Слайд 1Международные соглашения об избежание двойного налогообложения.
Методы устранения двойного налогообложения.
Слайд 2Международные договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения являются одним из
источников международного права. В то же время международные договоры РМ
являются также составной частью её национальной правовой системы.
Международные договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения направлены как на избежание двойного налогообложения, так и на уклонение от налогов. Международное двойное налогообложение возникает, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и того же объекта обложения или одним и тем же (или схожим) налогом в двух и более странах (в основном это касается дохода и имущества налогоплательщика) . Обратная ситуация- уклонение от налогов- возникает, когда ни одно из государств не признает “своим” или объект обложения, или налогоплательщика. Международные договора (соглашения) должны быть ратифицированы в установленном порядке.
Слайд 3На межгосударственном уровне урегулировать вопросы двойного налогообложения возможно только путем
подписания специальных конвенций. Их содержание должно отражать результаты проведения глобальной
налоговой реформы, которая является неотъемлемым элементом добросовестной налоговой конкуренции и осуществляется на уровне международных финансовых организаций и экономических союзов.
Так, Договор о создании Европейского Союза от 27 февраля 1992 г. закрепляет правовые положения, определяющие основные направления реформирования вторичного права по налоговым вопросам в соответствующих странах:
правовые основы механизма гармонизации законодательства государств-членов о косвенных налогах (ст. 93);
правовые основы для введения "экологических" налогов (ст. 174);
правовые основы деятельности государств - членов ЕС по устранению двойного налогообложения своих граждан внутри Сообщества (ст. 293);
- правовые основы обеспечения равных условий конкуренции в "общем рынке" в случае возникновения несоответствий между законодательством или административными предписаниями государств-членов (ст. 96).
Слайд 4Международные соглашения об избежании двойного налогообложения обычно распространяются на налоги
с прибыли, имущества, капитала. При этом соглашения, как правило, не
затрагивают проблемы косвенного налогообложения и не распространяются на налоги на добавленную стоимость, с продаж, на налоги, уменьшающие финансовые показатели прибыльности (налоги с оборота, на рекламу, другие налоги, включаемые в состав расходов).
Основные международные соглашения об избежании двойного налогообложения группируют следующим образом:
соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал;
соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество. Например, Конвенция между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества (Лондон, 31 июля 1985 г.);
соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении социальных налогов и взносов на социальное страхование - Соглашение между Правительством СССР и Правительством Финляндской республики о взаимном освобождении авиапредприятий и их персонала от налогообложения и взносов на социальное страхование (Хельсинки, 5 мая 1972 г.);
соглашения об избежании двойного налогообложения в области транспорта - Соглашение об устранении двойного налогообложения в области воздушного и морского транспорта между СССР и Францией (Москва, 4 марта 1970 г.).
В отношении иных налогов зарубежных стран, не подпадающих под действие соглашений об избежании двойного налогообложения (таможенные пошлины, косвенные налоги, разнообразные муниципальные налоги), единственное, что может сделать государство для своих физических и юридических лиц - обеспечить для них национальный режим либо режим наибольшего благоприятствования.
Слайд 5Национальный режим применяется наиболее широко, предполагает равенство субъектов иностранного и
национального права в области налогообложения. Он проявляется в двух аспектах:
непосредственно в налоговом статусе субъектов иностранного права, т.е. в их правах и обязанностях как налогоплательщиков, и в наиболее важных элементах конкретных налоговых обязательств.
Например, в праве Совета Европы закрепляется требование равного подхода к гражданам государств-участников и к иностранцам в сфере налогообложения. Согласно Европейской конвенции об установлении общих правил обращения с гражданами одного государства-участника на территории других государств-участников от 13 декабря 1955 г. (СЕД N 19) граждане любой договаривающейся стороны не облагаются на территории другой стороны иными, более высокими или более обременительными сборами, пошлинами, налогами и начислениями, чем граждане государства их пребывания в аналогичных обстоятельствах, с учетом положений о двойном налогообложении, которые содержатся в соответствующих соглашениях (п. 1 ст. 21). В частности, данные лица имеют право на скидки и освобождения от уплаты налогов, а также на все пособия, включая пособия на иждивенцев. Аналогичной практики придерживается и Российская Федерация.
Режим наибольшего благоприятствования предусматривает обязательство государства предоставлять государству-партнеру и субъектам его права льготные (наиболее благоприятные) условия по сравнению с теми, которые действуют или могут быть введены для любой третьей страны.
Обеспечение указанных режимов в международной сфере осуществляется посредством их закрепления:
- на многостороннем правовом уровне, в частности в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) и других соглашениях системы Всемирной торговой организации (ВТО), Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Отдельную группу образуют многосторонние таможенные конвенции, содержащие отдельные налоговые нормы: Стамбульская конвенция о временном ввозе 1990 г. и т.д.;
- на двустороннем уровне - в торговых договорах, иных специальных международных соглашениях. Соответствующие режимы предусматриваются и в правовых актах международных конференций. Например, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., в резолюциях органов ООН, а также в актах региональных учреждений (Европейской социальной хартии 1996 г. и других документах).
Слайд 6Соглашения об избегании двойного налогообложения содержат:
1) перечисление видов налогов, регулируемых
соглашением (статья «Налоги, на которые распространяется соглашение»);
2) определение круга лиц,
на которых распространяется соглашение;
3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве - источнике дохода таких видов доходов, как: прибыль от коммерческой деятельности; дивиденды; проценты; роялти; доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму); доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары); других доходов;
4) определение способов избегания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);
5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур).
Отдельные положения указанных Соглашений различаются между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной. Вместе с тем многие соглашения базируются на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения. В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов в соответствии с международными соглашениями.
Слайд 7Как применяются налоговые соглашения на территории РФ
Международные соглашения об
избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в
систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства согласно ст. 7 НК РФ. Большинством российских налоговых соглашений установлены нулевые ставки по налогу на прибыль при выплате роялти и процентов, а также установлены пониженные ставки при выплате дивидендов зарубежным компаниям.
При перераспределении активов и капитала между группой юридических лиц (в том числе, международных групп компаний) ставится цель не только физически передать имущество (имущественные права), но и в том числе, получить налоговую выгоду от такой операции.
Основными видами налоговой выгоды, получаемой от правильного структурирования таких операций, можно назвать следующие:
Слайд 9Применить положения международных договоров для освобождения от налогообложения становится возможным,
если:
а) Иностранная организация не действует через постоянное представительство (филиал),
либо он не аккредитован.
б) Иностранная организация предоставит налоговому агенту подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения.
в) Этот документ заверен компетентным органом соответствующего иностранного государства и переведен на русский язык.
Документами, подтверждающими постоянное местопребывание иностранной организации, могут являться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме.
Такие документы, как свидетельства о регистрации (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров не могут рассматриваться в РФ в качестве подтверждения.
При предоставлении иностранной организацией необходимых документов, подтверждающих ее местонахождение, налоговому агенту, выплачивающему доход, предоставляется освобождение от удержания налога у источника выплаты или он удерживается по пониженным ставкам.
Слайд 10Международные налоговые соглашения, заключенные РФ, имеют целью устранить возможные случаи
двойного налогообложения, которые могут возникнуть в отношениях между странами -
партнерами.
С этой целью в соглашениях предусматривается последовательное применение ряда определенных правил и процедур. Следуя, в основном, Типовой модели налоговой конвенции ОЭСР, РФ при заключении налоговых соглашений придерживается трехступенчатой системы устранения двойного налогообложения. Эта система заключается в следующем.
На первом этапе устраняется двойное налогообложение, проистекающее от различий в правилах определения страны резидентства и источника дохода, применяемых в странах - партнерах. Для этих целей в соглашения вводятся статьи об устранении двойного резидентства и статьи, устанавливающие исключительное право одной из сторон на обложение конкретного вида дохода.
На втором этапе устраняется двойное налогообложение, оставшееся после устранения коллизий между правилами определения резидентства и источника дохода.
Такое устранение уже обеспечивается в какой-то степени внутренним законодательством каждой страны. Поэтому налоговые соглашения предусматривают приведение внутренних правил каждой страны в этой сфере в соответствие друг другу или, реже, установление нового режима устранения двойного налогообложения.
С этой целью в налоговое соглашение обычно включается специальная статья, рассматривающая методы устранения двойного налогообложения: метод освобождения или метод налогового кредита.
При согласовании соглашения стороны могут выбрать один из этих методов в альтернативном порядке или применить их различные комбинации.
Принципиальная разница между ними состоит в том, что метод освобождения касается подлежащих налогообложению доходов, а метод зачета относится к уплаченным налогам. В РФ, как правило, применяется метод налогового кредита.
Одной из причин этого является то обстоятельство, что при этом значительно сужаются возможности для международного уклонения от налогов.
На третьем этапе устраняется двойное налогообложение, возникающее по причине различий в определении облагаемого дохода в странах - партнерах.
Слайд 11В Российской Федерации, как правило, для устранения двойного налогообложения используется метод
зачета (налогового кредита).
Если резидент получает доход или владеет имуществом, которые
в соответствии с положениями соглашения могут облагаться в стране - партнере, то сумма налога на такой доход или имущество, уплаченная в государстве - партнере, будет вычтена из налога, взимаемого с такого резидента в России. Этот вычет, однако, не может превышать сумму налога на такой доход или имущество, исчисленную в соответствии с законодательством РФ.
Российские резиденты при применении этого метода для налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц отсылаются к их национальному налоговому законодательству. Так, в соответствии со статьей 12 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» сумма налога на прибыль (доход), уплаченная российским предприятием за границей в соответствии с законодательством других государств, засчитывается при уплате налога на прибыль в Российской Федерации. Аналогично осуществляется устранение двойного налогообложения в отношении физических лиц в соответствии со статьей 4 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц».