Слайд 1МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОНФЛИКТОЛОГИИ
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«взаимосвязь эмоциональных барьеров и агрессивности подростков в межличностном общении с их ролями в буллинге»
Работу выполнила: студентка
группы ОАБ-37.03.02-43 А.И.Нургалеева
Научный руководитель:
кандидат психол. наук, доцент
кафедры социальной психологии
и конфликтологии Д.Е. Львов
Слайд 2
Объект: эмоциональные барьеры
Предмет: взаимосвязь эмоциональных барьеров и агрессивности подростков
в межличностном общении с их ролями в буллинге.
Слайд 3Цель: изучить взаимосвязь эмоциональных барьеров и агрессивности подростков в межличностном
общении с их ролями в буллинге.
Задачи:
1. Провести анализ психологической литературы
по проблеме эмоциональных барьеров и агрессивности подростков в межличностном общении с их ролями в буллинге
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи эмоциональных барьеров и агрессивности подростков в межличностном общении с их ролями в буллинге
3. Выявить и провести анализ взаимосвязи уровня агрессивности и эмоциональных барьеров.
4. Выявить и провести анализ взаимосвязи эмоциональных барьеров и буллинг-структуры.
Слайд 4Гипотеза: мы предполагаем, что чем больше эмоциональных барьеров у подростков,
тем больше форм и видов агрессии они демонстрируют и становятся
участниками буллинга.
- мы предполагаем, что эмоциональные барьеры подростков связаны с их физической и вербальной агрессией и ролью в буллинге «Инициатор».
- мы предполагаем, что проявление доминирования негативных эмоций взаимосвязано с ролью «инициатора» и «жертвы» в буллинге
Слайд 5Методы исследования:
Организационные: комплексный, сравнительный методы;
Теоретические методы: анализ научной
проблемы, теоретический анализ литературы;
Психодиагностические методы: 1) Опросник исследования уровня агрессивности
А. Басса и А. Дарки (стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой)
2) Методика на выявление «Буллинг-структуры» Е.Г. Норкина
3) Модифицированная методика «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» В.В. Бойко
Методы обработки данных: метод описательной статистики, метод математической статистики (метод проверки на нормальность распределения: критерий Колмогорова-Смирнова, корреляционный анализ Спирмена). Для обработки полученных эмпирических данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS
Слайд 6Таблица 2. Результаты корреляционного анализа эмоциональных барьеров, агрессивности и буллинг-структуры
Слайд 7Выводы
1. В первой части исследования был проведен теоретический анализ отечественных
и зарубежных психологических подходов к феномену эмоциональных барьеров и к
буллингу, как явлению. Была описана феноменология эмоциональных барьеров и школьного буллинга, проведен анализ факторов возникновения буллинга. Также, в первой части дано определение эмоциональных барьеров с позиции Ю.В. Касаткиной. Даны определения понятий: буллинг, агрессивность и рассмотрены факторы, приводящие к данному феномену.
2.Было проведено исследование по выявлению взаимосвязи эмоциональных барьеров и агрессивности подростков в межличностном общении с их ролями в буллинге. Результаты корреляционного анализа показали некоторые значимые взаимосвязи ролей буллинг-структуры, уровня агрессивности с эмоциональным интеллектом. Т.е. чем более агрессивны подростки, чем больше форм и видов агрессии они демонстрируют, чем чаще являются участниками буллинга, тем больше эмоциональных барьеров у них в межличностном взаимодействии с другими, таких как неумение управлять эмоциями, дозировать их, доминирование негативных эмоций и нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе
Слайд 83. Полученные данные свидетельствуют о том, что обнаружена прямая взаимосвязь
эмоциональных барьеров во взаимоотношениях в каждой из ролей буллинг-структуры. У
подростков проявляются доминирование негативных эмоций и неумение управлять ими, нежелание сближаться на эмоциональной основе, что порождает физическую, вербальную, косвенную агрессию, раздражение, негативизм и обиду, а также чувство вины.
4. Также была подтверждена гипотеза, в которой мы предполагаем, что эмоциональные барьеры подростков связаны с их физической и вербальной агрессией и ролью в буллинге «Инициатор». Исследование показало, что некоторые подростки занимают ролевую позицию «Инициатора» и проявляют жесткость в отношениях с другими, не считаются с их чувствами, что вызывает непонимание и обиды со стороны сверстников. Это может быть в связи с низкой идентификации собственных эмоций и эмоций одноклассников, участников ситуации травли.
5. Чем больше подростки выстраивают в межличностном общении эмоциональные барьеры (их эмоции мешают им устанавливать контакты с людьми), тем чаще проявляют самые разные виды и формы агрессии, а именно проявляют агрессию в форме физического нанесения вреда, вербальной и косвенной агрессии, тем больше они склонны к возникновению раздражения и проявлению негативизма, чаще обижаются на других, более подозрительны и чаще испытывают чувство вины за свои поступки, действия, слова, что подтверждает нашу гипотезу