Модель
психоречевого развития
ребёнка раннего возраста
Слайд 2
План:
1. Речевое развитие в лингвистической,
пси-
хологической и
педагогической парадигме.
2. Морфогенез речевых процессов.
3. Онтогенез психофизиологических
компонентов.
4. Онтогенез когнитивных компонентов.
5. Модель речевого развития ребёка раннего
возраста.
Слайд 3
Одним из ключевых моментов «запуска» процесса
становления языковой системы является появление коммуникативного намерения, а позже желания
общаться с близким взрослым первоначально при помощи невербальных средств (мимики, жеста, голофразы), а позже при помощи слов, фраз, текста. Реализация в речи языковых средств возможна только при эмоциональном контакте и мотивации со стороны взрослого окружения.
В целом развитие речи можно представить как становление базовых структур языковой системы и правил их сочетания. Следует особо подчеркнуть, что последовательное овладение средствами родного языка возможно только в процессе социальной коммуникации при нейробиологической готовности церебральных систем и подсистем.
Слайд 4Генез компонентов речевой системы
- обуславливается подвижным взаимодействием биологи-
ческих и
социальных компонентов. Которое определяет динамику смены этапов предречевого и речевого
развития, способствует усвоению новых средств общения.
Актуальность
- Для логопедии остаётся актуальным исследование
динамического взаимодействия компонентов
речевого развития детей раннего возраста на разных
этапах овладения речью.
- Описание прогностически значимых дизонтогений .
Слайд 5Цель
- На основе анализа психоречевой системы детей раннего возраста
с задержкой речевого развития,
выявить закономерное сочетание прогностически
значимых признаков отклонений
от нормального
онтогенеза речи и создать стойкую систему
коррекционно-предупредительного воздействия
Слайд 6
Рассмотрим понимание речевого
развития в лингвистической науке, поскольку предметом исследования данной научной
области является язык как замкнутая система, рассматриваемая абстрактно, вне связи с речевой деятельностью говорящих.
Необходимо определиться, как соотносятся понятия «язык»
и «речь».
Первый шаг к объединению понятий «язык» и «речь» предпринял Л.В. Щерба, исследования которого многие относят к зарождению психолингвистических знаний. Он находит три аспекта объединения: речевую деятельность (речь как процесс); языковую систему (общий язык); языковой материал (речь — результат процесса).
Л.В. Щерба определяет последовательность связи языка и речи в речевой организации человека: язык — речь — речевой акт — речевой материал. При этом под речевым материалом подразумевается конкретная реализация системы языка, под реч. актом — процесс, порождаемый речевым материалом , под речью — система сочетаний языковых элементов в тексте.
Таким образом, язык как средство и речь
как
деятельность соотносятся в речевом
генезе в овладении ребенком«языковым стандартом» родного национального языка в «языковом процессе» речевой коммуникации.
Речевой акт
Намеренное, целенаправленное, регулируемое правилами социально-речевого поведения данного общества произнесение высказывания , имеющего адресат, в определённой речевой ситуации.
Речевое умение
Способность человека осуществлять то или иное
речевое действие в условиях решения коммуникатив-
ных задач на основе выработанных навыков и приоб-
ретённых знаний.
В психологической
парадигме речевое развитие детей — это возникновение понимания речи и ее произнесения в процессе общения со взрослыми (ранний возраст), последующее обогащение словарного запаса, грамматических и стилистических структур речи уже и под влиянием дидактического общения (дошкольный и школьный возраст). В данном аспекте важным становится проблема соотношения мышления и речи.
Значимость состояния мыслительных операций для развития речеязыковой системы подчеркивал Ж. Пиаже. Он утверждал, что речь возникает в результате завершения процессов развития на стадии сенсомоторного интеллекта. Речь — умение репрезентировать внешний мир с помощью символов, причем языковое становление ребенка тесно взаимодействует с его когнитивным развитием .
Правильно организованная речь
взрослого, обращенная к ребенку, способствует пересечению мышления и речи в раннем возрасте.
Л.С. Выготский особо подчеркивал социальное происхождение развития ребенка. Его учение заложило основу принципиально нового направления в психологии, основанного на концептуальном положении о «зоне ближайшего развития», то есть соотношении процессов развития и обучения, при котором обучение всегда должно опережать развитие. Дж. Брунер, вслед за Л.С. Выготским, считает, что речь развивается в процессе общения с ближайшими взрослыми в хорошо знакомых условиях.
Говоря словами Дж. Брунера, ребенок «взламывает код» языка только в условиях непрерывного упорядоченного социального воздействия .
В педагогике под
развитием речи детей понимают психофизиологический процесс.
Речь представляет собой «разные формы применения языка в различных ситуациях общения» . Она трактуется как деятельность, включенная в общую систему деятельности человека, ребенка.
Естественнонаучной основой методики развития речи ребенка является неразрывное единство первой и второй сигнальных систем — соотношение наглядного, действенного и словесного. Физиологические исследования подчерки-
вают важность взаимосвязи слуховых и кинестетических ощущений, идущих от речевых органов в формировании речи .
Слайд 12
Психофизиологические компоненты
Перцепция ( чувственное
познание предметов
окр. мира):
1) Зрительное восприятие
2) Тактильно-кинестетическое восприятие
3) Слуховое восприятие
4) Фонематическое восприятие
Праксис (координирование дейстия):
1) Движение органов артикуляции
Слайд 13
Речь с точки зрения нейрофизиологии и нейропсихологии
Высшая
психическая функция, системно
организующая деятельность центральной
нервной системы в подкорково-корковых
и межполушарных взаимодействиях.
Слайд 14
Морфофизиологической основой речи
и её функций является совместная работа
ряда зон коры головного мозга
- Затылочные
(зрительный анализатор)
- Теменные (тактильный, кинестетический
анализаторы)
- Височные зоны (акустический анализатор)
-Лобные доли (двигательный анализатор)
Слайд 15
Такая последовательность «включения»
церебральных систем определяет сензитивность развития зрительного,
тактильного , акустического, двигательно- кинестетического анализаторов , являющихся необходимыми психофизиологическими
компонентами речевого развития.
Совместная работа анализаторных систем составляет психофизиологическую основу речи и речевой деятельности.
Слайд 16
Как отмечает Л.О. Бадалян: «у новорожденного затылочная
доля коры больших полушарий имеет относительно большие, чем у взрослого,
размеры». Что детерминирует сенситивную готовность новорожденного к развитию и формированию, прежде всего, зрительного восприятия.
С 2-х месячного возраста ребенок не только криком и другими способами проявления эмоций (покой, удовлетворенное гуление) демонстрирует сложившиеся комфортные и дискомфортные тактильные ощущения. Таким образом, к 2-м месяцам задействована теменная доля .
К 5-ти месячному возрасту относится «умение», а главное — «желание» сидеть на руках взрослого. То есть возникает первичная пространственно-координационная установка, контролируемая уже лобными долями.
Сенситивный период развития акустических зон мозга наступает несколько позже. Так известно, что ребенок до полугода проходит стадии гуления и первичного лепета, которые по своему происхождению являются врожденными безусловно-рефлекторными синергиями, осуществляемыми стволово-подкорковыми ядрами . Время возникновения лепета говорит о том, что здоровый ребенок к этому периоду развития реагирует не только на шумы, издаваемые различными предметами, но и на речевые шумы при глобальном восприятии различных интонаций говорящего с ребенком человека. Первоначально речь матери или отца представляется в коре головного мозга младенца как нечленораздельный звуковой шум, окрашиваемый интонациями симпатии, поощрения и легкого порицания. Таким образом, височные (акустические) зоны коры головного мозга получают наиболее благоприятные для развития условия несколько позже затылочных и теменных. В этот период времени очень важным становится выразительная эмоционально окрашенная речь окружающих взрослых, которая и стимулирует развитие этих зон мозга.
Управление артикуляцией требует участия лобной
и нижней части моторной коры и предусматривает реализацию фонемно-лингвистических программ.
Таким образом, для нормального речевого развития необходимы три условия:
1. Психофизиологическая готовность ребенка, то есть возрастная зрелость всех систем и подсистем его мозга.
2. Адекватная обогащенность внешней среды (натуральной и социокультурной), изменчивость и константность которой должны находиться в оптимальном соотношении.
3. Присутствие эмоционального акустического взаимодействия взрослого окружения и ребенка.
Третий год жизни является эволюционно критическим для развития мозговых основ речи ребенка. Нормальное речевое становление возможно при сохранности нейросенсорных основ речевой функциональной системы в условиях ярко эмоционально окрашенной речи окружающих.
Языковые компоненты
- Ритм
- Интонация
- Экспрессивная доречевая продукция
Слайд 19
Становление интонационных средств
1) Крик ,
который по акустическим характеристикам прибли- жённо соотносится с интонациями неудовольствия
и т.д.( Н. Я. Кушнир, Е.Е. Ляксо);
2) Плач , который по акустическим характеристикам приближённо соотносится с интонациями повествования, радость, требования ( Е.В. Шереметьева);
3) Гуление, как интонация удовольствия;
4) Лепет и слоговой лепет, идентифтцируемые с интонациями радости, повествования, убеждения и утверждения (Е.Н. Винарская, Е.Е. Ляксо, Р.В. Тонкова-Ямпольская)
5) Первые слова, которые при помощи интонационного оформления становятся словами-предложениями(А.Н. Гвоздев)
6) К 2,5 годам в спонтанной речи ребёнка встречаются все возможные типы интонаций.
Онтогенез словесного ударения
- На стадии слогового лепета и первых слов речевая продукция ребёнка ритмически организовывается словесным ударением.
- Преобладание выделенности начального сегмента в слоговой структуре псевдослова, т. е. хореическая структура, постепенно уравнивается выделением конечного сегмента, т. е. ямбическая структура.
- Движение от хорея к ямбу -это первые шаги к овладению слоговой структуры слова;
- К 18 мес. Преобладают ямбические организованные структуры, что в целом подчёркивает тенденцию к овладению классическим для русского языка типом мелодической фигуры со средним положением ударного слога.
Уже на первом году жизни отмечается выделенность лепетного сегмента, которая проявляется в относительно большей длительности вокального, шумового или того и другого компонентов одновременно, что соответствует представлению о природе ударения в потоке русской речи . Ребенок первого года жизни «живет в окружении хорея — размера, который соответствует его ритмической наклонности». Хорей преобладает в речевых обращениях взрослых к ребёнку. Этот ритмический размер помогает ребенку осознать лексическое значение слова и заложить основу понимания грамматического значения. Как противопоставление акцентуации первого слога двусложных псевдослов нисходящей звучности (хореическая организация) начинают накапливаться двусложные псевдослова с выделенностью второго слога восходящей звучности (ямбическая организация). И уже к 18 месяцам эти структуры даже начинают отчетливо преобладать. В поле восприятия и воспроизведения различных интонаций и ритма развиваются первые фонологические оппозиции. Проследим становление фонематических компонентов речи в раннем возрасте.
Слайд 22
Становление фонематического слуха
- две стадии:
различение гласных и различение согласных звуков, которые подразделяются на ряд
ступеней
- к двум годам ребёнок начинает слышать и дифференцировать все звуки родного языка в соответствии с их смыслоразличительными функциями.
Уже в
первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих взрослых. Ребенок ориентируется на интонационный, ритмико-структурный, тембровый и фонемный состав речи взрослого
Зарождение фонематического восприятия приходится на стадию развитого лепета. Еще до того, как ребенок начнет произносить слова, он уже приобретает опыт для их узнавания и различения, то есть фонематические различия — предшественники различий артикуляционных. Первоначально ребенок воспринимает лишь общий контур слов, выделяя наиболее контрастные звуковые противопоставления: согласный — гласный.
Когнитивное развитие
- Элементарная рассудочная деятельность
- Вероятностное прогнозирование ( А.С. Батуев, Е. И. Краснощёкова, Л. В. Соколова)
Элементарная рассудочная деятельность
- Способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, проявляется процессуальной игре.
- Основой расудочной деятельности по утверждению А.С. Батуева являются инстинкты и эмоции
Социальные компоненты
- адекватность и своевременность внешних требований семьи в когнитивном развитиии ребёнка раннего возраста.
- когнитивные компоненты:
1) игровые действия;
2) оречевление игровых действий
3) эмоциональное реагирование
Речь взрослого, обращенная к ребёнку
- особым образом грамматически структурируется, просодически оформляется и семантически наполняется в зависимоси от возможностей ребёнка воспринимать и понимать определённые характеристики речевого обращения.
Онтогенез общения.
- ситуативно-личностное;
- ситуативно-деловое;
- внеситуативно-познавательное.
Речевое развитие ребёнка
Психофизиологически и когнитивно обусловлено , запускается только в процессе живого общения и в раннем возрасте базируется на достаточно сформированных ритмических и интонационных процессах.
Становление моторных предпосылок артикуляции
Под процессом артикуляции понимается деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов
В фонетической парадигме (В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова, ) лепет — это соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность с модуляцией по тембру и высоте. А.Э. Гоер и Г.Г. Гоер (Дерягина) обосновали, что в артикуляционном плане это: 1) активное включение языка; 2) «сужение продвигается до полного затвора, который теперь появляется на разных местах».
Это означает, что у ребенка сформировался физиологический механизм слогообразования: распадение потока речи на отрезки, состоящие из нескольких слогов и объединенные: а)акцентуацией; б) мелодикой; в) единством уклада артикуляционных органов.
Начиная с 3-х месяцев, вводится твердый прикорм (яблоко, овощное пюре, желток и т.д.). Умение, а потом навык жевания оказывает первичное координирующее воздействие на будущие органы артикуляционного аппарата. И как следствие, лепет усложняется: появляется некий эквивалент слова, то есть поток «речи» распадается на отрезки, состоящие из нескольких слогов и объединенные между собой акцентуацией, мелодикой и единством уклада артикуляционных органов.
Дальнейшее усложнение артикуляции связано с увеличением двигательных возможностей (ползание, ходьба), установлением предметной соотнесенности звукокомплекса. А.А. Леонтьев пишет, что круг зафиксированных к этому моменту артикуляций не расширяется.
Базой для артикуляции является процесс жевания, как предметный уровень произвольного движения, который формируется в определенных микросоциальных условиях и проявляется в пищевом поведении ребенка.
Таким образом, артикуляция, как символический уровень произвольного движения, формируется в определенной языковой среде при непосредственном участии фонематического восприятия и фонематического слуха в такой последовательности:
- врожденные программы центральной нервной системы (крик, гуление, ранний лепет, связанные с филогенетической памятью речевой функциональной системы);
- поздний слоговой лепет (начало синергетического взаимодействия речедвигательного и речеслухового анализаторов);
- появление первых слов, фраз;
- тонкая дифференциация артикуляторных укладов и артикуляционных мелодий в различных фонетических вариантах.
- На основе обобщения современных данных мы представили речевое развитие ребёнка раннего возраста в виде модели , состоящий из пяти стадий.
- Стадия речевого развития рассматривается нами как динамический комплекс , включающий психофизиологические , языковые и когнитивные компоненты.
- В каждой стадии выделено «узловое образование» (Р.Е. Левина) , а именно языковые процессы , являющиеся необходимым условием нормального протекания генеза речи в условиях данной стадии и определяющие переход на последующую