Слайд 1Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС ДО
Слайд 2Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС ДО
В модели образовательного
процесса обязательно выделяются следующие основные составляющие:
1 – взаимодействие с педагогами,
ориентированное на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающие социальную ситуацию его развития;
2 – формы организации содержания образования;
3 – изменение предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации;
4 – ненавязчивая позиция взрослого;
5 – разнообразие детской активности;
6 – свободный выбор предметного материала.
Слайд 3Конструирование образовательного процесса педагогом обеспечивается при условии комплексного планирования обучающих,
воспитательных и развивающих задач на основе анализа педагогической ситуации, прогнозирования
развития воспитанников и материализуется в плане работы.
Слайд 4Структура непрерывно образовательной деятельности
НАЧАЛО
Для начала это приглашение к деятельности
«Давайте
сегодня…»
«Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…»
«Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»
Игровая мотивация
– это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью т добиваться желаемого результата.
Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.
Слайд 5Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах
Младший
дошкольный возраст
Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих
в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то сломалось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие).
Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умные дети, которые им помогут.
Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. Т дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
Слайд 6Средний дошкольный возраст
В работе с детьми этого возраста используются два
типа игровой мотивации.
Первый тип как для предыдущей возрастной группы.
Второй тип
осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней.
Для этого педагог предлагает детям поиграть.
После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу НОД обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течении 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор(_
В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется.
Слайд 7Старший дошкольный возраста
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение
интереса у детей к обсуждаемой теме
Иначе говоря, проблемная ситуация –
это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:
1) сам формулирует проблему (задачу);
2) сам находит ее решение;
3) решает и
4) сам контролирует правильность этого решения.
Слайд 8ТАКИМ ОБРАЗОМ
Младший дошкольный возраст – создается игровая мотивация для продуктивной
деятельности.
Средний возраст – создается игровая мотивация для познавательно-исследовательской деятельности.
Старший возраст
- создается проблемная ситуация для любого вида деятельности.
Слайд 9
Структура НОД:
вводная часть, основная часть, (ход), заключительная часть.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ настраивает
дошкольников на предстоящую деятельность, обеспечивает психологическую готовность воспитанников к предстоящей
деятельности; направляет внимание детей для осознания и принятия детьми цели, задач, вхождения в проблему; установление связи с прошлым опытом детей (по возможности).
Виды деятельности на данном этапе: игровая, предметная, речевая, продуктивная.
Слайд 10ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ актуализирует имеющиеся знания и представления у детей;
педагогом
создаются ситуации, в которой у ребенка возникает необходимость в получении
новых представлений, умений, навыков;
задачи НОД решаются за счет использования разнообразных приемов и форм работы;
В группе создаются условий для разнообразной активной деятельности детей.
Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник предлагает всевозможные способы ее реализации.
В основной части, педагог:
«задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.);
предлагает свою идею или свой результат для детской критики;
проявляет заинтересованность в результате других;
включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников;
усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
Слайд 11ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает
в своем темпе и решает сам, закончил он или нет
исследование, работу.
Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
Слайд 12
Организация пространства НОД
Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к
равному участию в работе, обсуждении, исследовании.
Свободный выбор детьми рабочего места,
перемещение, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.
Партнер – взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позиции он вне круга, противостоит детям, над ними).
Слайд 13Таким образом, существенными характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме
партнерской деятельности взрослого с детьми являются:
включенность взрослого в деятельность наравне
с детьми;
добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);
открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе)
Слайд 14 В процессе осуществления НОД необходимо использовать:
Проблемные ситуации, исследовательские ситуации (обучение
исследовательской деятельности);
Интегрированные задания (объединение знаний и умений вокруг и ради
решения вопроса, познания объекта или явления);
Методы и приемы, формы работы с детьми, способствующие развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т.д.;
Сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом детей;
Систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации;
Грамотно обобщать ответы детей, направлять их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности;
Осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность. обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.
Слайд 15Советы воспитателям по организации НОД:
Не торопитесь ответить, сделать за детей,
исправить.
Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их
размышления, не торопитесь выдать готовый ответ сами.
Подводите детей к выводам, обобщениям.
Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.
Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей.
Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую очередь влияют на развитие детей.
Слайд 16Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать,
удержать внимание детей.
Чаще обращайтесь к детям с просьбой - уточнить
сказанное (делая вид, что это важно, но еще непонятно), объяснить по-другому.
После выполнения детьми заданий поговорите с детьми о том, как удалось добиться результата, у кого получилось и почему.
При подведении итогов образовательной деятельности важно отметить успешных детей, подчеркнув, за счет чего удалось добиться положительного результата, поддержать стеснительных, застенчивых, охватить вниманием тех детей, у которых уже что-то получается лучше, в сравнении с предыдущими их результатами.
При этом особый акцент нужно делать на проявлении личностных качеств, умении взаимодействовать.