Слайд 1
Мир московского дома
ГБОУ «Гимназия № 1507» (ОШО № 930)
Зайцев
Данила 6 класс , Федькина Надежда 4 класс
Руководитель музея «Живуны»,
педагог – библиотекарь Гуревичева Н.Т.
Экологические аспекты в традициях московского быта
Слайд 2
2003 году на базе школьной библиотеки был открыт эколого –
этнографический музей «Живуны».
Название музея появилось благодаря местонахождению нашей школы
рядом с родником святого Сергия Радонежского. Испокон веков на Руси родники - «живунами» зовут. Из-за родников- живунов реки были рыбными и полноводными, а леса рослыми и густыми
Слайд 3
Музейными предметами на наших занятиях выступают не только вещи, но
и народные игры, песни, пословицы, обряды, традиции, произведения классической художественной
литературы.
Зайцев Данила 6 кл.
Слайд 4
Мир московского дома
Русский человек никогда не мыслил себя вне
природы, поэтому все свои знания об окружающем мире он перенес
на жилище, сконцентрировал в понятии дом. При планировании дома по традиции непременно соблюдалась связь между сторонами света, временами года.
Горожане жили в одноэтажных бревенчатых избах в три окошка по фасаду, с одной-двумя комнатами.
Дома строили из хвойного леса: ели или сосны.
Слайд 5Экологические аспекты в традициях строительства деревянного дома москвичей
Сосна
и ель имеют прямой и ровный ствол и дают прекрасные
смолистые бревна, которые обеспечивают в избе сухость насыщенного живицей (смолою) воздуха, т.е. отличные гигиенические условия. Рубили деревья осенью и зимой, когда в стволах нет сокодвижения. Если торец бревна обработать топором, лезвие при ударе сплющивает древесину, сосуды перекрываются и бревно стоит долго. А чтобы не осталось щелей, в пазы между бревнами закладывали мох или паклю да еще законопачивали снаружи. Такой дом выдержит любые морозы и не пустит холод внутрь. Воздух в деревянной избе особенный, пряный наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного теста.
Слайд 6 В нашем музее в отделе «Мир московского дома» воссоздано
внутреннее пространство избы. Дом смотрел на мир окнами – очами.
Они связывали жилое пространство с внешним миром. Через окно проникает свет, можно увидеть, что происходит на улице, оставаясь внутри. Возводя дом, человек отгораживался от большого пространства стенами, крышей, присваивал себе малую его часть, он становился как бы маленькой Вселенной.
Слайд 7 С началом темной поры года, когда сумерки наступали рано,
дома освещались лучиной, печным огнем и свечами. Для крепления горящей
лучины использовались кованые светцы разнообразной формы и величины. Керосиновые лампы появились позже, они сохранились и используются до сего дня.
Слайд 8«Изба о четырех углах строится» - гласит русская пословица. Так
и внутреннее пространство московской избы разделялось на четыре угла.
Слайд 9 Угол избы напротив дверей назывался Красным. Здесь на особой
полочке стояли иконы (образа) украшенные тканым или вышитым полотенцем .
«Без бога – ни до порога». Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу . Вся жизнь была ориентирована на красный (святой, почетный, божий) угол. Здесь молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей.
Слайд 10
Стол считали «ладонью божьей». Рядом с ним нельзя было сквернословить,
стучать по столу кулаком. За столом были четко определены мужские
и женские места. Стол никогда не должен был быть пустым, на нем всегда находился хлеб и солонка с солью. «Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска». Размер стола соответствовал количеству едоков в семье.
Слайд 11 Печь называли вторым углом дома, ее считали душой, главным
оберегом семьи ,«домашним очагом».
Русская печь выполняла много разной полезной
работы. В ней варили пищу, пекли хлеб, готовили корм для скота. Приготовление пищи – осмысливалось не только как хозяйственная, но и как сакральная функция: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое. С помощью печи нагревали, вентилировали и просушивали жилище, а также сушили мокрую одежду, зерно, грибы, лук, ягоду. Печь одновременно использовалась при лечении самых различных простудных заболеваний и недугов.
Слайд 12 В Московских краях морозы были не суровые, и поэтому
печи в московских избах строились устьем к двери на юго
– западный манер. Дрова для печи отбирали тщательно, заготавливая зимой. Их выдерживали в поленницах не меньше года, чтобы как следует высохли. Лучшими дровами считались березовые, дубовые и ольховые. Зимой на печи спали и грелись. От печи на половину избы настилались полати. Спали на полатях, дощатом настиле под потолком, на лавках, на кроватях.
Слайд 13Пространство около печи служило женской половиной. Здесь женщины обычно занимались
приготовлением еды, пряли, вязали. Это место называли «бабий кут». Он
по праву считался третьим углом дома.
Слайд 14 Что ели москвичи
Щи да каша
- пища наша. Именно им
отдавалось предпочтение среди
прочих
блюд. Издревле известно множество видов каш – гречневая, пшенная, овсяная, манная и другие. Что же касается щей , то можно было отведать «шти капустны», «шти борщовы», «шти репяны» и т.д. Капусту в щах могла заменить и молодая крапива. «Вторым хлебом» называли картошку. Ее выращивали на огородах. Сажали также лук, морковь, свеклу, редьку, тыкву, укроп, чеснок, огурцы. Очень любили употреблять в пищу разные «овощи» – так называли раньше дыни, яблоки, груши, вишню, малину, крыжовник, смородину и другие ягоды и фрукты. На столах было много всякой рыбы, грибов.
Слайд 15 В повседневном обиходе не обойтись без домашней утвари. На полках
в «бабьем куту» стояла нехитрая посуда горожанина – глиняные горшки,
миски, крынки. Металлическая, главным образом медная, реже чугунная, встречалась довольно широко: кружки, ковши, сковороды, ендовы, кюхли (бочонки), фляги. Немало посуды было сделано из дерева.
Слайд 16 Сосуды для жидкости
Очень распространенными сосудами для жидкости считались ведра, самовары, фляги. Фляги
брали с собой на покосы. Родниковая вода, квас сохраняли свою прохладу длительное время. Для изготовления фляг использовали специальную «черную» глину, готовое изделие подвергали трехкратному обжигу.
Слайд 17 Четвертый угол в доме называли мужским углом. Он предназначался для
мужской работы. Каждый москвич мог мастерить многое из того, что
нужно в хозяйстве: плести лапти, короба; изготавливать упряж, деревянную посуду, игрушки, самую простую мебель для дома. В мужском углу находились наборы деревообделочных инструментов – топор, сверло, скобель, бруски и т.д. Эти вещи характеризовали занятия хозяина дома.
Слайд 18Одежда москвичей
Тканью называли – полотно. Оно дышит любовью и соткано
молитвой. Из полотна шили и вышивали рушники, столешницы , одежду.
В таких одеждах летом было не жарко, а зимой тепло. Полотно дышит пропускает воздух. Женский же костюм в котором все так гармонично, как гармонично в наших душах и сердцах - нравственный образ Руси.
Слайд 19«Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во
что играют ваши дети».
В музее проводятся экскурсии на которых
рассказывают об истории возникновения кукол (от оберегов, крестьянских поделок к кукле -игрушке). Рассказывают о материалах из которых их изготавливали.
Слайд 20
Завещание потомкам
Родина – понятие не только географическое. Это важнейший
символ, наполненный глубинным содержанием, один из основных базовых ценностей человеческой
культуры.
Гордись тем и величайся,
что родился ты русским…
Люби же и отстаивай, когда придет пора,
Родину свою, Отечество…
Она жилье отцов и дедов твоих, жилье твое и детей твоих».
Эти слова В. Даля обращены к нам, живущим в ХХI веке. Воспитать патриотизм, любовь к своему Отечеству, без морализаторства и назидания – главная задача сегодняшнего дня.
Слайд 21
На примере музейной экспозиции эколого - этнографического музея
«Живуны» можно проследить, экологические страницы быта москвичей. Постепенно район Теплый
стан становится пригородом Москвы , сельский уклад жизни плавно переходит в быт горожанина.
В фотоиллюстрациях презентации представлены музейные предметы бытовавшие в Москве в конце Х1Х – ХХ вв.
Виртуальную экскурсию по музею можно совершить набрав «Музей «Живуны» СОШ № 930 в любом браузере
Р