Слайд 1
Мистецтво кінця ХІХ – початку ХХ ст.
Слайд 2Моде́рн — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй
половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ
от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Слайд 3Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь
в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Слайд 4В разных странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в
США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во
Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
Слайд 12Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве
(в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х
гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.
Слайд 13А. Бёклин Остров смерти
Оформившись как течение во Франции, символизм почти
мгновенно распространился по Европе, обрастая немецким мраком, итальянским изяществом, испанским
темпераментом и славянской меланхолией
К.Д. Фридрих. Мужчина и женщина смотрят на луну
Слайд 14Ф. Купка. Путь тишины
Д. Сегантини. Материнство
Слайд 15М.Нестеров. За Волгой, странник
Русский символизм
М. Врубель. Шестикрылый серафим - Азраиль
Слайд 17Матисс "Танец"
Живопись фовизма
Андре Дерен "Деревья на берегу Сены"
Слайд 18Экспрессионизм
Едвард Мунк. Крик (1893)
Слайд 19. Експресіонізм в архітектурі
Еріх Мендельсон. Башта Ейнштейна в Потсдамі (1917,
або 1920-1921)
Экспрессионизм
Франц Марк. Олені в лісі. 1913 - 1914 р.
Слайд 20Кубізм
Жорж Брак
Жінка з гітарою.
Слайд 21Футуризм
Орфізм.
Геометричні абстракції та функціоналізм у мистецтві 20-30-х рр. ХХ ст.
Неопластицизм П.Мондріана й групи «Де Стейл». Пуризм як антикубізм та
живописна творчість Ле Корбюзьє.
Дадаїзм. Абсурдизм.
Абстракціонізм.
Сюрреалізм.
Слайд 22Футуризм и Супрематизм
Явления в искусстве, процветавшего с 1890 по 1930 год,
хотя некоторые ранние его проявления относятся к 1850, а поздние —
к 1960 годам, в том числе Футуризм и Супрематизм можно обозначить общим термином Авангард
К авангарду можно отнести различные новаторские направления в искусстве, обозначавшиеся терминами «модернизм», «новое искусство», «футуризм», «супрематизм», «левое искусство» и др.
Слайд 23Футуризм
Футури́зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений
1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в
Италии и России.
Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
Право поэта на свою орфографию. Словотворчество. Скорость. Ритм. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом.
Слайд 24Футуризм
Помимо Маринетти, основоположниками футуризма были Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра,
Джино Северини.
Главные художественные принципы Футуризма — скорость, движение, энергия, которые некоторые
футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности.
Слайд 25Футуризм
Балла Джакомо.
Полет ласточек
Кандинский Василий Васильевич
Казаки
Умберто Боччони.
Под перголой в Неаполе.
Слайд 26Супрематизм
Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших
геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и
прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.
Слайд 27Супрематизм
Каземир Малевич
Атлеты
1932
Любовь Попова
Портрет философа
1915
Ольга Розанова
Голубая ваза с цветами.
Слайд 30Робер Делоне. Марсово поле: Красная башня (1911—1923)
Орфизм (фр. orphisme, от фр. Orpһée —
Орфей) — направление во французской живописи 1910-х годов, образованное Р. Делоне,
Ф. Купка, Ф. Пикабия, М. Дюшан. Генетически связан с кубизмом, футуризмом и экспрессионизмом.
Название дано в 1912 французским поэтом Аполлинером.
Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью «закономерностей» взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.
Слайд 31
Сюрреалізм (від французького surrealisme - буквально надреалізм) - модерністський напрям
в мистецтві, що з'явився після першої світової війни у Франції,
в 20-х роках нашого століття.
Його творці - молоді художники, поети розглядали сюрреалізм як спосіб пізнання підсвідомого, надприродного. За визначенням засновника і ідеолога цього напряму Андре Бретону сюрреалізм є «чистий психічний автоматизм, що має на меті виразити, або усно, або письмово, або іншим способом, реальне функціонування думки. Диктування думці поза всяким контролем з боку розуму, поза якими б то не було естетичних або етичних міркувань».
Слайд 32Андре Массон сформулював три умови несвідомого у творчості:
1.Звільнити свідомість від
раціональних зв'язків і досягти стану, близького до трансу;
2.Повністю підкорятися неконтрольованим
і внеразумным внутрішнім імпульсам;
3.Працювати по можливості швидко, не затримуючись для осмислення зробленого.
Сюрреалізм виражав ідею існування за межами реального, особливо важливої ролі тут набувають абсурд, несвідоме, сни, марення. Розрізняють два періоди сюрреалізму: перший, ранній, період характеризується смутним, напівабстрактним, зашифрованим відтворенням образів, другий період – конкретною, “достовірною” передачею наочного світу.
(С. Дали. “Сон”, 1937г.)
Слайд 33Роботи художника
ДАЛИ Сальвадор
Загадка Гитлера 1937
Слайд 34Роботи художника
ДАЛИ Сальвадор
Пара с облаками в головах 1936
Слайд 35Роботи художника
ДАЛИ Сальвадор
Постоянство памяти 1931
Слайд 36Роботи художника
ДАЛИ Сальвадор
Тайная вечеря фрагиент 1955
Слайд 37Роботи художника
ДАЛИ Сальвадор
Leda Atomica 1949
Слайд 38Роботи художника
ДАЛИ Сальвадор
Геополитический младенец
1943
Слайд 40Роботи художника
ДАЛИ Сальвадор
Моя жена,обнаженная,
смотрит на свое тело 1945
Слайд 41Роботи художника
ДАЛИ Сальвадор
Распятие 1954
Слайд 42Роботи художника
ДАЛИ Сальвадор
Тайная вечеря 1955
Слайд 43Мистецтво у засобах масової інформації. Масовий спосіб існування мистецтва.
Абстрактний експресіонізм
і Дж.Поллок. Варіанти безпредметної експресії в творчості групи «КОБРА». Поп-арт
і використання шаблонів масової культури. Оп-арт: використання оптичних ефектів. Концептуалізм і мистецтво як текст (Дж.Кошут). Кітч. Соц-арт.
Мистецтво сьогодення – „нова хвиля” художнього авангарду в мистецтві процесу (ленд-арт, графіті, татуаж, пірсінг, гепенінг, інсталяція та перформенс).