Разделы презентаций


Мнемотехника презентация, доклад

Содержание

Хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Мнемотехника — один из вспомогательных приемов
обучения русскому языку, поддерживающих

интерес к предмету


Иванова Надежда Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МОУ

Бейской СОШ
(по материалам учителя русского языка и литературы
Целоусовой Елены Викторовны)
Мнемотехника — один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предметуИванова Надежда Анатольевнаучитель русского языка

Слайд 2Хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием

человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению.


Хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, не

Слайд 3«Мнемоника (греч. Mnemonіka – иск – во запоминания) (мнемотехника), совокупность

приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем

образования искусственных ассоциаций».
«Мнемоника (греч. Mnemonіka – иск – во запоминания) (мнемотехника), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих

Слайд 4Классификация приемов мнемотехники
1) Буквенно-звуковая мнемоника (Наличие одинаковых букв и

звуков, дозволительно и неполное, частичное сходство).
2) Рифмовки. Общность ударений.

3) Отнесенность к одному словообразовательному типу.
4) Сказки – ассоциации.
5) Схематично – рисуночная мнемоника.
6) «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника
Покажем на примерах отличие вышеперечисленных групп.
Классификация приемов мнемотехники 1) Буквенно-звуковая мнемоника (Наличие одинаковых букв и звуков, дозволительно и неполное, частичное сходство). 2)

Слайд 5М.Б.Успенский пишет: «В русском языке немало речеупотреблений, которые не поддаются

обобщению, по которым не составишь алгоритма, которые находятся как бы

«вне правил». К ним относятся написание непроверяемых гласных и согласных, различные исключения из правил, а также вариативность словоформ, употребляемых в одном категориальном значении (носков, но чулок; узбеков, таджиков, но туркмен, грузин, татар)». Для неалгоритмизуемых единиц языка может быть одна рекомендация: «Это надо запомнить». И вот тут на помощь словеснику приходит мнемоника.
М.Б.Успенский пишет: «В русском языке немало речеупотреблений, которые не поддаются обобщению, по которым не составишь алгоритма, которые

Слайд 6Мнемоприем должен живописать, пробуждая воображение, возбуждая внимание и активность учащихся.

Мнемоприем должен живописать, пробуждая воображение, возбуждая внимание и активность учащихся.

Слайд 7Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
Красный оранжевый желтый зеленый

голубой синий фиолетовый

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан Красный оранжевый желтый зеленый голубой синий фиолетовый

Слайд 8«Запомним: одеваем Надежду – надеваем одежду», т.е. одевать кого –

то, а на себя надевать.

«Запомним: одеваем Надежду – надеваем одежду», т.е. одевать кого – то, а на себя надевать.

Слайд 9Ритмизация глаголов – исключений из 1 спряжения: Гнать, держать, смотреть и

видеть, Слышать, дышать и ненавидеть. И обидеть, и терпеть, и зависеть,

и вертеть. Вы запомните, друзья, их на е писать нельзя. В журнале «Русский язык в школе» (№6, 1996 г.) предлагают другой вариант этой рифмовки: Гнать, держать, дышать, смотреть, Видеть, слышать и вертеть. А еще терпеть, обидеть И зависеть, ненавидеть.
Ритмизация глаголов – исключений из 1 спряжения: Гнать, держать, смотреть и видеть,  Слышать, дышать и ненавидеть.

Слайд 10Всем известное «правило окна». Известно, что наречия, образованные с помощью

приставок из-,до- ,с- и в-, на-, за- «проверяют» с помощью

падежных форм слова окно с такими же предлогами. Оканчиваются и те и другие на одни и те же буквы. В основу ассоциации мнемоприема легло научное обоснование.
Всем известное «правило окна». Известно, что наречия, образованные с помощью приставок из-,до- ,с- и в-, на-, за-

Слайд 11Говоря о сказках-ассоциациях, можно вспомнить известного польского педагога Януша Корчака.

Так в одной из них повествуется о том, что когда

– то очень давно все слова были свалены в одну кучу, где ничего нельзя было разобрать. Но прошла Грамматика и разложила все по ящикам: в один – все существительные, в другой – все прилагательные, в третий – все глаголы. В другой сказке, посвященной местоимениям, Корчак рассказал о малыше кто – слове, помогающем спросить о любом человеке на свете.
Говоря о сказках-ассоциациях, можно вспомнить известного польского педагога Януша Корчака. Так в одной из них повествуется о

Слайд 12А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю;

Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро;

Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо
А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) -

Слайд 13Например, орфограммы в слове винегрет запомнить не просто, но стоит

кинуть спасательный круг в виде мнемоприема «вино не греют», и

уже ученик твердо усвоит написание орфограмм.
Например, орфограммы в слове винегрет запомнить не просто, но стоит кинуть спасательный круг в виде мнемоприема «вино

Слайд 14Бахрома
Вязала бахрому, бах, Рома пришел !

Коллекция
Собирал коллекцию,
Вышел кол за

лекцию.
Ровесник, сверстник
Ровесник – нет т = ровно весен (зим, лет);


сверстник –есть т – с версту (верста = 1,0668км.)
БахромаВязала бахрому, бах, Рома пришел !КоллекцияСобирал коллекцию, Вышел кол за лекцию.Ровесник, сверстникРовесник – нет т = ровно

Слайд 155 – 11 класс. Использовать при фонетическом разборе.
Уверена, всем

известна фраза, способствующая запоминанию букв, соответсвующих глухим согласным русского языка.

«Степка Фец, хочешь щец?»- это уже классика мнемотехники (возможны варианты: «Степка, хочешь шец?» «Фи!» или «Фока, хочешь поесть щец?) А вот фраза, где согласные буквы соответствуют всегда звонким звукам «Безногий выл: «Я даром жил». Рифмовку лучше рассказывать с небольшим комментарием. Вспомните русскую народную сказку о богатыре, который 33 года пролежал на печке, так как его ноги не держали. Он с ногами (в прямом значении), да безногий (в переносном) вполне мог произнести эту фразу.
5 – 11 класс. Использовать при фонетическом разборе. Уверена, всем известна фраза, способствующая запоминанию букв, соответсвующих глухим

Слайд 16Всегда твердые звуки
В русском языке есть три звука, которые

всегда твердые: [ж], [ш], [ц]
Три варианта мнемоприемов призваны облегчить

запоминание этих звуков.
☝ 1\Над [ц]ветами [ж]ук [ш]уршит, Знать он твердые велит.
✌ 2\В [ц]ирке [ж]ук и [ш]ут, И тебя там ждут.
Всегда твердые звуки В русском языке есть три звука, которые всегда твердые: [ж], [ш], [ц] Три варианта

Слайд 17Всегда мягкие звуки [Й'], [ч'], [щ'] – всегда мягкие. [Й']огурт, [ч']ай,

[щ']ербет… Слаще в мире нет. Можно запомнить по словоформе [ч']а[щ']е[й'] Чащей, чащей ты

иди, Всегда мягких только три.
Всегда мягкие звуки  [Й'], [ч'], [щ'] – всегда мягкие. [Й']огурт, [ч']ай, [щ']ербет… Слаще в мире нет.

Слайд 18 Орфоэпия 5 – 6 класс ✱✱✱ Надеваю шо'рты, Чтобы кушать то'рты. ✱✱✱ Коль будильник зазвони'т

- У меня ужасный вид. Если классная звони'т – Папа за ремнем спешит. Не

звони'те, не звони'те, Пощадите, пощадите.
Орфоэпия 5 – 6 класс ✱✱✱ Надеваю шо'рты, Чтобы кушать то'рты. ✱✱✱ Коль будильник зазвони'т -

Слайд 19Ударение с слове красивее мы запоминаем по ноте си♪. Краси♪вее –

ноту си♪ выделяй, произноси.

Ударение с слове красивее мы запоминаем по ноте си♪.   Краси♪вее – ноту си♪ выделяй, произноси.

Слайд 20Спортсмен Человек 5 – 6 ребят, несмотря на объяснение, что здесь

два корня спорт + смен, все равно писали с ошибками

(спорцмен, спортцмен). Пока один из них однажды не воскликнул: - Я забыл дома сменку, спортивную сменку. - Ну и какой ты теперь спортсмен без спортивной сменки? Ребята оценили удачный диалог, они стали проверять «спортсмена по спортивной сменке». Вокзал Вокзал – около зала ожидания есть здание, все, прилегающее к залу ожидания, называем вокзалом.
Спортсмен Человек 5 – 6 ребят, несмотря на объяснение, что здесь два корня спорт + смен, все

Слайд 21Многозначное слово и
многоголовый Змей Горыныч

Многозначное слово и многоголовый Змей Горыныч

Слайд 22
Приложите ладонь тыльной стороной к листу бумаги или к

доске. Загните безымянный пальцы и мизинец. Обведите часть среднего и

указательные пальцы. Какая буква получилась?
Два пальца ✌=и=2 спр.
Значит, буква И перед ТЬ в начальной форме это и есть 2 спряжение, все остальные буквы перед ТЬ в Н.ф. – о, а, е, у – это сигнал того, что перед вами не второе, а другое, то есть 1 спряжение.
Приложите ладонь тыльной стороной к листу бумаги или к доске. Загните безымянный пальцы и мизинец. Обведите

Слайд 23Переходность и непереходность глаголов

Переходность и непереходность глаголов

Слайд 24Пре –
Мама Пере - , папа Очень,
Дочка Пре- помочь

им хочет,
Коль недуг одолевает –
Дочка вмиг их заменяет.
Пре –

приставка утром рано
По секрету рассказала:
Слово очень мне родня,
Пере – вот моя семья.
Пре –Мама Пере - , папа Очень, Дочка Пре- помочь им хочет, Коль недуг одолевает –Дочка вмиг

Слайд 25: «П.р.»
«.П.р.» -
Оса полосатая. Ее полоски – это кавычки.

Если слова автора стоят перед прямой речью, то она защищается

глазами. Глаза - двоеточие перед прямой речью. Если слова автора подкрадываются сзади, то оса выпускает жало – иглу (знак тире). Оса у нас особая, она имеет столько привилегий, поэтому пишем мы слова прямой речи с большой буквы.
: «П.р.»	«.П.р.» - Оса полосатая. Ее полоски – это кавычки. Если слова автора стоят перед прямой речью,

Слайд 26Если речь заходит о явлениях грамматики, то для мнемонического запоминания

можно применять этимологический анализ слов.
Пример. Жилет. Жиль – шут, носивший

одежду без рукавов, по имени шута назвали одежду. Жил Жиль, носил жилет.
Другой пример. Корабль (сейчас все слово корень). В древние времена корабль, корка, корыто, короб, коричневый были родственниками, поскольку у них единый исторический корень –кор- (от значения кора у дерева). Коричневый корабль –короб, он сделан из коры.
Если речь заходит о явлениях грамматики, то для мнемонического запоминания можно применять этимологический анализ слов.Пример. Жилет. Жиль

Слайд 27Буквы Е, Ё, Я, Ю. Мы называем эти буквы разведчицами,

так как в транскрипции они пользуются не своими, а чужими

символами. ЕЁ Я лЮблю (а потом произносим только гласные) Её я ю
Буквы Е, Ё, Я, Ю.  Мы называем эти буквы разведчицами, так как в транскрипции они пользуются

Слайд 28А.Б.Панина при изучении темы «Гласные о и е после шипящих

и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных» предлагает

использовать сказочный домик, давая при этом следующий инструктаж: « Крыша – это суффикс. Основание, стены дома – графическое обозначение окончания. Соедини эти две фигуры – и домик готов.
А.Б.Панина при изучении темы «Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных

Слайд 29Синтаксис - такси
Вас такси не повезет, если вы не скажете

словосочетание или предложение, поясняющее, куда вас вести.
Вы в такси

скажите просто словосочетание,
И тогда таксист исполнит ваше пожелание.
Синтаксис – учение о предложении и сочетании слов в предложении.
Синтаксис - таксиВас такси не повезет, если вы не скажете словосочетание или предложение, поясняющее, куда вас вести.

Слайд 30Должна быть она образна,
В памяти живучая,
Чтоб хватала за душу


Суперприставучая
Ассоциации зацепка
Должна держаться очень крепко.

Должна быть она образна, В памяти живучая,Чтоб хватала за душу Суперприставучая Ассоциации зацепка Должна держаться очень крепко.

Слайд 31желаю творческих успехов!

желаю  творческих успехов!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика