Слайд 1
Мнемотехника — один из вспомогательных приемов
обучения русскому языку, поддерживающих
интерес к предмету
Иванова Надежда Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МОУ
Бейской СОШ
(по материалам учителя русского языка и литературы
Целоусовой Елены Викторовны)
Слайд 2Хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием
человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению.
Слайд 3«Мнемоника (греч. Mnemonіka – иск – во запоминания) (мнемотехника), совокупность
приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образования искусственных ассоциаций».
Слайд 4Классификация приемов мнемотехники
1) Буквенно-звуковая мнемоника (Наличие одинаковых букв и
звуков, дозволительно и неполное, частичное сходство).
2) Рифмовки. Общность ударений.
3) Отнесенность к одному словообразовательному типу.
4) Сказки – ассоциации.
5) Схематично – рисуночная мнемоника.
6) «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника
Покажем на примерах отличие вышеперечисленных групп.
Слайд 5М.Б.Успенский пишет: «В русском языке немало речеупотреблений, которые не поддаются
обобщению, по которым не составишь алгоритма, которые находятся как бы
«вне правил». К ним относятся написание непроверяемых гласных и согласных, различные исключения из правил, а также вариативность словоформ, употребляемых в одном категориальном значении (носков, но чулок; узбеков, таджиков, но туркмен, грузин, татар)». Для неалгоритмизуемых единиц языка может быть одна рекомендация: «Это надо запомнить». И вот тут на помощь словеснику приходит мнемоника.
Слайд 6Мнемоприем должен живописать, пробуждая воображение, возбуждая внимание и активность учащихся.
Слайд 7Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
Красный оранжевый желтый зеленый
голубой синий фиолетовый
Слайд 8«Запомним: одеваем Надежду – надеваем одежду», т.е. одевать кого –
то, а на себя надевать.
Слайд 9Ритмизация глаголов – исключений из 1 спряжения:
Гнать, держать, смотреть и
видеть,
Слышать, дышать и ненавидеть.
И обидеть, и терпеть, и зависеть,
и вертеть.
Вы запомните, друзья, их на е писать нельзя.
В журнале «Русский язык в школе» (№6, 1996 г.) предлагают другой вариант этой рифмовки:
Гнать, держать, дышать, смотреть,
Видеть, слышать и вертеть.
А еще терпеть, обидеть
И зависеть, ненавидеть.
Слайд 10Всем известное «правило окна». Известно, что наречия, образованные с помощью
приставок из-,до- ,с- и в-, на-, за- «проверяют» с помощью
падежных форм слова окно с такими же предлогами. Оканчиваются и те и другие на одни и те же буквы. В основу ассоциации мнемоприема легло научное обоснование.
Слайд 11Говоря о сказках-ассоциациях, можно вспомнить известного польского педагога Януша Корчака.
Так в одной из них повествуется о том, что когда
– то очень давно все слова были свалены в одну кучу, где ничего нельзя было разобрать. Но прошла Грамматика и разложила все по ящикам: в один – все существительные, в другой – все прилагательные, в третий – все глаголы. В другой сказке, посвященной местоимениям, Корчак рассказал о малыше кто – слове, помогающем спросить о любом человеке на свете.
Слайд 12А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю;
Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро;
Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо
Слайд 13Например, орфограммы в слове винегрет запомнить не просто, но стоит
кинуть спасательный круг в виде мнемоприема «вино не греют», и
уже ученик твердо усвоит написание орфограмм.
Слайд 14Бахрома
Вязала бахрому, бах, Рома пришел !
Коллекция
Собирал коллекцию,
Вышел кол за
лекцию.
Ровесник, сверстник
Ровесник – нет т = ровно весен (зим, лет);
сверстник –есть т – с версту (верста = 1,0668км.)
Слайд 155 – 11 класс. Использовать при фонетическом разборе.
Уверена, всем
известна фраза, способствующая запоминанию букв, соответсвующих глухим согласным русского языка.
«Степка Фец, хочешь щец?»- это уже классика мнемотехники (возможны варианты: «Степка, хочешь шец?» «Фи!» или «Фока, хочешь поесть щец?) А вот фраза, где согласные буквы соответствуют всегда звонким звукам «Безногий выл: «Я даром жил». Рифмовку лучше рассказывать с небольшим комментарием. Вспомните русскую народную сказку о богатыре, который 33 года пролежал на печке, так как его ноги не держали. Он с ногами (в прямом значении), да безногий (в переносном) вполне мог произнести эту фразу.
Слайд 16Всегда твердые звуки
В русском языке есть три звука, которые
всегда твердые: [ж], [ш], [ц]
Три варианта мнемоприемов призваны облегчить
запоминание этих звуков.
☝ 1\Над [ц]ветами [ж]ук [ш]уршит,
Знать он твердые велит.
✌ 2\В [ц]ирке [ж]ук и [ш]ут,
И тебя там ждут.
Слайд 17Всегда мягкие звуки
[Й'], [ч'], [щ'] – всегда мягкие.
[Й']огурт, [ч']ай,
[щ']ербет…
Слаще в мире нет.
Можно запомнить по словоформе [ч']а[щ']е[й']
Чащей, чащей ты
иди,
Всегда мягких только три.
Слайд 18 Орфоэпия
5 – 6 класс
✱✱✱
Надеваю шо'рты,
Чтобы кушать то'рты.
✱✱✱
Коль будильник зазвони'т
-
У меня ужасный вид.
Если классная звони'т –
Папа за ремнем спешит.
Не
звони'те, не звони'те,
Пощадите, пощадите.
Слайд 19Ударение с слове красивее мы запоминаем по ноте си♪.
Краси♪вее –
ноту си♪ выделяй, произноси.
Слайд 20Спортсмен
Человек 5 – 6 ребят, несмотря на объяснение, что здесь
два корня спорт + смен, все равно писали с ошибками
(спорцмен, спортцмен).
Пока один из них однажды не воскликнул:
- Я забыл дома сменку, спортивную сменку.
- Ну и какой ты теперь спортсмен без спортивной сменки?
Ребята оценили удачный диалог, они стали проверять «спортсмена по спортивной сменке».
Вокзал
Вокзал – около зала ожидания есть здание, все, прилегающее к залу ожидания, называем вокзалом.
Слайд 21Многозначное слово и
многоголовый Змей Горыныч
Слайд 22
Приложите ладонь тыльной стороной к листу бумаги или к
доске. Загните безымянный пальцы и мизинец. Обведите часть среднего и
указательные пальцы. Какая буква получилась?
Два пальца ✌=и=2 спр.
Значит, буква И перед ТЬ в начальной форме это и есть 2 спряжение, все остальные буквы перед ТЬ в Н.ф. – о, а, е, у – это сигнал того, что перед вами не второе, а другое, то есть 1 спряжение.
Слайд 23Переходность и непереходность глаголов
Слайд 24Пре –
Мама Пере - , папа Очень,
Дочка Пре- помочь
им хочет,
Коль недуг одолевает –
Дочка вмиг их заменяет.
Пре –
приставка утром рано
По секрету рассказала:
Слово очень мне родня,
Пере – вот моя семья.
Слайд 25: «П.р.»
«.П.р.» -
Оса полосатая. Ее полоски – это кавычки.
Если слова автора стоят перед прямой речью, то она защищается
глазами. Глаза - двоеточие перед прямой речью. Если слова автора подкрадываются сзади, то оса выпускает жало – иглу (знак тире). Оса у нас особая, она имеет столько привилегий, поэтому пишем мы слова прямой речи с большой буквы.
Слайд 26Если речь заходит о явлениях грамматики, то для мнемонического запоминания
можно применять этимологический анализ слов.
Пример. Жилет. Жиль – шут, носивший
одежду без рукавов, по имени шута назвали одежду. Жил Жиль, носил жилет.
Другой пример. Корабль (сейчас все слово корень). В древние времена корабль, корка, корыто, короб, коричневый были родственниками, поскольку у них единый исторический корень –кор- (от значения кора у дерева). Коричневый корабль –короб, он сделан из коры.
Слайд 27Буквы Е, Ё, Я, Ю.
Мы называем эти буквы разведчицами,
так как в транскрипции они пользуются не своими, а чужими
символами.
ЕЁ Я лЮблю (а потом произносим только гласные)
Её я ю
Слайд 28А.Б.Панина при изучении темы «Гласные о и е после шипящих
и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных» предлагает
использовать сказочный домик, давая при этом следующий инструктаж: « Крыша – это суффикс. Основание, стены дома – графическое обозначение окончания. Соедини эти две фигуры – и домик готов.
Слайд 29Синтаксис - такси
Вас такси не повезет, если вы не скажете
словосочетание или предложение, поясняющее, куда вас вести.
Вы в такси
скажите просто словосочетание,
И тогда таксист исполнит ваше пожелание.
Синтаксис – учение о предложении и сочетании слов в предложении.
Слайд 30Должна быть она образна,
В памяти живучая,
Чтоб хватала за душу
Суперприставучая
Ассоциации зацепка
Должна держаться очень крепко.