Слайд 1Тема 5.
Стратегические ориентиры развития социальной инфраструктуры в РФ.
Проф., д.э.н.,
Будович Ю.И.
ФГОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Слайд 2Социальная инфраструктура
часть производительных сил общества, создающих условия для эффективного
функционирования человека в производстве.
Слайд 3Социальная инфраструктура
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ
направлена на создание условий для воспроизводства человека как
биологического существа (через бытовую среду), удовлетворения ее потребностей в надлежащих
условиях жизни.
жилищно-коммунальное хозяйство
бытовое обслуживание населения
торговля и общественное питание
пассажирский транспорт и связь для обслуживания населения и т.д.
Слайд 4СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ
способствует воспроизводству духовных, интеллектуальных (через культурно-образовательную среду) и в
значительной степени физических свойств индивида, формированию его как экономически активной
личности, которая отвечает определенным требованиям общества к качеству рабочей силы.
здравоохранение
рекреационное хозяйство
физическая культура и спорт
социальное обеспечение
образование, культура и искусство
культовые сооружения и т.д.
Слайд 5Развитие социальных институтов и социальная политика
Реализация целей ГСЭП требует достижения
социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки
населения, снижения социального неравенства.
потребуются модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе для социально уязвимых, категорий населения.
Слайд 6Приоритетные направления
Улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение
дифференциации населения по уровню доходов.
Повышение эффективности государственной поддержки семьи.
Реабилитация и
социальная интеграция инвалидов.
развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг.
Формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений
Слайд 7Реформирование пенсионной системы и социальной защиты населения.
переход от налогового
к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы путем упразднения единого
социального налога и введения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по единому для всех работодателей тарифу независимо от отраслевой принадлежности;
введение минимального страхового взноса, уплата которого в течение 30 лет обеспечивает трудовую пенсию на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера;
Слайд 8перевод базовой части трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования,
финансируемую за счет средств страховых взносов, и установление единого принципа
индексации всей суммы пенсии с учетом роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, но не свыше роста среднемесячной начисленной заработной платы;
Слайд 9установление размера тарифа страхового взноса на уровне 26 % исходя
из необходимого объема финансирования трудовых пенсий, в том числе финансирования
ее базовой части за счет этого источника;
установление переходного периода, в течение которого для страхователей, применяющих специальные и льготные налоговые режимы в высокотехнологичном секторе экономики и сельском хозяйстве, предусматривается компенсация части страхового взноса за счет средств федерального бюджета;
Слайд 10установление начиная с 2015 года зависимости размера базовой составляющей страховой
части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа в
момент ее назначения, в т.ч. установление принципа снижения ее размера на 3 % за каждый год, недостающий до нормативной продолжительности страхового стажа (30 лет), и повышения на 6 % за каждый год, превосходящий указанную нормативную продолжительность;
введение предельного размера выплат работнику для начисления страховых взносов в 2010 году в размере 415 тыс. рублей (около 135 % среднемесячной заработной платы) и ежегодной индексации этого предельного размера в соответствии с ростом средней заработной платы;
Слайд 11увеличение с 1 января 2010 г. денежной оценки пенсионных прав,
приобретенных до 1 января 2002 г., на 10 процентов и
повышаемых на 1 процент за каждый год работы до 1 января 1991 г.;
установление принципа назначения социальной пенсии соответствующего вида, если размер трудовой пенсии не обеспечивает пенсионеру прожиточного минимума в РФ, и адресного доведения размера выплаты неработающим пенсионерам в совокупности с иными мерами социальной поддержки до указанной величины (установление социальной доплаты).
Слайд 12Тема 6.
Государственная структурно-инвестиционная политика в условиях модернизации российской экономики.
Слайд 13Основные направления государственной структурной политики
Рост производства в отраслях, которые
обеспечивают значительную часть экспорта готовой продукции.
Рост производства в отраслях, которые
способны на внутреннем рынке заменить импортную продукцию.
Развитие производства товаров, конкурентоспособных на мировом рынке.
Поддержка производств, которые используют ресурсосберегающие технологии.
Рост производства в отраслях, которые способны повысить научно-технический уровень и качество продукции.
Развитие конкуренции через реструктуризацию и диверсификацию производства.
Развитие производства сырья, полуфабрикатов и комплектующих для замены импортируемых.
Слайд 14Виды структурных соотношений
Политэкономическая совокупность разнообразных производительных сил, пропорционально распределенных
по сферам, территориям, видам собственности.
социальная
организационно-функциональная
воспроизводственная
технологическая
ресурсная
Слайд 15ИНВЕСТИЦИИ
долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные сферы
экономики с целью получения прибыли.
Слайд 16Инвестиционная политика
Составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в
виде установления структуры и масштабов инвестиций, определения направлений их использования,
источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.
Слайд 17Основными принципами государственной инвестиционной политики
является то, что это система
мер, которая направлена к стимулированию инвестиционной активности и включает формирование
благоприятного для инвестирования климата. Привлекаются дополнительные источники инвестирования и создаются единые государственные стандарты для большего эффекта от инвестиций.
Слайд 18Модернизация экономики является основной стратегической целью государственной инвестиционной политики.
Государство
может принимать как прямое, так и непрямое участие в инвестиционной
политике.
Слайд 19ПОБУЖДАЮЩИЕ СТИМУЛЫ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В сфере налогообложения:
Ввести налоговые «каникулы
Восстановить
ранее действовавшую инвестиционную льготу, в соответствии с которой 50 %
налога на прибыль оставалась у компании в том случае, если эти средства направлялись на модернизацию или на расширение уже существующего производства
Реализовать на практике «дедушкину оговорку» и распространить ее на все инвестиционные проекты, добиться ее прямого появления в законах субъектов РФ, в части, касающейся их полномочий ( сохранение существующего режима налогообложения на срок окупаемости проекта, но не более 7 лет, даже если в течение этого срока возникает неблагоприятное развитие событий)
Восстановить действие прежней нормы в отношении резидентов особых экономических зон
Увязать предоставление налоговых льгот с эффективностью реализации инвестиционных проектов
Слайд 20В сфере банковского кредитования:
Создать систему предоставления долгосрочных инвестиционных кредитов, т.е.
«длинных» денег, в частности, посредством снижения ставки процентов по кредитам.
В сфере инновационной деятельности:
Предоставить налоговые льготы частным инвесторам («бизнес-ангелам»), которые на свой страх и риск, без залогов и гарантий финансируют инновационные компании
Разработать ФЗ «О венчурной деятельности».
Разработать и законодательно утвердить понятия «инновация», «инновационная компания», «инновационная деятельность»; определить систему критериев для оценки фирмы, позиционирующей себя в качестве инновационной.
Разработать механизм поощрения спроса на инновационные технологии в промышленности, строительстве и сфере услуг.
Включить «информацию» в состав объектов гражданских прав в ГК.
Слайд 21В сфере государственно-частного партнерства:
Добиться практического обеспечения государственно-частного партнерства в сфере
концессионных соглашений, институтов развития, крупных инфраструктурных проектов.
Активнее использовать Инвестиционный
фонд РФ, направлять значительную часть средств Фонда на реализацию региональных инвестиционных проектов.
Подготовить отдельную методику оценки эффективности инвестиций в инфраструктурные объекты.
Слайд 22В сфере администрирования:
Устранить административные барьеры и, прежде всего, упростить процедуру
и сократить сроки оформления земельных участков, предоставляемых под инвестиционный проект.
Реализовать принцип «одного окна», в соответствии с которым инвестор мог бы общаться лишь с одним представителем государства, уполномоченным выдавать разрешения на осуществление инвестиций, строительство и т.п.(европейские нормы до 100 дней).
Принять закон о порядке взаимодействия органов государственной власти при рассмотрении и согласовании заявок и выдачи разрешений, который касался бы всех государственных органов - от федерального до муниципального уровня.
Ввести в практику работы соглашения с инвесторами. Этот институт есть практически во всех странах, с которыми конкурирует Россия, однако у нас он отсутствует.
Слайд 23В сфере государственных гарантий:
Шире использовать инструмент государственных гарантий. В первую
очередь гарантии государства должны относиться к формированию инфраструктуры для функционирования
будущего объекта. В качестве базы для предоставления государственных гарантий можно было бы, например, использовать часть средств Фонда национального благосостояния.
В сфере таможенного оформления:
Усовершенствовать систему таможенного оформления.
В сфере регионального инвестиционного законодательства:
Усовершенствовать региональное инвестиционное законодательство, которое в настоящее время довольно разрозненно. Усовершенствовать региональное инвестиционное законодательство, которое в настоящее время довольно разрозненно.
Слайд 24В сфере борьбы с коррупцией:
Ужесточить борьбу с коррупцией во всех
ее проявлениях, и в практике государственных заказов и торгов, и
в рисках необоснованных претензий со стороны проверяющих органов, и в фаворитизме государственных служащих, опекающих «свои» компании и т.д.
МЕРЫ:
создать специализированный орган по борьбе с коррупцией, который подчинялся бы непосредственно Президенту России с целью исключения воздействия на антикоррупционные расследования с любого уровня государственного управления. Такой орган мог бы быть не только карательным, но также занимался бы также поощрением сделок, свободных от коррупции.
сформировать совет из зарубежных экспертов, представляющих страны Северной Европы, Новую Зеландию, Сингапур и пр., т.е. страны, с наименьшим уровнем коррупции, с целью осуществления антикор-рупционной экспертизы российского законодательства.
создавать в обществе и бизнесе атмосферу неприятия коррупции, начиная со средней школы, со школьных программ.
Слайд 25В сфере привлечения иностранных инвестиций:
Упростить визовую поддержку для бизнесменов, которые
приезжают в Россию, отменить практику взимания денег за ускорение процесса
выдачи визы, дифференцировать выдачу виз и приглашений на работу для неквалифицированных рабочих и для научных работников, управленческого, инженерного персонала.
Осуществить полный переход на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), ввести практику отчетности и учета в любой валюте по выбору из числа крупнейших мировых валют, а не только в рублях.
Привести российское фондовое законодательство к мировому уровню, в частности, разделить управление объектом недвижимости и управление ценными бумагами.
Слайд 26В сфере портфельных инвестиций и фондового рынка:
Проработать вопрос создания администратора
и регистратора инвестиционного фонда.
Разрешить брокерам управляющих компаний работать в разных
валютах.
Ввести международные стандарты отчетности по управлению активами («GIPS»)
Создать систему работы с крупными иностранными инвесторами, выведя ее с регионов на федеральный уровень.
Ввести в России практику невозврата и непересмотра отчетной документации, утвержденной аккредитованными аудиторами и принятой налоговой инспекцией.
Ввести льготы по налогу на прибыль на долгосрочное держание ценных бумаг.
Ввести льготы для закрытых и долгосрочных фондов. Если фонд сроком действия более 5 лет освободить от уплаты налога на прибыль, взимаемого по итогам работы
Ликвидировать устаревший вариант налога на прибыль по сделкам с имуществом и по вкладам нерезидентов – физических лиц.
Слайд 27Тема 7. Государственная политика в сфере реального сектора экономики и
механизмы ее реализации.
Слайд 28Реальный сектор экономики -
сектор экономики, связанный непосредственно с материальным производством,
получением прибыли и наполнением бюджета
Слайд 29Основные механизмы государственного регулирования реального сектора экономики
Стимулирование внутреннего спроса
1. Расширение
государственного спроса:
реализация инфраструктурных проектов
увеличение государственных закупок
увеличение государственных заказов
строительство новых промышленных
объектов
2. Стимулирование потребительского спроса:
поддержка доходов населения: прямые выплаты населению
расширение доступа населения к кредитным ресурсам
стимулирование рынка труда и создание новых рабочих мест
Слайд 30Создание финансовых стимулов предприятиям
1. Фискальных:
прямые субсидии/дотации предприятиям
погашение "плохих долгов"
снижение налоговой
нагрузки
финансовая поддержка приоритетных отраслей и системообразующих предприятий
2. Монетарных:
расширение доступа предприятий
к кредитным ресурсам
расширение инвестиционных кредитов
увеличение ликвидности в экономике
Слайд 31Развитие инновационного потенциала
1. Финансирование долгосрочных инвестиционных проектов
2. Инвестиции в человеческий
капитал
3. Инвестиции в НИОКР
Развитие малого и среднего бизнеса
1. Прямая
финансовая поддержка со стороны государства субъектов малого и среднего бизнеса
2. Снижение налоговой нагрузки
3. Улучшение инвестиционного климата и государственная поддержка инвестиционных проектов
4. Снижение административных барьеров
Слайд 32Промышленная политика
система правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных
на поддержку и рост промышленного производства в Российской Федерации
Слайд 33Основные цели промышленной политики:
1) устойчивое и сбалансированное развитие отечественной промышленности;
2)
развитие субъектов промышленной деятельности в целях формирования конкурентной среды в
экономике РФ и на рынках иностранных государств;
3) стимулирование внедрения инноваций, наукоемких, ресурсосберегающих технологий для выпуска высокотехнологич-ной, высококачественной и конкуренто-способной промышленной продукции, отвечающей мировым стандартам качества;
4) увеличение объема производства промышленной продукции;
Слайд 345) создание в РФ благоприятного инвестиционного климата и повышение объема
инвестиций в промышленность;
6) формирование эффективно функционирующего рынка промышленной продукции, обеспечивающего
повышение доходности государства и субъектов промышленной деятельности, а также развитие инфраструктуры этого рынка;
7) защита интересов субъектов промышленной деятельности, развитие межрегиональной интеграции, расширение взаимовыгодного сотрудничества на внутреннем и внешнем рынках;
8) оказание содействия субъектам промышленной деятельности в продвижении производимой ими промышленной продукции, результатов интеллектуальной деятельности в сфере промышленности на рынок РФ и рынки иностранных государств.
Слайд 35Задачи промышленной политики РФ:
1) ускоренное развитие промышленности как основы национальной
экономики;
2) обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест;
3) государственная поддержка
субъектов промышленной деятельности;
4) обеспечение равного доступа субъектов промышленной деятельности к получению государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления.
Слайд 36Развитие базовых отраслей промышленности
Целью государственной политики в области развития базовых
отраслей промышленности является повышение глобальной конкурентоспособности российского энергетического, нефтегазового, транспортного
и тяжелого машиностроения, а также станкоинструментальной промышленности и горно-металлургического комплекса.
Слайд 37Агропромышленный комплекс в экономике страны и необходимость государственной поддержки его
дальнейшего развития.
Слайд 38Основные цели государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе :
обеспечение потребностей
населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства;
устойчивое развитие сельских
территорий, повышение уровня жизни сельского населения;
повышение конкурентоспособности российского аграрного комплекса;
эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом рынке аграрной продукции;
улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Слайд 39Цель развития рыбного хозяйства в РФ в долгосрочной перспективе
обеспечение перехода
от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения,
воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов и обеспечения глобальной конкурентоспособности вырабатываемых российским рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг.
Слайд 40Приоритетные направления
Улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, особенно животноводства
Создание предпосылок
для устойчивого развития сельских территорий
Повышение эффективности использования земельных ресурсов и
их воспроизводства
Развитие аграрных технологий и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства
Развитие рыбохозяйственного комплекса
Слайд 41Государственный заказ как инструмент государственного регулирования реального сектора российской экономики
Слайд 42Государственный заказ
совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство
работ, оказание услуг за счет средств федерального или регионального бюджетов.
Государственный заказ — инструмент прямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребности государства в товарах (работах, услугах).
Слайд 43Тема 8. Новая парадигма денежно-кредитной и валютной политики и стратегии
развития финансового
Слайд 44Бюджетная политика
Государственный бюджет играет важную роль в общественном перераспределении ресурсов
и является главным звеном государственной финансовой систем.
Государственный бюджет —
это годовой план государственных затрат и источников их финансового покрытия.
Слайд 45Финансовая политика –
это совокупность финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными
органами через звенья и элементы финансовой системы.
Основная задача финансовой
политики заключается в достижении макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.
Слайд 46Приоритетные направления
Снижение инфляции до 3 процентов в год.
Переход к
новым денежно-кредитным механизмам обеспечения спроса экономики на деньги, базирующимся на
пополнении ликвидности преимущественно за счет рефинансирования банков Центральным банком Российской Федерации.
Усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции.
Увеличение государственных расходов на устранение инфраструктурных и институциональных ограничений и создание условий для инновационного развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения.
Повышение эффективности бюджетных расходов и системы бюджетирования.
Слайд 47Денежно-кредитная политика государства
представляет собой совокупность мероприятий центрального банка в
области денежного обращения и кредита и состоит в контроле за
денежной массой в стране в целях поддержания стабильности цен (минимальной инфляции), обеспечения эффективной занятости и устойчивого экономического роста.
Слайд 48Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.
Субъектами денежно-кредитной политики, выступают, прежде всего, центральный банк в соответствии
с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.
Слайд 49Методы регулирования
методы прямого регулирования представляют собой указания банкам, подлежащие
обязательному исполнению. Так, в ряде стран центральные банки имеют право
вводить для банков пределы объемов кредитования, и в частности, объемов кредитования небанковского сектора.
Слайд 50Методы косвенного регулирования основаны на возможности воздействия центрального банка на
величину избыточных резервов коммерческих банков и на стремлении коммерческих банков
использовать избыточные резервы для выдачи кредитов с целью получения дополнительной прибыли.
Слайд 51Изменение нормы обязательных резервов. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения
кредитных возможностей кредитных организаций и недопущения неограниченного роста денежной массы
в обращении.
Обязательные резервы (резервные требования) — один из основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России, используемый для регулирования общей ликвидности банковской системы. Норматив обязательных резервов в России утверждается Советом директоров Банка России
Пример: если при норме 10 % обязательные резервы банка составляли 10000 руб., а избыточные отсутствовали, то после ее понижения до 5 % у банка возникнут избыточные резервы в размере 5000 руб.
Слайд 52Изменение ставки рефинансирования (ставки, по которой центральный банк выдает кредиты
коммерческим банкам). Кредиты, выдаваемые центральным банком, зачисляются на корреспондентские счета
коммерческих банков и автоматически попадают в сумму избыточных резервов. Изменение ставки рефинансирование влияет на сумму кредитов, которую банки желают получить у центрального банка.
Ставка рефинансирования — инструмент денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Банк России воздействует на процентные ставки на различных сегментах финансового рынка. Ставка рефинансирования утверждается Советом директоров Банка России
Слайд 53Операции на открытом рынке – производимые центральным банком операции купли-продажи
государственных ценных бумаг за свой счет. Покупая ценные бумаги у
клиентов коммерческих банков, центральный банк увеличивает корсчет коммерческого банка, а тот – зачисляет поступившие средства на счет продавца ценных бумаг.
Пример: если поступило средств на 100000 руб., а норма обязательных резервов составляет 10 %, то избыточные резервы составят 90000 руб.
Слайд 54Валютное регулирование. Валютное регулирование предполагает воздействие центрального банка на валютный
курс, которое осуществляется путем дополнительного предложения валюты (продажи) на валютной
бирже, или предъявления дополнительного спроса на нее (покупки). Операции купли-продажи иностранной валюты по воздействию на избыточные резервы банков аналогичны операциям на открытом рынке.
Слайд 55Уровень и динамика норматива обязательных резервов в России 1991-2013 гг.
Слайд 56Уровень и динамика ставки рефинансирования (учетной ставки) в России 1992-2013
гг.
Слайд 57Тема 9.
Внешнеэкономическая политика современной России в условиях смены внешнеэкономических
приоритетов.
Слайд 58Под внешнеэкономической политикой государства
понимается деятельность направленная на развитие и
регулирование отношений с другими странами
Слайд 59Во внешнеэкономической политике постоянно взаимодействуют две тенденции:
либерализация - ее
цель открыть внутренний рынок для иностранных капиталов, товаров и рабочей
силы, усилив тем самым конкуренцию на внутреннем рынке.
протекционизм – политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а часто и на захват внешних рынков.
Слайд 60Классический инструмент
внешнеэкономического регулирования - таможенный тариф.
Таможенный тариф — это систематизированный перечень
таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных
случаях — при экспорте из данной страны.
Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы. Оно повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота
Слайд 61Цель внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе
создание условий для
достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного
участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.
Слайд 62Приоритетные направления внешнеэкономической политики
Обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках
высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в
глобальной научно-технологической сфере
Содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг
Интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики
Слайд 63Повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление
ее позиций на рынке углеводородов
Формирование интегрированного евразийского экономического пространства.
Создание в
России международного финансового центра, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте
Усиление роли России в решении глобальных вопросов и формировании мирового экономического порядка