Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ “ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
КАФЕДРА ГЕОГРАФИИ И ТУРИЗМА
ТЕМА ПРЕЗЕНТАЦИИ: ЛЫЖНЫЙ
ТУРИЗМ
Работу выполнил: студент I Курса ЕГФ
“География”, ”Экономика”, 1 п/гр.
Ащеулов Э.О.
Воронеж 2018
Слайд 2Лыжный туризм — вид спортивного туризма в России и СНГ, являющегося видом спорта. Лыжный туризм является видом
туризма на средствах передвижения — на лыжах. Для преодоления естественных препятствий используются туристские
лыжи.
Лыжный туризм развивается на территории стран бывшего СНГ, имеющие устойчивый снежный покров в зимнее время. Спортивные туристские путешествия (маршруты) проводят туристские клубы, группы самодеятельного туризма.
Слайд 3ГЕОГРАФИЯ ЛЫЖНОГО ТУРИЗМА
География лыжных походов - одна из самых широких
среди всех видов путешествий. Маршруты прокладывают по равнинам и горам,
по льдам озер и морей, по лесам и тундре… Попробуем описать, хотя бы вкратце, наиболее интересные районы, концентрическими кругами расходясь от центра России к самым дальним окраинам и даже за пределы родной страны.
Слайд 4ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ, РУССКАЯ РАВНИНА
Самое привлекательное, что найдется в Русской равнине
для лыжного туризма - это близость к столице. В остальном,
это хорошо освоенная, в целом равнинная территория. Смешанные леса с повсеместными следами хозяйственной деятельности, отдельные холмистые участки, густая сеть дорог - все это позволяет проводить походы не выше 1 к.с. Несколько отличается Валдайская возвышенность, расположенная на севере региона на границе с Ленинградской областью. По своим природным особенностям Валдай ближе к Ленобласти, о которой мы расскажем подробнее.
Слайд 5КАРЕЛИЯ, АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛ., ТИМАНСКИЙ ПЛЯЖ
В Карелии для туриста-лыжника интересны в
первую очередь холмистые северные районы, на стыке с Мурманской областью.
Вдоль границы с Финляндией протягивается хребет Манселькя, с высшими отметками немногим более 600 метров (г. Рахмойва). Наиболее высокие сопки поднимаются выше лесной зоны. На некоторых реках встречаются достаточно высокие водопады, частично замерзающие зимой (наиболее известные - водопад Маманя на р. Кутсайоки и каскад на р. Тавайоки).
Слайд 6ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
Территория Ленинградской области характеризуется равнинно-холмистым рельефом с большим количеством
озер и развитой речной сетью. Проведение лыжных маршрутов 1 категории
сложности возможно практически на всей рассматриваемой территории, но особо следует отметить Карельский перешеек и восток Ленобласти, покрытые таежными лесами. Близость мегаполиса не лучшим образом сказывается на природе этих мест, но до сих пор здесь сохранились большие участки естественных ландшафтов.
Слайд 7ХИБИНЫ И ГОРНЫЕ МАССИВЫ КОЛЬСКОГО П-ОВА
Хибинские горы заслуженно можно назвать
колыбелью отечественного лыжного туризма. Походы проводятся здесь с 30-х годов
прошлого века, район досконально изучен и интересен в первую очередь именно для лыжных путешествий. Прекрасные подъезды и отсутствие длинных подходов к горам снискали Хибинам славу одного из лучших лыжных районов. Кстати, это практически единственный горный район России (!), территория которого не является заповедником, заказником, пограничной зоной, местом с тем или иным ограничением доступа. К недостаткам отнесем неустойчивую погоду, слишком маленькие размеры горного массива, большое количество техногенных объектов и довольно долгую полярную ночь.
Слайд 8ЮЖНЫЙ, СРЕДНИЙ И СЕВЕРНЫЙ УРАЛ
Походы по этой части Урала характеризуются
наличием леса (и теплыми ночевками), большим количеством снега, достаточно короткими
подходами к горам (кроме Северного Урала). Техническая сложность в этих районах невысока. Маршруты обычно планируют таким образом, чтобы посетить наиболее высокие вершины: Ямантау (1640) и Иремель (1582 м) на Южном Урале, Денежкин Камень (1492 м), Конжаковский Камень (1569 м) - на Северном. Денежкин и Конжаковский Камень находятся на территории заповедника с достаточно жестким режимом посещения. На Среднем и Южном Урале возможны походы до 2 к.сл., на Северном - до 4 к.сл.
Слайд 9ПРИПОЛЯРНЫЙ УРАЛ
Данный регион потребовалось вынести в отдельную тему неспроста. По
сравнению с более южными регионами Урала здесь имеет место качественный
скачок в сложности препятствий и росте требований к туристу-лыжнику, а от более северного Полярного Урала главным отличием является лесная зона, которой Полярный Урал, как правило, лишен.
Походы по Приполярному Уралу отличаются сравнительно длинными подходами к горам (до 100 км). Впрочем, есть несколько вариантов построения маршрута с минимальными "прогонными" участками, в основном за счет использования арендованного транспорта.
Слайд 10ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ
Полярный Урал отличается суровым климатом и (кроме нескольких долин)
отсутствием леса. Наилучшее время для лыжных походов - апрель. В
северной части в некоторые годы вполне можно путешествовать до середины мая. В течении апреля обычно 3-5 раз случается пурга (для сравнения: в феврале 10-12 раз), продолжительность непогоды редко более суток. Ветра могут достигать ураганной силы, известны случаи, когда порывы ветра опрокидывали железнодорожные вагоны на линии Сейда-Лабытнанги.
Слайд 11ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ЛЫЖНОГО ПОХОДА
1. Базовое снаряжение
1.1. Рюкзак
1.2. Коврик, Поппер
1.3.
Спальник (если спальники не общественные)
1.4. Вещевой мешок 1–2 шт, компрессионный
мешок (если требуется)
1.5. КЛМН (кружка, ложка, миска, нож)
1.6. Фонарь налобный, Запасные батарейки
1.7. Паспорт + мед.полис + деньги, Картографический материал
1.8. Спички или зажигалка в гермоупаковке
1.9. Гигиенические принадлежности
1.10. Личный компас
Слайд 12ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ЛЫЖНОГО ПОХОДА
2. Одежда
2.1. Нательное бельё: шерстяные или поларные
кофта+трико (1–2 комплекта)
2.2. Футболка или рубашка
2.3. Плавки (2–4-… шт)
2.5. Носки шерстяные
толстые (2 пары), Носки шерстяные тонкие (2-3 пары)
2.6. Тёплая кофта (1 — 2 шт) и тёплые штаны (тёплый костюм)
2.7. Шапочка или подшлемник, Полоска поларная на голову
2.8. Маска ветрозащитная или балаклава, Воротник-манишка или шарф
2.9. Куртка тёплая на синтепоне или пуховка, Жилетка или штурмовая куртка, Анорака
2.10. Штаны ходовые с наколенниками
2.11. Ботинки, Бахилы или фонарики для обуви
2.12. Перчатки поларные (1-2 пары), перчатки тонкие шерстяные (1–2 пары), Верхонки с нарукавниками
Слайд 13ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ЛЫЖНОГО ПОХОДА
3. Специальное снаряжение
3.1. Лыжи, Палки
3.2. Чехол
для лыж, Верёвочка для волочения лыж с карабином
3.3. Очки солнцезащитные
и/или Маска горнолыжная
3.4. Рюкзак штурмовой (опционально)
3.5. Ледоруб, Кошки, Система страховочная с причиндалами
3.6. Лавинный шнур
3.7. Запасная стропа для крепления — 1-5шт
Слайд 14ОПАСНОСТИ ЗИМНЕГО МАРШРУТА
В Естественные препятствия, как объективные опасности лыжного маршрута,
относятся к заснеженному рельефу местности и зимней гидрографии. Их включение
в маршрут и сам факт преодоления составляют смысл спортивности туризма, а количество и техническая сложность являются принципиальной основой для разрядного классифицирования маршрутов. В каждом маршруте как бы запрограммирована встреча с опасностью, с определенной долей риска. Однако риск здесь понимается как осмысленная необходимость действовать именно так, а не иначе, в этом, а не в другом месте, в данное, а не в иное время. И степень риска зависит прежде всего от самого человека: чем выше его уровень знания опасностей, препятствий, а также тактической технической и морально-психологической подготовленности, тем грамотнее принимаемые им решения, тем меньше возможны ошибки.
Слайд 15СКЛОНЫ
Наиболее распространенное препятствие лыжных маршрутов - склоны. Сложность их зависит
прежде всего от крутизны и характера снежного покрова, что в
конечном итоге и определяет тактику и технику их преодоления, а также меры обеспечения безопасности. Движение по заснеженным склонам допустимо только при отсутствии лавинной опасности.
Тактика преодоления склонов сводится в основном к выбору правильного (безопасного и наименее трудоемкого) пути движения и способов страховки.
Слайд 16ПОДГОТОВКА
Техническую подготовленность участников характеризует умение пользоваться в зависимости от состояния
склона различными приемами движения и самостраховки. Для обеспечения безопасности особенно
важно своевременно применять надежные средства страховки и самостраховки (например, кошки следует надевать до вступления на настовый или обледенелый участок).
Слайд 17СИЛЫ И ИХ ЭКОНОМИЯ
Экономия сил и сохранение работоспособности при длительных
подъемах достигаются размеренным движением в несколько замедленном ритме. При движении
без лыж расстояние между ступенями должно быть не более ширины шага самого низкого участника группы: широкий шаг при подъеме требует больших усилий и быстро утомляет, а при спуске - разрушает ступени и превращает путь спуска в глубокую траншею с разрыхленным снегом.
Слайд 18СТРАХОВКА
Страховка на крутых снежных склонах организуется обычно через лыжи: одна
из них втыкается перпендикулярно к поверхности склона до грузовой площадки
(кантами вниз по склону), две другие образуют крестообразную опору. При этом лыжа А предохраняет от бокового заваливания воткнутой лыжи в момент натяжения веревки в начале падения страхуемого, а лыжа Б - от ее выдергивания в момент рывка.
Слайд 19СПУСК
При спуске, когда ниже преодолеваемого находится более крутой и опасный
участок склона, страховка организуется с помощью вертикальных перил и схватывающего
узла. Двигаться в этом случае можно ступеньками на лыжах или пешком.