Разделы презентаций


Лекция 1. Введение в общую биологию

Содержание

1. Биология – наука о живом. Структура дисциплины. Связь с другими естественными науками.bios – жизнь, logos – учение Биология – наука о жизни Предмет изучения биологии - строение, проявления жизнедеятельности, среда обитания

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 1. Введение в общую биологию.
1. Биология – наука о

живом. Структура дисциплины. Связь с другими естественными науками.
2. О природе

живого. Физическая и химическая основа жизни.
3. Уровни организации живой материи.
4. Свойства живых систем.

Фотографии В.И. Горшкова и К.И. Ширяева

Лекция 1. Введение в общую биологию. 1. Биология – наука о живом. Структура дисциплины. Связь с другими

Слайд 21. Биология – наука о живом. Структура дисциплины. Связь с другими

естественными науками.
bios – жизнь, logos – учение
Биология – наука

о жизни
Предмет изучения биологии - строение, проявления жизнедеятельности, среда обитания всех живых организмов: прокариотов, грибов, растений и животных
Термин «биология» в 1797 году предложил профессор анатомии Т. Руз (Германия)
1.	Биология – наука о живом. Структура дисциплины. Связь с другими естественными науками.bios – жизнь, logos – учение

Слайд 3Основные задачи биологии:
раскрытие общих свойств живых организмов;
объяснение причин многообразия организмов

на планете;
выявление связей между строением и свойствами организма и условиями

окружающей среды.
Основные задачи биологии: раскрытие общих свойств живых организмов;объяснение причин многообразия организмов на планете;выявление связей между строением и

Слайд 4Разделы биологии
микробиология – наука, изучающая строение и свойства микроорганизмов,
ботаника –

наука о растениях,
зоология – наука о животных,
генетика – наука,

изучающая закономерности наследования признаков,
экология – наука о взаимоотношениях организмов и сообществ с окружающей средой,
физиология – наука о функционировании организмов,
молекулярная биология,
цитология – учение о клетке,
гистология – учение о тканях и др.
Разделы биологиимикробиология – наука, изучающая строение и свойства микроорганизмов,ботаника – наука о растениях, зоология – наука о

Слайд 52. О природе живого. Физическая и химическая основа жизни.
Определения понятия

«жизнь»:
- Аристотель: «жизнь – это питание, рост и одряхление организма»;
-

А.Л. Лавуазье: «жизнь - это химическая функция материи»;
- Г.Р. Тревиранус: «жизнь есть стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний»;
- А.И. Опарин: «жизнь – это особая, очень сложная форма движения материи»;
- Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, обменивающихся с окружающей средой веществом и энергией».
2. О природе живого. Физическая и химическая основа жизни.Определения понятия «жизнь»:- Аристотель: «жизнь – это питание, рост

Слайд 6Жизнь – это макромолекулярная открытая система, которой свойственны
иерархическая организация,


способность к самовоспроизведению,
самосохранению и
саморегуляции, а также
обмен веществ и
тонко

регулируемый поток энергии.

Поэтому жизнь представляет собой форму движения материи высшую по сравнению с физической и химической формами ее существования.
Жизнь – это макромолекулярная открытая система, которой свойственны иерархическая организация, способность к самовоспроизведению, самосохранению исаморегуляции, а такжеобмен

Слайд 7Живые тела – открытые системы
Под «открытыми» понимают динамические, т. е.

не находящиеся в состоянии покоя, системы, устойчивые лишь при условии

непрерывного доступа к ним энергии извне.
энергия и материя в виде пищи поступают из окружающей среды.
Покровы живых организмов затрудняют обмен веществ между организмом и внешней средой, сводят к минимуму потери веществ и поддерживают пространственное единство системы.
Живые тела – открытые системыПод «открытыми» понимают динамические, т. е. не находящиеся в состоянии покоя, системы, устойчивые

Слайд 8В живых организмах содержатся те же химические элементы, что и

в предметах неживой природы: О, Н, С, N, Р, Na,

Ca, K, Fe, Cl и другие. Эти элементы называются биогенными.
Субстратом жизни принято считать органические соединения – нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки.
Вещества становятся субстратом жизни лишь тогда, когда они находятся и функционируют в клетках.
В живых организмах содержатся те же химические элементы, что и в предметах неживой природы: О, Н, С,

Слайд 93. Уровни организации живой материи.
Иерархический принцип организации позволяет выделить в

живой природе отдельные уровни.
Можно выделить три основные ступени живого:
Микросистемы (доорганизменная

ступень) включают в себя молекулярный (или молекулярно-генетический) и субклеточный уровни.
Мезосистемы (организменная ступень) включают в себя клеточный, тканевой, органный, системный, организменный уровни.
Макросистемы (надорганизменная ступень) включают в себя популяционно-видовой, биоценотический и глобальный уровни (биосферу в целом).
3. Уровни организации живой материи.Иерархический принцип организации позволяет выделить в живой природе отдельные уровни.Можно выделить три основные

Слайд 10Иерархические уровни организации
1. Молекулярно-генетический. Ген – это участок молекулы ДНК

ответственный за формирование какого-либо одного признака.
2. Субклеточный уровень. Органелла

клетки выполняет свойственные ей функции и вносит свой вклад в работу клетки в целом.
3. Клеточный уровень. Клетка является самостоятельно функционирующей элементарной биологической системой. Для одноклеточных организмов этот уровень совпадает с организменным.
Иерархические уровни организации1. Молекулярно-генетический. Ген – это участок молекулы ДНК ответственный за формирование какого-либо одного признака. 2.

Слайд 114. Тканевой уровень. Ткань – совокупность клеток с одинаковым типом

организации, объединенных выполнением общей функции.
5. Органный уровень. Органы –

это структурно-функциональные объединения нескольких типов тканей.
6. Организменный уровень. Элементарная единица – это особь в ее развитии от момента рождения до прекращения ее существования в качестве живой системы.
4. Тканевой уровень. Ткань – совокупность клеток с одинаковым типом организации, объединенных выполнением общей функции. 5. Органный

Слайд 127. Популяционно-видовой уровень. Популяция – это совокупность организмов одного и

того же вида, объединенных общим местом обитания и свободно скрещивающихся

между собой.
8. Биогеоценотический (экосистемный) уровень. Биогеоценоз – совокупность организмов разных видов и различной сложности организации со всеми факторами среды их обитания.
9. Биосферный (глобальный) уровень. Биосфера – система высшего порядка, охватывающая все явления жизни на планете.
7. Популяционно-видовой уровень. Популяция – это совокупность организмов одного и того же вида, объединенных общим местом обитания

Слайд 134. Свойства живых систем

4. Свойства живых систем

Слайд 141. Самообновление
Связано с потоком и обменом вещества и энергии.


Основу обмена веществ составляют процессы ассимиляции (анаболизм, синтез, образование новых

веществ) и диссимиляции (катаболизм, распад).
В результате ассимиляции происходят обновление структур организма и образование новых его частей (клеток, тканей, частей органов).
Диссимиляция определяет расщепление органических соединений, обеспечивает клетку пластическим веществом и энергией.
Для образования нового нужен постоянный приток необходимых веществ извне, а в процессе жизнедеятельности (и диссимиляции, в частности) образуются продукты, которые нужно вывести во внешнюю среду.
1. Самообновление  Связано с потоком и обменом вещества и энергии. Основу обмена веществ составляют процессы ассимиляции

Слайд 152. Самовоспроизведение
Обеспечивает преемственность между сменяющимися генерациями биологических систем.
Живые структуры постоянно

воспроизводятся и обновляются, не теряя при этом сходства с предыдущими

поколениями, несмотря на непрерывное обновление вещества.
Нуклеиновые кислоты способны хранить, передавать и воспроизводить наследственную информацию, а также реализовывать ее через синтез белков.
Информация, хранимая на ДНК, переносится на молекулу белка с помощью молекул РНК.
2. СамовоспроизведениеОбеспечивает преемственность между сменяющимися генерациями биологических систем.Живые структуры постоянно воспроизводятся и обновляются, не теряя при этом

Слайд 163. Саморегуляция
Это способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях

окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность течения

физиологических процессов.
3. СаморегуляцияЭто способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава

Слайд 174. Раздражимость.
Связана с передачей информации извне в любую биологическую систему

и отражает реакцию этой системы на внешний раздражитель.
Раздражимость лежит

в основе адаптации организмов к меняющимся условиям среды.
Реакция многоклеточных животных на раздражение осуществляется через посредство нервной системы и называется рефлексом.
Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов. Их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) и роста (тропизмы). Обычно к их обозначению прибавляют название раздражителя, например, фототаксис, геотропизм и т. д.
4. Раздражимость.Связана с передачей информации извне в любую биологическую систему и отражает реакцию этой системы на внешний

Слайд 185. Наследственность.
Заключается в способности организмов передавать свои признаки, свойства и

особенности развития из поколения в поколение.
Наследственность обусловлена стабильностью, т.е.

постоянством строения молекул ДНК.
5. Наследственность.Заключается в способности организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность

Слайд 196. Изменчивость
Изменчивость – свойство, противоположное наследственности, но связанное с ней,

т. к. при этом изменяются наследственные задатки – гены, определяющие

развитие тех или иных признаков.
Изменчивость связана с ошибками при репродукции, что приводит к появлению новой наследственной информации, новых признаков и свойств.
Если новые признаки и свойства полезны для организма в данной среде обитание, то они подхватываются и закрепляются естественным отбором. Создаются новые формы и виды.
6. ИзменчивостьИзменчивость – свойство, противоположное наследственности, но связанное с ней, т. к. при этом изменяются наследственные задатки

Слайд 207. Дискретность и целостность
Жизнь на Земле проявляется в виде дискретных

форм.
Отдельный организм или иная биологическая система (вид, биоценоз и

т. д.) состоит из отдельных отграниченных в пространстве, но тесно связанных и взаимодействующих между собой частей.
Например, любой вид организмов включает отдельные особи. Тело высокоорганизованной особи образуют органы, которые, в свою очередь, состоят из тканей и т. д.
7. Дискретность и целостностьЖизнь на Земле проявляется в виде дискретных форм. Отдельный организм или иная биологическая система

Слайд 218. Индивидуальное развитие (онтогенез)
Онтогенез – воплощение исходной генетической информации, заложенной

в в генотипе, в рабочие структуры организма.
В ходе этого

процесса проявляется такое свойство организма, как способность к росту.
Процесс роста базируется на репродукции молекул, размножении, росте и дифференцировке клеток и других структур.
8. Индивидуальное развитие (онтогенез)Онтогенез – воплощение исходной генетической информации, заложенной в в генотипе, в рабочие структуры организма.

Слайд 2219. Филогенетическое развитие (филогенез)
Филогенез – это историческое развитие организмов, базирующееся

на прогрессивном размножении, наследственности, борьбе за существование и отборе.
Результатом

филогенетического развития, или эволюции, является все многообразие живых организмов на Земле.
19. Филогенетическое развитие (филогенез)Филогенез – это историческое развитие организмов, базирующееся на прогрессивном размножении, наследственности, борьбе за существование

Слайд 23Вопросы к семинару (часть I)
Дайте определение биологии и приведите примеры

отраслей биологии и смежных с ней дисциплин.
Приведите примеры достижений современной

биологии.
Охарактеризуйте физическую и химическую природу жизни как явления.
Назовите ступени и иерархические уровни организации живой материи. Приведите конкретный пример иерархической цепочки.
Опишите свойства живых систем. Проследите, если это возможно, аналогии этих свойств в неживой природе.
Вопросы к семинару (часть I) Дайте определение биологии и приведите примеры отраслей биологии и смежных с ней

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика