Слайд 1
МГУ им. М.В.Ломоносова
Экономический факультет
Бакалавриат – «Менеджмент»
КУРС
История Управленческой
Мысли
д.э.н., проф. Маршев В.И.
Каф.
Упр. Организацией,
vmarshev@mail.ru
м.н.с. Дволучанский И.В.
Осень-2015
Слайд 3проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Задачи учебного курса по ИУМ
Сформировать знания
(Ответы на ЧТО?):
о теоретических основах ИНИ и ИУМ,
о различных идеях,
концепциях, теориях и школах в области управления,
Выработать умения (Ответы на КАК?):
историко-сравнительного и теоретико-логического анализа данных об управленческой мысли
организации исследований по ИУМ,
организации и участия в научных дискуссиях
Сформировать знания (Ответы на Почему?):
о причинах (условиях и обстоятельствах) и факторах развитие взглядов на управление
подготовить студентов к первым НИР!!!
Слайд 4проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Учебная литература
Claude S. George. The History
Management Thought. Prentice-Hall, Inc., 1972
У.Д. Дункан. Основополагающие идеи в менеджменте.
М., Дело, 1996
Маршев В.И. История управленческой мысли. Учебник. М., ИНФРА-М, 2005; М., МАКС Пресс, 2010; М., ИНФРА-М, 2012
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Слайд 5проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Темы учебного курса ИУМ
Историко-управленческие дисциплины
Методологические
проблемы ИУМ
Хронология управленческой мысли (5000 до н.э.-XXIв.)
Истоки управленческой мысли (до
V в. н.э.)
Зарубежная управленческая мысль V-XIX вв.
Управленческая мысль в России IX-XVIII вв.
Управленческая мысль в России XIX-XX вв.
Зарубежные школы управления XX вв.
Развитие взглядов на управление функциональными областями организации
Концепции управления элементами системы управления
Новая и новейшая управленческая мысль (конец XX- начало XXI вв.)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Слайд 6проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
ДЗ - 1
Контрольные вопросы из
Учебника по ИУМ Глава 1. Вопросы №№4,7,8
проф. МАРШЕВ В. И.
(МГУ)
Слайд 7проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
ДЗ - 2
Контрольные вопросы из
Учебника по ИУМ Глава 1. Вопросы №№ 9,10,11
(инд-но, письм.)
проф. МАРШЕВ
В. И. (МГУ)
Слайд 8проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Л-3.
Методологические проблемы ИУМ
Категории ИУМ (повтор.)
Направления
НИР по ИУМ
Гносеология НИР
Источники ИУМ
Слайд 9проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Категории ИУМ как науки - 2
3. Гносеология (Теория познания) -– изучение природы и возможностей познания,
отношения знания к реальности, исследование всеобщих предпосылок познания, условий его достоверности и истинности. Гносеология отвечает на вопрос: «Как мы познаём?»
4. Эпистемология (сущность знания) -смещает акцент с проблемы «познания» на проблему «знания», отвечает на вопрос
«Что такое знание? Как устроено знание? Как возможно знание?»
Слайд 10проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Категории ИУМ как науки -
3
5. Субъект – (от лат. – находящийся в основе), носитель
предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Субъект познания производен от субъекта практики
6. Объект – то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект не просто тождествен объективной реальности, а выступает как такая её часть, которая находится во взаимодействии с субъектом
Слайд 11проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Категории ИУМ как науки – 4/1
7.
Предметная область - это область объектов, универсум рассмотрения (рассуждения), класс
(множество) объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста (понимаемом как отдельное рассуждение, как фрагмент научной теории или теория в целом).
Слайд 12проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Категории ИУМ как науки – 4/2
7.
Примеры предметных областей:
В МатАнализе – множество действительных чисел,
В Физике
– малые частицы
В Биологии – множество всех растений,
В Теории Организации – множество функционалов организации,
В Управлении (Менеджменте) - множество Функций управления, Кадры управления, Процессы управления.
Слайд 13проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Категории ИУМ как науки - 5
8.
Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов
(из предметной области) в процессе человеческой деятельности и познания.
В предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с т.зр. данного исследования) свойства и признаки объекта (предметной области)
Слайд 14проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Категории ИУМ как науки – 6/1
9.
ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец) - система теоретических, методологических
и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.
Смена парадигм осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей.
Слайд 15проф. МАРШЕВ В.И. (МГУ)
Направления НИР по Менеджменту-1
«Кто тщательно займется
управлением, тот скоро
поймёт, что нет ни одной науки, которая равнялась
бы
этой по своему богатству и значению»
(Лоренц фон Штейн. Учение об управлении. 1874)
1.Разработка методологических проблем двух историко-управленческих наук (предмет, цели, задачи, методы и др.);
2.Периодизация и цикличность в Истории управления и Истории управленческой мысли
3.Изучение Истории систем управления как структуры и процесса (в целом и по отдельным характеристикам и элементам системы)
Слайд 16проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Направления НИР по Менеджменту-2
4. Исследование
вопросов организации налаженных процедур фиксации и хранения данных о реализуемых
управленческих мероприятиях (программах, реформах, преобразованиях, экспериментах и т.п.) с целью, прежде всего, проведения множественной оценки этих мероприятий до их внедрения, в процессе реализации и после того, как достигнуты те или иные результаты
5. Комплексный анализ реформ управления и
соответствующих идей управления (в
конкретно-исторический период в конкретной стране).
проф. МАРШЕВ В.И. (МГУ)
Слайд 17проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Направления НИР по Менеджменту-3
6. Управление,
как деятельность,
управленческое консультирование,
обучение управлению и управленческая мысль: взаимообусловленность и
взаимосвязь
7.Многофакторный логический и конкретно-
исторический анализ возникновения и развития системных концепций управления.
8. Методологические проблемы измерений в управлении организацией
9. Изучение истории организации НИР по управлению
проф. МАРШЕВ В.И. (МГУ)
Слайд 18
Управление как Система - 1
СТАТИКА
Динамика
Механизм
Структура
Процесс –
характеристики
Развитие
Принципы У. (На
основе чего?)
Методы У.
(Посредством чего?)
Цели управления (Ради чего?)
Функции У.
(Что делать?)
Органы У.
(Кто&Как?)
Техника У.
(Посредством чего?)
Организационая структура (Как?)
Кадры У. (Кто?)
Технологичес-кая
(Как или ППР?)
Организацион-ная
(Кто?)
Содержатель-ная
(Что делается?)
Экономика
Эффективность-
Результативность
Наука
Эксперимент
«Новые кадры»
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Слайд 19проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Примеры НИР по Менеджменту
Управление = S
Распределение
Обмен
Потребление
Стадии воспроизводства
Purchase
HR
CC
Prod
R&D
Sales
Mrktg
Finance
PR
Acc
Средний
Крупный
Размер
Бизнеса
Регион
Национальный
Глобальный
Границы бизнеса
IT
Автопром
СПОРТ
Отрасль
Фармацевтика
MGT
Микро-Малый
ФО+ВОП
Развитие
Процесс
Структура
Механизм
Производство
Орг.-Правовая Форма
Слайд 20проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Еще раз о Гносеологии ИУМ
Гносеология ИУМ
– отвечает на вопрос: «Как мы познаём ИУМ?» -
это
процесс изучения предметных областей ИУМ,
это исследование всеобщих предпосылок и факторов ИУМ,
это выявление условий достоверности и истинности знаний в области ИУМ
Слайд 21проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Гносеология ИУМ-2
Задачи:
Выявить социально-экономические причины возникновения управленческой
концепции
Исследовать зависимость становления и развития концепции от выявленных причин в
конкретно-исторических условиях
Установить существенные различия и сходства, связи и отношения изучаемой («настоящей») концепции с предыдущими и «параллельными»
Обнаружить и оценить проявления изучаемой концепции в последующих концепциях управления
Слайд 22проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Гносеология ИУМ-3
Конкретизация предмета исследований ИУМ:
Системы управления
(СУ) в целом (синтетические теории)
Элементы СУ (элементные теории)
Составные части элементов
СУ (мотивация, управление по целям, лидерство и т.п.)
Функциональные области организации (концепции управления производством, персоналом, финансами, маркетингом и т.д.)
Процессы в организации (ППР и др.)
Слайд 23проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Гносеология ИУМ-4
Аспекты Объекта исследований ИУМ:
Время (=филиация, хронология идей);
Персоналии (=«гуру» менеджмента)
Сословно-классовые группы
Регионы (региональные/национальные модели)
Структура хозяйства
(отраслевые концепции)
Организационно-правовая форма организации
Размер бизнеса (малый, средний, крупный)
Бизнес-группы (в т.ч. семейный бизнес)
Содержание (экономика, право, и др.)
Слайд 24проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Гносеология ИУМ-5
Контексты исследований:
Другие ИНИ - истории
экономических, правовых, социологических и других наук (сравнительный подход)
Теории организаций
(организация - объект управления)
Парадигмы менеджмента (в стиле Т.Куна, И.Пригожина, др. науковедов)
«Фоны» – гражданская история, экономика, политика, культура, демография и т.д.
Слайд 25проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Источники ИУМ-1
Источники - тексты
«Наблюдение» источников =
чтение текстов (+ интервью).
Виды источников (тексты) – мемуары, дневники,
письма, архивные материалы, периодика, статистика, законодательные акты, уставы, протоколы совещаний, труды съездов, учебники, монографии, научные статьи и т.д., и т.п.
Слайд 26проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Источники ИУМ-2
Вопросы:
Как классифицировать источники?
Есть
ли специфика в изучении различных видов источников?
Сопоставимы ли представители
разных видов и что есть «мера» их сравнения?
Как организовать рациональный поиск источников?
Как «получать новое знание» из источника прошлого?
Слайд 27проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Этапы жизненного цикла ИУМ
Этап зарождения -
хронологическая систематизация успехов ИУМ
Этап становления - причинно-следственный анализ развития идей
Этап
развития - выявление причин развития ИУМ, обоснование «поворотов» в её развитии, выявление закономерностей развития ИУМ
Слайд 28проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
ДЗ - 3
Контрольные вопросы из
Учебника по ИУМ Глава 1. Вопросы №№ 13, 14, 15
(инд-но,
письм.)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)