Слайд 1МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский
государственный технологический университет "СТАНКИН"
(ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»)
Кафедра иностранных
языков/ секция русского языка
Межкультурная коммуникация. Разнообразие национальных моделей поведения
г.Москва 2020
Выполнили студенты группы
АДБ-20-07
Кудымов Илья
Никита Мельников
Влад Астафьев
Слайд 2 Межкультурная коммуникация определяется как непосредственный обмен информацией между представителями
разных культур.
Глава I. Введение
Слайд 3Для осуществления поставленной цели, важны следующие задачи:
1. Оказать помощь
в вопросах правильного общения с представителями других культур;
2. Рассмотреть основные
теоретические положений межкультурной коммуникации как науки;
Слайд 4 Определение межкультурной коммуникации и история ее развития
Межкультурная коммуникация (МКК)
представляет собой особый раздел общей теории коммуникации, исследующий — в
теоретическом и практическом отношении — коммуникативное взаимодействие представителей разных культур.
Профессиональный коммуникант, каковым является лингвист или специалист в области МКК, должен уметь управлять коммуникацией, должен уметь преодолевать различные коммуникативные барьеры.
Слайд 5История развития межкультурной коммуникации.
Начало непосредственным исследованиям межкультурной коммуникации было
положено во второй половине XX в.
После выхода в свет в
1954 г. книги Э. Холла и Д. Трагера «Культура как коммуникация».
Здесь впервые использовалось понятие «межкультурная коммуникация».
Слайд 6История развития межкультурной коммуникации.
«Коммуникация — это культура, культура
— это коммуникация» © Эдвард Холл
Слайд 7История развития межкультурной коммуникации.
В 1960-х гг. межкультурная коммуникация обретает
статус учебной дисциплины в университетах США.
В российской науке и
системе образования о необходимости изучения межкультурной коммуникации начали говорить преподаватели иностранных языков.
Таким образом-курс
теории
межкультурной
коммуникации,
включённый в
программу обучения
российских вузов.
Слайд 8Межкультурное взаимопонимание
Одно из желаний человека – быть понятым окружающими.
С.
А. Сухих и В. В. Зеленская приводят данные, говорящие о
том, что лишь 30 % сообщаемой информации понимается, остальная часть теряется.
Парадокс языка, как средства выражения мысли, является разложение беспорядочного мышления на единицы.
Слайд 9Сегодня можно найти немало примеров того, как язык устанавливает границы,
в которые уложняется наша мысль.
Scarf - платок, косынка, шарф, пионерский
галстук, кашне.
Действие Kneel в англ. воспринимается как монолитное, в русском языке оно осмысляется как раздельнооформленное - становиться на колени.
Использование иностранных слов не гарантирует соответствующего склада мышления.
Слайд 10 Коммуникативные помехи
И.А. Фешкина отмечает, что коммуникативные проблемы возникают
в связи с различиями в ментальности, поведении, восприятии и оценке
реальной
и воображаемой действительности представителей различных социоэтнических общностей.
Слайд 11 Коммуникативные помехи
В. М. Шепель выделяет шесть основных барьеров:
В. М.
Шепель
- дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;
- инерция
включенности слушателя;
- антипатия к чужим мыслям,
стереотипы;
- языковый барьер;
- профессиональное неприятие —
некомпетентное вторжение
коммуникатора в сферу
коммуниканта;
- неприятие имиджа коммуникатора;
Слайд 12 Коммуникативные помехи
Невербальная коммуникация является одной из важных функций успешного
общения партнеров в процессе межкультурной коммуникации.
Американцы считают в Европе бесцеремонными
из-за того, что они громко разговаривают.
Европейцы часто жалуются на русских, что они слушают собеседника с равнодушием.
Слайд 13 Межкультурная трансформация языковой личности.
Выделяют четыре стадии трансформации языковой личности
или адаптации к чужой культуре:
− турист − − выживание
– − иммигрант – − гражданин –
Слайд 15 Национальные модели общения, поведения и этикетности.
В. М. Соковнин
Одной из
особенностей речевой коммуникации, выражающих ее нормативную природу, заметил
В. М.
Соковнин, является широкое распространение различных социальных ограничений, запретов.
Слайд 16 Национальные модели общения, поведения и этикетности.
По мнению Д. Мацумото,
«личные потребности и цели берут превосходство над нуждами других людей».
По
мнению Т.Г. Грушевицкой, немецкая культура относится к низкоконтекстуальным культурам.
Д. Мацумото
Т.Г. Грушевицкая
Слайд 17 В настоящее время большинство ученых сходятся во мнении, что
будучи достаточно коммуникабельным человеком, бывает сложно добиться свободного общения с
иноязычным собеседником.
По словам С. Г. Тер-Минасовой, «самые очевидные примеры столкновений культур дает реальное общение с иностранцами, как в их стране, так и в своей родной.
Пути оптимизации межкультурного общения.
Слайд 18 Пути оптимизации межкультурного общения.
Выделяют следующие виды коммуникативных барьеров, возникающих
в процессе межкультурного взаимодействия:
– языковые барьеры;
– барьеры в невербальной
коммуникации;
– стереотипы как барьеры в межкультурных взаимодействиях;
– различия в ценностных ориентациях.
Слайд 19 Пути оптимизации межкультурного общения.
Выделить следующие условия успешной межкультурной коммуникации:
–
наличие интенции
– желания передать сообщение;
– открытость к познанию чужой
культуры и восприятию психологических, социальных и прочих межкультурных различий;
– умение разграничивать коллективное и индивидуальное в поведении представителей других культур;
– способность преодолевать стереотипы;
– владение набором коммуникативных средств и их правильный выбор в зависимости от ситуации общения (тон, стиль, стратегии, речевые, жанры, тематика и т. д.); – соблюдение логикидискурса;
– соблюдение этикетных норм.
Слайд 20Заключение
В ходе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы
пришли к выводу, что с повышением интереса к языкам и
культуре разных народов, межкультурное общение занимает одну из главных позиций в жизни человека. Мы считаем, что необходимо знакомиться с культурой народа в процессе изучения иностранного языка.