Слайд 1Жостовские подносы
Как же возникло
это удивительное
ремесло?
Слайд 2Сколько сказочных мест у России!
Городов у России не
счесть!
Может где-то бывает красивей,
но не
будет роднее, чем здесь!
Слайд 3
И сегодня мы, ребята,
путешествовать пойдём,
По
деревням и по хатам,
мы заглянем в каждый дом.
Кто живёт там спросим,
О себе рассказать попросим.
И узнаем мы наверное,
что-то новое и необыкновенное!
Слайд 4Волшебницам вятской, родной стороны
Большое спасибо сказать мы должны.
За то, что
их руки не устают
И дымковских кукол для всех создают!
Слайд 6
Матрёшка—символ России. Эту игрушку , образ русской девочки в сарафане
и платочке, иностранцы везут из нашей страны как память о
культуре великой державы.
Вот так!!!
Слайд 7А таких матрёшек нарисовали мы
Слайд 8
Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово.
Это село прославилось не только в нашей стране, но и
за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
Слайд 9
В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский
напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и
различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.
Слайд 10
В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825
году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по
изготовлению металлических расписных подносов.
Слайд 11
. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы
достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести
и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.
Слайд 12
Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в
центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.
Слайд 13
Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий
лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой
и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками.
Слайд 14
В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная
"царица садов и оранжерей" – роза, вокруг нее в эффектных
ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки.
Слайд 15В музее народных промыслов
Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет,
как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз
яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне.
Слайд 16
Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных
фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить
немало интересных тональных разработок (букеты в синей, голубой, зеленой гамме)
Слайд 17Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько
изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие
краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.
Слайд 20Этапы росписи подноса.
Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов
и листьев.
Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём.
Бликовка –
Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.
Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.
Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.