно оценить цвет кожных

Слайд 18Осмотр носа
Если вход в нос закрыт выделениями или корками, необходимо

удалить их ватным тампоном.
Проводят в положении сидя или лежа

на спине (у детей раннего возраста). Левой рукой голову ребенка несколько запрокидывают назад, а пальцем правой руки приподнимают кончик носа, осматривают слизистую наружных носовых ходов.
При наличии насморка – описывают его признаки.
Осмотр носаЕсли вход в нос закрыт выделениями или корками, необходимо удалить их ватным тампоном. Проводят в положении

Слайд 19Осмотр зева
Зев осматривают в конце обследования, так как вызываемое при

этом беспокойство и крик ребенка могут мешать исследованию.
У детей

первого года жизни миндалины обычно не выходят за передние дужки.

В дошкольном возрасте наблюдается гиперплазия лимфоидной ткани, миндалины при осмотре выходят за передние дужки, плотные и по цвету не отличаются от слизистой оболочки зева.

Осмотр зеваЗев осматривают в конце обследования, так как вызываемое при этом беспокойство и крик ребенка могут мешать

Слайд 20Оценка тембра голоса (крика)
Высокий, низкий, афония, осиплость.
Громкий крик при

рождении свойствен здоровому новорожденному и обычно сопровождается первым глубоким вдохом,

хорошо расправляющим легкие.
Слабый, писклявый крик новорожденного или полное отсутствие возможны при общей слабости ребенка, дыхательной недостаточности.
Охрипший голос, переходящий в афонию, свойствен острому ларингиту, в том числе синдрому крупа II-III степени.
Оценка тембра голоса (крика)Высокий, низкий, афония, осиплость. Громкий крик при рождении свойствен здоровому новорожденному и обычно сопровождается

Слайд 21Оценка кашля
Характер, частота, время возникновения.
На кашель следует обращать внимание как

при расспросе матери, так и при объективном исследовании.
Кашель легко

можно вызвать раздражением зева шпателем.
Оценка кашляХарактер, частота, время возникновения.На кашель следует обращать внимание как при расспросе матери, так и при объективном

Слайд 22Осмотр грудной клетки
Определение формы грудной клетки
Определение симметричности участия обеих

половин в акте дыхания
Определение типа (характера) дыхания
Определение ритма дыхания
Определение глубины

дыхания
Определение частоты дыхания
Определяется отношение пульса к дыханию
Осмотр грудной клетки Определение формы грудной клеткиОпределение симметричности участия обеих половин в акте дыханияОпределение типа (характера) дыханияОпределение

Слайд 23Пальпация
Обследование больного начинается с поверхностной пальпации, когда исследователь кладет ладонь

на грудную клетку и аккуратно, незначительно нажимая кончиками пальцев на

кожу, передвигает руку по всей поверхности.
Затем 2-3 пальцами проводится глубокая пальпация: более сильное надавливание поочередно по ребрам и межреберным промежуткам, у позвоночника и грудины с обеих сторон.

ПальпацияОбследование больного начинается с поверхностной пальпации, когда исследователь кладет ладонь на грудную клетку и аккуратно, незначительно нажимая

Слайд 24боль (миозит, плеврит)
отек и выпячивание межреберных промежутков (экссудативный плеврит)
при подкожной

эмфиземе можно ощутить крепитацию
при плеврите - шум трения плевры

Пальпация

боль (миозит, плеврит)отек и выпячивание межреберных промежутков (экссудативный плеврит)при подкожной эмфиземе можно ощутить крепитациюпри плеврите - шум

Слайд 25Определение резистентности грудной клетки
Для этого грудную клетку сдавливают обеими руками

спереди назад и с боков. При этом создается ощущение эластичности,

податливости.
Чем младше ребенок, тем больше выражена резистентность (податливость).
При повышенном сопротивлении говорят о ригидности.
Определение резистентности грудной клеткиДля этого грудную клетку сдавливают обеими руками спереди назад и с боков. При этом

Слайд 26Определение резистентности грудной клетки

Определение резистентности грудной клетки

Слайд 27Определение голосового дрожания
Приложить свои ладони на симметричные участки грудной клетки:

над и под ключицами, с боков по подмышечным линиям, над

лопатками, в межлопаточной области, под лопатками. Одновременно с перемещением ладоней пациент произносит слова с буквой «Р» («тридцать три», «сорок четыре» и др.). Колебания, улавливаемые при этом, передаются от голосовых связок по стенкам бронхов и бронхиолам на поверхность грудной клетки.
На симметричных участках голосовое дрожание одинаковое, в верхних участках громче, в нижних – слабее.
У детей раннего возраста голосовое дрожание исследуют во время крика или плача.

Определение голосового дрожанияПриложить свои ладони на симметричные участки грудной клетки: над и под ключицами, с боков по

Слайд 28Определение голосового дрожания

Определение голосового дрожания

Слайд 29Перкуссия
У детей первых месяцев жизни перкуссию передней поверхности грудной клетки

проводят в положении лежа на спине, задней поверхности грудной клетки

– в положении лежа на животе или на ладони левой руки исследователя.
При этом большой палец проводится в левую подмышечную впадину ребенка, указательный располагается на правой ключице, остальные пальцы – на боковой поверхности грудной клетки справа.
Применяется метод непосредственной перкуссии.
ПеркуссияУ детей первых месяцев жизни перкуссию передней поверхности грудной клетки проводят в положении лежа на спине, задней

Слайд 30Перкуссия
У детей первых трех лет жизни перкуссию проводят в положении

сидя на столе, руки поддерживают на уровне плечевого пояса ребенка.

Старших

детей перкутируют в положении стоя.
При перкуссии задней поверхности следует предложить ребенку скрестить руки на груди и одновременно слегка нагнуться кпереди; при перкуссии передней поверхности ребенок должен опустить руки вдоль тела.

ПеркуссияУ детей первых трех лет жизни перкуссию проводят в положении сидя на столе, руки поддерживают на уровне

Слайд 31Сравнительная перкуссия
Оценивают характер перкуторного звука над симметрично расположенными участками правого

и левого легкого:
спереди: над и под ключицами
с боков: по подмышечным

линиям
сзади: по околопозвоночными и лопаточным линиям

Сравнительная перкуссияОценивают характер перкуторного звука над симметрично расположенными участками правого и левого легкого:спереди: над и под ключицамис

Слайд 32Палец-плессиметр на всех проекциях легких, кроме межлопаточной области располагается параллельно

ребрам, в межлопаточной области – параллельно позвоночнику.
При этом при перкуссии

передней поверхности грудной клетки ребенок опускает руки вдоль туловища; при перкуссии задней поверхности - скрещивает руки на груди и слегка наклоняется вперед; при перкуссии боковых поверхностей – поднимает руки за голову.
У здоровых детей перкуторный звук над проекцией легких не везде одинаков. Справа в нижележащих отделах он короче из-за близости печени, слева из-за близости желудка принимает тимпанический оттенок.

Сравнительная перкуссия

Палец-плессиметр на всех проекциях легких, кроме межлопаточной области располагается параллельно ребрам, в межлопаточной области – параллельно позвоночнику.При

Слайд 33Топографическая перкуссия
Определение нижних границ легких
Перкуссию проводят со II межреберья сверху

вниз по межреберьям до появления тупого звука:
справа – по среднеключичной,

подмышечным, лопаточной и околопозвоночной линиям
слева – по подмышечным, лопаточной и околопозвоночным линиям

Топографическая перкуссияОпределение нижних границ легкихПеркуссию проводят со II межреберья сверху вниз по межреберьям до появления тупого звука:справа

Слайд 34Определение верхних границ легких
Верхняя граница легких у детей дошкольного возраста

не определяется, т.к. верхушки легких у них не выходят за

ключицы.
У детей школьного возраста определение высоты стояния верхушек легких начинают спереди. Палец-плессиметр ставят над ключицей, концевой фалангой касаясь наружного края грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Определение верхних границ легкихВерхняя граница легких у детей дошкольного возраста не определяется, т.к. верхушки легких у них

Слайд 35Перкутируют по пальцу-плессиметру, передвигая его вверх до появления укорочения перкуторного

звука. У здоровых детей этот участок находится на расстоянии 2-4

см от середины ключицы. Границу проводят по стороне плессиметра, обращенной к ясному звуку.
Сзади перкуссию ведут от ости лопатки по направлению к остистому отростку 7 шейного позвонка до появления укорочения перкуторного звука. У здоровых детей высота стояния верхушек легких сзади определяется на уровне 7 шейного позвонка.

Определение верхних границ легких

Перкутируют по пальцу-плессиметру, передвигая его вверх до появления укорочения перкуторного звука. У здоровых детей этот участок находится

Слайд 36Определение ширины полей Кренига
Палец-плессиметр ставят на середину трапециевидной мышцы перпендикулярно

к ее переднему краю.
Перкутируют сначала медиально к шее до

притупления звука, отмечают точкой.
Затем от первоначального положения перкутируют латерально к плечу, отмечают притупление звука точкой.
Полученное расстояние между точками измеряют.
У здоровых детей ширина полей Кренига равна 4-5 см.
Определение ширины полей КренигаПалец-плессиметр ставят на середину трапециевидной мышцы перпендикулярно к ее переднему краю. Перкутируют сначала медиально

Слайд 37Определение подвижности легочного края
С помощью перкуссии находят нижнюю границу легких

по средней под-мышечной или задней подмышечной линии (точка 1). Затем

больной максимально вдыхает и сдерживает дыхание. Перкутируют от т. 1 вниз до появления тупого звука, ставят т. 2. Просят больного максимально выдохнуть и задержать дыхание. Перкутируют от т. 1 вверх до появления тупого звука и ставят т. 3. Измеряют расстояние между точками 2 и 3. В норме расстояние равно 2-4 см.
У детей раннего возраста подвижность легочного края определяют при крике.

Определение подвижности легочного краяС помощью перкуссии находят нижнюю границу легких по средней под-мышечной или задней подмышечной линии

Слайд 38Определение симптома Кораньи
Лимфатические узлы в области бифуркации трахеи определяют непосредственной

перкуссией по остистым отросткам снизу вверх, начиная с 7-8 грудных

позвонков.
У здоровых детей раннего возраста притупление перкуторного звука отмечается на уровне 2-3 грудных позвонков, у детей дошкольного возраста и старше – на уровне 3-4 грудных позвонков.
Определение симптома КораньиЛимфатические узлы в области бифуркации трахеи определяют непосредственной перкуссией по остистым отросткам снизу вверх, начиная

Слайд 39Аускультация
Положение ребенка при аускультации такое же, как и при перкуссии.

Выслушивают симметричные участки с обеих сторон в определенной последовательности: верхушки,

передняя, боковые, задняя поверхности. Оценивается характер дыхательных шумов, производится их графическая запись.
У детей первых 3-6 месяцев дыхание ослабленное везикулярное.
С 6 месяцев до 5-7 лет дыхание пуэрильное, т.е. соотношение продолжительности вдоха и выдоха 2:1. В последнем случае дыхательный шум более громкий и продолжительный в обе фазы дыхания.
АускультацияПоложение ребенка при аускультации такое же, как и при перкуссии. Выслушивают симметричные участки с обеих сторон в

Слайд 40Возникновение пуэрильного дыхания у детей объясняется особенностями строения органов дыхания:
более

короткое расстояние от голосовой щели до места выслушивания из-за малых

размеров грудной клетки, что способствует примеси ларингеального дыхания;
узкий просвет бронхов;
большая эластичность и гонкая стенка грудной стенки, увеличивающие ее вибрацию;
значительное развитие интерстициальной ткани, уменьшающей воздушность легочной ткани.
У детей старше 7 лет дыхание везикулярное, т.е соотношение продолжительности вдоха и выдоха 3:1.

Аускультация

Возникновение пуэрильного дыхания у детей объясняется особенностями строения органов дыхания:более короткое расстояние от голосовой щели до места

Слайд 41Виды дыхания (графическая запись)
1 – везикулярное; 2 – бронхиальное; 3,4

- пуэрильное

Виды дыхания (графическая запись)1 – везикулярное; 2 – бронхиальное; 3,4 - пуэрильное

Слайд 42Определение бронхофонии
Бронхофония – это проведение голоса по воздушному столбу бронхов

на поверхность грудной клетки.
Пациент произносит слова, содержащие шипящие звуки

("чашка чая", "кис-кис"). При этом фонендоскопом выслушиваются симметричные участки грудной клетки.
У маленьких детей бронхофонию проводят при крике.
У здорового ребенка голос выслушивается слабо и одинаково с обеих сторон.
Определение бронхофонииБронхофония – это проведение голоса по воздушному столбу бронхов на поверхность грудной клетки. Пациент произносит слова,

Слайд 43Лабораторно-инструментальное обследование
Рентгено- и радиологические методы: рентгенография легких, томография, рентгенография придаточных

пазух носа, бронхография, легочная артериография и аортография, радиологическое сканирование легких
Эндоскопические

методы: лариго- и бронхоскопия
Микробиологические методы
Аллергологическая диагностика
Исследование функции внешнего дыхания: спирография
Газы крови
Лабораторно-инструментальное обследованиеРентгено- и радиологические методы: рентгенография легких, томография, рентгенография придаточных пазух носа, бронхография, легочная артериография и аортография,

Слайд 44Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика