Слайд 1МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ »
Институт «ТУРИЗМА И СЕРВИСА» Факультет «СЕРВИС»
Кафедра «Автосервис»
Транспортно-
экспедиторское обслуживание
Слайд 2ТЕМА 4:
ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРИ ДОСТАВКЕ ГРУЗОВ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА
ЛЕКЦИЯ
6
ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА
Слайд 3Учебные вопросы:
1.Транспортно - экспедиционная деятельность при смешанных перевозках грузов
2.Экспедиторское и
агентское обслуживание отправления грузов автомобильным, речным и авиационным транспортом
3.Транспортно-экспедиционное обслуживание
грузов, перевозимых на особых условиях
4. Правила выдачи и переадресовки грузов
Слайд 4Учебный вопрос №1
ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ
Слайд 5Смешанная перевозка - перевозка, выполняемая не менее чем двумя видами
транспорта на основании договора смешанной перевозки.
Оператор смешанной перевозки -юридическое лицо,
которое:
а) от собственного имени или через другое действующее от его имени юридическое лицо заключает договор смешанной перевозки и принимает на себя ответственность за исполнение договора;
б) выступает как сторона договора смешанной перевозки, а не от имени третьей стороны, включая грузоотправителя или перевозчиков.
Слайд 6Договор смешанной перевозки - договор, на основании которого оператор смешанной
перевозки за уплату провозных платежей обязуется осуществить или обеспечить осуществление
смешанной перевозки.
Накладная смешанной перевозки - документ, удостоверяющий:
а) заключение договора смешанной перевозки;
б) принятие груза оператором смешанной перевозки в свое ведение;
в) обязательство оператора смешанной перевозки доставить груз в соответствии с условиями договора смешанной перевозки.
Слайд 8Особенности перевозки грузов в смешанном сообщении
Вовлечение автомобильного и авиационного транспорта
в перевозки транзитных грузов, а также развитие контейнерных перевозок и
интересы рационализации перевозок вызвали потребность выполнения перевозок несколькими видами транспорта. Такие перевозки как внутри страны, так и между странами называются смешанными (мультимодальными) перевозками.
Слайд 9Как уже отмечалось выше, организация смешанного сообщения требует решения двух
транспортно-правовых проблем, а именно:
отработать взаимоотношения соперевозчиков в ходе транспортировки;
определить правовой
режим перевозки, в частности ответственность соперевозчиков перед грузовладельцем.
Договор перевозки в смешанном сообщении заключается непосредственно между грузоотправителем и транспортным или экспедиторским предприятием, принимающим груз к перевозке. Помимо грузополучателя к участникам правоотношения по смешанной перевозке присоединяются транспортные предприятия других видов транспорта, участвующих в перевозке. Одним из существенных признаков смешанных перевозок является перевозка по единому перевозочному документу, составленному на весь путь следования.
Слайд 10В случае гибели или повреждения груза в пути следования, или
какого-либо другого коммерческого брака непосредственно перед грузоотправителем или грузополучателем несут
ответственность не отдельные перевозчики, а экспедитор или транспортное предприятие, выдавшее документ смешанной перевозки, которые после удовлетворения обоснованной претензии грузоотправителя или грузополучателя относят свои убытки на виновного перевозчика или транспортное предприятие.
При смешанных перевозках внутри страны ответственность несут транспортные организации каждого вида транспорта, участвующие в перевозке. При этом от имени каждого вида транспорта выступают транспортные организации, находящиеся в пунктах назначения или перевалки грузов (ответственность возлагается на сдающую сторону до момента фактической передачи груза, а на принимающую сторону - после нее).
Слайд 11Перевозки грузов в смешанном сообщении внутри страны регулируются Уставом железных
дорог (ст. 96-119), Кодексом торгового мореплавания (ст. 121), Уставом внутреннего
водного транспорта, Воздушным кодексом, Уставом автомобильного транспорта, а также соглашениями между транспортными министерствами и ведомствами РФ.
Решение всех транспортно-правовых проблем, а также стремление предоставить грузовладельцам необходимые правовые гарантии и упростить оформление транспортных операций привело экспедиторские фирмы, перевозчиков и международные транспортные организации к выработке проформ коносаментов и документов смешанной перевозки, рассчитанных на выполнение перевозок несколькими видами транспорта в международном сообщении.
Слайд 12Коносаменты и документы смешанной перевозки, разумеется, являются договором перевозки груза
в смешанном сообщении, по которому доставка груза осуществляется по одному
перевозочному документу, а выдавшее этот документ лицо несет ответственность на всем пути следования груза. Развитие смешанных перевозок вызвало появление на рынке транспортных услуг новой фигуры - оператора смешанной перевозки. В этом качестве выступают как транспортные предприятия, так и экспедиторы, но в любом случае оператор смешанной перевозки, выдавший от своего имени документ смешанной перевозки, т.е. подписавший договор, принимает на себя ответственность перевозчика за перевозку в целом, предоставляет свои услуги за единую цену.
Слайд 13Интенсивное развитие международных смешанных (мультимодальных) перевозок вызвало необходимость создания международного
соглашения, которое бы регулировало правоотношения перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей разных
стран, имеющих зачастую кроме общих прямо противоположные интересы. Таким международным соглашением явилась Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов, подписанная 24 мая 1980 г. большинством стран.
В конвенции дается определение договора и оператора смешанной перевозки, определено содержание документа смешанной перевозки. Все положения конвенции о международной смешанной перевозке носят обязательный характер.
Слайд 14К конвенции имеется приложение, в котором содержатся таможенные правила, направленные
на упрощение таможенных процедур при осуществлении перевозки грузов в международном
смешанном сообщении. Во-первых, договор перевозки не должен составляться в произвольной форме. Он не должен противоречить законодательству стран, юридические и физические лица которых его подписывают. Во-вторых, на транспорте действует порядок, когда наличие договора перевозки как двусторонней сделки подтверждается односторонним актом, который служит доказательством наличия и содержания договора перевозки груза, поскольку в нем, как правило, излагаются основные условия договора перевозки или содержатся ссылки на соответствующие уставы транспорта или положения международной конвенции, предусматривающие такие транспортные документы.
Слайд 16В настоящее время операторами смешанных перевозок выступают, с одной стороны,
владельцы, арендаторы, менеджеры средств транспорта и экспедиторы - с другой.
Современный перевозчик может быть одновременно и оператором смешанной перевозки. Экспедитор, являясь оператором, может быть одновременно и перевозчиком, если использует в ходе перевозки в смешанном сообщении собственный автотранспорт или зафрахтованное судно для доставки товара на одном из его участков.
И оператор, и обычный экспедитор организуют перевозку груза в смешанном сообщении, но первый ее оформляет собственным транспортным документом, а второй вручает грузоотправителю транспортный документ фактического перевозчика.
Слайд 17Соответственно, в отраслевых правилах перевозок грузов содержится условие, которое предусматривает
перевозку груза в адрес представителя экспедитора, находящегося в пункте перевалки
с отметкой в накладной:
«Для последующей перевозки автомобильным транспортом» или «Для последующей отправки по железной дороге». Из пункта перевалки груз перевозится по новому документу (накладной) для последующей сдачи на соответствующий вид транспорта или для возможного хранения по договору хранения с использованием льготного тарифа для грузов прямого сообщения.
Слайд 18Осуществляемая в рамках Европейского сообщества интеграция национальных транспортных систем в
Единую евроазиатскую сеть (10 транспортных коридоров) предусматривает, по существу, создание
единой сети мультимодальных перевозок. Она состоит из 18 тыс. км автомагистралей, 120,3 тыс. модернизированных скоростных железных дорог, 38 аэропортов, 13 морских и 49 речных портов.
Слайд 19В конвенции значительная роль в развитии смешанного сообщения отводится государству:
-издание
специального законодательства, определяющего статус оператора смешанной перевозки груза в качестве
перевозчика;
-разработка мероприятий по упрощению таможенных процедур и международных расчетов;
-совершенствование транспортной инфраструктуры, оборудования связи, телекоммуникаций и др.
Создание единой международной транспортной системы смешанного сообщения, естественно, будет сопровождаться и разработкой единых тарифов на такие перевозки.
Слайд 20В настоящее время роль транспортной конторы объединения выполняет, как правило,
экспедиторская фирма - юридическое лицо, получившее в Российской ассоциации международных
экспедиторов (РАМЭ) право на использование в своей операторской практике экспедиторских транспортных документов.
Если исключить относительно близкие внешнеторговые перевозки, выполняемые одним (как правило, автомобильным) видом транспорта, то основная часть внешнеторговых перевозок может быть отнесена к смешанным. Практически весь объем российских внешнеторговых грузов доставляется получателям с перевалкой с железнодорожного транспорта на морской в портах России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии (около 60 млн. т) в смешанном сообщении.
Слайд 21Технологически современная логистическая цепь, например, в автомобильно-морском сообщении представляется в
виде следующей упрощенной схемы:
- экспортер передает экспедитору поручение на организацию перевозки
груза в международном сообщении с приложением сертификатов качества, ветеринарного, карантинного и др. (Одновременно отправитель готовит требуемую документацию для таможенного оформления товаров);
- экспедитор оформляет договор автомобильной перевозки груза (несмотря на внутренний ее характер, таможня предпочитает его оформление накладной международной дорожной перевозки ЦМР) и экспедиторский коносамент перевозки груза в смешанном сообщении на бланке FIATA FBL (для расчета с покупателем за отправленный товар);
Слайд 22-экспедитор оформляет с судовладельцем букировку (бронирование) грузовместимости на линейном судне
и выдает поручение терминалу на прием груза с автомобильного транспорта
на склад для отправки морским транспортом. (Таможенное оформление требует зачастую пропуск груза через склад временного хранения в пункте отправления и на портовом терминале);
-оформление погрузки груза на судно, сдача груза получателю в порту назначения происходит по правилам, содержащимся в обычаях терминалов/портов отправления и назначения.
Недостаток этой технологии - в отсутствии единых тарифных систем на перевозки грузов в смешанных сообщениях. Автомобильный и речной транспорт лишь частично выполняют функции транспорта общего пользования.
Слайд 23Устав автомобильного транспорта исходит из того, что многие автотранспортные предприятия
в России совмещают свою перевозочную деятельность с оказанием транспортно-экспедиторского обслуживания
грузов предприятий и населения на принципах общего пользования предоставляемыми услугами, причем, как правило, по единым ценам, формирующимся на региональном уровне. Имеет место также использование типовых контрактов (договоров) на организацию перевозок, в том числе и международных.
В крупных промышленных центрах и транспортных узлах под патронажем и при поддержке местной администрации (области, города, района) организуются локальные системы централизованного завоза и вывоза грузов с пристаней, из портов, грузовых дворов железнодорожных станций по единому порядку выдачи и приема заявок на перевозки, с применением принципа заблаговременного объявления ставок тарифов и установленного порядка расчетов за перевозки.
Слайд 24Оформление накладной смешанной перевозки
При приеме груза в свое ведение оператор
смешанной перевозки обязан выдать грузоотправителю накладную смешанной перевозки, которая должна
сопровождать груз на всем пути следования. Накладная смешанной перевозки обязана быть подписана оператором смешанной перевозки или уполномоченным им лицом.
Слайд 25Накладная смешанной перевозки должна содержать следующие данные:
вид груза, маркировка, число
мест, вес груза брутто или его количество в любых единицах
измерения, указание на опасный характер груза;
внешнее состояние груза;
полное наименование и юридический адрес оператора смешанной перевозки;
полное наименование и юридический адрес грузоотправителя;
наименование и почтовый адрес грузополучателя;
пункт отправления и дата принятия груза в ведение оператора смешанной перевозки;
пункт назначения;
Слайд 26-дата или срок доставки груза в пункт назначения, если они
прямо согласованы сторонами;
-место и дата выдачи накладной смешанной перевозки;
-подпись оператора
смешанной перевозки или уполномоченного им лица;
-провозные платежи по каждому виду транспорта, если они прямо согласованы сторонами, или общие провозные платежи;
-указание на то, каким образом распределяются провозные платежи между грузоотправителем и грузополучателем;
-предполагаемый маршрут перевозки, используемые виды транспорта и пункты перевалки груза, если они известны в момент выдачи накладной смешанной перевозки;
-любые другие согласованные сторонами условия смешанной перевозки, если они не противоречат действующему законодательству.
Слайд 27Если оператор смешанной перевозки или лицо, действующее от его имени,
знает или имеет основания подозревать, что данные о грузе, указанные
в документе смешанной перевозки, не соответствуют действительности и у него нет возможности проверить эти данные, он обязан внести в документ смешанной перевозки оговорку с указанием этих неточностей, оснований для подозрений и отметки об отсутствии возможности для проверки. Если оператор смешанной перевозки или лицо, действующее от его имени, не указывает в документе смешанной перевозки внешнее состояние груза, считается, что внешнее состояние груза, принятого в его ведение, хорошее. Выдача накладной смешанной перевозки не исключает выдачу других документов на выполнение отдельных операций, связанных с исполнением договора смешанной перевозки, включая перевозку грузов каким-либо видом транспорта.
Слайд 29
Взаимоотношения оператора смешанной перевозки
с перевозчиками и агентами
Для исполнения обязательств по договору смешанной перевозки
оператор смешанной перевозки может заключать договоры субподряда на перевозку груза или выполнение отдельных операций.
Взаимоотношения оператора смешанной перевозки с перевозчиками, связанные с исполнением обязательств по договору на перевозку грузов, определяются уставами (кодексами) соответствующих видов транспорта и издаваемыми в их развитие правилами. При этом оператор смешанной перевозки пользуется правами, несет обязанности и ответственность, предусмотренные данными уставами (кодексами) для грузоотправителей и грузополучателей. Взаимоотношения оператора смешанной перевозки с агентами, связанные с исполнением договора на выполнение отдельных операций, определяются условиями заключенного сторонами договора.
Слайд 31В случае поступления мотивированного отказа перевозчика, занимающего доминирующее положение на
рынке транспортных услуг, в заключении договора-субподряда с оператором смешанной перевозки
последний имеет право в установленном порядке направить в Министерство транспорта РФ обоснование соответствующей заявки на перевозку и мотивированный отказ перевозчика. Министерство транспорта РФ обязано в установленные сроки рассмотреть представленные документы и по согласованию с Государственным комитетом РФ по антимонопольной политике принять окончательное решение по данному вопросу.
Слайд 32Оператор смешанной перевозки несет ответственность за сохранность груза с момента
принятия его в свое ведение от грузоотправителя и до момента
выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые оператор смешанной перевозки не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Согласно ст. 5 правил ответственность оператора (ОСП) за утрату и повреждение груза и за задержку в доставке адекватна ответственности перевозчика.
Слайд 33Груз считается утраченным, если не был доставлен в течение 90
календарных дней после согласования разумного срока доставки. Уведомление оператора об
утрате или повреждении груза надлежит делать в момент передачи груза получателю, а в случае их неочевидного характера - в течение шести последующих календарных дней. Срок давности предъявления исков определен 9 месяцами.
Слайд 34Оператор смешанного сообщения освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу
или повреждение груза в случаях, когда:
а) груз прибыл в исправной укрупненной
транспортной единице (контейнере, съемном кузове, автомобильном полуприцепе) за исправными пломбами грузоотправителя, а штучный груз - с исправными защитной маркировкой, бандеролями, пломбами грузоотправителя или изготовителя;
б) недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе;
в) недостача груза не превышает норм естественной убыли.
Слайд 35В указанных случаях оператор смешанной перевозки несет ответственность за несохранность
груза, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача, порча или
повреждение груза произошли по вине оператора смешанной перевозки.
Обнаруженные в процессе выполнения смешанной перевозки неисправные или вскрытые грузовые места, дальнейшая перевозка которых в пункт назначения невозможна без дополнительных повреждений, без сверхнормативной убыли и без порчи груза, оператор смешанной перевозки или его агенты обязаны за свой счет привести в должный порядок (отремонтировать тару или переупаковать груз, исправить или нанести маркировку), после чего предъявить груз для дальнейшей перевозки. О произведенном ремонте тары, переупаковке груза или его перемаркировке оператор смешанной перевозки или его агенты обязаны составить коммерческий акт и направить его грузополучателю вместе с грузом.
Слайд 36Оператор смешанной перевозки возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в
следующих размерах:
а) за утрату или недостачу груза - в размере действительной
стоимости утраченного или недостающего груза;
б) за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью, в размере объявленной ценности, а в случае, если оператор смешанной перевозки докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, в размере действительной стоимости;
в) за порчу или повреждение груза - в размере той суммы, на которую понизилась его стоимость. Стоимость груза определяется исходя из общей суммы счета грузоотправителя.
Оператор смешанной перевозки возмещает грузоотправителю по претензии стоимость утраченных, недостающих, испорченных или поврежденных грузов на основании счета грузоотправителя, а в тех случаях, когда расчеты через банк не производятся, на основании другого документа, заменяющего счет.
Слайд 37Сроки доставки грузов при выполнении смешанной перевозки определяются по совокупности
сроков доставки их соответствующими видами транспорта, а также сроком перевалки
грузов в пунктах передачи с одного вида транспорта на другой на основании действующих на соответствующих видах транспорта правил исчисления сроков доставки грузов. По соглашению между оператором и грузоотправителем в накладной смешанной перевозки может быть прямо установлен срок доставки.
Оператор смешанной перевозки возмещает ущерб, являющийся результатом задержки в доставке грузов, в размере трехкратной провозной платы, подлежащей уплате за задержанный доставкой груз. Однако, если груз прибыл по истечении указанных сроков, грузополучатель обязан принять груз и возвратить сумму, выплаченную ему оператором смешанной перевозки за утрату груза.
Слайд 38Количество мест и вес брутто груза определяются на основании накладной
смешанной перевозки. В тех случаях, когда утрачено или повреждено приспособление
для перевозки грузов, принадлежащее грузоотправителю (грузополучателю), это приспособление рассматривается как отдельное грузовое место.
За предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойств груза, грузоотправитель обязан помимо компенсации убытков, принёсенных оператору смешанной перевозки, уплатить последнему штраф. По соглашению между оператором смешанной перевозки и грузоотправителем в договоре смешанной перевозки могут устанавливаться также другие условия ответственности кроме тех, которые имеют целью изменить или устранить ответственность.
Слайд 39Допуск юридических лиц к осуществлению смешанных перевозок производится на основании
разрешений (лицензий), предоставляемых Министерством транспорта РФ или уполномоченным им органом
государственного управления. В лицензиях устанавливается зона осуществления смешанных перевозок, определяющая разрешенные оператору смешенной перевозки пункты приема и выдачи грузов. В лицензиях могут устанавливаться ограничения по предельному объему смешанных перевозок. Порядок предоставления лицензий и требования, которым должен удовлетворять заявитель, устанавливаются Минтранса РФ.
Слайд 40
Учебный вопрос №2
ЭКСПЕДИТОРСКОЕ И АГЕНТСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ОТПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ, РЕЧНЫМ
И АВИАЦИОННЫМ
ТРАНСПОРТОМ
Слайд 41Автомобильный и речной транспорт, привлекая на себя перевозки, осуществляемые железнодорожным
транспортом (автомобильные - за счет мелких отправок, транспортируемых на короткие
расстояния, а речной - в навигационный период), не могли не действовать по пути приспособления к своей специфике транспортной экспедиции железнодорожного транспорта. В свою очередь этот процесс облегчает внедрение смешанных железнодорожно-водных и автомобильно-железнодорожных перевозок.
Автомобильный транспорт России и других республик СНГ занял важное место в деле организации комплексного транспортно-экспедиторского обслуживания предприятий, организаций, учреждений и населения. Его целью является организация и обеспечение на базе использования передовых современных технологий доставки грузов со складов отправителей до складов получателей с освобождением грузовладельцев (отправителей и получателей) от не свойственных им транспортных функций.
Слайд 42В чисто экспедиционные услуги отправления грузов входят операции, связанные с
подготовкой грузов к перевозке; проведение расчетов и оформление транспортной документации;
информационные услуги.
Для выполнения транспортно-экспедиторских работ действуют специализированные автотранспортные предприятия и фирмы: автотранспортные и автоэкспедиционные терминалы, грузовые автостанции, узловые транспортно-экспедиционные предприятия (УТЭП), транспортно-экспедиционные конторы (ТЭК), агентства автотранспорта.
Централизация экспедиторского обслуживания основана на совмещении агентского обслуживания автомобильного транспорта в целях обеспечения его бесперебойной перевозочной работы и оптимальной загрузки транспортных средств с экспедированием грузовладельцев.
Слайд 43Это позволяет:
внедрять ЭВМ в изготовление и передачу транспортно-распределительной и сопроводительной
документации;
уменьшить штатную численность экспедиторов и грузчиков;
формировать прямые сборные вагоны;
улучшить использование
подвижного состава смежных отраслей транспорта;
организовывать и развивать перевозки грузов в контейнерах и пакетах;
обеспечивать централизованное складское обслуживание.
Слайд 44Роль водителя при централизованных перевозках очень велика, так как кроме
своих непосредственных обязанностей он выполняет и обязанности экспедитора.
В пункте отправления
груза транспортно-экспедиторское предприятие осуществляет: прием груза на складе грузоотправителя; доставку груза авто транспортом от склада грузоотправителя до станции железной дороги, порта или пристани отправления; сдачу груза по поручению грузоотправителя станции железной дороги, порту или пристани; оформление товарных и транспортных документов, связанных со сдачей груза железнодорожному или водному транспорту; оплату по поручению грузоотправителя установленной по тарифу или договору стоимости перевозки груза по железной дороге или водным транспортом.
Слайд 45Международные перевозки грузов автомобильным транспортом регулируются Конвенцией о договоре международной
перевозки грузов (КДПГ/ЦМР). Конвенция установила, что договор перевозчика определяется накладной
международной дорожной перевозки груза ЦМР, которая служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком. На ряде направлений составляется документ «бордеро», аналогичный грузовому манифесту.
«Бордеро» - перечень грузов, перевозимых автопоездом, со ссылками на прилагаемые копии автодорожной накладной ЦМР.
Слайд 46При этом предприятия оказывают дополнительные услуги: предоставление контейнеров, выдачу и
заполнение бирок и ярлыков к грузу, взвешивание грузов, предоставление брезента
и других средств укрытия при перевозке и др. Это не означает, что грузоотправитель не занимается отправкой груза. Согласно договору с автопредприятием он обязан подготовить, подгруппировать, взвесить и затарить груз, оформить документацию, обеспечить фронт погрузочно-разгрузочных работ и исправное состояние подъездных путей, погрузочных машин и приспособлений, загружать автомобили до полной грузоподъемности и не допускать сверхнормативных простоев и т.д.
Слайд 48Головное автотранспортное предприятие следит за движением автомобилей по графику, осуществляет
диспетчеризацию перевозок, для чего располагает резервным парком автомобилей и составом
водителей.
Нельзя пройти мимо деятельности мелких экспедиторских фирм в области организации междугородних и международных перевозок по сбору и анализу информации о спросе на подвижной состав со стороны грузовладельцев на помашинные отправки грузов и, наоборот, о подыскании попутных грузов для незагруженных автомобилей. Такое же мелкое экспедиторское предпринимательство распространено в ходе терминальных операций в транспортных узлах. Экспедиторские фирмы обеспечивают подвоз-развоз отправок между терминалом и потребителями, таможенные и страховые операции. Свою деятельность они относят к брокерской. Такой «брокер», по существу, только «сводит» грузовладельца с автопредприятиями, не принимая на себя ответственности за выполнение перевозки.
В основе взаимоотношений сторон лежит транспортный договор, который призван детализировать права и обязанности сторон в этом сложном процессе.
Слайд 49Учебный вопрос №3
ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ НА ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
Слайд 50К категории грузов, перевозимых на особых условиях, относятся грузы, требующие:
особого
порядка погрузки и выгрузки;
использования для их перевозки специального подвижного состава,
морского или речного тоннажа, контейнеров;
переоборудования и дополнительного оснащения обыкновенных транспортных средств;
соблюдения особых, в дополнение к традиционным, мер для предохранения грузов от порчи и гибели в целях обеспечения экологической безопасности перевозки;
специального надзора и соблюдения правил государственного фитосанитарного (карантинного), ветеринарного и медико-санитарного контроля;
неукоснительного выполнения требований международного и внутреннего законодательства, отраслевых общих правил перевозок таких грузов, а также особых условий перевозки конкретного груза, связанных с обеспечением личной, имущественной и экологической безопасности.
Слайд 51Характерными чертами транспортно-экспедиционного обслуживания грузов, перевозимых на особых условиях, являются:
большая,
чем при обычных перевозках, ответственность грузовладельца за предоставление перевозчику качественной
и органической характеристики груза;
необходимость инспектирования предоставляемых перевозчиком транспортных средств и оборудования;
надзор за выполнением погрузоразгрузочных работ;
необходимость привлечения для выполнения операций, связанных с транспортировкой грузов, инженеров-технологов, инженеров-механиков, товароведов готовых изделий, сырья и полуфабрикатов легкой и пищевой промышленности;
Слайд 52больший, чем для обычных грузов, размер транспортных издержек, например, ставки
провозной платы на тяжеловесное (свыше 3-5 т) и длинномерное (свыше
12 м) оборудование, как правило, в среднем в 2-3 раза выше, чем за обычные места;
применение отличительных знаков транспортной документации: так, например, бланки для опасных грузов окрашивают в бледно-красный или розовый цвет, а для грузов охлажденных и рефрижераторных - бланки зеленого цвета и т.д.;
• наличие парка специализированных контейнеров, причем не только 20 и 40-футового стандарта, но и средней грузоподъемности (например, вместимостью 3 м) для насыпных, наливных, химических грузов, контейнеров-цистерн для легковоспламеняющихся, ядовитых и едких жидкостей высокой степени опасности.
Слайд 53Транспортно-экспедиционное обслуживание перевозок
навалочных грузов
Правила перевозки грузов навалом предусматривают условия перевозок
угля, руды всех групп, камней природных, а также нерудных строительных
материалов: песка, песчано-гравийной смеси, гальки, гравия, щебня, известняка, мела, грунта; отходов металлургического производства (золы, огарков, шлака и др.), снега в отвал, мусора и других подобных грузов.
ТЭО перевозок навалочных грузов несложное. Прежде всего при доставке таких грузов железнодорожным транспортом экспедиторам требуется детально разработать порядок определения массы перевозимого груза. Навалочные грузы взвешивают на грейферных, бункерных и вагонных весах. Взвешивание на вагонных весах, как правило, проводится без расцепки вагонов, но с остановкой на весовой площадке.
Слайд 55Лишь пищевые грузы (соль и др.) взвешивают с обязательной расцепкой
вагонов, и отдельно взвешивается тара вагона.
При перевозках массовых грузов в
постоянных направлениях по железной дороге допускается составление одной накладной на группы вагонов или на целый маршрут. При этом составляется также один вагонный лист. На морском транспорте выписывается один коносамент на судовую партию, на речном -одна накладная. На автомобильном транспорте такие перевозки проводятся на основании договора между грузоотправителем и автотранспортным предприятием по заказам-нарядам с отметкой в путевых листах водителей. Перевозка грузов по одной накладной ускоряет оформление перевозочных документов, сокращает объем работы товарных и грузовых служб.
Слайд 56Транспортно-экспедиционное обслуживание перевозок насыпных грузов
Специфические особенности ТЭО перевозок насыпных грузов
(различного рода зерна и семян) связаны с их транспортными качествами
— текучестью и возможностью перегрева при повышенной влажности, а также возможностью заражения вредителями. Соответственно, «Правилами перевозок грузов» ОАО «РЖД» предусматривается их перевозка как в специальных, так и в обычных крытых вагонах, но снабженных дополнительным специальным оборудованием (например, съемными и несъемными хлебными щитами).
Слайд 58Условиями «зерновых» чартеров (например «Зернокон») при перевозке насыпных грузов в
судах для перевозки сухогрузов фрахтователи обязываются предоставлять необходимые маты для
подстилки и сепарации, а судовладельцы -устанавливать в трюмах судов продольные и поперечные деревянные перегородки с целью предотвращения перемещения насыпного груза в ходе рейса.
Хлебные грузы, семена масличных и бобовых культур принимают к перевозке только по предъявлении отправителем сертификата Государственной хлебной инспекции (ГХИ) или сертификата соответствия качеству. Органы ГХИ могут не на обычных условиях разрешить перевозку зерна с влажностью выше 16%. В портах в ходе перевалки зерновых грузов представители ГХИ проводят инспектирование порожних вагонов и судов. Их загрузка начинается только после получения перевозчиками от грузоотправителей соответствующих разрешений ГХИ.
Слайд 59Транспортно-экспедиционное обслуживание перевозок скоропортящихся грузов
Особые условия перевозки этих грузов состоят
в том, что они требуют защиты от действия на них
высоких и низких температур наружного воздуха. Это требование достигается путем использования специального подвижного состава судов и контейнеров-рефрижераторов с применением различных холодильных устройств или оснащенных запасами льда.
Научно-техническая революция на транспорте весьма ярко проявила себя в создании за последние годы новейших технологий перевозок скоропортящихся грузов. Созданы контейнеры с вакуумной теплоизоляцией, поддерживающие температуру в 10-15 раз эффективнее обычной изоляции из синтетического пеноматериала.
Слайд 61Для перевозки свежей плодоовощной продукции и цветов применяются судовые системы
наполнения рефрижераторных контейнеров и сменных кузовов чистым азотом из воздуха
(долговечность срезанных цветов увеличивается до 21-28 дней, томатов и салата — до 40 дней), что снимает проблему доставки таких продуктов зимой из Южного полушария в Северное.
Для перевозки фруктов требуется поддержание температуры в пределах от +1° до +12° С, сыра - от +2° до +5° С, замороженного мяса - от -9° до -18° С, рыбы - от -18° до -25° С. (Грузы, требующие температур -18° С и ниже, называются «грузами глубокой заморозки»). Ряд таких грузов предъявляются к перевозке уже в охлажденном и замороженном состоянии.
Слайд 62Рефрижераторные вагоны обращаются целыми поездами (21 или 23 вагона) в
режиме большой скорости, мехсекциями в 12 или 5 вагонов и
автономно (так же, как и контейнеры), с работой в автоматическом режиме.
Рефрижераторный флот эксплуатируется, как правило, на контрактной основе, работает по особому расписанию, координируемому между судовладельцами, портами и грузовладельцами на сезон, квартал в ходе поставок фруктов, бананов, ананасов, отправок рыбы во время рыболовных путин, мяса - во время забоев скота и т.д. Непродолжительные перевозки таких грузов, а особенно товаров более стойких к температурам (цитрусовые), осуществляются в обычных транспортных средствах.
Слайд 63Перечень скоропортящихся грузов и предельные сроки железнодорожных перевозок содержатся в
приложении к «Правилам перевозок скоропортящихся грузов ОАО «РЖД»; условия морских
перевозок содержатся в типовых чартерах на перевозку скоропортящихся грузов на конкретных географических направлениях. Качество, упаковка и термическая обработка таких грузов определяются требованиями государственных стандартов или техническими условиями. Поэтому вместе с накладной грузоотправитель обязан представить удостоверение о качестве скоропортящегося груза или сертификат Государственной инспекции по качеству (на мясо и мясопродукты, живую рыбу и другие грузы животного происхождения, кроме того, нужно представить ветеринарное свидетельство).
Слайд 64В перечисленных документах должна быть указана транспортабельность груза в сутках.
Груз не принимается к перевозке, если предельный срок транспортировки в
соответствии с транспортабельностью меньше, чем срок доставки груза, установленный ОАО «РЖД», согласно разделу 14 («Сроки доставки грузов и правила исчисления сроков доставки») «Правил перевозок грузов» ОАО «РЖД». Документы о качестве продуктов следуют вместе с накладной на станцию назначения.
Слайд 65В международных автомобильных сообщениях такие перевозки регламентируются «Соглашением о международных
перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных
для этих перевозок» (СПС), разработанным в рамках Европейской экономической комиссии ООН, подписанным 1 сентября 1970 г. и вступившим в силу 21 ноября 1976 г. Россия является участником этого соглашения. Оно не только регламентирует правила перевозок скоропортящихся грузов, но и определяет типы и технологические нормы транспортных средств для их перевозки, устанавливает меры контроля за соблюдением пpинятых норм и температурных условий. Некоторые вопросы таких перевозок конкретизируются в двусторонних межправительственных соглашениях о международном автомобильном сообщении.
Слайд 66Транспортно-экспедиционное обслуживание грузов, перевозимых под государственным медико-санитарным, ветеринарным и фитосанитарным
контролем
Такими грузами являются пищевые животные продукты, сырье животного происхождения (кожи,
шерсть), живые животные, растения, растительная и лесная продукция. Беспрепятственно такие грузы в стране перевозятся по железным и автомобильным дорогам из пунктов и хозяйств, благополучных по заразным заболеваниям, но всегда под строгим контролем Государственных инспекций ветеринарного, фито-санитарного (карантинного) контроля (Госсаннадзор, Госкарантин, ГХИ).
Слайд 68При отправке продуктов и сырья животного происхождения (согласно списку в
правилах перевозок) грузоотправители обязаны представить станции на каждый вагон или
мелкую отправку ветеринарное свидетельство по установленной форме (все разделы свидетельства должны быть подробно заполнены; например, при перевозке шерсти требуется указать, отправляется ли шерсть мытая или немытая, каким способом производится мойка).
Растительная и лесная продукция, живые растения перевозятся при условии предъявления грузоотправителем карантинных документов на право перевозки - карантинного сертификата или карантинного разрешения (свидетельства). Карантинные документы составляются отдельно на каждый вагон и хранятся на станции отправления как документы строгой отчетности, а их дубликаты прикрепляются к накладным и выдаются грузополучателям на станции назначения.
Слайд 69В стране действует строгий порядок карантинного надзора импортных грузов. Пропуск
растительной продукции из иностранных государств через государственную границу РФ допускается
только при наличии:
а) импортного карантинного разрешения, выдаваемого Государственной карантинной инспекцией;
б) карантинного сертификата, выдаваемого соответствующими сельскохозяйственными органами страны, из которой экспортируется продукция, удостоверяющего не зараженность вредителями, болезнями и сорняками растительной продукции, следуемой через государственную границу.
Слайд 70Установлен строгий порядок досмотра и пропуска зараженных грузов органами Государственной
инспекции по карантину растений. Порты обязаны заранее ставить Госинспекцию в
известность о времени прибытия судов для карантинного досмотра импортных грузов. При необходимости фумигации (обеззараживания) груза Госинспекция вручает экспедитору грузополучателя в порту соответствующее предписание. На основе заявки экспедитора фумигационному отряду Госинспекции проводятся работы по фумигации с выгрузкой груза на баржи или непосредственно в судне после освобождения судна от экипажа и продовольственных запасов. Размещением экипажей судов в гостиницах, обеспечением их питанием, организацией ответственности хранения продуктов на складах занимаются судовые агенты.
Слайд 71Грузополучатели оплачивают расходы на работы, связанные с фумигацией грузов:
а) Госинспекции -
по фактической стоимости работ фумигационного отряда и использованных материалов;
б) судовладельцам -
за простой судов, проживание и питание экипажа, перевозку продуктов на суда и обратно;
в) морским портам - за предоставление барж под грузы, выгрузку и погрузку грузов, подачу буксиров.
В таком же порядке проводятся работы по обеззараживанию вагонов и растительных грузов на пограничных станциях. Штрафы за простой вагонов, расходы, связанные с досмотром и фумигацией, вносятся в накладные для взыскания с грузополучателей.
Вывоз экспортных товаров в другие государства проводится по карантинным сертификатам, выдаваемым Госинспекцией по карантину на месте отправления грузов. Наименование вредителей, болезней и сорняков в карантинном сертификате пишется на латинском языке.
Слайд 72Транспортно-экспедиционное обслуживание перевозок
опасных грузов
Опасные грузы (ОГ) - это грузы, которые
при неправильном или неосторожном обращении с ними во время перевозки,
выгрузки и хранения могут взорваться, загореться, явиться причиной пожара, разрушения или порчи транспортных средств и других грузов, отравления или ожога людей, нанесения экологического ущерба окружающей среде и поэтому требуют соблюдения специальных условий и мер предосторожности при погрузке, перевозке, выгрузке и хранении.
Помимо опасных имеется еще ряд легкогорючих грузов, которые по своим свойствам к числу опасных не относятся, но требуют соблюдения мер предосторожности и безопасности в пожарном отношении при перевозке и хранении. К таким грузам относятся: вата хлопковая, макулатура разная, сажа всякая, сера, сено, солома, текстильные изделия, торф, уголь древесный, хлопок, целлюлоза, различные приборы, устройства и др.
Слайд 74В основу правил перевозок опасных грузов на всех видах транспорта
положено международное законодательство. Почти все страны распространили международные правила на
национальное законодательство.
Такое законодательство представлено «Международными правилами морских перевозок опасных грузов с кодификацией опасных грузов», содержащимися в «Коде ООН ИМО» (Международной морской организации) 1965 г., которые определяют правила перевозок и классификацию опасных грузов морским транспортом. На основании этих морских правил были разработаны отечественные правила перевозок таких грузов морским транспортом СССР - МОПОГ, действующие в Российской Федерации. (На речном транспорте действуют правила ВОПОГ).
Слайд 75Как бы в развитие указанных правил, но с применением своей
модификации были приняты на железнодорожном транспорте «Международные правила железнодорожных перевозок
опасных грузов» 1977 г., на авиационном транспорте - «Правила перевозок опасных грузов ИАТА» и «Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» 1957 г. - ДОПОГ. Последнее имеет два приложения - А и В, которыми определены опасные грузы и условия их допущения к международной перевозке, а также требования к транспортным средствам, осуществляющим международные перевозки опасных грузов.
Слайд 76Экспедиторам, занимающимся перевозками опасных грузов, нужно учитывать, что страховщики, как
правило, отказываются страховать убытки по ущербам, причина которых может быть
квалифицирована судом или арбитражем как незнание служащими правил перевозок опасных грузов. Поэтому требуется этими правилами владеть. Необходимо следовать общим для всех опасных грузов условиям предъявления и приема грузов на склады терминалов и вывоза их после выгрузки, общим требованиям к таре, упаковке, подвижному составу и тоннажу, порядку определения массы грузов и выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Помимо общих существуют индивидуальные меры предосторожности, установленные для каждого опасного груза в отдельности, в зависимости от его свойств и особенностей (вид упаковки, тары, надписи и ярлыки на таре и т.д.).
Слайд 77Правильную и наиболее полную характеристику опасного груза для определения условий
перевозки может дать только отправитель груза, поэтому он обязан в
накладной на перевозку опасного груза указать точное его наименование, а в верхней части накладной проставить красочные штемпеля об опасности груза с надписью о виде опасности («Опасно», «Ядовито», «Едкое вещество», «Сжатый газ», «Сжиженный газ», «Легко воспламеняется», «Самовозгорается», «Загорается от воды», «Дает взрывчатые смеси», «Сильный яд»). Массу опасных грузов определяет тоже отправитель.
Слайд 78Погрузку и выгрузку осуществляют отправители и получатели независимо от того,
на каком или чьем (общего или не общего пользования) терминале
эти работы проводятся. (Физически работу может выполнять персонал терминала, но по договору не перевозчика, а грузовладельца). На станции назначения ВМ и сильно действующие ядовитые вещества могут храниться не более 12 ч. с момента прибытия, а все остальные ОГ -не более 24 ч.
Слайд 79При перевозках опасных грузов необходимо учитывать, что не все грузы,
разрешенные к перевозкам, скажем, согласно правилам МОПОГ, могут перевозиться автомобильным
транспортом. Поэтому необходимо проверить возможность дорожной перевозки конкретного опасного груза согласно Правилам ДОПОГ. Одновременно необходимо руководствоваться этими правилами в части требований к упаковке однородного вещества или однородных предметов: возможность и условия совместной упаковки разнородных веществ и предметов; максимальная масса одного грузового места; надписи и ярлыки на грузовых местах для указания опасности.
Когда размер партии груза не позволяет погрузить его целиком на одно транспортное средство, на каждое транспортное средство составляют отдельный документ. В транспортном документе (накладной автодорожной перевозки) указывают: коммерческое название опасного груза, которое должно быть подчеркнуто красной линией, а также класс груза.
Слайд 80В приложении «В» ДОПОГ изложены требования к транспортным средствам с
точки зрения возможности перевозки отдельных грузов и, соответственно, конструкции (расположение
двигателя, выхлопной трубы и др.). На каждое транспортное средство, прошедшее технический осмотр, компетентным органом страны регистрации должно быть выдано специальное свидетельство о допущении его к перевозке опасных грузов. Срок действия такого свидетельства - один год. При работе с опасными грузами необходимо строго выполнять требования или о получении, или о предварительном разрешении, или только об уведомлении о транспортировке опасного груза согласно «обычаям» портов, каналов, правилам плавания по международным рекам и т.д.
Слайд 81На перевозку опасных грузов автомобильный перевозчик обязан получить предварительно разрешение
от компетентных органов тех стран, через территорию которых будет проводиться
транспортировка, иметь надлежащие щитки оранжевого цвета спереди и сзади автопоезда. Не будет лишним требовать от отправителей кратких письменных инструкций, содержащих характер опасности перевозимого груза, способы локализации опасности, оказания помощи пострадавшим вплоть до телефонов специалистов, к которым можно будет обратиться за советом и инструктажем.
Слайд 82Международная федерация транспортно-экспедиторских ассоциаций ФИАТА в помощь экспедиторам и отправителям
опасных грузов в соответствии с действующими международными правилами их перевозок
морским, железнодорожным и автомобильным транспортом разработала декларацию грузоотправителя о перевозке опасного груза. Согласно классификации опасные грузы разделяются на 9 классов. Для каждого класса и подкласса опасных грузов предусмотрен свой знак-ярлык. Водители и лица, направленные для сопровождения ОГ, должны пройти специальное обучение, которое подтверждается наличием соответствующего удостоверения. Ответственность за это несут руководители автотранспортной организации.
Слайд 83Транспортно-экспедиционное обслуживание перевозок грузов на открытом подвижном составе
В разд. 20
«Правил перевозок грузов» ОАО «РЖД» содержится перечень грузов, которые могут
перевозиться на открытом подвижном составе. Он включает машины и оборудование разных конструкций и назначения. Согласно уставу грузоотправитель при отправке грузов на открытом подвижном составе обязан подготовить груз к перевозке, с тем чтобы в процессе тpанспортиpовки была обеспечена безопасность движения поездов и сохранность груза.
Слайд 85Это требование относится к автомобильному транспорту и в определенной степени
к речному - при использовании барж-площадок и понтонов.
Ответственность за несоблюдение
технических условий погрузки и крепления грузов ОАО «РЖД» несет грузоотправитель или стивидор, проводивший погрузку, что удостоверяется записью на оборотной стороне накладной: «груз размещен и закреплен согласно главе ... технических условий правильно».
Слайд 86Правильность размещения и крепления грузов, не предусмотренных техническими условиями, проверяет
начальник станции или его заместитель. При этом на обороте накладной
делают отметку: «Размещение и крепление груза проведены согласно утвержденному чертежу (схема №__от____). Для крепления применены следующие реквизиты (перечисляются наименования и количество стоек, упорных брусьев, растяжек)». Эту отметку они заверяют своими подписями и штемпелем станции.
Слайд 87Грузы весом более 500 кг в одном месте могут отправляться
на места общего пользования станций (согласно Тарифному руководству ОАО «РЖД»),
имеющих грузоподъемные механизмы. Такие же грузы, адресованные получателем с подачей вагонов на подъездные пути, отправляются без ограничений. Тяжеловесные, длинномерные, громоздкие и негабаритные грузы всегда требуют предоставления отдельных единиц открытого подвижного состава, иногда сцепа платформ, подачи многоосного транспортера или устройства специального приспособления для возможности транспортировки.
Негабаритными называются грузы, которые, будучи погружены на подвижной состав, выходят за пределы габарита погрузки в пределах сети железных дорог колеи до 1520 мм (железные дороги бывшего СССР, Финляндии, Монголии, отдельные участки в Польше, Словакии, КНДР).
Слайд 88Автомобили, тракторы, сельскохозяйственные и дорожно-строительные машины, железобетонные и металлические конструкции,
а также другие грузы длиной в пределах платформ и полувагонов
допускается грузить на все железные дороги кроме Дальневосточной по льготному габариту погрузки. В накладной на такие грузы отправитель делает отметку «льготный габарит».
Предусматриваются три этапа согласования перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов (изделий):
первый - предварительное согласование с отделом специальных перевозок «РЖД» возможности и способа перевозки;
второй - согласование погрузочной документации с управлением железной дороги отправления;
третий - окончательное согласование погрузочной документации с отделом специальных перевозок «РЖД» для грузов больших степеней негабаритности и на специальном подвижном составе - транспортерах.
Слайд 89Не менее сложным является согласование перевозок тяжеловесных и громоздких грузов
автомобильным транспортом. Лимитирующими параметрами перевозки являются:
состояние дорожного покрытия,
ширина проезжей части
автодороги,
предельные нагрузки мостовых переходов,
высота мостов,
высота подвески контактных проводов общего и транспортного электроснабжения, линий связи и др.
Слайд 90Например, габаритными размерами автотранспортных средств считаются: для седельного автопоезда с
двумя прицепами: длина - 25,9 м, ширина - 2,55 м,
высота - 4,0 м, масса для седельного тягача с полуприцепом, трехосного - 28 т. Все это требует разработки развернутого плана перевозки громоздких, длинномерных или тяжеловесных грузов.
На морском транспорте для перевозки таких грузов построены специальные суда, способные перевозить места весом до 800 т. Это суда доково-накатного типа, оснащенные мощным крановым оборудованием, плавучие краны большой грузоподъемности. В настоящее время разработаны технологии буксировки буровых платформ, сухих доков с размещенными в них конструкциями и агрегатами и т.д.
Слайд 91Транспортно-экспедиционное обслуживание перевозок грузов в сопровождении проводников
Некоторые грузы при перевозке
требуют особого обслуживания в пути, охраны или непрерывного наблюдения с
применением мер предохранения их от порчи, гибели или хищения.
К ним относятся: животные, птицы, пчелы, живая рыба, растения и цветы живые, скоропортящиеся грузы, требующие при перевозке специального обслуживания (отопление, уход); некоторые опасные грузы; автомобили и колесная техника; музейные и антикварные ценности и др.
Слайд 93На железнодорожном транспорте вопросы сопровождения регулируются разд. 21 «Правил перевозок
грузов», содержащим перечень грузов, перевозка которых осуществляется в сопровождении работников
военизированной охраны РЖД, представителей грузоотправителей или грузополучателей.
В отношении некоторых видов грузов экспедиторское сопровождение является обязательным. Если груз перевозится в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя), последний обязан обеспечить явку экспедитора на место погрузки груза к моменту прибытия подвижного состава. Если экспедитор к моменту прибытия подвижного состава опоздал, грузоотправитель (грузополучатель) несет перед автотранспортным предприятием ответственность за простой подвижного состава, предусмотренную договором и ст. 141 Устава автомобильного транспорта.
Слайд 94По истечении одного часа ожидания экспедитора грузоотправителя (грузополучателя) автотранспортное предприятие
вправе вернуть подвижной состав в гараж или использовать его на
других перевозках. В этом случае перевозка считается несостоявшейся, начисление штрафа за простой прекращается и автотранспортное предприятие ответственности за невыполнение перевозки не несет.
Слайд 95Охрана и сопровождение груза являются экспедиторской услугой и оформляются договором
транспортной экспедиции в соответствии с правовыми нормами, предусмотренными в гл.
51 ГК РФ «Договор Комиссии». Железная дорога, обеспечивающая охрану и сопровождение груза военизированной охраной МПС РФ в качестве представителя грузоотправителя или грузополучателя, является в этом случае не только перевозчиком, но и экспедитором. Согласно Правилам перевозок (разд. 21) проводник принимает груз от отправителя и сдает его на станции назначения получателю без участия железной дороги.
Слайд 96Железные дороги несут ответственность за груз только тогда, когда несохранность
перевозки произошла по вине железной дороги. О сопровождении груза проводником
в транспортных документах делается отметка. Железная дорога обеспечивает устройство отопления вагона и снабжение топливом. За проезд проводника взыскивается плата согласно п. 21 Прейскуранта № 10-01.
Слайд 97На морском транспорте наряду с аналогичным порядком сопровождения ряда грузов
проводниками фрахтователи в чартерах оговаривают право направления в рейс своего
представителя для сопровождения груза, требующего специального наблюдения, или для наблюдения за ходом погрузки или выгрузки судна в тайм-чартере в целях осуществления контроля по приему и сдаче груза, по использованию грузовых помещений и по расходам, оплачиваемым фрахтователем.
Слайд 98Транспортно-экспедиционное обслуживание парцельных отправок и грузов с объявленной ценностью
К парцельным
операциям относится доставка ценных, обычно не товарных грузов мелкими партиями-отправками
(образцы товаров, рекламные материалы, штучный груз в упаковке, подарки и т.п.), стоимость которых не превышает определенного максимума, что оговаривается в специальном разделе условий транспортного сервиса (тарифа линий, правил сообщения). При перевозке таких грузов на морском транспорте вместо коносамента используется специальный транспортный документ - парцельная квитанция, в которую вносится стоимость посылки.
Слайд 99Погрузка, выгрузка, перевозка парцельного груза осуществляется по особой ставке линейного
тарифа, причем для выставочных грузов и рекламных материалов они, как
правило, являются пониженными. Парцельная квитанция - именной транспортный документ. Соответственно, она не может быть передана другому лицу путем нанесения на нее обычной передаточной надписи. Расписку получателя в приеме посылки называют парцельной распиской.
Слайд 101Парцельные отправки не нужно отождествлять с перевозками грузов с объявленной
ценностью, которые перевозятся по действующим транспортным и товарораспорядительным документам. По
условиям многих тарифов и правилам перевозок ценных грузов грузоотправитель обязан объявить при отправке ценность таких грузов, как драгоценные металлы, камни и изделия из них, предметы искусства, художественные изделия, ковры ручной работы, антикварные вещи, а также домашние вещи, перевозимые без сопровождения проводниками отправителей. Перевозка грузов с объявленной ценностью осуществляется по повышенным ставкам фрахта или тарифов или с доплатой специального сбора. При этом перевозчик при утрате груза, перевозившегося с объявленной ценностью, выплачивает грузовладельцу возмещение в соответствии с объявленной ценностью, но не выше его действительной стоимости.
Слайд 102В соответствии со ст. 23 ТУЖД сумма объявляемой ценности груза
должна быть указана отправителем в накладной в графе «Объявленная ценность
груза» в валюте страны отправления или в тарифной валюте; она не должна превышать стоимости этого груза, указанной в счете иностранного поставщика, или государственной цены. Железная дорога отправления во время приема груза к перевозке имеет право проверить, соответствует ли размер объявленной ценности груза его стоимости. Если между железной дорогой и отправителем возникает спор относительно размера объявленной ценности, то этот спор разрешается начальником станции отправления. В случае несогласия отправителя с решением начальника станции отправитель может пригласить за свой счет эксперта из органов государственной торговли или промышленности. Заключение эксперта обязательно для обеих сторон.
Слайд 103Не допускается объявление ценности грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом, за
пломбами грузоотправителей, а также скоропортящихся и опасных грузов. Также не
допускается объявление ценности части груза, перевозимого по одной товарно-транспортной накладной. Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласий между автотранспортным предприятием и грузоотправителем (грузополучателем) стоимость груза определяется экспертизой, о чем составляется акт.
Слайд 104При предъявлении к перевозке груза с объявленной ценностью грузоотправитель обязан
составить опись грузовых мест в трех экземплярах по установленной форме,
которые передаются автотранспортному предприятию. После проверки описи один экземпляр возвращается грузоотправителю, второй остается в автотранспортном предприятии, а третий вручается грузополучателю при сдаче груза. При сдаче грузоотправителем и приеме автотранспортным предприятием грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должен быть определен и указан в товарно-транспортной накладной вес этих грузов.
Слайд 105
Учебный вопрос №4
ПРАВИЛА ВЫДАЧИ И ПЕРЕАДРЕСОВКИ ГРУЗОВ
Слайд 106Выдача грузов
Для того чтобы груз был выдан грузополучателю своевременно и
в надлежащем порядке, а также для того, чтобы грузополучатель подготовил
подъездные пути, места приемки и разгрузки, грузоотправитель обязан уведомить грузополучателя о предстоящем завозе. Груз выдается в пункте назначения грузополучателю, указанному в товарно-транспортной накладной.
Грузополучатель обязан обеспечить прием груза и разгрузку автомобиля, прибывшего до окончания времени работы грузополучателя. После выгрузки его работники обязаны очистить автомобили и контейнеры от остатков груза, а если осуществлялась перевозка животных, птицы, сырых животных продуктов и скоропортящихся грузов - промыть подвижной состав и при необходимости произвести его дезинфекцию.
Слайд 107В отдельных случаях производство очистки загрязненной грузовой платформы (кузова автомобиля)
могут принять на себя транспортные организации (при этом оплата работы
осуществляется за счет грузополучателя). Выдача грузов грузополучателю в пункте назначения по весу и количеству мест производится в том же порядке, в каком груз был принят от грузоотправителя (взвешиванием на весах, обмером, счетом мест и т.д.).
При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов автотранспортные предприятия осуществляют прием грузов со станций железных дорог, портов (пристаней) и аэропортов и сдачу их грузополучателям по правилам, действующим соответственно на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Слайд 108Грузы, прибывшие в исправных автомобилях, прицепах, отдельных секциях автомобиля, контейнерах
и цистернах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки
веса и состояния груза и количества грузовых мест.
Тарные и штучные грузы, принятые к перевозке по стандартному весу или весу, указанному грузоотправителем на каждом грузовом месте, выдаются грузополучателю в пункте назначения без взвешивания, по счету мест, с проверкой веса и состояния груза только в поврежденных местах. При отсутствии автомобильных весов у грузополучателя грузы, перевозимые навалом или насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки веса.
Слайд 109При определении количества груза с помощью взвешивания автотранспортная организация не
несет материальной ответственности при расхождении между весом груза, указанным в
товарно-транспортных документах грузоотправителей, и фактическим весом груза, если разница в весе груза не превышает:
а) нормы естественной убыли веса груза;
б) нормы расхождения в показаниях весов или нормы точности взвешивания груза, установленные Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии.
Слайд 110Если при проверке веса, количества грузовых мест или состояния груза
в пункте назначения будут обнаружены недостача, порча или повреждение груза
или если эти обстоятельства установлены актом, составленным в пути следования, автотранспортное предприятие или организация обязаны определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза. При необходимости производства экспертизы автотранспортное предприятие или организация по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает соответствующих специалистов.
Слайд 111Расходы по оплате экспертов несут:
а) автотранспортная организация, если будет подтверждено, что
недостача, порча или повреждение груза произошли по ее вине;
б) грузоотправитель -
во всех других случаях.
Результаты экспертизы оформляются актом. Акт экспертизы помимо эксперта должен быть подписан всеми лицами, присутствовавшими при экспертизе. До прибытия эксперта грузополучатель обязан обеспечить надлежащую сохранность груза.
Слайд 113При городских и пригородных перевозках в случаях отказа грузополучателя принять
груз по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия или организации,
груз переадресовывается грузоотправителем в установленном порядке другому грузополучателю или возвращается грузоотправителю. В этих случаях стоимость перевозки груза в оба конца, а также штраф (размер которого устанавливается договором перевозки) за простой автомобиля оплачиваются грузоотправителем. Грузополучатель обязан известить грузоотправителя об отказе от приема груза, сделать в товарно-транспортной накладной отметку об отказе в приеме груза, заверенную подписью и печатью (штампом).
Слайд 114При междугородных перевозках, а также при централизованном вывозе грузов со
станций железных дорог, из портов (пристаней) и аэропортов грузополучатель обязан
принять от автотранспортного предприятия или организации доставленный ему груз.
В случае прибытия груза, поставка которого не предусмотрена договором, грузополучатель принимает такой груз на ответственное хранение, о чем указывается в товарно-транспортной накладной.
Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в том случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые автотранспортное предприятие или организация несут ответственность, изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению, о чем составляется акт.
Слайд 115В случае невозможности сдать груз грузополучателю при междугородных перевозках по
причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия, грузоотправитель обязан дать автотранспортному
предприятию или организации указание о новом пункте назначения груза. Если же автотранспортное предприятие не имеет возможности доставить груз к месту нового назначения, оно может отказаться от этой перевозки, поставив об этом в известность грузоотправителя. В этом случае груз возвращается грузоотправителю. Связанные с этим дополнительные расходы (прогон и простой подвижного состава, хранение груза и т.п.) оплачиваются грузоотправителем.
Слайд 116Переадресовка грузов
Общий порядок переадресовки грузов регулируется ст. 72 Устава автомобильного
транспорта. Кроме того, порядок и правила переадресовки могут быть предусмотрены
в договоре перевозки. По общему правилу, грузоотправитель имеет право переадресовать груз до момента выдачи его грузополучателю. В случаях отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия, грузоотправитель обязан переадресовать его другому грузополучателю.
Слайд 117Распоряжение грузоотправителя автотранспортному предприятию или организации о переадресовке груза должно
содержать следующие данные:
а) номера первого заказа и товарно-транспортной накладной;
б) адрес первоначального назначения;
в) наименование
первоначального грузополучателя;
г) адрес нового назначения;
д) наименование нового грузополучателя.
Слайд 119Распоряжение грузоотправителя о переадресовке оформляется в письменном виде. Однако в
договоре перевозки может предусматриваться иной порядок уведомления, когда распоряжение о
переадресовке производится по телефону, факсу, электронной почте и другими средствами, с указанием всех перечисленных сведений. В любом случае указанное распоряжение в последующем должно быть подтверждено письменно.
В соответствии с Уставом автомобильного транспорта распоряжение грузоотправителя о переадресовке грузов может распространяться только на всю грузовую отправку, следующую по одной товарнотранспортной накладной.
Между тем в договоре перевозки может быть установлен и иной порядок переадресовки отдельных грузов.
Слайд 120В случае увеличения затрат автотранспортного предприятия на перевозку грузов в
новый пункт назначения по распоряжению грузоотправителя последний обязан внести дополнительную
провозную плату. При переадресовке груза в графу «Переадресовка» транспортного раздела путевого листа вписываются данные нового грузополучателя (наименование, адрес, номер распоряжения о переадресовке) в соответствии с распоряжением грузоотправителя.
Переадресовка грузов, следующих в прямом смешанном автомобильно-железнодорожном и автомобильно-водном сообщениях, производится в порядке, предусмотренном Правилами перевозок грузов в прямом смешанном автомобильно-железнодорожном и автомобильно-водном сообщениях.
Слайд 121В случае отказа грузополучателя от приема груза и невозможности получить
указания от грузоотправителя о переадресовке автотранспортное предприятие или организация вправе:
сдать
груз на хранение в пункте фактического нахождения груза или ближайшем пункте до получения указания грузоотправителя, а при наличии собственных складских помещений принять груз на хранение;
передать другой организации, если грузы по своему характеру требуют срочной реализации (если в договоре не предусмотрено иное);
возвратить груз грузоотправителю с полным возмещением последним услуг по перевозке, а также выплатой предусмотренных штрафов.
Слайд 122Лекция окончена
Благодарю за внимание