Разделы презентаций


Механизм рынка несовершенной конкуренции

Содержание

1. Общая характеристика рынка несовершенной конкуренции.2. Особенности поведения фирмы в условиях несовершенной конкуренции.3. Ценовая дискриминация.4. Антимонопольное законодательство.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 9. Механизм рынка несовершенной конкуренции

Тема 9.  Механизм рынка несовершенной конкуренции

Слайд 2
1. Общая характеристика рынка несовершенной конкуренции.

2. Особенности поведения фирмы в

условиях несовершенной конкуренции.

3. Ценовая дискриминация.

4. Антимонопольное законодательство.



1. Общая характеристика рынка несовершенной конкуренции.2. Особенности поведения фирмы в условиях несовершенной конкуренции.3. Ценовая дискриминация.4. Антимонопольное законодательство.

Слайд 31. Общая характеристика рынка несовершенной конкуренции

1. Общая характеристика рынка несовершенной конкуренции

Слайд 4




Признаки несовершенной

конкуренции
1. Продукция
уникальна
3. Наличие барьеров
2. Значительная доля

рынка у отдельных производителей

4. Несовершенная
информация

Признаки несовершенной       конкуренции1. Продукция уникальна3. Наличие

Слайд 5Наличие барьеров
Административные барьеры, в качестве которых выступают лицензии, патенты.
Право

собственности на важнейшие сырьевые ресурсы.
Отрасли естественной монополии, конкуренция в

которых либо затруднена, либо просто невозможна.
Эффект масштаба производства.
Наличие барьеров Административные барьеры, в качестве которых выступают лицензии, патенты.Право собственности на важнейшие сырьевые ресурсы. Отрасли естественной

Слайд 6 Формы монополистических объединений:

Картель — соглашение

предпринимателей о размерах производства, рынках сбыта, ценах. Сохраняется финансовая и

производственная самостоятельность.

Синдикат - соглашение картельного типа, предусматривающее, что его участники сбывают свои товары через единую торговую контору.

Трест: участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность.
Формы монополистических    объединений:Картель — соглашение предпринимателей о размерах производства, рынках сбыта, ценах.

Слайд 7



Модель
рынка
Количес
тво
фирм
Характер
продук
ции
Вход
ные
барье
ры
Конт
роль
над
ценой

Чистая
монополия
Одна
фирма
Уникальная

Высо
кие
Пол
ный
Дуополия
Две
фирмы
Однород
ная


Высо
кие
Части
чный
Олиго
полия
Малое
Одно
родная
Высо
кие
Части
чный


Монопо
листичес
кая
конкуренция

Множество
фирм

Разноро
дная

Низкие

Сла
бый

Модель рынкаКоличествофирмХарактерпродукцииВходные барьерыКонтрольнадценойЧистаямонополияОднафирмаУникальная Высо кие  Пол ный Дуополия ДвефирмыОднородная Высокие Части чный Олигополия Малое Однородная Высо

Слайд 8
Для измерения
монопольной власти
используется индекс Лернера
(по имени английского экономиста

Аббы Лернера):

L = P — MC
P

При совершенной
конкуренции,

когда Р = МС,
L = 0

Чем больше степень
монопольной власти,
тем больше L

Для измерения монопольной властииспользуется индекс Лернера (по имени английского экономиста Аббы Лернера):L = P — MC

Слайд 9
Для измерения
степени контроля рынка ведущими фирмами используется индекс Герфиндаля-Хиршмана

2 2 2
HHI = S1+S2+...+Sn

Где S1, S2, … Sn — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определямые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли

Для измерения степени контроля рынка ведущими фирмами используется индекс Герфиндаля-Хиршмана

Слайд 10По значению индекса
Герфиндаля — Хиршмана
выделяются три типа рынка:

I тип: 2000 < HHI < 10000 –
высококонцентрированные

рынки;
II тип: 1000 < HHI < 2000 —
умеренноконцентрированные
рынки;
III тип: HHI < 1000
низкоконцентрированные
рынки
По значению индекса Герфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка: I тип: 2000 < HHI < 10000

Слайд 11Пример: если в отрасли две фирмы-дуополии и рыночные доли их

равны (50% у каждой),

2 2
то HHI = 50 + 50 = 5000

Рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, когда
HHI < 1000
Пример: если в отрасли две фирмы-дуополии и рыночные доли их равны (50% у каждой),

Слайд 12
2. Особенности поведения фирмы в условиях
несовершенной
конкуренции

2. Особенности поведения фирмы в условияхнесовершенной конкуренции

Слайд 13

В деятельности фирмы —

несовершенного конкурента
существуют следующие особенности:
I. Критерием несовершенной
конкуренции

является
понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска
продукции фирмы – монополиста

II. Ускоренное
падение
предельного
дохода
монополиста
по сравнению
со снижением цен
на его продукцию

В деятельности фирмы —     несовершенного конкурентасуществуют следующие особенности:I.

Слайд 14I. Понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска
продукции

фирмы – монополиста

I. Понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы – монополиста

Слайд 15

Q
P
D
Q
P
D
P1
Линия спроса на
продукцию
совершенно конкурентной
фирмы
Линия спроса на продукцию
фирмы — несовершенного
конкурента

QPDQPDP1Линия спроса напродукциюсовершенно конкурентнойфирмыЛиния спроса на продукциюфирмы — несовершенногоконкурента

Слайд 16II. Ускоренное падение предельного дохода монополиста
по сравнению со снижением

цен на его продукцию

II. Ускоренное падение предельного дохода монополиста по сравнению со снижением цен на его продукцию

Слайд 17Динамика предельного дохода фирмы в условиях
несовершенной конкуренции
Выпуск
продук
ции
(Q)
Цена


(P)
Валовой
доход
(TR)
Предель
ный
доход
(MR = TRn –TRn-1)
1
2
3
10
9
8
10
18
24
10=10-0
8=18-10
6=24-18

Динамика предельного дохода фирмы в условиях несовершенной конкуренцииВыпуск продукции(Q) Цена (P)Валовой доход(TR)Предельныйдоход(MR = TRn –TRn-1)123109810182410=10-08=18-106=24-18

Слайд 18
Q
P
1
2
3
10
9
8
6
D
MR
Ускоренное падение предельного дохода монополиста (MR) по сравнению со снижением

цен на его продукцию (D)

QP12310986DMRУскоренное падение предельного дохода монополиста (MR) по сравнению со снижением цен на его продукцию (D)

Слайд 19
В отличие от совершенно конкурентной фирмы
фирма- монополист является ценоискателем:
она

решает не только проблему выбора оптимального количества производимой продукции, но

и определяет цену на эту продукцию.
В отличие от совершенно конкурентной фирмы фирма- монополист является ценоискателем:она решает не только проблему выбора оптимального количества

Слайд 20Q
P
D
MR

MC (S)
Q0
P0
Q1
P1
E1
E0

QPDMRMC (S)Q0P0Q1P1E1E0

Слайд 21Типичными последствиями несовершенно
конкурентного рынка
являются:
недопроизводство товаров:

Q0 < Q1;
завышение цен:
р0 > p1;
как результат

двух названных выше особенностей –
получение монополистической прибыли
Типичными последствиями несовершенно конкурентного рынка являются: недопроизводство товаров:  Q0 < Q1; завышение цен:  р0 >

Слайд 22Распространение монополий снижает экономическую эффективность.
Возникает явление
Х-неэффективности.
Х-неэффективность

означает бесхозяйственное ведение дела,
ведущее к увеличению издержек выше объективно

обусловленного уровня.
Распространение монополий снижает экономическую эффективность. Возникает явление Х-неэффективности. Х-неэффективность означает бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек

Слайд 23Q
С

ATC

ATC + X
Х-неэффективность как характеристика деятельности монополии была предложена американским

экономистом Х. Либенстайном

QСATCATC + XХ-неэффективность как характеристика деятельности монополии была предложена американским экономистом Х. Либенстайном

Слайд 243. Ценовая дискриминация

3. Ценовая дискриминация

Слайд 25 Монополист стремится присвоить
себе излишек потребителя и тем самым максимизировать

свою прибыль

Ценовая дискриминация -
продажа одного

и того же товара
разным потребителям или группам
потребителей по разным ценам,
причём различия в ценах не
обусловлены различиями в
издержках производства
Монополист стремится присвоитьсебе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль  Ценовая дискриминация -

Слайд 26


В зависимости от того, в какой степени удаётся монополисту присвоить

излишек потребителя и максимизировать свою прибыль ценовая дискриминация
подразделяется на три

вида

Первой
степени

Второй
степени

Третьей
степени

В зависимости от того, в какой степени удаётся монополисту присвоить излишек потребителя и максимизировать свою прибыль ценовая

Слайд 27При ценовой дискриминации первой степени монополист продаёт каждую единицу товара

каждому покупателю по его максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить

за каждую единицу товара.


Весь излишек потребителя
присваивается монополистом, и
кривая предельного дохода MR
совпадает с кривой спроса D

При ценовой дискриминации первой степени монополист продаёт каждую единицу товара каждому покупателю по его максимальной цене, которую

Слайд 28
Q
P
MC
Q1
P1
Q2
P2
Qn
Pn
D(MR)
E
Излишек потребителя (SPEPn)
присваивается монополистом

QPMCQ1P1Q2 P2QnPnD(MR)EИзлишек потребителя (SPEPn)присваивается монополистом

Слайд 29При ценовой дискриминации второй степени монополист устанавливает различные цены в

зависимости от количества покупаемой продукции:
при покупке большего количества товаров

потребителю устанавливают более низкую цену за каждый дополнительно купленный экземпляр товара


При ценовой дискриминации второй степени монополист устанавливает различные цены в зависимости от количества покупаемой продукции: при покупке

Слайд 30При ценовой дискриминации третьей степени монополист продаёт товары разным группам

покупателей по разной цене. Происходит сегментация рынка, т. е. разделение покупателей

на группы в зависимости от их покупательной способности.
Монополист создаёт «дорогой» и «дешёвый» рынки
При ценовой дискриминации третьей степени монополист продаёт товары разным группам покупателей по разной цене. Происходит сегментация рынка,

Слайд 31 4. Антимонопольное
законодательство

4. Антимонопольное    законодательство

Слайд 32Антимонопольное законодательство — совокупность нормативных актов, направленных
на ограничение свободы

предпринимательской деятельности и
свободы договора экономически влиятельных компаний.
Наиболее часто

ограничения затрагивают
создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков;
крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену.
Антимонопольное законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных

Слайд 33 Негативные последствия монополизации экономики привели к необходимости борьбы с

данным явлением.
В 1890 году под давлением народных масс в

США был принят первый антитрестовский антимонопольный закон, разработанный сенатором Джоном Шерманом,
в котором говорилось:
«Всякий договор, объединение в форме треста или в любой иной форме или договор с целью ограничения коммерции или торговли между штатами или с иностранными государствами объявляется незаконным».
В поправке к этому закону от 1974 года
нарушение его статей квалифицируется
как «тяжкое преступление»
Негативные последствия монополизации экономики привели к необходимости борьбы с данным явлением. В 1890 году под давлением

Слайд 34
С целью уточнения формулировок
закона Шермана
в 1914 году был

принят Закон Клейтона, который:
запрещал практически все формы дискриминации в

ценовой политике;
накладывал ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;
запрещал слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;
запрещал совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий

С целью уточнения формулировок закона Шермана в 1914 году был принят Закон Клейтона, который: запрещал практически все

Слайд 35В 1936 году был принят закон Робинсона- Питмэна -
запрет

на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая

дискриминация и др.
Фактически данный закон был направлен против крупных розничных магазинов и супермаркетов,
которые могли себе позволить снижать цены для определённых групп покупателей
В 1936 году был принят закон Робинсона- Питмэна - запрет на ограничительную деловую практику в области торговли:

Слайд 36Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства

во многих отраслях хозяйства.
В России также большой рыночной властью

обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте:
«РАО ЕЭС России» (1992—2008 гг.) – монополист на рынке генерации и энерготранспортировки – контровала 98% потребителей электроэнергии,
«РАО ГАЗПРОМ» – 94 % внутреннего газового рынка,
МПС (до 2004 г.) – 77% грузооборота
Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также

Слайд 37Основой российского антимонопольного законодательства является
Федеральный закон
«О защите конкуренции».
Закон

содержит ограничения свободы
предпринимательской деятельности для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее

положение.

Доминирующее положение определяют по

доле компании в общих продажах на рынке
или по совокупной доле, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.
Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон«О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности для хозяйствующих

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика