Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ФИЛОЛОГИИ И
МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
ЗАГРОБНЫЙ МИР В ГРЕЧЕСКОЙ, СЛАВЯНСКОЙ,
КЕЛЬТСКОЙ И СКАНДИНАВСКОЙ МИФОЛОГИИ
Выполнила студентка II курса, группы 2БПО-Рял
Яцевич Ксения Вячеславовна
Руководитель:
Кириллова Мария Александровна,
кан. пед. наук, доцент; доцент кафедры
филологии и медиакоммуникаций
Мурманск,
2020
Слайд 2Представления о загробном мире начали складываться с глубокой древности, и
у разных народов со временем приобрели некоторые отличия, обусловленные различными
факторами. Однако при всем разнообразии этих представлений, все они сводились к одному – умирая, человек как бы «переходил» незримую черту, отделяющую мир живых от некоего таинственного мира, в который его вела смерть. Опираясь на непосредственно наблюдаемые явления, сопровождавшие и следовавшие за смертью человека, архаическое мышление неизбежно должно было прийти к выводу о существовании «загробной жизни».
Слайд 3ЗАГРОБНЫЙ МИР В ГРЕЧЕСКОЙ мифологии
Сведения о греческой мифологии дошли до
нас в огромном количестве памятников письменной литературы – художественной и
научной. Основными источниками изучения греческой мифологии являются “Илиада” и “Одиссея” Гомера. Миф у Гомера излагается как объективное явления. Иное отношение к мифологии у Гесиода. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения богов (“Теогония”).
Сведения по греческой мифологии содержатся и в произведениях римских авторов 1 в. до н.э. – 2 в. н.э. (Овидий, Вергилий, Гораций, Лукреций Кар, Тибулл, Проперций, Апулей, Стаций, Лукиан, Силий Италик). “Метаморфозы” Овидия представляются собой по существу мифологическую энциклопедию.
Слайд 4Из Одиссеи мы узнаем, что место обитания душ умерших -
Аид. Темная, подземная область. Маршруты в Аид различны. Можно, например,
попасть туда через темные подземные ходы, или плыть далеко на запад по краю Океана. Аид также окружен водой, которая порой описывается как море, а порой, как реки
По прибытии в Аид, душа только тогда сможет попасть в царство мертвых, когда тело будет похоронено. Вход в Аид, в конечном счете, был сведен к воротам, которые охраняет трехглавый пес Цербер, следящий за тем, чтобы никто не смог покинуть подземное царство. В этих представлениях отразилась колонизационная политика греков, их представления о дружественных и недружественных народностях. В частности, территория Тавриды (современный Крым) отождествлялась с подземным царством умерших, из которого не было возврата.
Слайд 5Концепция загробной жизни в течение времени претерпела значительное изменение.
Аид
из темного мира теней, где души умерших продолжают свое существование
в качестве бесплотных сущностей, лишенных интеллекта и личностной индивидуальности, и полностью изолированного от мира живых превращается в гораздо более приятное место, в котором души могли вести почти «земное» существование, что обеспечивалось их контактами друг с другом и даже, при особых обстоятельствах, с живыми людьми.
Идея Элизиума как Рая для избранных, хотя и просматривается уже у Гомера и, вероятно, закладывается им, разработана позднее. Первоначально заслуживающий вечной жизни не умирал, а перемещался непосредственно в Элизиум. Только много позже все умершие отправляются в Аид, где их участь будет решаться судьями, и, в зависимости от своей добродетельности или порочности, души будут отправлены в Элизиум или Тартар.
По всей вероятности, на эти представления повлиял процесс становления полисной системы, когда были окончательно устранены пережитки родовых отношений.
Слайд 6В классическую эпоху, когда завершилось формирование полисной системы, Гермесу предоставляется
право устанавливать контакты между душами в Аиде и теми, кто
еще пока живет на земле.
Гораздо позднее Гермеса на сцене появляется лодочник Харон. В гомеровской «Одиссее» он не упоминается. Харон перевозит души, доставленные ему Гермесом, через реку в Аид, где Цербер продолжает охранять вход в царство мертвых. В Аиде души больше не ведут жизнь беспамятных существ, теперь они знают, что происходит в мире живых.
На изменение представлений о качестве существования в загробном мире, вероятнее всего, повлияло развитие демократических тенденций и широкое вовлечение масс в политическую жизнь полиса.
Слайд 7Таким образом, сравнивая представления древних греков о загробной жизни с
непосредственным социальным, экономическим, политическим и культурным развитием греческого общества, становится
очевидным, что чем больше живые участвуют в жизни мертвых, тем больше мертвые перенимают образ жизни живых. Память о мертвых была не только долгом перед самим собой, другими людьми и богами, но и способом консолидации эллинов, осознанием себя единым целым. Разрабатывая учение о загробном мире и посмертном существовании, греки утверждали свое место в социуме. Другими словами, у греков смерть побеждалась не богами, а людьми, человеческой памятью о мертвых, которые, по сути, продолжали в Аиде дело живых.
Слайд 8ЗАГРОБНЫЙ МИР В славянской мифологии
В народных славянских мифологических представлениях существует
явная двойственность в понимании того, где пребывает душа умершего человека
— в загробном мире или в своей могиле. По одним представлениям, душа улетает на «тот» свет, а в могиле остается лишь тленное тело; по другим — души умерших пребывают в могилах на кладбище. Противоречие между этими представлениями — лишь частное проявление общей неоднозначности и расплывчатости картины загробной жизни в славянской мифологии.
Слайд 9Восточнославянская традиционная культура сохранила два типа представлений об «устройстве» потустороннего
мира. Первоначальным и самым древним является славянское языческое деление мира
на две части — мир живых и мир мертвых, куда уходят души умерших людей. В древней славянской мифологии не было представлений о делении потустороннего мира на рай и ад — раздельных местах обитания душ праведных и грешных людей.
Слайд 10Представление о птицах как воплотившихся душах, а также представления о
потустороннем мире нашли отражение в легендах об Ирии - месте,
которое находится под землей или за морем и куда улетают души умерших. Туда же улетают птицы и уползают змеи по осени и оттуда возвращаются по весне.
Первое упоминание об Ирии содержится в Поучении Владимира Мономаха (1096 г.): «И сему мы удивляемся, как птицы небесные из ирья идут». Наиболее архаичным можно считать представление, согласно которому путь на «тот» свет пролегает через воду, в частности, через омут или водоворот. Образ Ирия как страны мертвых в традиции Х1Х-ХХ вв. оказался сильно стертым и стал восприниматься в основном как место зимовки птиц.
Слайд 11Древнерусские языческие представления о загробном мире позже были переосмыслены не
только под воздействием христианского вероучения, но и под влиянием апокрифической
литературы, пришедшей вместе с христианством. Поэтому образы рая и ада в народной традиции далеко не во всем соответствуют каноническому православному учению о потустороннем мире. Сформированные позднее представления о рае и аде почти полностью вытеснили из восточнославянской традиции ранний образ Ирия как царства мертвых.
Слайд 12Восточнославянская мифология сохранила двойственность в описании «того» света. Прежде всего
это касается его местонахождения. По одним представлениям, «тот» свет находится
на земле (преимущественно на ее краю) и отделяется от мира живых людей какими-либо естественными преградами — непроходимыми горами, глубокими оврагами или реками. По другим, вероятно, более поздним поверьям рай находится на небе или на высокой горе, а ад — под землей. Рай находится у небесной криницы, он окружен забором, в котором имеются ворота. Стражем райских врат считается св. Николай, у которого находятся ключи от неба. Туда ведут особые пути, по которым душа умершего человека отправляется в свое последнее странствие. По одним верованиям, на «тот» свет нужно лезть по крутой и неприступной стеклянной (или хрустальной) горе, гладкой, как яйцо.
В народных поверьях рай описывается как прекрасный сад с плодовыми деревьями или как большой и красивый дом. Жизнь в раю представляется как постоянный праздник обильной еды и питья.
Слайд 13С загробным миром и адом связан образ змеи. Мифологический Змей
охраняет вход в загробный мир. По представлению старообрядцев, в конце
света у врат рая будут стоять Петр и Павел, пропуская туда безгрешных людей, а у врат ада будет змея, и по ее жалу грешники будут проходить в ад. Души Грешников в аду питаются пеплом. Мучения, которым подвергается грешная душа, зависят от того греха, за который она осуждена
Слайд 14Отношения с иным миром составляли основу всех существующих у славян
календарных и семейных обрядов и были направлены на то, чтобы
поддержать эти отношения в состоянии равновесия: получить от своих умерших предков максимум пользы и минимум вреда. Эти отношения строились на том, что связь между живыми и их умершими предками не прекращается со смертью последних, а постоянно продолжается, что души покойных способны как положительно, так и отрицательно влиять на благополучие своих живых родственников.
Важные точке опоры для понимания как представлений о формах существования после смерти, так и связанных с ними архаических ритуалах дают сказки, предания и легенды, заговоры, пословицы и поговорки, загадки, духовные стихи. Очень многое позволяют понять причитания.
Слайд 15ЗАГРОБНЫЙ МИР В кельтской мифологии
Пространственная картина мира разработана в кельтской
мифологии преимущественно плоскостно.
В вертикальном же ее членении основную роль
играет древо мировое. Известен культ пяти священных деревьев Ирландии, часто называвшихся "дерево мира".
С мировым древом связан мотив источника, встречающийся в ряде традиций, главным образом ирландской. По одной из них, источник, вытекающий из Сид Нехтан и дающий начало реке Бойн (одной из главных рек Ирландии), относится к потустороннему миру и заключает в себе божественную мудрость. Дерево орешника, стоявшее подле него, роняло иногда в источник орехи, которые, попадая в Бойн, давали отведавшему их полноту знания.
Стихия воды, воплощенная в источниках, оценивалась безусловно положительно, тогда как стихия окружающего океана представлялась враждебной, связанной с демоническим началом.
Слайд 16Среди океана традиционно помещался потусторонний мир в разных своих ипостасях.
На западе располагались острова блаженных, числом трижды пятьдесят, где остановилось
время, царит изобилие и молодость. Известно множество названий этих островов - Великая земля, Земля жизни, Земля женщин и др. По одной из традиций, правителем этого западного мира был Трен.
На севере, ассоциируемом с забвением и смертью, остров со стеклянной башней служил обиталищем фоморов. Мотив стеклянного дворца или башни часто встречается и в валийской мифологической системе, также помещающей "иной мир" на островах. Такая локализация не противоречит представлению об ином мире как о чем-то близком, непосредственно соседствующим с миром людей. Соответственно и проникновение в иной мир могло совершаться не только путем "плаваний", ставших сюжетом ряда мифологических повествований.
Слайд 17У многих народов Мировое Древо, Древо Жизни растет на небесах
в раю, где обитают бессмертные боги и взятые на небо
живыми герои, как в Греции. И при этом царство умерших и небеса разделены - одно на небе, другое под землей. У других народов, как у кельтов, эти два царства совмещены.
Представление об ином мире как о пиршественной зале с неиссякаемым котлом бога Дагда и изобилием свинины - излюбленного мяса кельтов - имеет определенный "героический" оттенок. Ритуальное воспроизведение этой залы служило, по-видимому, основой важнейших сезонных обрядов. Ключевой фигурой в кельтской мифологии является богиня Морриган - она несёт смерть и разрушение и забирает павших воинов с поля боя.
Слайд 18Важное место в Кельтской мифологии занимают мифы и предания о
божественных животных.
Божественный свинопас, пастух, покровитель животных, ассоциируемый с потусторонним
миром, - один из центральных и распространенных у всех кельтов персонажей.
Изображение быка встречается на двух загадочных кельтских памятниках, датирующихся римским периодом. По‑видимому, особое значение имеет то, что на этих памятниках бык изображен с журавлями. В древности журавль был важным религиозным символом. Он олицетворял утро, так как первым приветствовал зарю, а также был вестником приносящего плодородие дождя. В древних традициях журавль считался проводником душ умерших в Другой Мир.
Среди других особо почитавшихся животных - кабан, свинья. Это животное тоже тесно связано с потусторонним миром (изобилие свинины - непременная принадлежность пиршественной залы его владыки). Один из распространенных мотивов островной Кельтской мифологии охота на кабана, приводящего своих преследователей в потусторонний мир.
Слайд 19ЗАГРОБНЫЙ МИР В скандинавской мифологии
В ранний период считалось, что все
люди и смертные боги (Бальдр) после кончины уходят в Хель,
находящийся под одним из корней Иггдрасиля; его сторожит чудовищный пес Гарм; чтобы попасть в него, нужно преодолеть мост через реку Гьелль, охраняемый девой Модгуд. Владычица загробного мира обитает во дворце.
Прибывшие в Хель обречены на медленное мучительное исчезновение; они либо голодают, либо едят и пьют нечистоты; их тела терзают орел, дракон и волк. поздние легенды упоминают о том, что в северной части Хельхейма мучаются грешники и нарушители клятв.
Однако это может быть позднейшим христианским наслоением. В целом же считается, что Хель - это наиболее архаичная форма представлений скандинавов о загробном мире. Туда попадали все умершие.
Слайд 20В эпоху викингов родилось представление о втором царстве мертвых, во
всем противоположном Хельхейм, – небесной Вальхалле, куда после гибели в
бою валькирии переносят доблестных воинов, минуя реку Тунд и врата Вальгринд. В огромном чертоге Вальхаллы пятьсот сорок дверей; стропила ее сделаны из копий, крыша – из шлемов и щитов, скамьи покрыты кольчугами. От восхода до захода солнца эйнхерии под началом Одина сражаются, как и на земле, а после битвы участвуют в пире воскрешения, вкушая неиссякаемое медовое молоко от козы Хейдрун и мясо постоянно оживающего вепря Сэхримнира; и этот цикл возрождения и смерти бесконечен.
Слайд 21Много значения придавалось битвам и смерти – об этом свидетельствует
существование Вальгаллы, божественного чертога Одина для павших в сражениях воителей,
куда их с поля боя уносили валькирии и где их ждал бесконечный пир. Люди, умершие обычной смертью, попадали в подземный мир Нифльхейм, где нет ничего кроме воды, тумана и льдов.
В скандинавской мифологии хорошо видна тенденция, связанная с географическим положением – холодный жесткий климат, неплодородные земли, близость мрачных вод океана и постоянная борьба за жизнь сформировали определенный взгляд на мир - в верованиях древних германцев преобладают исполинские чудища, великаны, масштабные жестокие сражения, подробное описание загробного мира, жизни после смерти, конца света и предречение гибели даже самым могущественным божествам.
Слайд 22Скандинавская мифология дошла до нашего времени благодаря двум литературным источникам
– «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде».
Некоторые отдельные мифы воссоздаются
по более поздним сагам - например, по «Саге о Вольсунгах» или по «Саге об Инглингах». Мифологические мотивы обыгрываются и в поэзии скальдов — прежде всего в так называемых «кеннингах», метафорах, часто содержащих в себе отсылки к легендам.
Слайд 23Мы видим, что действительно коллективное сознание древних людей, обусловленное географическим
детерминизмом и проявившееся в мифологическом мышлении, являлось трансляцией социального опыта
и культурной идентичности. Каков миф — таково мышление, каково мышление — таков народ. Культура диктует ориентиры в поведении личности.
Слайд 24Cписок используемой литературы
1. Обидина Ю.С. Мир мёртвых как отражение мира живых
в древнегреческом обществе эпохи архаики и классики [Электронный ресурс]// КиберЛенинка
: [науч. электрон. б-ка]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mir-mertvyh-kak-otrazhenie-mira-zhivyh-v-drevnegrecheskom-obschestve-epohi-arhaiki-i-klassiki
2. Левкиевская Е.Е. Представления о «том свете» у восточных славян [Электронный ресурс]// КиберЛенинка : [науч. электрон. б-ка]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-tom-svete-u-vostochnyh-slavyan
3. Языческие представления о смерти и вечности [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://secrethistory.su/730-yazycheskie-predstavleniya-o-smerti-i-vechnosti.html#_ftnref81
4. Энциклопедия: Кельтская мифология [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lib.ru/MIFS/kelty.txt
5. Кельтская мифология [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tzone.kulichki.com/anomal/mif/kelt_mif.html
6. Специфические черты скандинавской мифологии [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/46819/1/klo_2017_066.pdf
7. Рыжкина З.А. Представление о бессмертии в наивной мифологической картине мира (на материале античной и скандинавской мифологии) [Электронный ресурс]// КиберЛенинка : [науч. электрон. б-ка]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavlenie-o-bessmertii-v-naivnoy-mifologicheskoy-kartine-mira-na-materiale-antichnoy-i-skandinavskoy-mifologii