Слайд 1Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича
и Николая Григорьевича Столетовых»
Педагогический институт
Кафедра "Педагогика и психология дошкольного и начального образования"
Презентация к докладу по теме:
«Проектная деятельность младших школьников при изучении геометрического материала»
Составила: студентка Владимир 2020
гр. ЗНОу-117 Дрозд Т.Е.
Проверила: старший
преподаватель Болотова Т.В.
Слайд 2Цель исследования – разработка системы учебных проектов, направленная на развитие
геометрических представлений младших школьников.
Объект исследования – процесс обучения математике в
начальной школе.
Предмет исследования – процесс развития геометрических представлений младших школьников на основе учебных проектов.
Метод исследования: теоретический (анализ математической, психолого-педагогической, методической литературы, программ и учебников по математике в начальной школе, изучение педагогического опыта).
Слайд 3Задачи:
1. Выявить на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы теоретические основы
развития геометрических представлений младших школьников на основе учебных проектов.
2. Выявить особенности
метода учебных проектов для развития геометрических представлений младших школьников.
3. Провести и выполнить анализ системы проектов, направленных на развитие геометрических представлений младших школьников в программах и учебниках по математике для начальной школы
Слайд 4«Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ
организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта»
исследования Н.Ю.Пахомовой
1
2
3
Слайд 6Этапы совместной деятельности обучающегося и педагога при выполнении проекта.
Постановка проблемной
ситуации
Формулировка целей
Проектные выборы
Выбор тем и сбор материалов
Оформление работ
Защита проектов
Практическое
применение проектов
Слайд 8В ходе выполнения проекта, у младших школьников формируются навыки и
умения:
• планированию ( составляют план своей деятельности);
• рефлексии (школьники видят
проблему, анализируют выполненное, сталкиваются с трудностями, делают ошибки);
• целеполагания (ставят цели и движутся к этой цели);
•моделированию (строят схемы, модели, при этом выделяют существенные и главные аспекты своего проекта);
• проявления инициативы и творчества при поиске путей решения задачи;
•коммуникации (сотрудничают и взаимодействуют, отстаивают свою позицию и принимают или отклоняют точки зрения одноклассников).
Слайд 9Образовательная система «Школа России» курс математики (авторы М.И. Моро, М.А.
Бантова и др. )
Рубрика «Наши проекты» , предполагает проведение двух
проектов в каждом классе!
Данная программа предусматривает целенаправленное формирование умений работать с информацией.
Слайд 10Основными задачами проектов в этом курсе представляются:
закрепление,
расширение полученных ранее
знаний,
формирование навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками,
умений
вести поиск и систематизацию нужной информации,
реализовывать планы.
Слайд 11Образовательная система «Школа России» курс математики (авторы М.И. Моро, М.А.
Бантова и др)
1 класс
«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры
и орнаменты». (с. 98-99, учебник математики для 1 класса, 2 часть )
Основные математические понятия, которые формируются у учащихся в данном проекте: геометрическая фигура, многоугольник, круг, треугольник, прямоугольник (квадрат).
Слайд 12Авторы учебника предлагают первоклассникам в парах или группах, с привлечением
родителей сделать альбом «Цветники: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты»
с фотографиями красивых цветников своего города и других городов и поселков. На странице представлены фотографии красивых цветников разной формы
Слайд 14Цель проекта: формирование умения использовать геометрические фигуры при создании макета.
В задачи проекта формирование у учащихся в данном проекте: геометрическая
фигура, многоугольник, круг, треугольник, прямоугольник (квадрат).
Результат -создание макета для благоустройства клумбы расположенной во внутреннем дворе
Слайд 15
Самостоятельная деятельность детей заключается не только в сборе информации (наблюдении,
предоставлении фотографий, описаний), но и в практическом моделировании цветника для
пришкольного участка.
Слайд 16Образовательная система «Школа России» курс математики (авторы М.И. Моро, М.А.
Бантова и др)
2 класс
В учебнике 2 класса
предложены проекты «Узоры и орнаменты на посуде» (с. 48-49, учебник математики для 2 класса, 1 часть) и «Оригами» (с. 36-37, учебник математики для 2 класса, 2 часть ).
Слайд 17Проект «Узоры и орнаменты на посуде» (с. 48-49, учебник математики
для 2 класса, 1 часть)
Слайд 18. Цель проекта: формирование умения использовать геометрические фигуры в изображении
орнаментов и узоров.
В задачи проекта входит формирование понятий «узор»,
«орнамент», «ритм», «симметрия»; формирование умений составлять узор и орнамент с использованием геометрических фигур.
Результат - создание альбома с фотографиями и рисунками.
Слайд 20«Оригами» (с. 36-37, учебник математики для 2 класса, 2 часть
Слайд 21В ходе проекта второклассники ищут информацию об оригами, используя различные
источники (книги, интернет и т.д.).
Затем изготавливают простые фигурки в
технике оригами, организуют выставку, создают альбом «Наши поделки».
Продуктом второго проекта (с. 36-37, учебник математики для 2 класса, 2 часть ) являются поделки, выполненные способом оригами.
Слайд 22Формируются понятия о геометрических фигурах – прямоугольниках (квадратах), треугольниках, многоугольниках,
их существенных признаках и 30 свойствах, понятия о сторонах, противоположных
и смежных сторонах, углах, вершинах углов, центре фигуры, симметрии.
Слайд 23Образовательная система «Школа России» курс математики (авторы М.И. Моро, М.А.
Бантова и др)
3 класс
проекты «Математические сказки» ( с.50-51, учебник математики
для 3 класса, 1 часть) и «Задачи-расчеты» » (с. 36-37, учебник математики для 3 класса, 2 часть )
Слайд 24Нововведения в 3 классе :
Проекты становятся продолжительнее
В план работы над
проектом добавляется этап рефлексии
Слайд 25Цель проекта:
повышение интереса учащихся к математике.
Задачи проекта:
Познакомить детей с
математическими
сказками.
Учить детей самостоятельно
искать необходимую информацию по теме.
Развивать творческие способности
учащихся, воображение и фантазию.
Анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности
Слайд 26Время работы над проектом: 2 недели
Планируемый результат:
Учащиеся научатся анализировать
и
сочинять математические сказки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи,
в том числе с применением ИКТ.
Слайд 27В данном проекте могут формироваться различные математические понятия в зависимости
от выбранной детьми темы сказки, в том числе и геометрические.
Слайд 28Примеры математических сказок ,направленных на закрепление геометрического материала:
О том как
круг – углы хотел Жил-был круг. Однажды он захотел себе
углы и пошел к квадрату. Говорит: «Квадрат, отдай мне углы!» Квадрат отвечает: «Не могу, дороги они мне слишком. И стороны четыре и угла четыре. Иди ты к треугольнику, у него попроси». Пришел круг к треугольнику и говорит: «Отдай мне, треугольник твои углы!» «Нет,- говорит треугольник: не могу, у меня их мало, все дороги». Рассердился круг и задумал ночью их отрезать. Наступила ночь. Подкрался круг, отрезал углы и в мешок положил. Пришел домой приставил к себе, а фигура никак не складывается! Расстроился круг и спать лег. На утро выглянул он в окошко, что такое? По лужайке скачут шестиугольник с восьмиугольником - в них квадрат с кругом превратились. Спрашивают фигуры: «Круг, что ты такой грустный?» «Да… - говорит круг, - у вас вон углов, а у меня ни одного нет». Это не главное, - сказал квадрат. Главное, что мы все геометрические фигуры!»
Слайд 29Примеры математических сказок ,направленных на закрепление геометрического материала:
Слайд 30«Задачи-расчеты» » (с. 36-37, учебник математики для 3 класса, 2
часть )
Цели проекта: Рассмотреть и решить задачи-расчеты, которые используются в
повседневной жизни человека
Задачи проекта:
• Проанализировать жизненные ситуации в семье и выявить из них задачи-расчеты
• Составить и решить эти задачи
Слайд 31«Задачи-расчеты» » (с. 36-37, учебник математики для 3 класса, 2
часть )
Учебный проект позволяет развивать коммуникативные умения, навыки целеполагания, планирования,
рефлексии.
Слайд 32«Задачи-расчеты» » (с. 36-37, учебник математики для 3 класса, 2
часть )
Решением практических повседневных задач: вычисление затрат
времени на определенные занятия, расчет площади, расчет денежных расходов.
Возможность проследить связь математики с жизнью и использовать свои знания для разрешения жизненных проблем
Слайд 33В зависимости от выбранной учителем конкретной темы проекта формируются математические
понятия ( в том числе и геометрические) , вычислительные навыки.
Пример «Задач – расчётов», направленных на закрепление геометрического материала :
Задача № 5
Длина моей комнаты 5 метров, а ширина 4 метра. Необходимо найти площадь моей комнаты.
Решение:
Вспоминаем формулу нахождения площади прямоугольника. S= a*b
Подставляем данные:
S=5*4; S= 20кв.м.
Ответ: 20 кв.м. площадь моей комнаты. Значит необходимо купить 20кв.м. ковролина.
Слайд 34Образовательная система «Школа России» курс математики (авторы М.И. Моро, М.А.
Бантова и др)
4 класс
Проекты: математический справочник «Наш город в числах
и величинах»» (с. 32-33, учебник математики для 4 класса, 1 часть ), «Составляем сборник математических задач и заданий» (с. 40- 41, учебник математики для 4 класса, 2 часть )
Слайд 35«Наш город в числах и величинах»» (с. 32-33, учебник математики
для 4 класса, 1 часть )
Цель проекта: сбор информации, которую
затем можно будет использовать для решения различных задач практического содержания, составление сборника
Слайд 36Задачи проекта:
учить находить и читать информацию, представленную разными способами;
понимать значимость математики в жизни людей;
учить анализировать и представлять
информацию в разных формах;
учить использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих процессов, для оценки отношений.
Слайд 37В ходе сбора информации, ее анализа, предоставления информации в разных
формах, составления сборника, дальнейшего составления и решения задач формируются понятия
о числе, величинах, вычислительных приемах, отношениях.
«Наш город в числах и величинах»» (с. 32-33, учебник математики для 4 класса, 1 часть )
Слайд 38Проект «Составляем сборник математических задач и заданий» (с. 40- 41,
учебник математики для 4 класса, 2 часть )
Слайд 39Проект «Составляем сборник математических задач и заданий» (с. 40- 41,
учебник математики для 4 класса, 2 часть )
Цели проекта:
Показать значимость
и актуальность математики в нашей жизни.
Научиться составлять задачи, примеры, записывать
информацию в виде различных математических
моделей.
Задачи проекта:
Составить текстовые задачи по математике
Уметь анализировать задачи
Слайд 40Проект «Составляем сборник математических задач и заданий» (с. 40- 41,
учебник математики для 4 класса, 2 часть )
Использование рефлексивных умений:
школьники не просто находят задачи, но и решают каждую из них, анализируя, какие знания и умения нужны для ее решения
Слайд 41Проект «Составляем сборник математических задач и заданий» (с. 40- 41,
учебник математики для 4 класса, 2 часть )
Формирование математических понятий
в данном проекте зависит от того, какие задачи выберут для себя ученики. Проект подразумевает включение в сборник блока «Геометрические задачи»
Слайд 42Вывод по учебникам математики М.И. Моро, М.А. Бантовой и др.
Проекты
направлены на формирование различных математических понятий, развитие умений находить, обрабатывать
и представлять информацию в различных формах; развитие коммуникативных умений.
Слайд 43Образовательная система «Планета знаний» курс математики (авторы М.И. Башмаков, М.Г.
Нефедова )
для каждого класса предложены темы учебных проектов.
Слайд 44Образовательная система «Планета знаний» курс математики (авторы М.И. Башмаков, М.Г.
Нефедова )
1 класс
Проект «Симметрия» (с. 122-123, учебник для 1 класса,
2 часть ).
3 классе
Проект «Измерение времени» (с. 122-123, учебник для 3 класса, 1 часть)
Проект «Что такое масса?» (с. 64-65, учебник для 3 класса, 2 часть)
4 класс
Проект «Длина и ее измерение» (с. 120-121, учебник для 4 класса, 1 часть )
Проект «Геометрические фигуры» (с. 138-139, учебник для 4 класса, 2 часть )
Слайд 45Проект «Симметрия» (с. 122-123, учебник для 1 класса, 2 часть
).
Формирование понятия о многоугольниках.
Слайд 46В учебниках 3 класса впервые предложен план подготовки проекта:
1.
Выбери один из предложенных проектов или придумай свой проект.
2.
Реши, будешь ли ты работать с товарищем или один.
3. Продумайте этапы деятельности.
4. Решите, кто и за что будет отвечать.
5. Выясните, что нужно подготовить заранее.
6. Уточните, какие книги, материалы будут нужны, к кому можно обратиться за помощью
Слайд 47Проект «Измерение времени» (с. 122-123, учебник для 3 класса, 1
часть)
Формируются понятия о величине, о времени как величине, единицах измерения
времени
Слайд 48Проект «Что такое масса?» (с. 64-65, учебник для 3 класса,
2 часть)
Формируются понятия о величине, массе, единицах измерения массы.
Слайд 49Проект «Длина и ее измерение» (с. 120-121, учебник для 4
класса, 1 часть )
Формирует у учащихся понятия о величине,
о длине, единицах ее измерения. Также дети получают знания о метрической системе мер, старинных мерах длины.
Слайд 50Проект «Геометрические фигуры» (с. 138-139, учебник для 4 класса, 2
часть )
Формируются понятия о плоских и пространственных фигурах, многогранниках,
окружности, круге, объеме параллелепипеда.
Слайд 51Вывод по образовательная системе «Планета знаний» курс математики (авторы М.И.
Башмаков, М.Г. Нефедова )
Предусмотрена систематическая проектная деятельность, в ходе которой
формируются различные математические (в том числе геометрические) понятия, развивается умение детей находить информацию, совершенствуются вычислительные навыки.
Слайд 52В учебниках математики УМК «Школа России», «Планета знаний» предусмотрена систематическая
проектная деятельность учащихся, причем в первых двух УМК она проводится
в течение всех 4 лет обучения. Учебные проекты в этих учебниках способствуют формированию таких географических понятий, как : симметрия, метрические системы, геометрическая фигура, многоугольник, треугольник, прямоугольник, круг и другие.